Сценарий спектакля "Мы должны остаться"
методическая разработка

Попова Эмилия Валерьевна

Детско - родительский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_dolzhny_ostatsya.docx34.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий спектакля «Мы должны остаться»
по мотивам произведений:

Людмила Никольская «Должна остаться живой»,

Олег Шестинский «Блокадные новеллы»

Цель:  формирование у дошкольников чувства патриотизма, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и истории России.

Оформление: стол, покрытый скатертью, на столе листок бумаги, карандаш. На углу стола стоит железный чайник и железная кружка. У стола 2 стула , на заднем плане темные окна. В левой части:  печь – буржуйка.

Роли:

Рассказчик –

Мама –

Таня –

Юрка –

Софья Константиновна –

(Детские)

Шурик –

Котька –

Колька –

Маня –

7 детей читают стихи –

5 детсадовцев –

Ход сценария

Сцена 1. Пролог.

Фонограмма №1: «Дети войны»( исп. Анастасия Гревец и ансамбль «Конопушки»)-1 куплет

Рассказчик :   Это история о детях военной поры. О маленьких жителях города Ленинграда. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Им было гораздо хуже, чем взрослым! Часто они, из-за своего маленького возраста, не понимали, что происходит вокруг: почему за окном взрываются снаряды, почему так страшно воет сирена и нужно бежать в бомбоубежище, почему рядом больше нет папы, и почему все время хочется есть ...Много детского «Почему?», на которые нельзя дать ответ.

Детям, наравне с взрослыми, пришлось пережить холод, голод, гибель родных, но они держались и держались до конца, пройдя через весь этот ужас.. Ужас, который взрослые назовут страшным, черным словом - Блокада.

Сцена 2 «Сентябрь 1941»

Фонограмма №2: Радио Ленинграда «Отбой воздушной тревоги»

На сцену быстро входит Мама. В одной руке у нее маленькая рубашка. На полу лежит детский чемоданчик.

Мама: (громко)

Таня! Таня!! Ты не видела рубашку Шурика? Белую, мы с папой на Первомайские праздники покупали.(копается в чемодане)

Выходит Таня

Таня: (берет рубашку с колен матери)

Мама, вот Шуркина рубашка. Ну что же ты?

Мама:  Действительно (утыкается лицом в рубашку)..

Таня: Мама, не плачь. Он ведь не один едет - весь садик в Волхов эвакуируют! Вот скоро война закончится и мы с тобой поедем и заберем Шурку!

Мама:  Таня, Таня! Как же ты не понимаешь - фашисты уже у Ладожского озера, они уже бомбят Ленинград! Война, дочка, скоро не закончиться - наши войска пока отступают.

Мама: (решительно бросает рубашку в чемодан, закрывает его)

Я уже подумала, Таня! Мы останемся в Ленинграде все вместе - ты, я и Шурка. Кончится же однажды война, вернется папа.

Таня:  И будем мы опять жить одной дружной семьей!

Таня уходит за кулисы с чемоданом. Мама выходит на авансцену

Фонограмма№3: Валентина Кочкина «Белые панамки»+ Д.Шостакович «Симфония №7»

Мама:  На следующий день, рано утром, я поехала в порт одна, что бы предупредить воспитателей, что Шура не едет в эвакуацию. На пристани собралось много народа-мамы, бабушки: слезы, последние наставления..

В этой толпе я с трудом отыскала Валентину Сергеевну. «Многие родители детей не привели, не захотели расставаться!» -на прощание сказала мне воспитательница. И все на пристани долго махали вслед уплывающей барже, вслед уплывающим белым панамкам детей.

Сцена 3 « Декабрь 1941»

Фонограмма: Д.Шостакович «Симфония №7»

Рассказчик: 8 сентября 1941 года немцы замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Гитлеровская армия остановилась в 10 километрах от города, и в первые дни окружения разбомбила продовольственные склады.

Гитлер отдал приказ: «Ленинград должен умереть голодной смертью!». Началась блокада.

В город еще пробивались баржи с мукой, крупами, которые раздавали жителям по карточкам, но норма постоянно уменьшалась-350 грамм хлеба на взрослого, 200 грамм- на ребенка.

В первую, самую страшную блокадную зиму 41-42 года, в городе умерло около 780 тысяч человек.. В первую очередь погибали старики, дети. И чаще всего-от голода.

