Методические работы (исследования)
методическая разработка по музыке

Методические исследования по вопросам грамотного разбора нотного текста и быстрого запоминания музыкального произведения наизусть.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чернышева Елена Валентиновна преподаватель МБУДО «Чунская ДМШ»

р.п. Лесогорск, Иркутская область

Международный конкурс методических разработок

                                «Master class»

 

Номинация:

«Разработка форм, методов, средств обучения и воспитания»

Методическая (исследовательская) работа по теме:

«Музыкальная память. Методы и способы запоминания нотного текста на память»

                        р.п. Лесогорск, май 2024 г.

Содержание

  1. Вступление
  2. Виды памяти:
  1. логическая;
  2. зрительная;
  3. слуховая;
  4. двигательная (моторика);
  5. тактильная
  1. Типы или каналы восприятия
  2. Нотный текст. Понятие.
  3. Этапы работы над нотным текстом
  1. донотный;
  2. работа с нотным текстом.
  1. Методы разбора нотного текста:
  1. без инструмента
  2. метод Альбрехта
  3. метод абсолютной сольмизации;
  4. метод постепенного запоминания текста;
  5. метод чередования;
  6. метод мысленного проигрывания произведения по нотам, а затем наизусть;
  7. метод Татьяны Зильберт;
  8. метод Карла Леймера
  1. Способы проверки прочности запоминания. Игры:
  1. «Диалог»,
  2. «Стоп»,
  3. «Покажи в нотах»,
  4. «Помехи»
  1. Правила для учеников
  2. Заключение
  3. Список использованной методической литературы.
  4. Материалы сети интернет и видеохостинга Ютуб

  1. Вступление

Музыкальная память, пожалуй, самая неисследованная область музыкальной психологии и педагогики. Проблема точного запоминания и точного воспроизведения нотного текста возникла в 19 веке, в эпоху романтизма, считается, игра по памяти вошла в моду со времен Ф. Листа.

Музыканты – исполнители объясняли это обстоятельство тем, что игра наизусть совершенно необходима для творческой свободы, так как усложняющаяся фактура произведений уже не позволяла исполнителю раздваивать свое внимание между клавиатурой и нотным текстом. Возникла необходимость прочного запоминания и точного воспроизведения нотного текста.

Вопросами музыкальной памяти занимались ученые, педагоги, музыканты всех специальностей. Работы Голубовской Н.И., Маккиннон Л., Петрушина П.И., Савшинского С.И., Стоянова А. и Щапова А.П., педагогическая система К. Леймера – В. Гизекинга являются ключевыми в освещении особенностей и проблем музыкальной памяти. 

Хорошая музыкальная память, – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение, даже спустя длительный срок после выучивания.

В настоящее время, проблема развития музыкальной памяти учащихся становится все более актуальной. Педагогическая практика, показывает, что быстрое и эффективное выучивание на память музыкальных произведений является сложной задачей для многих учащихся.

Музыкальный психолог А.А. Алексеев считает, что музыкальная память «поддаётся значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий».

Целью данной работы было изучение особенностей музыкальной памяти и методов её развития для обучения учащихся приёмам заучивания нотного текста наизусть с наименьшими временными и психическими затратами.

Для этого были поставлены задачи:

  1. Получить сведения о видах памяти человека и типы (каналы) восприятия информации.
  2. Изучить и применить в своей практике эффективные методы работы над нотным текстом, способствующие быстрому и прочному запоминанию учащимися музыкального произведения наизусть.

  1. Виды музыкальной памяти.

Существует несколько видов музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело музыканту при разборе и запоминании музыкального произведения. Рассмотрим пять основных видов.

  1. Память логическая

Этот вид памяти помогает запоминать и удерживать в голове логику развития произведения, тип фактуры, технические формулы, структурные единицы музыкальной ткани (мотивы, фразы, предложения, периоды), смену тональностей, ключевых знаков. Логическая память опирается на теоретические знания ученика. Следовательно, если теоретических знаний нет - будут проблемы с запоминанием.

Логическая память должна быть задействована постоянно при разборе, запоминании. Но она тяжеловесна и не продуктивна во время исполнения на сцене.

  1. Память зрительная

Заключается в запоминании написанного нотного текста и запоминании расположения рук на инструменте. Наличие нотного текста во время работы над произведением является обязательным требованием. Зрительная память, в большинстве случаев, играет второстепенную роль по сравнению со слуховой памятью (слепые музыканты лишены возможности пользоваться зрительной памятью).

У детей преобладает двигательная память, поэтому они, к сожалению, не любят смотреть в ноты. Часто, выучив произведение наизусть, они, в дальнейшем, всю работу проводят без нот. Это не даёт возможности тексту как следует закрепиться на зрительной памяти, масса интереснейшей информации остаётся незамеченной. В результате, зрительная память остаётся незадействованной. Качество исполнения от этого страдает. Для развития зрительной памяти необходимо заниматься постоянно чтением с листа.

  1. Память слуховая

В музыкально- слуховой памяти различают способность запоминать мелодию, гармонию, тембр, ритм, интонацию. Музыкально-ритмическая память - явление, в котором соединяются слуховая и мышечная память. Слуховые представления сильно зависят от топографии клавиатур и ощущений пальцев, пальцевой моторики. Отсутствие слухового контроля - серьёзнейшая причина проблем с запоминанием текста. Значительному развитию слуховой памяти способствуют уроки сольфеджио, слушания музыки и хора.

  1. Память двигательная (моторная)

Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, (я разделяю движения на: физико-механические: сила, скорость, высота, масса; и художественные - память на штрихи). Человеческий мозг не в состоянии проконтролировать мелкие длительности в быстрых темпах: пальцы бегают значительно быстрее, чем мозг в состоянии работать. С этой задачей прекрасно справляется наша моторика. Это самый надёжный и наиболее часто задействованный вид памяти. Двигательная память развивается в результате регулярных занятий. При этом, педагог должен объяснить ученику какие движения нужно запомнить в контексте исполняемого произведения.

Особенность моторной памяти заключается в том, что она не нуждается в контроле. Попытки проконтролировать моторику головой во время выступления обычно приводят к катастрофам на сцене – полному забыванию текста. Зато если суметь полностью отключить голову, «не мешать» рукам, то они, скорее всего, справятся с задачей без проблем. Вот почему этот вид памяти так любят наши ученики. 90% выступлений держится исключительно на моторике.

  1. Память тактильная (осязание)

Это память прикосновения к струнам, к клавиатуре. Память на ход кнопки, клавиши, на их погружение в дно и глубину клавиатуры. Кончик пальца, даже без наших усилий, запоминает характер прикосновения и в плане динамической нюансировки и в отношении штрихов. Тактильная память хорошо тренируется при игре с закрытыми глазами или в темноте.

  1. Типы или каналы восприятия

Для продуктивной работы над запоминанием нужно понять, как ученики воспринимают информацию. Одни дети схватывают информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Преподавателю нужно научиться говорить с каждым ребёнком на его языке.

Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия. Не подлежит сомнению, что преподаватель может интуитивно выбрать способ общения с ребёнком, но знания никогда не помешают. В этом и заключается наша профессия - много знать и постоянно приобретать новые знания, учиться. Нужно всегда стараться понять любого ребёнка, искать возможности поддерживать интерес к обучению, желание посещать уроки. Не маловажную роль играет радость общения с педагогом. При общении, в учебном процессе необходимо использовать методы, понятные и близкие ребенку.

