ПК 4.3
материал по музыке
Здесь прдеставлены образовательные технологии в области начального общего образования, которые использовались на практие в виде фрагментов уроков. Также здесь вы може ознакомится с презентацией о сайтах с олимпиадами для дошкольного, младшего школьного и подрасткового возрастов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 456.89 КБ | |
| 19.11 КБ | |
| 24.41 КБ | |
| 21.97 КБ | |
| 25.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На данном сайте представлены олимпиады с 1-8 класс по музыке. Сайт дает бесплатное прохождение олимпиады. Во время решения олимпиады вы сразу увидите правильно ли обучающийся отвечает или нет. После прохождения есть возможность заказать диплом. Цена диплома: 1 1 - 3 место/участник – 174 руб. скидка 57% (старая цена 307 руб.)
. Вопросы включают: Муз.грамоту Биографии Бесплатные олимпиады по музыке и другим предметам от дошкольного до старшего школьного возраста. Цена диплома: 90 руб. диплом + бесплатная благодарность руководителю/ учителю. Сайт со Всероссийскими олимпиадами « Буковкин » 2 Login
3
На данном сайте представлены олимпиады с 1-8 класс по музыке, а также специальные олимпиады по « музыкальной теории» и др. . Сайт дает платное прохождение олимпиады. Цена: 4 Все участия в олимпиадах (любой класс) стоит 110 руб.
5
Предварительный просмотр:
Дата: 03.10.24 | Учитель музыки: Королева Г. Л. |
Школа №89 | Руководитель практики: Шелепова Д.А. |
Класс: 6 «Е» | Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В. |
Студентки 40 группы Шалимовой Анны | Преподаватель вокала: Муталиева Л. С. Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»
Цель: Формирование представлений об музыкальных образах и влияния на них исполнителя через "Рондо Фарлафа" из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинки и арию Сусанина "Чую правду" из оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") М.И.Глинки.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о вокальной музыке: ввести понятие музыкальный образ, вспомнить понятия характер, ария, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения. Разучить 1 куплет и припев песни А.Пахмутовой «Герои спорта»
Развивающая: развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, формировать интерес к вокальному искусству.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодогической направленности)
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ, диалог), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»).
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: А.Пахмутова "Герои Спорта", "Рондо Фарлафа" М.И.Глинка, ария Сусанина "Чую правду" М.И.Глинка, Римский-Корсаков опера "Садко" песня варяжского гостя.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
3.Ораганизация слушательской деятельности | формировать представления о вокальной музыке: ввести понятие музыкальный образ, вспомнить понятия характер, ария, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения. | Кто-нибудь из вас когда-нибудь был в картинной галерее? Вы видели например портрет.Посмотрите на доску это портрет Архипова "Девушка с кувшином". А то, что мы видим это не просто девушка. Так что же это ? Художник заложил в этот портрет какой-то образ. Как бы вы могли описать эту девушку? Хорошие варианты.Он передал здесь сильную, яркую, неунывающую крестьянку, она улыбается несмотря на тяжелые хозяйственные дела. Чтобы так красиво и четко передать образ , художник должен обладать одним качеством, посмотрите на ребусы на ваших партах и расшифруйте слово. Правильно, мастерство. И как и в живописи , в музыке тоже есть образ-музыкальный образ. Он есть и в вокальных и в инструментальных произведениях. И человек должен обладать мастерством исполнителя, чтобы передать образ. Давайте подумаем какая у нас тема урока. Отлично. Наша тема урока "Музыкальный образ и мастерство исполнителя". Посмотрите на слайд вы видите некого персонажа. Вспомните кто он ? Даю подсказку он из оперы "Руслан и Людмила". Ничего страшного, это Фарлаф. И самым знаменитым обладателем этой роли был Федор Шаляпин. Его считают мастером своего дела. Про образы на сцене Шаляпин говорил так: "Это не театральные маски, а человеческие жизни , воскрешаемы на каждом спектакле". Как вы думаете , что этими словами хотел сказать Шаляпин? Что важно сделать,чтобы передать образ ? Совершенно верно.