СМС - союз музыкальных сердец
методическая разработка по музыке (5 класс)

Одностайченко Татьяна Владимировна

СМС - союз музыкальных сердец. Встречи на мероприятиях семейных клубов  - творческий союз учителя, родителей и детей. Мероприятия посвящаются календарным праздникам русского народа. При подготовке и проведении праздников создаются благоприятные условия для изучения истории жизни и творчества русского народа. Происходит знакомство с семейными традициями. Изучаются различные жанры русских народных песен, игр, загадки, пословицы, поговорки, пляски, хороводы. Дети погружаются в творческий процесс пения и игры на детских народных музыкальных инструментах. Происходит процесс исследования и погружения в интереснейший мир познания родного края, истории жизни русского народа. Изучаются особенности народного костюма, народные ремёсла, обычаи, обряды и традиции. Формируются чувства патриотизма, любви и верности своей Отчизне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sms-_semeynyy_klub_rodnichok.docx23.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СМС - союз музыкальных сердец.

Семейный клуб «Родничок» для родителей и детей 1-4 классов

ГБОУ «Школа 602», учитель музыки высшей категории – Одностайченко Т.В.

Актуальность  деятельности союза музыкальных сердец заключается в том, что в ходе творческой деятельности дети расширяют свои знаниях о традициях русского народа, традиционных праздниках, жизни народа в старину, знакомятся с бытом и жизнью русского народа, одежде, обрядами. Дети знакомятся с праздниками и с историей их празднования. У детей формируется интерес к получению новых знаний, желание активно включаться в коллективную работу. У детей начинают формироваться такие духовно- нравственные качества как: доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность, интерес к истории и патриотизм. Дети учатся уважать культурные ценности и традиции своего народа.

Цель деятельности семейного клуба «Родничок»: создание условий для эмоционально-творческого  погружения родителей и детей в  обстановку семейных традиций жизни  русского народа в дни масленичной недели.

Задачи: 1. Вспомнить  семейные традиции русского народа.

2. Формировать интерес обучающихся к изучению истории и жизни русского народа через традиционный фольклор разных жанров.  

3.Продемонстрировать на разнохарактерных русских народных песнях исторические эпизоды жизни русского народа.

4.Развивать стремление к познанию и желание раскрывать творческие способности и таланты у детей и их родителей.

5.Воспитывать интерес и любовь к историческому прошлому нашей Родины.

Подготовка мероприятия:

Учитель: выучивание с коллективом детей русских народных песен с хороводными движениями, с игрой на детских музыкальных инструментах, подготовка информационной презентации, написание сценария, оформление кабинета.

Дети и родители дома: подготовка традиционной домашней выпечки - пироги, блины, кексы, печенье, морсы, кисель, калачи, каравай и др.

Подготовка семейного выступления  - рассказа «Наши семейные традиции».

Оформление кабинета или зала: чучело Масленицы, солнце, расшитые полотенца, лавки, столы, самовары, угощенья, народные костюмы, детские народные инструменты, всё необходимое для игр и забав.

На школьное мероприятие приходят дети вместе с родителями.                        Герои: Хозяюшка, Зима и Весна – это наряженные мамы или старшие сёстры.

Рассказ о традициях Масленицы дополняется презентацией или видео.

Все песни исполняет фольклорный коллектив детей «Золотой петушок».

Семейная встреча посвящается празднику «Масленица»

Ход мероприятия:

Учитель напоминает всем роль Петушка в жизни каждой русской семьи:

Петушок, золотой гребешок, вместе с солнышком рано утром встаёт! Звонко песенки поёт! Долго спать не даёт! На работу зовёт! Всем дела раздаёт!

-ПЕСНЯ «Как вставала я ранёшенько».

-Представители разных семей – мама и ребёнок, бабушка и ребёнок рассказывают о своих семейных традициях: какие пироги, шаньги, ватрушки, блины, оладьи пекутся в дни масленичной недели. Почему выпечка обязательно круглой формы и как подаётся к столу.

- ПЕСНЯ «К нам гости пришли»

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать к нам на широк двор! На весёлую Масленицу! Мы добрым гостям всегда рады!

Мы гостей встречаем,  сладким чаем привечаем! да блинами угощаем!

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный! Ожидали Масленицу с большим нетерпением.                                                

Масленицу называли честной, широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей».  С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «красная девица».

Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было.                       Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа.

И ходили, славили Масленицу!  Зиму провожали, а весну красную встречали!

Ну-ка все повеселимся, в пляске быстрой закружимся!

Нужно в хоровод вставать, Зиму-матушку провожать, Весну красную встречать!

- Зимушка: Эй, ребята, не зевайте! Надо удаль показать! Дружно в игры поиграть! Проводит весёлые игры на ловкость, быстроту и активность.

- ПЕСНЯ - хоровод вокруг Масленицы «Вот уж зимушка проходит!»

Масленица приходится на конец февраля – начало марта и продолжается целую неделю. Каждый день имеет своё название.

Понедельник Масленицы назывался «Встреча».

 В этот день гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца, такой же круглый и золотистый, а солнце – символ возрождающейся жизни.

 - ПЕСНЯ «Блины»

Русские люди ели очень много блинов на Масленицу, да сами над собой  подшучивали и много весёлых поговорок о блинах сложили.

Весна: А вы, какие поговорки о блинах знаете?