        Как распознать у ребёнка ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто, достаточно просто понаблюдать! В зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории:

  1. Визуалы (зрительный канал восприятия)

Визуалы, это люди, которые воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения.

У ребёнка – визуала развита способность логически мыслить. При восприятии информации он, больше полагается на зрительные ощущения. Быстро запоминает цвет, форму, размер. В общении со сверстниками ребёнок – визуал сначала наблюдает, а уже потом идёт на контакт. Его речь не отличается особым богатством.

        Особенности внимания: визуалу, шум и всевозможные помехи практически не мешают. Особенности запоминания: помнит то, что видел, запоминает картинами. Образное мышление хорошо развито.

С учеником - визуалом следует употреблять слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом темы, фразы, части произведения, использовать наглядные пособия. Можно попросить нарисовать картинку по разучиваемому произведению, на которой будет изображен процесс его развертывания. На ней может быть уделено больше внимания эмоционально-образному плану либо логико-композиционному аспекту.  

  1. Аудиалы (слуховой канал восприятия)

Аудиалы лучше усваивают информацию на слух.

Аудиал познаёт и воспринимает окружающий мир через звуки, поэтому, раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Умеет убеждать, уговаривать. Дети – аудиалы очень общительны.

Особенности внимания: аудиал легко отвлекается на звуки. Особенности запоминания: аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая.

Среди учеников ДМШ, ДШИ много детей с преобладанием именно звукового типа восприятия окружающего мира. Их обычно относят к разряду талантливых, поскольку для успешной музыкальной деятельности этот тип восприятия является наиболее подходящим, хотя вовсе не обязательным.

С аудиалами реже возникают проблемы при выучивании музыкального произведения наизусть, так как они от природы весьма продуктивно используют запоминание музыки на слух.

С учеником - аудиалом следует использовать вариации голоса (громкость, паузы, интонации). Разговаривать с ребёнком о том, какие эмоции вызывает та или иная музыка, попросите их нарисовать, и выразить свои впечатления в рисунке.

Способности аудиалов можно развивать прослушиванием качественных музыкальных записей, игрой в театр с изменением голоса. Ролевые игры и домашний театр — их стихия, они любят и понимают музыку. Аудиал быстрее запомнит нотный текст, проговаривая его.

  1. Кинестетики

Для кинестетиков более важными являются такие органы чувств, такие как осязание, обоняние.

Кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. Он живёт в чувствах, в телесных ощущениях. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, старайтесь меньше употреблять фразу "Не трогай!" На уроке отвечает медленно, с трудом подбирает слова. Любимый ответ: «Я не знаю».

Особенности внимания: кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно.

Особенности запоминания: кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая. Любит все записывать, если будет только слушать или смотреть, то не воспримет и половины информации. Зато эти дети удивительно грамотны.

С кинестетиком лучше использовать жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию. Кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Именно эти дети лучше других практически реально осознают разницу между различными способами звукоизвлечения.

  1. Дискреты или дигиталы (дискретно-дигитальный канал восприятия (digital (англ.) – цифровой).

Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие знаки, условные обозначения.

Дискреты или дигиталы живут в мире языковых знаков, таблиц, графиков. Все ощущения, эмоции, чувственные потребности, всё, что происходит от души и тела, они стараются перевести в словесные формулировки. От них можно услышать, например: «Золотая рыбка – это многоцелевой преобразователь желаний в действительное поле явлений», «Куст – это совокупность веток, исходящих из одного места».

Дискреты рассматривают все предметы и явления с точки зрения пользы: «Зелёные яблоки, как продукт плодоводства, пригодны для употребления с точки зрения большого содержания в них железа». Среди детей, дискреты встречаются крайне редко. (Я не встречала)

  1. Нотный текст. Понятие.

Итак, имея чёткое представление о видах памяти и типов восприятия, следует определить, что же такое нотный текст, который предстоит выучить нашему ученику.

Нотный текст, это система графических знаков, своеобразный шифр, для непосвящённых людей абстракция. Он приспособлен для фиксации музыкального произведения, его идеи. Это данность, которой как бы, не существует без воспроизведения.

Нотный текст – это графическое изображение партитуры музыкального произведения и его музыкального содержания.

Нотный текст – единственная опора, которая даёт правильное понимание замысла композитора.

Верное толкование всех элементов нотного текста является основой в формировании осмысленного исполнительского процесса. И ученику, с помощью педагога, предстоит расшифровать нотный текст, услышать и перевести в игровые движения, выучить наизусть, исполнить на публике, то есть воспроизвести.

V. Этапы работы над нотным текстом и запоминанием музыкального произведения на память.

Существует множество методов работы над музыкальным текстом и запоминанием наизусть. Выделим основные этапы.

1 этап Донотный. Варианты ознакомления с музыкальным произведением

Когда начинается запоминание музыкального произведения? C самого первого знакомства, с того момента, когда ученик впервые услышал его, получил первое впечатление. При этом, в коре головного мозга образуется своеобразный трек (track (англ.) - след, курс, трасса), в нашем случае – звуковая дорожка. Происходит первоначальное запоминание, а с запоминания начинается память.

Выделим варианты ознакомления с музыкальным произведением:

1 вариант: выбираем произведения совместно с учеником.

Нужно заранее обдумать пьесы, которые будут предложены ребёнку. Это должен быть материал, подходящий по сложности, интересный по содержанию. Педагогу нужно быть готовым самому проиграть пьесу ученику в лучшем виде. И, если для младших учеников можно просто прочесть с листа, то произведения, предназначенные для старшеклассников, нужно хорошо выучить. Педагог должен играть!

При прослушивании пьесы у ученика происходит возбуждение слухового нерва, что влечёт за собой реакцию голосовых связок и мышц пальцев. А если при этом ученик следит за нотным текстом, у него работает зрение, он в общих чертах видит картину нотного текста. Первоначальное усвоение текста становится зрительно-слуховым,

  1. Вариант: прослушивание в аудио, видео -записи

 Очень хорошо, предложить ребёнку прослушать произведение в исполнении профессиональных исполнителей, а также, юных музыкантов, участвующих в различных детских музыкальных конкурсах. После прослушивания, нужно поинтересоваться впечатлением, полученным учеником от данного исполнения, выслушать мнение его о прослушанном произведении.

Так же, необходимо рассказать ученику о композиторе, интересных фактах его биографии, исторических условиях, в которых проходило творчество автора, если это обработка народной мелодии - познакомить с литературным текстом и т.д. Самое главное, чтобы у ребёнка возникла влюблённость в звучание пьесы и интерес к его идее и художественному содержанию.

Учёные, которые изучают воздействие музыки на мозг, выяснили, что, что прослушивание или исполнение любимых композиций вызывает у человека выработку гормона удовольствия дофамина.

Дофамин, естественным образом вырабатывается в больших количествах во время любого позитивного жизненного опыта в «центре удовольствия», который находится в прилежащем ядре головного мозга. И, если музыка нравится, она не только воздействует на «центр удовольствия», но и значительно активизирует работу мозга.

  1. Вариант: ученик откуда-то знает пьесу и хочет ее сыграть.
  2. Вариант: ученик уже разбирает произведение самостоятельно, если готов к этому.

Далее, наступает момент непосредственного знакомства с нотной записью, то есть, наряду со слуховой памятью, активно подключаются зрительный и логический виды памяти.

2 этап. Работа с нотным текстом.