Выражение Фёдора Шаляпина можно интерпретировать как утверждение о важности мастерства и профессионализма в театре. Он подчеркивает, что для того чтобы действительно "воскресить" человеческую жизнь на сцене, актер должен быть настоящим мастером своего дела. Это означает, что актеру необходимо не только владеть техникой исполнения, но и глубоко понимать и чувствовать своего персонажа. Важно уметь передать его эмоции, внутренние переживания и жизненные обстоятельства так, чтобы зрители могли увидеть в этом отражение реальной человеческой судьбы. Когда актер достигает такого уровня мастерства, его игра становится настолько правдоподобной, что зрители начинают верить в существование этого персонажа, словно он действительно оживает на сцене. Сейчас мы прослушаем рондо Фарлафа в исполнении Федора Шаляпина. Ваша задача подумать какой характер у персонажа Фарлафа и с помощью чего Федор Шаляпин передает характер героя. Слушание Рондо Фарлафа. Какой характер у Фарлафа?Какой это образ отрицательный или положительный? С помощью чего Шаляпин передает характер героя? Правильно свою интонацию. Мы слышим в начале даже усмешку на словах "Я знал, я чувствовал заранее". Он как будто показывает, что он самый умный. Это хвастовство мы видим в интонации. Также важна хорошая дикция. Если бы Федор Шаляпин обладал плохой дикции, мы бы даже не поняли, о чем говориться , что хочет передать герой. Шаляпин был мастером вокальной техники. Его контроль над голосом, динамикой позволяли ему создавать богатые тембры и оттенки, которые усиливали характер персонажа. Сейчас мы заново прослушаем рондо Фарлафа у вас на партах лежит таблица с выразительными средствами вам нужно обвести то , что относиться к этой арии. Слушание Рондо Фарлафа Кто хочет ответить что он отметил в таблице? Отлично.А какой тембр голоса был у Шаляпина? Давайте вспомним какие голоса еще есть.Бас,баритон,тенор. Шаляпин-бас.В репертуаре Ф.Шаляпина было более 70 оперных партий.Божественная красота голоса Шаляпин поражал слушателей всех стран. Его высокий бас, с бархатистым, мягким тембром, звучал мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Шаляпин создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный характер героев. Сейчас мы будем слушать арию другого персонажа в которого перевоплощался Ф.Шаляпин и сравним его с рондо Фарлафа по пунктам прописанным в выданных таблицах. Для начала вспомните какие еще оперы вы знаете у М.И.Глинки ? Он написал оперу "Иван Сусанин" или "Жизнь за царя". В этой опере Шаляпин перевоплотился в главного героя- Ивана Сусанина. Мы прослушаем арию "Чую правду". Ваша задача заполнить табличку и ответить на вопрос получилось ли у Федора Шаляпина перевоплотиться совсем в другой образ? Слушание "Чую правду" Расскажите, что вы записали в таблицу?Удалось ли Шаляпину превратиться в совершенно другого персонажа? Разница образов и персонажей заключается в том, что Фарлаф — это персонаж, который движим собственными интересами. Он проявляет высокомерие и эгоизм, ставя свои желания выше всего. Его действия часто аморальны, и он не стесняется использовать других для достижения своих целей. Сусанин — это символ самопожертвования ради родины. Он готов отдать свою жизнь, чтобы защитить царя и свой народ. Его характер наполнен добротой и благородством. Он олицетворяет идеалы верности и чести.Сусанин демонстрирует силу воли и решимость,в отличие от Фарлафа. Как же Шаляпину удается передать эту разницу? Шаляпин использует резкие, колкие интонации, чтобы подчеркнуть высокомерие Фарлафа.В некоторых местах он применяет резкие акценты на ключевых словах, чтобы подчеркнуть цинизм и эгоизм персонажа. Например, в моменты самовосхваления Фарлафа его голос становится громче и более уверенным. В арии Сусанина всё наоборот. Интонация Шаляпина в арии Сусанина полна тепла и благородства. Он использует мягкие, плавные линии, которые создают атмосферу любви к родине и готовности к самопожертвованию. Когда Сусанин говорит о своей готовности защитить царя, его интонация становится более уверенной и решительной. В отличие от Фарлафа, динамические изменения у Сусанина более плавные и постепенные. Он не использует резких скачков громкости, что создает ощущение стабильности и уверенности в своих чувствах. Великий певец всегда выбирал из богатейшего арсенала технических приёмов именно те , который соответсвуют и подчеркнут характер персонажа.