Единственной ниточкой, связывающей блокадный Ленинград с Большой землей стала «Дорога жизни»-сначала по воде, потом по льду Ладожского озера везли в осажденный город продовольствие, а оттуда-раненных и больных людей.

Фонограмма №4: Ленинградский метроном

Дети:

1.Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

2.Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад..

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

3.Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот. (Ю.Воронов)

Фонограмма: метроном (продолжается)

Таня выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол

Таня:  Вот сиди у «буржуйки», рисуй.

Шурик: (рисует)  А почему печку назвали буржуйка? Потому что её буржуи придумали?

Таня: Потому что надо дров много, а толку от нее мало.

Шурик:  Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я-крыс. Их теперь стало так много..

Таня:  Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять.

Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу.

Таня: (ставит кружку на стол)  Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Шурик: (пьет из кружки)  Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!

Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу, кладет на него сверток

Таня:  Мама пришла!!

Мама: (устало садится на стул)  Как вы тут?

Шурик подходит к ней с рисунком

Шурик:  Смотри, что я нарисовал!

Мама: (крутит рисунок)  Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Шурик: (объясняет на рисунке)  Черное-это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно-прислучайно?

Мама:  Случайно - прислучайно есть! Вот!

разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины.

Фонограмма №5: метроном

Сцена 4 «За хлебом»

Заходит соседка-Софья Константиновна в шапочке, с лентами, болтающимися под подбородком, и в сером элегантном пальто, затянутом широким мужским ремнём, к груди прижимает сумочку. Таня уводит Шурика, возвращается.

Софья Константиновна: (к матери, тараторит)

Здравствуй, Наталья Васильевна. Я там, у булошной очередь вам заняла - всех предупредила, что сейчас придет девочка в  пальто, хорошенькая такая.

Ты будешь стоять за женщиной в чёрном пальто. Оно буквально ей до пят. Знаете, чересчур длинное пальто. И с опущенными ушами.

Таня:  У неё уши опущенные?

Мама: (укоризненно)  Таня!! Сходи, пожалуйста! Карточки в комоде.

Софья Константиновна:  Ты не поняла меня. Опущены уши у мужской шапки, которая на женщине. Которая в черном пальто до пят..Уф! Какая непонятливая девочка.

Таня уходит за кулисы.

Софья Константиновна: (к матери)  А может быть, это не дама, а мужчина? Люди стали странным образом на себя не похожи. Все почему-то на одно лицо. Многие ходят не мытыми.

Мама:  Откуда же мытыми то быть? Воду отключили еще в ноябре. А с реки в ведре много не принесешь.

Соседка замечает платье, висящее на спинке кровати. Подходит, берет в руки

Софья Константиновна:  Что я вижу? Это же ваше любимое платье!!

Мама:  Завтра хочу сходить на базар, попробую поменять на что-нибудь съедобное.

Софья Константиновна: Фи!!!!Вам, Наталья Васильевна, не жаль менять такую красоту на кусок вульгарной конины. Или малосъедобной, полусгнившей свеклы?

Мама:  Мне, Софья Константиновна, детей кормить надо. Вот кончится война, вернется Коля с фронта, тогда и будем наряжаться.

Забирает платье у соседки, вешает себе на плечо

Софья Константиновна:  Надо бодриться, не веселить печалью наших врагов. Лично я не могу решиться что-либо променять. Дивные вещи отдавать за невесть что! Ладно, заболталась я с вами, пойду.

Уходит. Мама собирает посуду со стола, тоже уходит

Фонограмма №6: Вивальди «Tosco Fantasy»(отрывок)

Сцена 5 «Карточки»

Выходит Таня в зимней одежде. Замечает что-то на земле, наклоняется и поднимает потерянные кем-то карточки. Достает свои, сравнивает.

Таня: Хлебные карточки!!! Рабочие! Еще целые. 350 граммов хлеба в день!!! Ой…

Кто-то потерял, бедолага!

Залезает повыше на ступеньки, оглядывает вокруг. Появляется Юрка.

Таня быстро прячет карточки в карман

Юрка:

Таня, в сосульку превратишься! Сейчас фашист прилетит и бомбу ка-а-а-к сбросит! (садиться на нижнюю ступеньку)

Танька: (растерянно)

А я где хочу, там и стою! Может у меня тут дела? Человек может стоять, где захочет. Вот. Думаешь, я забыла, как ты мне ножку в буфете подставил, и я вся в киселе вымазалась? И чуть не упала. А когда косичку между дверей зажал. Думаешь, я всё забыла? Иди, куда шёл, и не мешай мне тут стоять.