Часто дети сразу устремляются к клавиатуре. Нельзя позволять им этого с первого класса. К музыке нужно присмотреться, как это мы делаем, когда впервые знакомимся с другим человеком, чтобы знать, как с ним общаться. Предварительно, лучше мысленно разделить произведение на части: (можно обозначить части в нотах карандашом любым способом, дать название, соответствующее их художественному содержанию. Последнее очень любят и хорошо понимают дети. Попутно ученики находят схожий или одинаковый нотный текст; секвенционное развитие, похожий или одинаковый ритмический рисунок и т.д.

Установка на умение делать предварительный анализ помогает ученику прочнее запоминать музыкальный материал, сокращает время при запоминании похожих или одинаковых фрагментов текста. При этом, запускается важнейший в нашей педагогической работе процесс - воспитание ребёнка как будущего исследователя и мыслителя.

Хорошим ученикам, наученным самостоятельному разбору, тоже не помешает напомнить, что не следует спешить прикасаться к клавиатуре.

  1. Методы разбора нотного текста

Очень важно выбрать такой объём материала, какой ученик может охватить зрением в целом. Пусть для начала будет даже всего один такт, со временем глазные мышцы станут более тренированными, и ученик будет видеть больше и дальше.

  1.  Метод: без инструмента.

Сидя за столом, необходимо внимательно:

  • пропеть внутренним слухом обозначенный фрагмент (все мелодические линии и подголоски).
  • постараться услышать гармонические вертикали;
  • простучать ритмический рисунок (особенно сложные места);
  • простучать ритм и метр одновременно двумя руками;
  • внимательно изучить все штрихи, динамику, аппликатуру;
  • понять музыкальную форму произведения.

В конце разбора, когда общая картина фрагмента станет полностью ясна, можно начать исполнять на инструменте, уже чётко представляя себе цель и задачи.

Так же, перед первым проигрыванием на инструменте, рекомендуется проработка нотного текста в виде пропевания вслух всех возможных мелодических линий:

  • по методу Альбрехта, который предполагает ритмизированное чтение

нот без интонирования;

  • по методу абсолютной сольмизации, предполагающему пропевание с

названием нот, чисто интонируя и в точном ритмическом движении.

По мере музыкального развития ученика, следует постепенно переходить от первого метода ко второму. Применение этих методов подключает к работе слуховую и логическую виды памяти. Если же при таком пропевании ещё и мысленно представлять исполнение этого текста на инструменте (причём правильной аппликатурой!), то и зрительная память будет в работе, и двигательная подготовится к реальному исполнению. Нужно помнить, что наилучшее запоминание получается только при постепенном запоминании.

  1. Метод постепенного запоминания.

При применении этого метода, нужно как бы «нанизывать» выученные отрывки на единую нить памяти, всё время, возвращаясь к началу, и повторяя ранее выученное вместе с вновь заученным материалом. Этот же принцип применим и к предложениям, периодам, частям.

Учить следует вдумчиво, медленно. Заучивание одноголосных мелодий, после такой подготовки, вряд ли вызовет какие-либо трудности. В полифонических пьесах подобным образом прорабатываются все голоса перед тем, как их соединить.

Нельзя забывать, что все эти действия необходимо выполнять с максимальной слуховой концентрацией, при неослабевающем внимании и сосредоточенности. Если внимание притупилось, наступила усталость, то стоит на время отложить занятия, чтобы продолжить их при более ясном сознании.

  1. Методы чередования:

         1: заключается в чередовании проигрывания отдельных эпизодов музыкального материала по нотам с последующим проигрыванием их на инструменте наизусть. Является одним из методов, наиболее активизирующих умственную работу при запоминании.

2: (более сложный) – мысленное проигрывание произведения по

нотам, а затем, наизусть. Этим приемом пользуются многие выдающиеся музыканты. Такие занятия «в уме» имеют огромное значение. Скорее всего, этот метод преподаватели всё-таки предлагают своим продвинутым ученикам. Было бы очень хорошо, если бы он получил более широкое применение и распространение, не смотря на свою трудность. Хотя именно он максимально активизирует слуховую сторону памяти и развивает слуховое воображение.

При исполнении на инструменте, внутренний слух должен постоянно контролировать получаемый результат. По сути, идеален тот вариант исполнения, при котором музыкант сначала слышит необходимое звучание внутри себя, затем исполняет, а получившееся звучание сверяет с тем, что сохранил в памяти внутренний слух. В виде формулы это выглядит так: «слышу (внутренним слухом) – исполняю - контролирую (внутренним слухом)». Конечно, эта цепочка «память-исполнение-контроль» в реальности происходит столь быстро, что исполнитель не всегда может её осознать. Но принцип мыслить при исполнении на опережение должен быть базовым для хорошего музыканта.

Обращаться к анализу по нотам необходимо постоянно, даже после того, как произведение уже прочно выучено и, возможно, не раз исполнено публично. Ведь, даже долговременная память имеет свойство терять мелкие элементы, и подчас исполнитель с удивлением обнаруживает, что играет не ту ноту или не тот штрих в произведении, исполняемом им годами. Следует помнить об этом, и не пренебрегать кропотливым нотным анализом в уже, казалось бы, не раз сыгранном произведении.

  1. Ещё один метод работы с текстом предложен Татьяной Зильберт.

Она – пианистка, преподаёт в Виннице в музыкальном училище, педагогический стаж- 30 лет, ведёт свой блог в интернете, пишет статьи о музыке. Привожу небольшую статью, размещённую на этом блоге, почти дословно:

  • «Процесс разбора и запоминания текста относится к черновой работе.

А, черновая работа должна занимать, в идеале, не более 10% времени, отведённого на освоение произведения. Предлагается посвятить этой работе хотя бы 2-3 недели, никак не больше, чтобы основное время посвятить творческой работе.

В запоминании текста участвуют (должны участвовать!) пять видов памяти. Но при этом есть один секрет: если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности. Поэтому, самое правильное (то, что было проверено многократно практикой, и практикой учеников) – не делать разбор текста вообще. Такой формы работы нет. Либо читка с листа (ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст, где в пальцах ещё не успели образоваться двигательные стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа решить эту задачу, кроме как подключить все остальные виды памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В результате процесс запоминания многократно ускоряется, и, главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при этом времени на всё это уходит в разы меньше. Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо меньше, что также положительно влияет на результат.»

Я попробовала применить этот метод, мне он очень понравился.

  1. Метод Карла Леймера

Метод заключается в том, что запоминание музыкального произведения происходит не в процессе игры на инструменте, а, только в процессе чтения, то есть, логического продумывания нотного текста. Аналитическое прочтение нотного текста даёт ученикам лучшее понимание формы музыкального произведения. Осознание строения каждого произведения, - лишь одно из преимуществ заучивания наизусть посредством аналитического прочтения, а систематическая тренировка памяти подобным образом позволяет быстро находить все ключевые моменты, облегчающие запоминание пьесы и, не задерживаясь долго на этом этапе, переходить к решению более сложных задач. Поначалу, несколько механическое, это занятие ведёт ученика к тому, что при прочтении он начинает постигает и духовное содержание произведения, то есть, по словам Леймера, у него постепенно развивается способность слуховых представлений музыки, записанной в нотном тексте.

При применении этого метода, от начинающих, даже от детей, уместно часто требовать уверенной игры на память хотя бы одного или двух тактов. Это тренировка принесёт хорошие плоды.

  1.  Способы проверки прочности запоминания. Игры.

Личный опыт показывает, что проводить проверку прочности запоминания на уроке, лучше всего в игровой форме. Обычно, дети с удовольствием и азартом включаются в игру. Привожу примеры, которые мы используем на уроках.