Таким образом, через интонацию и динамику Шаляпин мастерски передаёт характерные черты персонажей, создавая яркие и запоминающиеся образы. Ваше домашнее задание. Пройти тест и написать трех российских оперных певцов. | - Да/Нет - Не знаем - Улыбающаяся, радостная , сильная -Мастерство - Исполнитель-мастер -Мастерство исполнителя. -Не помним - Он говорит, о том что проникнуть в роль можно на столько , что кажется будто на сцене другой человек а не просто роль. - Прочувствовать образ. - Завситливый,хвастун, самовлюбленный. -Наверное,отрицательный -Интонация -Динамика в начале спокойная, потом быстрая и с течением времени становиться быстрее. Настроение радостное. -Бас -Сопрано,альт,бас,баритон,тенор -Не помним - Зачитывают колонку в сравнительной таблице - С помощью интонации, динамики, вокальных приемов | 20 минут |
Предварительный просмотр:
Дата: 25.01.24 | Учитель музыки: Королева Г. Л. |
Школа №89 | Руководитель практики: Гапонова М. А. |
Класс: 3 «Г» | Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В. |
Студентки 30 группы Шалимовой Анны | Преподаватель вокала: Муталиева Л. С. Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки»
Цель:. Формирование представлений об построении оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Задачи:
Образовательная: закрепление и повторение пройденных музыкальных произведений, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты главных героев оперы- Руслана и Людмилы. Научиться находить различия между ариями (темп, динамика, характер). Разучить 2 и повторить 1 куплет с припевом «Дети солнышку смеются», формирование у детей певческих умений и навыков.
Развивающая: развивать творческое отношение к музыке, развитие способностей различать характер арий, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности, формировать интерес к оперному жанру.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод(приём «Эхо»), метод активного слушания (приём «Свободное дирижирование»), метод контрастного сопоставления.
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «Дети солнышку смеются» муз. Елены Обуховой, рондо Фарлафа, сцена встречи Фарлафа и Наины, увертюра к опере «Руслан и Людмила», финальный хор оперы «Руслан и Людмила».
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
3.Ораганизация слушательской деятельности | Продолжать формировать представления об опере, ввести понятия бас, контраст и рондо, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения. Ввести понятия увертюра, симфонический оркестр, хор | Послушайте что это за произведение откуда оно? А кто написал оперу? Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Правильно и вашим домашним заданием было написать 3 интересных факта об этой опере. И чтобы выбрать кто же получит сегодня оценку, мне поможет наше колесо фортуны. (Выбираю ученика с помощью колеса). Молодец, в конце урока подойдешь ко мне со своим дневником.Наши главные герои-Руслан и Людмила. Но смотрите у нас есть еще одно изображение кто же на нем изображен неизвестно. Как вы думаете какая у нас будет тема урока? Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с новыми персонажами из оперы. Откройте тетради и на полях запишите число. Фарлаф. Он является соперником Руслана и тоже отправляется на поиски Людмилы. С поисками ему обещает помочь Наина.Партию Фарлафа в опере исполняет самый низкий мужской голос- бас. Запишите, пожалуйста, себе в тетрадь новый термин «бас». Сейчас мы с вами прослушаем сцену встречи Наины и Фарлафа, а также Рондо Фарлафа (Рондо — это круг, то есть повторение главной темы с перебивками на другие.), как только вы услышите смену в музыке и настроении поднимите руку, и ответим на вопросы «Как вы думаете кто такая Наина?», «Отрицательные или положительные персонажи представлены на видео?» Но давайте вспомним правила как мы должны слушать музыкальные произведения? Слушаем сцену встречи Фарлафа и Наины Наина-это колдунья, которая является отрицательным персонажем в произведении. А кто же у нас Фарлаф? Какие черты ему присуще? Фарлаф-хвастун,болтун, который не может остановиться говорить о своем храбром. (Повторяю вопросы) Темп произведения был быстрый и спешащий. Глинка выбрал форму рондо не просто так, тем самым он