Юрка: (примирительно)

Да ладно, ладно, что завелась?

Таня: (осторожно)

Юрка, а твоя мама получает рабочую или иждивенческую карточку? Нет, я хотела спросить, выкупали уже хлеб? Нет, я хотела…(смутилась)

Юрка:  А что это ты спрашиваешь?

Таня: (преувеличенно равнодушно)  Я просто так спросила.

Юрка:  Эх! Сбежать бы на войну! Сиди себе в окопе. Лишь бы хорошо научиться стрелять. Ты куда идёшь?

Таня: В булочную. Только хлеба, наверное, сегодня уже не будет.

Юрка вздохнул, пригорюнился, Таня уходит

Сцена 6 «Котька и Колька»

Появляются Коля и Котька. У Коли в руках санки.

Юрка:  Эй! Куда это вы с санками собрались?

Котька: Кататься!

Юрка: (подскакивает к ним,) Кто сейчас с горки катается?

Колька: (вырывается) Дела у нас!

Юрка: Ага, дела.. 

Котька:  Расскажи ему, Колька, все равно не отвяжется. А то опоздаем!

Колька:  Ну, слушай, прилипала! Мамка наша на Васильевском острове работает, это километров за пять отсюда. А трамваи уже с лета не ходят.

Юрка: Ну. И что?

Котька:  И то! Она по два часа на дорогу тратит! Домой приходит совсем уставшая. Мы ей с Колькой тазик с горячей водой ставим, что бы опухоль с ног прошла. А она все равно час сидит, как неживая.

Коля:  И вот мы с Котькой придумали - какой день уже ходим ее встречать с санками - пусть хоть обратно будет не идти, а ехать!

Юрка:  Ничего себе! А что мать?

Котька: (усмехнулся)  Первый раз, когда нас увидела на Васильевском, чуть не поругала. Да сил не было. А Колька так строго ей: «Садись! Будем тебя возить. Мужики мы или нет?»

Колька: (засмущался) А кто о ней позаботиться, если не мы? Ладно, пора, Бывай, Юрка!

Юрка:  Пока, ...мужики!

Жмет им руки. расходятся

Сцена 7 « Декабрь 1942»

Рассказчик :

К лету 42-го года вокруг Ленинграда немцы развернули огромное количество артиллерийских батарей. Они составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливали ежедневно. Все попытки советской армии прорвать блокаду заканчиваются неудачей.

Декабрь 42-го. До окончания блокады оставалось 13 месяцев.

Дети:

4.Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы…

5.Мы знаем: клятвы говорить непросто.

И если в Ленинград ворвётся враг,

Мы разорвём последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг! (Ю.Воронов)

Фонограмма №9: воздушная тревога

Входит. Таня в свитере, юбке. В руках два полешка. Подходит к буржуйке .Входит Мама с Маней.

Мама: (Тане) Почему не в бомбоубежище?

Таня: Да ладно, мам! Пока оденешься, спустишься- уже отбой.

Мама: Вот, принимай подружку. Стоит у дверей, плачет. Постучать стесняется..

Таня: (подбегает к подруге, помогает снять торбу)

Маня! Ты что? Проходи, скорей, раздевайся - только «буржуйку» растопила. Ты что так поздно по городу ходишь? Как тебя отпустили-то?

Маня:  Некому отпускать. Страшно одной в квартире…

Маня: (присаживается к столу, вытирает нос)

Ночью так страшно было, просто жутко одной. Вам хорошо, у вас коммуналка. Вон, соседи за стенкой живут.

Таня:

Не соседей, Маня. Одна наша семья во всей квартире осталась .

Мама:

Сил даже на еду нет.

Маня: (встает у стула, обращается к Маме)

Тетя Наташа, а возьмите меня к себе жить, а? Дров на четверых надо будет меньше, у меня еще вот (кладет торбу на стол, показывает Тане содержимое) продукты кой-какие остались.

Мама с Таней переглядываются

Мама:

Да оставайся уж. И Тане все повеселей будет, а то я до ночи на работе.

Маня: (радостно)

А еще я готовить умею! Я однажды такой суп сварганила с отцовского кожаного ремня-наваристый, ух! Вот вернется папанька с войны, а я ему: «Тю-тю твой ремень, мы  его съели! И добавки попросили».

Таня:

Почему это?