  • Игра «Диалог».

В начале игры договариваемся, кто начинает играть, а кто продолжает. Например: я играю первую фразу, ученик вторую и т.д., пока не исполним всю пьесу. Затем, меняемся.

  • Игра «Стоп».

Ученик начинает исполнять, я в любом месте даю команду «стоп». Ребёнок прекращает исполнение, при этом руки остаются на клавиатурах. Через короткий промежуток времени (3-5 секунд), после команды «дальше», он должен продолжить играть с того места, где произошла остановка.

  • Игра «Сброс».

Отличается от предыдущей тем, что ученик после команды «сброс» резко сбрасывает руки с клавиатур, и так же, через небольшой промежуток времени возвращается к исполнению с того места, где произошла остановка.

  • Игра «Покажи в нотах»

Я играю пьесу, ученик слушает, не глядя в ноты. Останавливаюсь в любом месте. Ребёнок должен найти в нотном тексте, где произошла остановка.

  • Игра «Помехи»

Варианты:

Ученик исполняет, я задаю какой-либо вопрос. Не прекращая игры, он должен постараться ответить.

Ребёнок исполняет, я играю придуманный аккомпанемент. Часто бывает, что это является помехой и сбивает с толку учеников, особенно младших. Со старшими учениками можно вообще одновременно играть в разных тональностях. Антимузыкальный метод, зато очень хорошо работает для проверки концентрации внимания

  1. Правила для учеников

Предлагаю правила для учеников, способствующие развитию памяти в процессе работы над выучиванием произведения наизусть:

  • нельзя учить пьесу наизусть в состоянии утомления, сонливости, когда

не удается, сосредоточить внимание;

  • заучивать произведение нужно по небольшим фрагментам;
  • перед игрой произведения наизусть просматривать его глазами по

нотам;

  • проверкой качества заучивания может быть написание нот на чистом нотном листе по памяти или пропевание (проговаривание) мелодии вслух с правильным ритмом и в указанном автором темпе;
  • чередование пассивного (по нотам) и активного (без нот) повторения очень полезно;
  • важно исполнять выученное произведение в медленном темпе и даже очень медленном. Иногда рекомендуется менять темп при исполнении. Так исполнение медленной пьесы в быстром темпе помогает прояснить музыкальные линии, а исполнении быстрой пьесы в медленном способствует закреплению технических навыков, и предотвращает «заигрывание».
  • при исполнении произведения наизусть нужно стараться следить за выполнением задач, которые постоянно ставит педагог.

Способствуют запоминанию:

  • интенсивная эмоциональная и интеллектуальная работа;
  • осмысленные приёмы и способы работы;
  • основным способом было и есть многократное повторение;
  • повторению подлежит не вся пьеса, а фрагменты, которые не поддаются запоминанию;
  • повторения должны выполняться с полной умственной сосредоточенностью и полной концентрацией слуха;
  • количественная сторона повторений имеет значение лишь в сочетании с качественной;
  • аппликатура не может быть нестабильной в процессе запоминания текста наизусть. Это важное условие!

Тормозят запоминание:

  • безинициативное отношение к работе;
  • бесцельное просиживание за инструментом;
  • бездумное повторение, являющееся, по мнению учеников, элементом интеллектуальной проработки;
  • бессодержательные и неверные приёмы и способы работы.
  1. Заключение

Одна из важнейших задач учителя, возможно, самая важная – научить ученика рационально заниматься, вновь и вновь указывать учащемуся правильные пути и добиваться того, что ученик не сходит с них.

Все изученные и освящённые в данной работе методы, я применяю в своей педагогической практике. Умственный труд, который необходим при работе над нотным текстом, требует большого напряжения и очень не нравится ленивым мыслью ученикам. Но, именно, тончайшая проработка всех элементов произведения приносит пользу и обеспечивает наилучший прогресс. Обретается полная уверенность в игре, такая, что ученик утрачивает чувство страха на сцене.

От преподавателя требуется неутомимое терпение, чтобы снова и снова тренировать внимание и память ученика.

X. Список изученной и использованной методической литературы

1. Алексеев А.Л. Методика обучения игре на фортепиано
Н.И. Голубовская О музыкальном исполнительстве. Издательство «Музыка», Ленинград, 1985
2. Габова Е.С. Понимать детей дело интересное. Издательство: Аграф, 1997
3. Григорьев В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащихся// Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2 /
Ред.-сост. В.И. Руденко. — М.: Музыка, 1980,
4. Достал Ян. Ребенок за роялем / Ян Достал – М., Издательство Музыка, 1981
5. Коган Г.Л. Работа пианиста. / Г.Л. Коган – М., Классика 2004-204
6. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) Издательство «Эйдос», Москва, 1994
7. Маккиннон Л. Игра наизусть. Издательство «Музыка», Ленинград, 1967
8. Г. Нейгауз Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.^ - М.: «Музыка», 1988

9. Обучение игре на фортепиано по Леймеру – Гизекингу. – Москва, КЛАССИКА XXI, 2009

10. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. - М.: Издательский Дом «Композитор, 2001 г. Под редакцией Н.В. Пуриц

11. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением М.: Классика – XXI, 2004 (ПИК ВИНИТИ)
12. Смирнова И.Л. Совершенствование запоминания музыкальных произведений в профессиональной подготовке студентов. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы. / И.Л. Смирнова – Свердловск, 1989
13. Стоянов А. Искусство пианиста. – Москва.: Музгиз, 1958
14. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для студентов по специальности No 2119 Музыка и пение – Просвещение – М., 1984

15. Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», М.: «Классика – XXI», 2001

  1. Материалы сети интернет и видеохостинга Ютуб

  1. Бехтерева Н. Лекция «Лабиринты мозга». https://youtu.be/0iMlhcEAETY
  2. Зильберт Т. Сайт: tatzilbert.rurazvitie – pamyati/
  3. Черниговская Т.В. Лекция «Музыка и мозг» https://youtu.be/6nlhlbZbMQY
  4. Исаков И. Открытый мастер-класс «Возможности памяти»

(без ссылки, набор в поисковой строке браузера)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                                            «Чунская ДМШ»                  

Методическое сообщение к открытому уроку преподавателя Прокопьевой Е.В. по теме: «Формирование навыка грамотного разбора нотного текста с обучающимися подготовительного класса по специальности аккордеон».

Содержание:

  1. Место и роль навыка разбора нотного текста в учебном процессе.
  2. Понятие и суть навыка.
  3. Виды навыков.
  4. Методы формирования навыка
  5. Этапы формирования навыка.

  1. Место и роль навыка разбора нотного текста в учебном процессе.

Безупречное знание нотного текста – залог уверенности, грамотности, исполнительской свободы и, следовательно, творческого и эмоционального самовыражения ученика.

Было бы ошибкой считать, что умение грамотно разбирать и максимально качественно исполнять музыкальный текст требует каких-то выдающихся музыкальных способностей, одарённости. Это прежде всего – навык, который можно и нужно развивать у обучающихся с самых «первых шагов». Это должна быть систематизированная, кропотливая и тщательная работа по заданному алгоритму, который устанавливается преподавателем для каждого ученика индивидуально.

Целенаправленное, систематическое обучение грамотному разбору закладывает основу для выработки очень ценного навыка – чтению с листа, что является самым коротким, эффективным и перспективным путём, ведущим в обще-музыкальном развитии детей.