показывает характер героя. Вспомним арию Руслана, чтобы ответить на вопрос «Похожи ли Фарлаф и Руслан »? Ария Руслана «Дай,Перун,булатный меч…» Сейчас мне нужны два человека, которые буду работать у доски. Ваша задача распределить черты характера к герою. А в это время класс мне скажет черты характера Руслана и Фралафа? Соединяют характерные черты и персонажей Вы отлично справились. И вправду они абсолютно не похожие друг на друга герои. Если Руслан у нас храбрый, то Фарлаф трусливый. Физминутка - У каждой оперы всегда есть конец, но, если есть конец, то есть и начало. У нас в музыкальном театре начало называется увертюрой. Запишите «увертюра- начало музыкального представления». Сейчас мы с вами прослушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила». После ответьте мне на вопросы, которые представлены на экране (Как звучит произведение? Какой тут возникает образ?) и еще когда услышите колокольчики поднимите руку. Слушаем увертюру Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? это было вокальное или инструментальное произведение? Колокольчиков в увертюре не было — это была проверка на внимательность. Увертюра звучит, когда наш занавес закрыт. А скажите кто исполнял увертюру, как можно назвать множество инструментов, объединённых вместе? А кто-нибудь знает где в театре размещен симфонический оркестр? Правильно в оркестровой яме. Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера. Увертюра ка бы утверждает нам, что победит добро, но так ли это? Как вы думаете ребята, когда мы услышим финал- там будет звучать победа добра или победа зла? А чтобы это понять мы прослушаем с вами финальное произведение оперы. Хочу, чтобы вы представили себя дирижерами и продирижировали вместе со мной в соответствии с темпом и характером музыки. Слушание финального хора Ну кто же победил добро или зло? Конечно же победило добро. А это было вокальное или инструментально произведение? Правильно, пел хор.Хор-музыкальный ансамбль, состоящий из певцов;Похоже ли был финальный хор с увертюрой? Мне интересно, а с каким цветом у вас ассоциировалось это произведение и почему? Тогда если у вас есть такого цвета карандаш или ручка, то нарисуйте на полях звёздочку, чтобы сразу вспоминать об этом произведении. И вправду финальный хор и увертюра были похоже мы слышим похожую мелодию- и их главная тема — это идея всего произведения- торжество светлых сил, добра. | Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Ученик отвечает на домашнее задание -Знакомство с новыми персонажами оперы Записывают в тетрадь новое понятие - Мы должны слушать музыку в тишине Слушают сцену встречи Наины и Фарлафа - Музыка была спешащая, быстрая. Слушают арию Руслана -Руслан честный, храбрый, добрый -Фарлаф трусливый, хвастун. Записывают в тетрадь термин «увертюра» Слушают увертюру Произведение благородное, храброе. Возникает образ сильной руси и богатырей. -Инструментальное -Симфонический оркестр -В оркестровой яме -Добро -Зло Дирижируют вместе -Добро - Да похож и там и там показывалось, чтобы добро всегда победит, произведения в меру быстрые. -С зеленым, потому что оно ассоциируются у меня с победой. | 20 минут |
Предварительный просмотр:
Дата: 25.01.24 | Учитель музыки: Королева Г. Л. |
Школа №89 | Руководитель практики: Гапонова М. А. |
Класс: 3 «Г» | Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В. |
Студентки 30 группы Шалимовой Анны | Преподаватель вокала: Муталиева Л. С. Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки»
Цель:. Формирование представлений об построении оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Задачи:
Образовательная: закрепление и повторение пройденных музыкальных произведений, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты главных героев оперы- Руслана и Людмилы. Научиться находить различия между ариями (темп, динамика, характер). Разучить 2 и повторить 1 куплет с припевом «Дети солнышку смеются», формирование у детей певческих умений и навыков.
Развивающая: развивать творческое отношение к музыке, развитие способностей различать характер арий, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности, формировать интерес к оперному жанру.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод(приём «Эхо»), метод активного слушания (приём «Свободное дирижирование»), метод контрастного сопоставления.