- Без блинов не Масленица, без пирогов -  не именины.

- Блин добр не один.

- Блин не клин, брюха не расколет.

- Первый блин -  комом! Второй – с маслом! А третий – с квасом.

Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье, гулянье, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор.

Зимушка: Что ж мы с вами засиделись. Не пора ль нам поиграть?  Да смекалку показать!  Есть такая народная игра «Бояре». 

 2 команды,  выстраиваются друг против друга:
Первая команда идет вперед со словами
- Мы бояре к вам пришли! Возвращаясь на место: Дорогие, к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
- Вы  зачем пришли, бояре? -2 раза
- Мы невесту выбирать! Молодую выбирать!
- А какая вам нужна? – 2 раза
- Нам красивая нужна! Нам Катюшенька нужна!

- Ну, попробуйте забрать! – 2 раза

 Разбивают цепь. Если цепь  прорвана, то невеста  выходит замуж, забирают в другую семью. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Была традиция у русского народа на Масленицу свадьбы весёлые играть!   Да в семье мать с отцом прославлять!

Среда – «Лакомка». Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.

Хозяюшка: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные?                                    Загадки отгадывать умеете?                                                                                              

- Стоит толстячок, подбоченя бочок.

Шипит и кипит, всем чай пить велит.   (Самовар)

- Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают?     (Блины)

- Тает снежок, ожил лужок. 
День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
- Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
- В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (Ручеек)
- Новоселье у скворца он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы …(Скворечник)

- На горячем донце выпекают солнце.  (Блин)

Четверг называли «Широким». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках  с колокольчиками, взятие снежной крепости (снежки из синтепона).

  Во время народных праздников было принято рассказывать

«докучные сказки». А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»:                                                                                            

«Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сказку сначала?»

«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).

Пятница – «Тёщины вечёрки». Теперь уже зять у себя дома с румяными блинами принимал тёщу. Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника. 

Сценки:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.                                                                                        

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

- Фома, что из леса не идёшь?

- Да медведя поймал.

- Так веди его сюда!

- Да он не идёт.

- Так иди сам.

- Да медведь не пускает!

- Сынок, сходи за водицей на речку.

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть.

- Что ж, раз мамка велит, надо идти!

Продолжаем веселиться, ручеёк уже струится.

Весна: Русская народная игра «Ручеёк».

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам - сестрам мужа подарки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки. 

 - ПЕСНЯ «Как на тоненький ледок».

Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный день  для широкой Масленицы.

Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

Играют, поют песни и частушки, водят хороводы.

Выходите добры молодцы! Кто у нас самый сильный и самый ловкий!  Сейчас увидим! Игра покажет и каждый силушку докажет!

Зимушка проводит состязания:

- Бои мешками, набитыми соломой на одной полосе и на одной ноге.                          Кто ногу опустит или полосу переступит – проиграл, переступать нельзя.               - Кто дальше прыгнет на одной ноге, руки за спиной.

- Силушкой меряемся за столом «армрестлинг».

- Кто быстрее блин съест без рук.

-  Определи на ощупь, сколько бубликов в мешке.

- ПЕСНЯ «Веснянка»

Пришла весна красная, пришла весна с радостью! С доброю милостью! Радостью, солнышком! Светом! Любовью! Весельем и праздником!
- ЧАСТУШКИ на мотив Семёновны:

- Эх, гуляй народ, веселись народ! Выходите все скорее в хоровод!

- Игрока прошу играть весёлую! Я девчоночки, спою Семёновну!

- Запою сейчас я частушечки, веселей пляши ты наш Андрюшечка!

- Эх, Семёновна, моя ты крошечка, да я пришёл к тебе, да под окошечко!

- Эх, любовь, любовь! Какая вредная! Была румяная, а стала бледная!

-  Говорили мне  не пляши, а  пой! Не могу стоять  характер мой такой!

- Как Семёновна сидит на лесенке, да про Семёновну поются песеснки!

- Всем нам нравится, наше гуляньице, времечко пришло для расставаньица!

А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать наших блинчиков румяных, пирожков, шанежек, бубликов, ватрушечек и чая ароматного.              Всем желаем общения приятного!

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устав совета объединения "Союз обеспокоенных сердец"

Устав совета объединения "Союз обеспокоенных сердец"...

Устав детского объединения "Союз обеспокоенных сердец"

Устав детского объединения "Союз обеспокоенных сердец"...

День СЕМЬИ « СОЮЗ РОДНЫХ СЕРДЕЦ!»

Классный час на тему: " День СЕМЬИ « СОЮЗ РОДНЫХ СЕРДЕЦ!»"...

Программа детской первичной организации "Союз добрых сердец"

Программа включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, механизм реализации программы,содержание. Подробно описываются направления в дпо.Ожидаемые результаты. Критерии оценкиэффективности програ...

классныый час "Союз родных сердец"

Классный часТема: «Союз родных сердец».Цель: установление тесного сотрудничества между школой и семьёй;            способствовать сплочению семей...

Занятие с элементами тренинга "Союз трех сердец: учитель, ученик, родитель"

Мероприятие будет полезно педагогам-психологам школы, классным руководителям....

Анализ работы детской организации "Союз беспокойных сердец" на 2016-2017 учебный год

Анализ работы детской организации "Союз беспокойных сердец" на 2016-2017 учебный год...