Развитые навыки грамотного разбора и чтения с листа, в свою очередь, способствуют быстрому запоминанию нотного текста. А все три вышеназванных навыка, являются ключевыми в обучении игре на музыкальном инструменте и, в совокупности, значительно расширяют кругозор и развивают музыкально – интеллектуальные качества ребёнка, способствуют накоплению его теоретической, музыкальной и исполнительской базы, повышают самооценку ученика, дают возможность стать социально-значимыми достижения юных музыкантов. Именно этого ждут от музыкальной школы ученики и их родители!

  1. Понятие и суть навыка

Навык – это умение, доведённое до автоматизма путём повторения и практики. По сути, это приспособительный механизм организма, помогающий адаптироваться к выполнению определённой деятельности, значимой для человека. Навыки помогают увеличить скорость и качество работы, тем самым, повышая её продуктивность

Формирование навыка – это одна из основных задач процесса обучения.

  1. Виды навыков:
  • Мыслительные – необходимы в умственной работе. Они связаны с восприятием и воспроизведением информации, её анализом, распределением и систематизацией.
  • Двигательные – необходимы в любом труде, связанном с взаимодействием с внешним миром.
  • Перцептивные (или сенсорные) навыки заключаются в восприятии человеком окружающего мира, в умении пользоваться своими органами чувств или рецепторами, в нашем случае: зрением, слухом, осязанием (ощущение прикосновения кожей к чему – либо).
  • Навыки общения – взаимодействие с людьми и т.д
  1. Методы формирования навыка

Приступая к формированию конкретного навыка у конкретного ученика, преподавателю необходимо:

  1. построить алгоритм (последовательность действий), которые ученик должен выполнять в строго определённом порядке;
  2. выбрать методику, которая может считаться эффективной, если в ней заложено:
  •  понимание механизма формирования конкретного навыка;
  • учтены физиология и психология формируемого навыка;
  • упражнения и задания подобраны так, чтобы систематически и прицельно активизировать именно те механизмы, которые необходимы для успешного формирования навыка.

3. Этапы формирования навыка

Можно выделить 4 этапа на пути формирования навыка:

  • предварительный – связан с первыми попытками совершить какое -либо действие и переизбытком информации. На этом этапе ум и внимание человека хаотичны, работа правого и левого полушарий головного мозга не сбалансирована.
  • аналитический – во время него человек анализирует и пытается понять, как лучше выполнить, как лучше сделать то, что от него требуется.
  • синтетический – характеризуется объединением теории и практики. Человек соединяет отдельные элементы в одно целое.
  • автоматический – человек доводит свой навык до совершенства, не акцентируя на его выполнении большого внимания. Навык может считаться освоенным, когда человек не чувствует, что выполняет какую – то работу.

Эти этапы подсказывают каким образом следует выстраивать развитие навыка и на каком уровне развития находится навык.

Когда говорят о способах формирования навыков, чаще всего считают, что основное – это упражнение и тренировка, многократные повторения. Действительно, без этого невозможно сформировать навык в любой сфере деятельности человека, но ценность повторений возрастает многократно при полной осмысленности повторяемых действий. 

Моя личная методическая установка базируется на убеждении, что детей нужно учить(!) работать с нотным текстом с «первых шагов», следуя принципу от простого к сложному, что, напрямую связано с постепенным расширением и усложнением учебного репертуара.  

И ещё, важный принцип, общий для всех видов работы на уроке, которому я следую – никогда не гнаться за быстрым результатом. Не «перескакивать» с одного этапа на другой. У каждого ученика свой темперамент, свой «биоритм», своя индивидуальность, которую нужно учитывать. И это главное!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Чунская ДМШ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Формирование навыков разбора нотного текста у младших школьников в инструментальном классе детской музыкальной школы»

                        

Разработала: Прокопьева Елена Валентиновна

Преподаватель первой квалификационной категории

р.п. Лесогорск 2020

Содержание

  1. Введение

  1. Нотный текст: общее понятие, основные графические обозначения:
  1. звуковысотные обозначения;
  2. метроритмические обозначения;
  3. дополнительные обозначения

  1. Музыкальная педагогика о проблеме формирования навыков разбора нотного текста младшими школьниками.

  1. Рекомендации ведущих отечественных педагогов - музыкантов

  1. Принципы разбора и роль мышления в работе:
  1. принцип сознательности, осмысленное отношение к тексту;
  2. принцип разбора нотного текста – точность, тщательность, грамотность прочтения текста;
  3. принцип комплексного восприятия всех элементов текста;
  4. принцип решения музыкально- художественных задач;
  5. принцип систематической работы над текстом.

  1. Методы, приёмы и задачи при обучении разбору нотного текста.

  1. Список использованной методической литературы

  1. Введение

Российское музыкальное исполнительство в наше время достигло больших успехов. Стало привычным, что на многих международных конкурсах наши музыканты занимают первые места, становятся победителями самых престижных музыкальных соревнований. Это, безусловно, радует.

Но, с другой стороны, в практике отечественного музыкального образования наблюдается парадоксальная ситуация: неуклонно падает уровень профессиональной подготовки выпускников детских музыкальных учебных заведений – музыкальных школ, школ искусств, постоянно идёт на убыль число родителей, желающих приобщить детей к самому прекрасному из искусств – Музыке.

Одна из причин такого положения дел кроется в том, что ребёнок, пришедший в музыкальную школу с огромным желанием играть «на пианино», баяне аккордеоне, вместо праздника общения с музой получает долгое, неинтересное заучивание под бдительном контролем педагога несколько музыкальных пьесок к зачёту или экзамену. Особенно же, нелюбимым видом работы для учеников, особенно начинающих, является выполнение домашних заданий: какой сложной и непонятной кажется зашифрованная нотными знаками музыка, как не просто бывает её разобрать.

Пожалуй, каждый педагог – инструменталист задумывался над тем, можно ли сделать процесс разбора музыкального произведения для ребёнка более доступным, простым, менее трудоёмким. По какому пути следует двигаться, чтобы достигнуть результата кратчайшим путём?

  1. Нотный текст: общее понятие, основные графические обозначения

Нотный текст тесно связан с музыкальным содержанием произведения. Нотный текст – единственная опора, которая даёт правильное понимание замысла композитора. Верное толкование всех элементов нотного текста помогает в формировании осмысленного исполнительского процесса.

Все графические знаки нотного письма можно разделить на три основные группы:

Звуковысотные обозначения, которые включают в себя:

нотный стан;

  1. ключи, определяющие высотное значение нотного стана (скрипичный, басовый);
  2. нотные знаки: овальные головки со штилем – не заполненные (пустые белые) и заполненные (чёрные) – целая, половинная, четвертная

овальные головки, заполненные со штилем и флажками или сгруппированные под «рёбрами»;

  1. знаки альтерации при ключе, фиксирующие высоту данной ступени на протяжении всего музыкального произведения;
  2. знаки альтерации при нотах (случайные), изменяющие высоту только в данном такте и для данной октавы (диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль)

Метроритмические обозначения – различные элементы нотных знаков,

выражающие относительную длительность звуков, исходя из математического принципа деления на два каждой нотной (временной) доли, включающие:

  1. дополнительные знаки, предписывающие увеличение длительности звука (точка, фермата, лига);
  2. паузы;
  3. акколады, объединяющие два и больше нотных станов в общую нотную систему, отвечающим возможностям инструмента;
  4. обозначение метра, т.е. количество временных долей в такте и их длительности;
  5. обозначение размера – чередование сильных и слабых долей.