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «Дети солнышку смеются» муз. Елены Обуховой, рондо Фарлафа, сцена встречи Фарлафа и Наины, увертюра к опере «Руслан и Людмила», финальный хор оперы «Руслан и Людмила».
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
3.Ораганизация слушательской деятельности | Продолжать формировать представления об опере, ввести понятия бас, контраст и рондо, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения. Ввести понятия увертюра, симфонический оркестр, хор | Сейчас мне нужны два человека, которые буду работать у доски. Ваша задача распределить черты характера к герою. А в это время класс мне скажет черты характера Руслана и Фралафа? Соединяют характерные черты и персонажей Вы отлично справились. И вправду они абсолютно не похожие друг на друга герои. Если Руслан у нас храбрый, то Фарлаф трусливый. Физминутка - У каждой оперы всегда есть конец, но, если есть конец, то есть и начало. У нас в музыкальном театре начало называется увертюрой. Запишите «увертюра- начало музыкального представления». Сейчас мы с вами прослушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила». После ответьте мне на вопросы, которые представлены на экране (Как звучит произведение? Какой тут возникает образ?) и еще когда услышите колокольчики поднимите руку. Слушаем увертюру Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? это было вокальное или инструментальное произведение? Колокольчиков в увертюре не было — это была проверка на внимательность. Увертюра звучит, когда наш занавес закрыт. А скажите кто исполнял увертюру, как можно назвать множество инструментов, объединённых вместе? А кто-нибудь знает где в театре размещен симфонический оркестр? Правильно в оркестровой яме. Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера. Увертюра ка бы утверждает нам, что победит добро, но так ли это? Как вы думаете ребята, когда мы услышим финал- там будет звучать победа добра или победа зла? А чтобы это понять мы прослушаем с вами финальное произведение оперы. Хочу, чтобы вы представили себя дирижерами и продирижировали вместе со мной в соответствии с темпом и характером музыки. Слушание финального хора Ну кто же победил добро или зло? Конечно же победило добро. А это было вокальное или инструментально произведение? Правильно, пел хор.Хор-музыкальный ансамбль, состоящий из певцов;Похоже ли был финальный хор с увертюрой? Мне интересно, а с каким цветом у вас ассоциировалось это произведение и почему? Тогда если у вас есть такого цвета карандаш или ручка, то нарисуйте на полях звёздочку, чтобы сразу вспоминать об этом произведении. И вправду финальный хор и увертюра были похоже мы слышим похожую мелодию- и их главная тема — это идея всего произведения- торжество светлых сил, добра. | -Руслан честный, храбрый, добрый -Фарлаф трусливый, хвастун. Записывают в тетрадь термин «увертюра» Слушают увертюру Произведение благородное, храброе. Возникает образ сильной руси и богатырей. -Инструментальное -Симфонический оркестр -В оркестровой яме -Добро -Зло Дирижируют вместе -Добро - Да похож и там и там показывалось, чтобы добро всегда победит, произведения в меру быстрые. -С зеленым, потому что оно ассоциируются у меня с победой. | 20 минут |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.02.24 | Учитель музыки: Королева Г. Л. |
Школа №89 | Руководитель практики: Гапонова М. А. |
Класс: 3 «Г» | Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В. |
Студентки 30 группы Шалимовой Анны | Преподаватель вокала: Муталиева Л. С. Преподаватель дирижирования: Земскова О. А. |
Тема урока музыки: «Опера «Снегурочка»
Цель: Формирование представлений о построении оперного спектакля через знакомство с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты главной героини оперы - Снегурочки. Научиться находить различия между ариями (темп, динамика, характер). Разучить 1 куплет и припев «Ласточки».
Развивающая: развивать творческое отношение к музыке, развивать способность различать характер арий, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, формировать у детей певческие умения и навыки.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, доставить радость от совместной музыкально - игровой деятельности, формировать интерес к оперному жанру.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»), метод активного слушания (приём «Арт-терапия»), метод контрастного сопоставления.
