"Что зе прелесть эти сказки?"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Окользина Вера Ивановна

Расширить представления учащихся о взаимосвязи двух видов искусств музыки и литературы на примере музыки Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx18.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по музыке, 5 класс 
Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Цель урока: расширить представления учащихся о взаимосвязи двух видов искусства: литературы и музыки на примере музыки Н.А.Римского - Корсакова «Шехеразада».

Задачи урока:

 Образовательные: знакомство учащихся с фрагментами сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада»; с понятиями «программная музыка», «сюита»; развитие основных певческих навыков обучающихся при совместном пении; установление взаимосвязи музыки и литературы; актуализация знаний обучающихся о средствах музыкальной выразительности, примененных Н.А.Римским-Корсаковым для создания музыкальных образов Шехеразады и Шахриара.

Развивающие: выявление общности жанров музыки и литературы (сказка, симфоническая сюита); установление логических связей между событиями жизни и творчеством композитора, между музыкой и жизнью; формирование образного восприятия музыки; развитие музыкального мышления в процессе сравнения музыкальных образов Шехеразады и Шахриара.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к творчеству и русской музыке.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Музыкальный материал: «Шехеразада». Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков;

Ход урока

  «Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?»

 -     Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

 У лукоморья дуб зеленый;

 Златая цепь на дубе том;

 И днем и ночью кот ученый

 Все ходит по цепи кругом;

 Идет направо – песнь заводит,

 Налево – сказку говорит.

Скажите, о каком жанре мы поведем наш разговор на уроке? (о СКАЗКЕ) - А если быть более точными, ведь наш урок музыкальный?  (о музыкальной сказке).

Как Вы думаете, жанр «СКАЗКА» к какому виду искусства относится? (к литературному, к музыкальному) (на стену вывешиваю слова «Музыка», «Литература») - К какому виду искусства ближе? Почему? (ответы детей) - Нельзя дать точного ответа, какому из искусств ближе жанр «СКАЗКИ», почему? (Ведь есть немало примеров сказок как в литературе, так и в музыке). И это является ещё одним подтверждением того, что музыка и литература взаимосвязаны. –

2. Определение темы урока и постановка цели, задач и проблемы урока - А чтобы вы смогли точно определить тему нашего урока, необходимо выполнить следующее задание: сложите слова в правильном порядке и получите высказывание о сказке: (эти, прелесть, Что, сказки, за) - Итак, что же у вас получилось? (Что за прелесть эти сказки!) Молодцы, ребята, вы смогли самостоятельно определить тему нашего урока.

Использование жанра сказки было характерной особенностью творчества многих русских писателей и композиторов. - Ребята, а кого считают самым известным русским писателем-сказочником? (А.С.Пушкина) –

В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов – сказочников…В детстве писателю много сказок рассказывала его няня. Он слушал их, запоминал, а став взрослым написал много собственных сказок.

А среди русских композиторов есть композитор-сказочник? (Н.А.Римский-Корсаков) (на стену вывешиваю ФИО и портреты писателя и композитора)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

У Римского-Корсакова 15 опер. И в каждой можно увидеть сказочный сюжет. - А как Вы думаете, в других жанрах музыки (например, в инструментальной, симфонической музыке, т.е. оркестровой) композитор мог использовать сюжет сказки и написать что-то вроде «симфонической сказки»? - Кто думает, что «Да»? Кто думает, что «Нет»?   Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос. Возможно, в конце урока эти мнения изменятся. Итак, в ходе урока нам необходимо выяснить, есть ли среди инструментальных произведений  Н.А.Римского - Корсакова, такое, которое было бы написано на сказочный сюжет, т.е. его основой стало литературное произведение. (на доске появляется слайд с проблемным вопросом: Есть ли среди инструментальных произведений Н.А.Римского-Корсакова такое, которое было бы написано на сказочный сюжет, т.е. его основой стало литературное произведение?)

3. Изучение новых знаний и выполнение учащимися заданий

Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Эти произведения называются  программной музыкой. Часто они имеют название литературного произведения или сопровождаются литературной программой, которая раскрывает их содержание. 

Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая словесную программу. Программой может служить название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения.

Впервые прочитав  известные арабские сказки, Н. Римский-Корсаков, был поражен сказочным миром Востока, роскошью дворца султана, загадочностью восточных красавиц, необычной одеждой девушек, восточной кухней, чудесами и превращениями. Именно эти сказки вдохновили композитора Н.А.Римского - Корсакова на написание музыки. Он написал симфоническую сюиту, состоящую из 4 частей, в которой отразил мир Востока, мир сказки.