Дополнительные обозначения (средства музыкальной выразительности и аппликатура):

  1. темп, характер (словесные определения, записанные на разных языках;
  2. метрономические данные, выраженные цифрами (для точного определения темпа)
  3. штрихи (слова и знаки, такие как, лиги, горизонтальные и вертикальные чёрточки, точки, клинышки, а также различные их комбинации);
  4. фразировка (фразировочные лиги);
  5. динамика (слова, сокращённые слова), графические знаки в виде вилочек, различные виды акцентов.

  1. Музыкальная педагогика о проблеме формирования навыков разбора нотного текста младшими школьниками

Умению грамотно разбирать нотный текст многие педагоги-музыканты отводят важную роль в развитии навыков игры на баяне, аккордеоне, фортепиано. Практически во всех методических пособиях, баянных школах, относящихся к начальному периоду обучения, эта проблема находится в фокусе внимания авторов. Так как в музыкальной педагогике недостаточно методической литературы по баяну, мы обратились к методическим пособиям и литературе по фортепиано, так как с проблемой разбора нотного текста сталкиваются все педагоги – инструменталисты.

Так, подчёркивая значимость умения грамотно разбирать нотный текст, Наталья Андреевна Любомудрова пишет: «Грамотный, музыкально – осмысленный разбор создаёт основу для дальнейшей правильной работы, поэтому, значение его трудно переоценить»

Другой отечественный педагог – методист Борис Евсеевич Милич подчёркивает: «Чем систематичнее обучает педагог начинающего навыкам разбора текста, тем самостоятельнее ученик работает над ним в дальнейшем».

Такого же мнения придерживается и известный педагог Евгений Михайлович Тимакин, который в своём методическом пособии «Воспитание пианиста» отмечает, что одним из главных условий, «одинаково необходимом для всех без исключения школ, систем и методов обучения музыке, ……. перебрасывающем мост между музыкальным развитием ученика и практикой работы за инструментом, является разбор музыки и её разучивание»

Чем опытнее педагог, тем большее значение он придаёт навыкам разбора нотного текста, поскольку каждый учитель знает, что недостаточное внимание к разбору и преждевременная самостоятельность ученика в этой области существенно замедляют и затрудняют всю дальнейшую работу над произведением. Неаккуратный, неграмотный разбор приводит к тому, что уроки заполняются черновой работой, а домашние занятия ребёнка не выходят за пределы исправления одних и тех же элементарных ошибок. Атмосфера урока становится напряжённой, недоброжелательной, психологический контакт педагога с учеником нарушается. В результате этого, ослабляется интерес ученика не только к данной пьесе, но и к музыкальным занятиям вообще. А, ведь, ребёнок хочет получать от исполнения музыки удовольствие и радость, именно для этого он пришёл в музыкальную школу.

Как же следует разбирать нотный текст? Каковы условия, определяющие успешность процесса разбора?

  1. Рекомендации ведущих отечественных педагогов - музыкантов

Практически все педагоги - музыканты сходятся во мнении, что разбор музыкального произведения следует начинать с предварительного ознакомления с ним.

Так, например, Наталья Андреевна Любомудрова пишет: «…. Чрезвычайно важно, чтобы ученики, приступая к изучению произведения, хотя бы немного были знакомы с той музыкой, с которой им предстоит довольно длительное мышление»

Вячеслав Анатольевич Семёнов советует педагогам проводить с учеником аналитическую работу, которая, в зависимости от сложности сочинения, может идти от общего к частному и наоборот. В зависимости от способности мысленно охватить тот или иной отрезок музыки, работу можно вести по частям, в медленном темпе, внимательно вслушиваясь в каждую интонацию, подбирая подходящую аппликатуру, ритм, динамику, а затем соединить партии обеих рук.

Ознакомление младших и старших учащихся с новым произведением может проходить по-разному.  Для малыша наиболее оптимальный путь – прослушать пьесу в исполнении педагога, обсудить совместно её эмоционально – образное содержание. Главная цель такого показ – пробудить у воспитанника интерес к данному произведению, желание его исполнить.

В работе с более старшими, более зрелыми в музыкальном отношении учащимися, подход может быть несколько иным.  Н.А. Любомудрова отмечает: «…Чтобы направить соответствующим образом…восприятие учеников, им лучше сказать несколько слов о характере, настроении произведения, …проиграть отдельные эпизоды, указать на типичные трудности. В особенности это следует порекомендовать при сложных для ученика сочинениях, новых для него по стилю, характеру, типам изложения.

Возможно и целостное прослушивание музыкального произведения в записи, в исполнении известных артистов.

        Для того, чтобы исполнить музыкальное произведение, требуется сложная интеллектуальная работа по раскодированию, расшифровке нотной записи. Все вышеупомянутые характеристики и элементы текста следует учитывать и исполнять с самого начала работы над произведением, с разбора, а не «потом», во время «музыки», - подчёркивает Яков Сергеевич Заргарян. Безусловно, для ребёнка, особенно младшего школьника, эта задача не из простых.

        Ученику трудно, если он видит и разбирает отдельные звуки. Значительно облегчит разбор нотного текста может такой метод работы, как разбор текста группами нот, который подробно описывает своём пособии Евгений Михайлович Тимакин. «Главная цель…заключается в том, - пишет он, -чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения, хотя бы небольшого отрывка музыки. Только в условиях цельного, связного исполнения музыкальной пьесы формируется художественно – музыкальная задача, которая определяет пути дальнейшей работы над данным произведением. Поэтому, «достижение связного процесса (без ошибок и остановок) должно быть целью первого этапа в разучивании, а не заключительного»!

Процесс разбора нотного текста Е.М. Тимакин советует проводить в такой последовательности:

  1. чтение текста группами нот;
  2. игра этой же группы нот;
  3. чтение следующей группы нот;
  4. игра этой группы нот;
  5. игра всей фразы, предложения целиком;
  6. игра с пением;
  7. игра без пения;
  8. анализ качества звука (певучесть, отрывистость и т. д, – в зависимости от образа произведения).

Практически все педагоги – музыканты подчёркивают, что разбор требует точного, грамотного, дословного выполнения всех указаний автора или редактора, имеющихся в тексте музыкального произведения.

        Я.С. Заргарян подчёркивает: «Только точное прочтение и исполнение текста в полном его объёме, включая сюда и такие мелочи, как такт, размер, группировка, может создать предпосылки для развития «умных и говорящих» пальцев. С ним солидарна и Н. А. Любомудрова, которая отмечает: «Внимательное отношение к тексту ещё при разборе, приводит к вдумчивому изучению и самому тщательному выполнению всех, имеющихся авторских пометок и указаний. Эти указания должны проходить красной нитью через всю работу ученика»

        Точное и скрупулёзное выполнение всех указаний в тексте – это самое главное и принципиальное отличие разбора от чтения нот с листа.

Как пишет Арнольд Львович Готсиндер, с точки зрения музыкальной психологии «разбором называется тщательное проигрывание текста с обязательным выполнением всех встречающихся в нём знаков, включая аппликатуру. При разборе рекомендуется замедленный темп. Чтение с листа – сквозное проигрывание в общих чертах. При чтении не допускается отступление от темпа, нарушение ритма и непрерывности движения»

При разборе преследуются иные цели, используются иные методы прочтения текста. Предполагается, что исполнитель уже имеет общее представление о музыке, которую будет играть, и его внимание направлено теперь, в большей степени, на уяснение деталей. «Вся ткань тщательно рассматривается, как бы, под микроскопом, - пишет Александр Алексеевич Алексеев. – Не пропускается не только ни один звук, но и ни один штрих, ни одно указание в отношении оттенков исполнения или аппликатуры. Во всём этом исполнитель пытается установить внутреннюю связь, он всё стремится понять, взвесить, оценить».