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «Ласточка» Е.Крылатова и сл. И.Шаферана, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», Ария Снегурочки «Люблю и таю»
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
3.Ораганизация слушательской деятельности | Продолжать формировать представления об опере, вспомнить понятия ария, сопрано, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения. | Сегодня, ребята, у нас будет новая тема, и чтобы ее изучить я предлагаю нам стать настоящими детективами. У вас на партах лежат секретные конверты на них написана загадка. Посмотрите, и скажите какая будет тема урока? Правильно, ребята. Сегодня мы будем раскрывать с вами дело №1. Достаньте лист с «Делом №1» и запишите: опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков. Нашей целью является узнать «Почему или из-за чего растаяла снегурочка». В ваших конвертах лежат листы «Личное дело». Именно в них вы будете записывать важную информацию сегодняшнего урока. Также есть лист «Зацепки», сюда вы можете записать своё предположение, почему растаяла Снегурочка. Посмотрите, на экране возможные подозреваемые. Прямо сейчас запишите того, из-за кого или чего, по вашему мнению, растаяла Снегурочка. А на следующей неделе мы узнаем, кто из вас высказал верное предположение. Сегодня мы рассмотрим высказывание нашего очевидца, а именно композитора Римского-Корсакова о том, какая была Снегурочка в начале и какой стала в конце. Нам нужно будет сравнить. Наша весенняя сказка начинается зимой. Но почему же, кто может сказать? Родители нашей главной героини - Мороз и Весна. Наша героиня просит у своих родителей пожить среди людей? Зачем же она хочет к людям? Снегурочка хочет понять мир людей. Так может это люди виноваты в том, что она растаяла. Давайте будем вести дальше наше расследование. В опере арии главной героини исполняет самый высокий женский голос. Какой же это голос? Сейчас мы прослушаем с вами арию Снегурочки «С подружками по ягоды ходить». После прослушивания ответьте мне на вопросы «Какой характер? темп?», «Какой духовой инструмент звучал?», «Близка ли интонация к русским народным песням?», «Какие инструменты звучали?» () Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» На слайде вопросы, пожалуйста, ответьте мне на них Какой характер? темп?», «Какой духовой инструмент звучал?», «Близка ли интонация к русским народным песням?», «Какие инструменты звучали?». Правильно ребята. Снегурочку с ее детски-наивным представлением о веселой и беззаботной жизни девушек-подружек. В оркестре тема Снегурочки звучит у флейты. Звучание флейты придает ей легкий, грациозный, игривый и в то же время холодновато-прозрачный характер. Флейта – это духовой музыкальный инструмент. Но так ли это остается к концу оперы Флейта показывает нам, что Снегурочка - дитя природы, с холодным сердцем. Но остается ли такой героиня к концу оперы. Как вы думаете? Скоро мы это узнаем. Наша героиня всё же отправляется в мир людей. Где в ней просыпается чувство, которого она не испытывала и это. Что за чувство? Правильно. Любовь. А сейчас нам нужно немного размяться, у нас сегодня тяжелая детективная работа. Физминутка Итак, наша героиня познала любовь в людском мире. И сейчас мы услышим последнюю арию героини перед тем, как она растаяла, а значит это одна из главных наших зацепок. Пока вы будете слушать произведение на листах нарисуйте, что вы видите под эту арию. Ария Снегурочки «Люблю и таю» Кто хочет мне рассказать про свой рисунок. Это отличный вариант. Какая была музыка? Какой была сама героиня? В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью. А теперь давайте сравним этих два контрастных образа: Снегурочка вначале и в конце. На слайде вы видите характеристики, давайте же вместе их распределим. Мы отличная команда, которая со всем справляется. Но мы так и не узнали почему растаяла Снегурочка. А это значит, что мы продолжим наше расследование на следующем уроке | Отвечают домашнее задание - Опера «Снегурочка» - Потому что Снегурочка-зимняя девушка - Она хочет понять мир людей - Сопрано Слушают арию - Веселая, темп спокойный, иногда спешит -Флейта - Нет - Любовь Ученик рассказывает про рисунок. Отвечают на вопросы Распределяют Характеристик. | 20 минут |
4.Рефлексия | выявить и осознать основные компоненты деятельности | «Шляпы» Ребята у вас на парте лежат шляпы детективов. Закрасьте шляпу настолько насколько вам понравился урок. В конце сдайте их на первую парту. | Оценивают свою работу | 2 минуты |
- Мне нравится (1)