Сегодня мы послушаем фрагмент сюиты. - А как Вы думаете, а почему  он назвал свое произведение  именно «Шехеразада»? (ответы детей: ведь именно она придумывала и рассказывала сказки в течение 1000 и одной ночи)

Это  симфоническая сюита «Шехеразада». Сюита – это инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей близких друг другу по характеру.

Источником создания сюиты послужили сказки «Тысячи и одной ночи». Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками.

«Шехеразада» состоит из четырех частей, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. - Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес. -

Композитор приложил к партитуре программу: (учебник стр. 21)

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ»

 Слушание 4-ой части сюиты.

 Задание:

  Сейчас мы послушаем начало сюиты (фрагмент) и попробуем угадать (вопросы на доске на слайде)  - Сколько Вы услышали «действующих лиц»? - Кто эти «действующие лица»? - Какими они показаны? - Дайте музыкальную характеристику каждому образу. (после слушания - беседа по вопросам, ответы детей) - Итак, мы послушали фрагмент из  сюиты. - Сколько Вы услышали «действующих лиц»? (двоих) - Кто эти «действующие лица»? (главные герои - султан Шахриар и его жена Шехеразада) - Какими они показаны? Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…) (на доску вывешивается картинка с изображением султана) - Какие инструменты рисуют образ султана? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…) - А какой Вы себе представили Шехеразаду? (красивая, нежная, тонкая, изящная, задумчивая, мечтательная, пленительная…) (на доску вывешивается картинка с изображением султанши) - Какие инструменты помогли нам все это почувствовать? (скрипка и арфа) - Ребята, на доске находятся карточки, на которых написаны слова, характеризующие образ султана и султанши. Давайте их распределим на 2 группы: в первой группе будут слова, которые подходят к характеристике образа Шахриара, во второй группе - к характеристике Шехеразады. (выполнение задания) - С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей) - Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

Вам предстоит сейчас ещё раз внимательно послушать музыку, определить элементы музыкальной выразительности, которые Н.А.Римский-Корсаков применил для создания образов и заполнить таблицы. Мальчики определяют элементы музыкальной выразительности образа султана Шахриара, а девочки определяют элементы музыкальной выразительности образа Шехеразады. Заполните таблицы. (повторное слушание музыкального фрагмента I части, при этом дети активно заполняют таблицы и обмениваются мнениями)

Девочки, теперь Вы назовите элементы музыкальной выразительности, которые композитор применил для создания образа Шехеразады.

4. Рефлексия и домашнее задание - Все ли задачи, поставленные  в начале урока, были решены? (да, мы нашли ответ на вопрос, который ставили в начале урока: Есть ли среди инструментальных произведений Н.А.Римского-Корсакова, такое, которое было бы написано на сказочный сюжет, т.е. его основой стало литературное произведение? – а значит, решили поставленные задачи и достигли цели)

5. Итог урока (проводится в форме задания «Доскажи предложение»: на доске через медиа- проектор поочередно высвечивается начало предложения, а учащиеся его досказывают):

 1. Сегодня мы слушали музыку русского композитора… Н.А.Римского-Корсакова

2. Сегодня мы познакомились с понятиями… программная музыка, сюита.

 3. Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая…. название, литературный сюжет, или литературную основу.

 4. Сюита – это инструментальное произведение, состоящее из… нескольких частей.

5. Сборник арабских сказок «1001 ночь» стал основой для создания… симфонической сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада»

6. Сегодня на уроке мы в очередной раз убедились, что между МУЗЫКОЙ и ЛИТЕРАТУРОЙ существует… тесная взаимосвязь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за прелесть эти сказки!

Презентация создана на основе сказок А.С. Пушкина....

"Что за прелесть эти сказки!" Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе

Литература 5 класс. Внеклассное мероприятие "Что за прелесть эти сказки!"(А.С.Пушкин). Тема: Народная и авторская сказка. Цель: привить обучающимся любовь к литературе и чтению....

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Поговорим о прелести сонета

Данный материал может быть использован для литературной композиции на классном часе или частично на уроке зурубежной литературы...

Поговорим о прелести сонета 2

Дополнение к материалу "Поговорим о прелести сонета "...

Поговорим о прелести сонета 3

Дополнение к материалу Поговорим о прелести сонета1,2...

Поговорим о прелести сонета 4

Текстовый материал к уроку литературы на английском языке(только текст)...