Аркадий Павлович Басурманов обращает внимание на то, что при разборе нотного текста не следует забывать о качестве звука, штрихах, других элементах музыкальной выразительности, и эту работу не нужно откладывать на будущее время и ограничиваться вначале только определением высоты и длительности нот»

Приступая к разбору музыкального произведения, ученик должен уяснить для себя характер основных компонентов музыкальной ткани – особенности мелодии, сопровождения, голосов, раскрыть смысл исполнительских указаний в тексте, касающихся динамики, артикуляции, темпа и т.д.

Поэтому, ряд педагогов (Б.Е. Милич, Н.А. Любомудрова, А.А. Алексеев и другие) считают, что на начальном этапе обучения на инструменте целесообразно использовать разбор отдельно каждой рукой. Так, Н.А. Любомудрова пишет: «Разбор партий каждой руки отдельно обычно нужен ученикам младших классов, но в сложных построениях должен применяться и более подготовленным». Её поддерживает и А.А. Алексеев: «Менее продвинутые ученики должны отдельно разбирать мелодию и сопровождение, полифонические произведения по голосам»

Педагоги - баянисты Василий Васильевич Алёхин и Пётр Николаевич Шашкин отмечают, что «… при разборе нотного текста пьесу нужно исполнять в медленном темпе, негромким звуком (во избежания напряжения) – вначале каждой рукой отдельно. При этом, необходимо считать равномерно вслух, слушать себя, соблюдать указанную аппликатуру, штрихи, обращать внимание на смену направления меха. Наиболее трудные места надо учить отдельно»

Е. М. Тимакин предлагает несколько иную логику формирование умений и навыков разбора нотного текста у начинающих исполнителей. Так, параллельно с методом разбора группами, о котором уже было сказано, он советует параллельно развивать у ребёнка навыки непрерывного чтения нот (а, следовательно, непрерывного внимания).

Решение этой задачи позволяет преодолеть инертность и скачкообразность мышления, свойственные младшему школьнику, даёт возможность добиться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления, идущего несколько впереди движений рук, тем самым обеспечивая цельность игрового процесса.

Для достижения этой цели Е.М. Тимакин рекомендует уже на начальном этапе, как только учение усвоил ноты и простейшие ритмические деления, систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. Здесь, очень важен умелый подбор материала.

Педагог – аккордеонист, Роман Николаевич Бажилин, отмечает, что при разборе новой пьесы необходимо обращать пристальное внимание на любую деталь нотного текста. Часто, в названии и темповом обозначении заложены подсказки, помогающие определить характер исполнения. Он, советует:

  1. сначала без инструмента, прохлопать ритмический рисунок мелодии; простучать по столу ритмический рисунок мелодии указанной в нотах аппликатурой;
  2. простучать мелодию, соблюдая её метроритмическую организацию;
  3. проиграть один такт сначала левой рукой, затем, правой;
  4. следить за качеством игры каждой рукой;
  5. объединить двумя руками.

И, такт за тактом продолжать подобную работу. Сознательный подход способствует скорейшему учению и грамотной игре.

        Нередко, «отстающей» стороной является область ритмики. В этих случаях, целесообразно сосредоточить внимание ученика на особо сложных в ритмическом отношении построениях. Важно также, систематически воспитывать у ребёнка чувство ритма и знакомить его со вспомогательными приёмами разбора ритмически трудного места.

        Многие ученики, недооценивают роль аппликатуры и обращают недостаточное внимание на её выполнение при разборе. А, ведь, небрежная неудобная аппликатура существенно затрудняет и удлиняет работу над произведением. Поэтому, педагогу необходимо для маленьких учеников сразу же проставить в тексте аппликатуру, а, старших воспитанников привлекать к совместному решению аппликатурных проблем или давать самостоятельные задания по расстановке пальцев в новых произведениях.

        Однако, какие бы методы разбора нотного текста не применял педагог в своей работе, все они базируются на определённых дидактических принципах. И, эти принципы у разных педагогов имеют много общего.

Попробуем, на основании изученной и проанализированной литературы эти принципы сформулировать.

  1. Принципы разбора и роль мышления в работе

        К важнейшим принципам разбора относится принцип сознательности, осмысленное отношение к тексту.

А. А. Алексеев пишет: «Важно, чтобы педагог, прежде всего воспитывал осмысленное отношение к тексту».

Е.М. Тимакин, подчёркивая роль мышления в разборе нотного текста отмечает, что важнейшая сторона этой работы – «внести смысл в процесс разучивания», то есть наполнить этот процесс «осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями».

Известный отечественный педагог – музыкант Лев Абрамович Баренбойм, говоря о развитии навыков у учащихся (а, в эту группу входит и навык разбора), отмечал, что «для оперирования простейшим музыкальным материалом нужно умение гибко мыслить»

О роли мышления в работе исполнителя говорили многие выдающиеся музыканты.

Иосиф Гофман: «Всякое действие пальца определяется сначала в уме».

Василий Сафонов: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами»

Григорий Коган: «При игре на инструменте, дело не столько в постановке руки, сколько в постановке головы»

Другой, важнейший принцип разбора нотного текста – точность, тщательность, грамотность прочтения текста. Об этом уже было сказано выше.

Определяющим принципом разбора нотного текста является комплексное восприятие всех элементов текста. С психологической точки зрения, этот принцип основан на умения ребёнка распределять внимание одновременно на несколько объектов.  Именно на данном принципе строит свою методику обучения грамотному разбору нотного текста Е.М. Тимакин. На этом принципе заостряет внимание педагогов – музыкантов А.А. Алексеев, который пишет, что при разборе нотного текста ученику нелегко распределять внимание на несколько объектов, но именно этого требует осмысленны разбор. Поэтому, для педагога «важно воспитывать комплексное восприятие всех требуемых элементов текста в их органическом единстве»

Также, педагоги – баянисты не обошли этот принцип стороной. А.П. Басурманов даёт такие советы при комплексном восприятии всех элементов нотного текста: «Начинающему баянисту без выработанной привычки весьма сложно обращать внимание на все стороны исполнения. Поэтому тем, кому трудно одновременно следить за несколькими сторонами музыкального исполнения, нужно направлять своё внимание, при каждом проигрывании произведения поочерёдно, то на развитие силы звука, то на ритмическую сторону исполнения, то на проверку аппликатуры и, т.д.

Ещё один важнейший принцип состоит в решении не только технических задач, но и музыкально – художественных. Игра ученика при разборе должна определяться «вслушиванием в музыку и её пониманием, хотя бы  в общих чертах, - как справедливо замечает Н.А. Любомудрова, - а не представлять собой бессодержательного, пусть и правильного прочтения нотных знаков» А.А. Алексеев пишет, что: «важной задачей педагога является приучение учащегося к тому, чтобы он мог в тексте видеть не только все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание».

Наконец, характеризуя принципы разбора нотного текста, необходимо сказать и о таком принципе, как систематическая работа над текстом. Собственно начальный этап работы над произведением заканчивается его разбором, но это не означает, как пишет А.А. Алексеев, прекращения изучения нотного текста. «Над текстом надо работать систематически, даже после того, как произведение выучено наизусть», - подчёркивает он. Возвращаясь вновь и вновь к игре по нотам, исполнитель замечает в произведении новые, иногда очень важные подробности, которые обогащают созданный образ, высвечивают его новыми, неизвестными гранями. Конечно, этот принцип относится скорее к работе над достаточно развёрнутыми, сложными произведениями, но, рассматривая проблему разбора нотного текста, необходимо о нём упомянуть.