Маня:

А мы –блокадники! (сжимает кулак) Нас немец ломал, да не сломал. Мы-кремень!..А я стихи научилась сочинять. Сказать?

Мама: (поправляет)

Прочитать.

Маня:

Не, они не на бумаге, они вот тут (показывает пальцем на лоб)

В новых галошках, в рубашке горошком

Воробей Тимошка скачет по дорожкам.

И ещё:

Мышка в кружечке коричневой

Наварила каши гречневой…

Дальше не успела. Нравятся?

Таня:

Эх! Хорошо бы сейчас каши поесть гречневой. Не надо больше сытых стихов писать, Маня, а то сразу есть захотелось. Пойдем, приготовим что-нибудь поесть?

Маня: 

Поесть это мы завсегда, Два раза звать не приходится!

   Мама устало встает, собирает свою одежду.

Мама: (с улыбкой)

Мышка в кружечке коричневой наварила каши гречневой…

Фонограмма №10: Ленинградское радио «Отбой воздушной тревоги»

Слайд:

Сцена 8 «Декабрь 1943»

Рассказчик:

1943 год. Советская Армия пыталась прорваться через окружение, но фашисты отбивали все атаки. И лишь в январе, самом начале 43-го, через 16 месяцев с начала блокады, удалось пробить коридор, шириной 10 километров. За две недели на этом месте были построены автомобильная и железнодорожная дороги, по которой в город пошли спасительные грузы с продовольствием. Увеличились нормы питания. Теперь люди умирали не от голода, а от бомбовых ударов.

Наступила третья блокадная зима. Декабрь 43-го. До окончательного прорыва окружения оставался еще 1 месяц.

Фонограмма №11: гул бомбежки

В комнату заходит Таня с двумя тетрадками в руках, за руку ведет Шурика. Он в свитере, валенках, шапке.

Таня: Шурик, тетя Галя говорит, что вы опять с Мишкой во двор гулять бегали! Вдруг налет?

Шурик: (деловито, усаживаясь на стул) Думаешь, если налет мы будем стоят и смотреть, как на нас бомбы падают? Мы сразу в бомбобежище побежим!

Таня: (снимает с него шапку) БомбоУбежище. Второй год в блокаде, все слово выучить не можешь!

Шурик: (листает тетради Тани) Как в школе дела?

Таня: В школе? Нас из всего класса, из 32-х человек, только пятеро осталось. Иван Васильевич, математик нас называет «зимовщики».

В классе холодно, как на Северном полюсе.

Шурик: (грустно) Жаль, что я еще в школу не хожу. Вам суп без карточек дают.

Таня: Ты опять голодный? Я же тебе свою пайку оставляла!

Шурик: Тетя Галя сказала, что у нас с Мишкой это..(гордо) растущий организм!

Таня: (улыбается) Растущий, растущий

заходит Софья Константиновна. Она заметно встревожена.

Софья Константиновна:  Здравствуйте, детки!

Таня, Шурик: Здравствуйте, Софья Константиновна.

Таня: А мамы нет, она с фабрики поздно возвращается.

Софья Константиновна смотрит на Шурика

Софья Константиновна: (притворно) Шурик!.. (копается в сумке) Смотри, что у меня есть!

протягивает фантик

Шурик: (подбегает) Что это?

Софья Константиновна:  Это был сахарин. Тут еще немного крошек осталось. Кушай, деточка. Только водичкой запей.

Шурик:  Ой, спасибо!!!

убегает

Таня: (медленно садится на стул)  Что случилось, Софья Константиновна? Вы же не зря Шурку отослали?

Софья Константиновна:  Деточка.. Танечка.. (закрывает глаза руками)

Таня: (строго)  Говорите, Софья Константиновна. Мне уже 12 лет. Я уже взрослая.

Софья Константиновна:  Таня! Сегодня приходил милиционер, тебя искал. Хорошо, что Шурки дома не было. Сегодня немцы обстреляли фабрику. Ваша мама... Прямое попадание бомбы.

 Таня сидит окаменелая. К ней подходит Софья Константиновна

Софья Константиновна: Таня, ты заплачь, закричи.. Легче будет!

Таня: (окаменело) Шурику не говорите. Я сама.

Софья Константиновна: Деточка, тебе что-то надо решать. У вас теперь только две детские карточки, не проживете. Езжайте в эвакуацию, вас, как сирот, быстро отправят.

Таня: (отрицательно машет головой) Папа придет с фронта, а нас нет. Квартира пустая.