Итак, умение грамотно разобрать, прочесть нотный текст – умение непростое. Проанализируем, в чём заключается этот процесс. Ребёнок, разбирая незнакомый нотный текст, должен одновременно:

  1. читать нотные знаки по горизонтали и по вертикали на двух пятилинейных станах и на лесенке добавочных линий;
  2. расшифровывать информацию, содержащуюся в нотных знаках (каждый нотный знак содержит в себе информацию, по крайней мере о двух вещах – о звуковой высоте и о продолжительности звука);
  3. учитывать сведения:
  •  о метре;
  • тональности (ключевые знаки);
  • логическом членении мелодии (синтаксис);
  • артикуляции (произнесении);
  • динамике;
  • агогике;
  • аппликатуре.

И все эти перечисленные сведения (или почти все) ученику нужно охватить одновременно и, играя без неположенных остановок с определённой скоростью, увидеть, понять, услышать, передать…

        Нельзя сказать, что в практике занятий с детьми разбору текста не обучают. Важно другое – как обучают. Зачастую. Преподаватели заставляют учеников заучивать малопонятные сведения о тех или иных знаках нотного текста, учат умению их распознавать, разбору «по слогам». Для того же, чтобы сформировать умение плавного, непрерывного и организованного самим музыкальным временем разбора, необходимо применение специальных дидактических методов и приёмов. Каких же именно?

  1. Методы, приёмы и задачи при обучении грамотному разбору нотного текста.

Л.А. Боренбойм пишет, что «охватить многоэлементность каждого из компонентов изучения – самой музыки. Нотной записи, фактуры, технических навыков – задача для ребёнка сверхтрудная, тем более что перечисленные компоненты, обязательно должны осваиваться в их естественных взаимосвязях. Если внимание малолетнего ученика сразу же направляется на слишком многое, это неизбежно вызовет рассредоточенность, утрату детской непринуждённости, двигательную скованность». Чтобы этого не произошло, Л.А. Баренбойм рекомендует использовать дидактический приём «расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого». Эти рекомендации педагога с огромным профессиональным опытом напрямую перекликаются с рекомендациями педагога – баяниста Н. Якимца, который предложил 4 стадии формирования технического навыка:

Первая стадия – подготовительная.

Содержанием работы на этой стадии является усвоение нового теоретического материала, если в этом есть необходимость, знакомство с новым техническим навыком и установление взаимосвязи с предварительно приобретёнными знаниями и умениями.

Вторая стадия – формирование навыка

Осуществляется на основе имеющихся, предварительно приобретённых навыков. Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и, постепенно, переносятся во внутренний план. Потому и необходима точность внешних действий, ибо она определяет точность формируемого умственного действия.

Третья стадия – закрепление навыка

Означает закрепление единства сознания и действия. На этой стадии происходит «шлифовка» навыка».

Четвёртая стадия – стабилизация навыка

По сути, это придание состояния устойчивости функционированию навыка. Качественная особенность результата работы этой стадии заключается в том, что навык функционирует легко и свободно.

Рассмотрим, какие задачи должны быть решены в начальный период музыкального обучения, чтобы ученик был готов начать игру по нотам:

  1. свободно ориентируется на клавиатуре;
  2. «слышит» нотный текст, то есть, произошло «симбиотическое слияние» зрения и слуха;
  3. нотный текст, который ребёнок читает глазами, озвучен внутренним слухом;
  4. свободно сольфеджирует;
  5. погружен в мир музыки, иначе говоря, достиг, в определённой мере. «музыкального насыщения», слух его относительно развит, натренирован;        
  6. освоил комплекс двигательных и дыхательных упражнений, необходимых для того, чтобы привести в нужный тонус мышцы игрового аппарата, снять зажимы и спазмы, которые могут помешать игре: опорно – двигательная система, его мышечный аппарат готовы к игре на инструменте.

Иначе говоря, у ученика, вначале, необходимо развить относительный слух, добиться чистого интонирования в ладу, развить звуковысотный слух, ритмическое чувство, воспитать гибкий и хорошо приспосабливающийся аппарат, «слышащие руки», освоить нотную грамоту и, лишь после этого, приступить к работе над нотным текстом.

Таким образом, в поэтапном, упрощённом виде умение разбора нотного текста, переходящее затем в навык, будет выглядеть так:

  1. посадка и положение рук во время игры;
  2. освоение записи нотного текста;
  3. освоение клавиатуры и меховедения;
  4. постановка левой и правой рук;
  5. игра гамм, аккордов и арпеджио;
  6. метроритм. Переживание сильной доли. Элементарные ритмические группировки в двухчетвертном размере;
  7. штрихи и их образное содержание;
  8. навык триады: «вижу, слышу, играю».

Следует учитывать, что для развития данных навыков, каждому педагогу в практической работе приходится выбирать из множества методов и приёмов наиболее, с его точки зрения, рациональные. Следует иметь ввиду, что очерёдность освоения алгоритмов относительна, навыки должны осваиваться в комплексе, на каждом уроке включать элементы их проработки и доведения до автоматизма. Это, необходимое условие для успешного овладения умением разбора нотного текста.

  1. Список использованной методической литературы
  1. Алёхин В., Шашкин П. Самоучитель игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1977
  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М.: Советский композитор, 1971
  3. Андреева А., Конорова Е. Первые шаги в музыке – М.: Советский композитор, 1991
  4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Уч. Пособие – М., 1996
  5. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебное пособие. – М.4;

Изд. В Катанского, 2004

  1. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. – Изд. В. Катанский, Москва, 2008
  2. Баренбойм Л. Путь к музицированию – Л. – М., 1973
  3. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л., 1988
  4. Басурманов А. Трёхгодичный курс обучения игре на баяне. Советский композитор, Москва 1970
  5. Готслингер А. Музыкальная психология. – М., 1982
  6. Заргарян Я. Заметки о фортепианной педагогике. – Ереван, 1986
  7. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1982
  8. Милич Б. Воспитание учащегося – пианиста в 1 – 2 классах детской музыкальной школы. – Киев, 1977
  9. Семёнов В. Современная школа игры на баяне. – Музыка. 2003
  10.  Тимакин Воспитание пианиста. Метод. Пособие. – М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы исследования мотивации к учению.

Методические приемы исследования мотивации к учению....

Методическая разработка-исследование "Круговая тренировка в физическом воспитании обучающихся 9-11 классов общеобразовательной школы"

Данная методическая разработка-исследование предоставляет нам широкий выбор упражнений различной направленности, позволяюших оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенство...

Методическая разработка "Исследование точности обработки деталей"

Методическая разработка "Исследование точности обработки деталей"...

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

Методическая разработка "Исследование факторов ухудшения здоровья школьников"

Разработка содержит комплекс диагностических анкет, которые несомненно окажут помощь учителям-предметникам и классным руководителям.Исследовательская работа проводится в рамках районного конкурса иссл...

Методическая разработка "Исследование целесообразности использования учебных схем на уроках химии"

в своей педагогической деятельности необходимо решить следующие учебные задачи:организовывать и проводить учебный процесс так, чтобы студенты всегда испытывали необходимость в преодолении посильных тр...