Софья Константиновна: Тогда отдай Шурика в детский дом. Там кормят и тебе полегче будет.

Таня: Нет. Мама говорила: «Мы должны держаться все вместе». Идите, Софья Константиновна, мне надо побыть одной.

Софья Константиновна: Да, деточка, да.. (вытирает глаза) Горе -то какое!

Таня резко закрывает глаза руками и утыкается в колени. Появляется Шурик, он облизывает бумажку.

Шурик: Таня, я бумажку уже давно облизываю, а она все равно сладкая. Ты что?

Таня резко выпрямляется, быстро вытирает слезы

Таня: Ничего. Иди ко мне, Шурка.

Шурик подходит к ней, обнимает

Шурик: Мама скоро придет?

Таня: (осторожно подбирая слова)

Наша мама, Шурик, не придет.

Шурик:  Она что, в ночную смену осталась?

Таня: Нет, Шурик. Она.. она уехала далеко, далеко..

Шурик: (встревожено) В эвакуацию? А как же мы?

Таня: Нет, не в эвакуацию.. Она..она.. Она теперь будет сидеть на облачке и смотреть на нас с высоты…

Таня обнимает Шурика. Мама поёт.

Песня «Лети, пёрышко»

Сцена 9 « Январь 1944»

Фонограмма: Левитан о снятии блокады (начало)+ Паганини «Каприччо»

Рассказчик :В конце января 44-го полностью снята блокада Ленинграда.Почти 2,5 года, почти 29 месяцев, долгих 872 дня город жил в осаде.От голода, холода, бомбежек погибло более полумиллиона ленинградцев. Но город выстоял!

В этот день, 27 января в Ленинграде прогремел салют Победы!

Фонограмма: звук салюта

Дети:

6.За залпом залп. Гремит салют

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут.

7. Ни успокаивать, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика…

Сегодня в городе-салют!

Сегодня ленинградцы плачут...(Ю.Воронов)

Фонограмма №14: Vangelis «La pettie fille de la mer»

   1 детсадовец:

Я мечтал был водителем трамвая. Что бы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

2 детсадовец:

А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!

3 детсадовец:

А я хотел быть летчиком. Потому что я очень люблю смотреть на небо!

4 детсадовец:

У меня была мечта-стать врачом. Детским. Я был бы очень добрый, как доктор Айболит!

5 детсадовец:

А я мечтал быть инженером..

Нас расстреляет немецкий самолет. В сентябре 41 года.

Котя:

Мы с братом хотели стать строителями. Как наш папа.

Коля:

Декабрь. Артобстрел на Васильевском.

Юрка:

Я мечтал сначала стать геологом, потом решил стать поваром. Что бы никогда больше не голодать.

Маня:

А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант.

Таня: (обнимает Шурика)

Мы с Шуриком останемся живы..

И теперь у нас с ним одна мечта - пусть больше никогда..НИКОГДА не повторится война. Пусть больше никогда не повторится блокада!

Финальная песня  «Аист на крыше».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий "Врагу не сдавался -героем остался"

Открытое мероприятие, конкурс стихотворений о блокаде Ленинграда...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий агитбригады «Я остаюсь, чтобы жить…»

Сценарий агитбригады «Я остаюсь, чтобы жить…»...

Сценарий Последнего звонка в 10 классе, 2015 – 2016 год."Промчались школьные года, в душе остались навсегда."

Сценарий предназначен для проведения торжественной линейки в школе. Очень важно, чтобы последний звонок запомнился выпусникам....

Сценарий мероприятия "Когда дети остаются они"

Сценарий мероприятия, посвященного сразу двум праздникам: 23 февраля и 8 марта. Основная задача не только поздравление с названными праздниками, но и попытка отвлечь учащихся от виртуального мира комп...

Сценарий постановки "Я еще не хочу умирать" (по мотивам произведения Людмила Никольская «Должна остаться живой»)

О блокаде Ленинграда сказано много. На эту тему писали люди, которые жили и работали в осажденном городе, и те, кто в нем никогда не был. Но герои этих историй, как правило, взрослые. О детях и подрос...

Сценарий выпускного вечера в 9 классе "Уйти нельзя остаться"

Выпускной вечер - одно из самых главных событий в школьной жизни. Это важный и ответственный праздник. В сценарии представлена торжественная часть вручения аттестатов. Сценарий этого праздника будет п...