ПК 4.3
методическая разработка по музыке

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы (представлен в виде конспекта урока). Олимпиады с 1-8 класс по музыке. Статья на тему "РОК-МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiady.pptx2.49 МБ
Файл statya.docx17.89 КБ
Файл simfonich._orkestr.docx27.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

https://erudit-online.ru/filter/subject/music.html

Слайд 4

https://a-yda.ru/olimpiady-dlya-shkolnikov/dlya-shkolnikov-po-muzyke/olimpiada-po-muzyke-3-klass/pay/?diplom=318749

Слайд 6

https://solncesvet.ru/olimpiada/po-myzike/



Предварительный просмотр:

РОК-МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ШКОЛЬНИКОВ

Айрих Ксения Денисовна

Научный руководитель Д. А. Шелепова ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

 Проблема формирования музыкальной культуры школьников одна из центральных в музыкальном образовании. Неотъемлемой частью музыкальной культуры является музыкально-эстетический вкус и на протяжении многих лет проблема его развития у школьников привлекает внимание музыковедов, педагогов, психологов.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. В современной социокультурной ситуации школа – это место «развития эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера» [5, с. 33].

Проблема формирования, развития, воспитания вкуса (эстетического, художественного, музыкального) неизменно находятся в центре внимания представителей философии, эстетики, психологии, педагогики. Сущность вкуса как эстетической категории выявлена в трудах И. Канта. В работах отечественных ученых ХХ в. (Л.С. Выготский, Н.И. Киященко, Л.П. Печко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, Е.Г. Яковлев и др.) представлено глубокое теоретическое обоснование проблем формирования эстетического вкуса в процессе систематических занятий искусством. В работах Ю.Б. Алиева, В.Н. Шацкой понятие «музыкальный вкус» интерпретируется в аспекте его формирования у детей и подкрепляется соответствующими методическими рекомендациями [1].

Музыкально-эстетический вкус личности рассматривается исследователями в опоре на интерпретации эстетического вкуса как способности находить меру прекрасного в воспринимаемом окружающем мире (естественном и созданном человеком), умения воспринимать, классифицировать, запоминать эстетическую информацию и обосновывать критерии ее оценки [5]. Несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения музыкально-эстетического вкуса, в настоящее время пока не определены в полной мере подходы и средства развития музыкально-эстетического вкуса школьников в условиях образовательного процесса и во внеклассной деятельности, недостаточно разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса.

Воспитание у детей музыкально-эстетического вкуса – сложный и малоизученный вопрос, и в качестве важнейшего фактора его формирования рассматривается музыка массовых жанров. Под музыкой массовых жанров следует понимать эстрадную музыку, танцевальные разновидности поп-музыки, традиционную рок-музыку, авторскую песню. На наш взгляд, одним из способов развития музыкально-эстетического вкуса является рок-музыка. Но необходимо не забывать, что большая часть современной музыки сугубо развлекательного направления, она выполняет не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, и пользуется в школьной среде широкой популярностью. А в тоже время классическая, народная, а также демократические направления современной музыкальной культуры, к которым относится джаз, рок-музыка и другие, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников. Но ведь знакомство с этими жанрами может не только удовлетворить интересы современных школьников, но в случае с арт-роком, или рок-оперой позволит им по-иному воспринять образцы академической музыки в виде рок-обработок и аранжировок.

Школьники должны знать критерии, по которым они могут отличать лучшие образцы рок-музыки от примеров с низким художественным качеством. Однако многие направления рок-музыки часто находятся вне поля зрения авторов учебных программ, и в их освоении школьникам может помочь учитель, знающий интересные и достойные внимания роккомпозиции и включающий их в содержание уроков музыки, тем самым формируя музыкально-эстетический вкус. Важно, чтобы рок-музыка соединялась в сознании обучающихся с дисциплинами эстетического цикла [4].

Прежде всего, необходимо поэтапное освоение рок-музыки. Первым этапом является изучение рок-музыки в исторической ретроспективе, а также знакомство с ее основными направлениями [2].

На втором этапе происходит изучение различных направлений рок-музыки: рок-нролла, хард-рока, интеллектуального рока и рок-оперы на музыкальном материале конкретных представителей данных направлений.

Третий этап заключает в себе оценочно-личностный смысл учащихся. Их отношение к данному стилю и конкретным жанровым направлениям.

Освоение рок-музыки неразрывно связано с проблемой выбора методов обучения, которое определяется содержанием учебного предмета, а также возрастными особенностями учащихся. Среди методов изучения рок-музыки учащимися наибольшую целесообразность, по-нашему мнению, имеет словесный метод (беседа), раскрывающий особенности восприятия школьной аудитории, активизирующий ее мышление, способствующий выработке оценочных суждений. Дополнительный интерес к деятельности творческих коллективов и отдельных рок-исполнителей стимулирует подготовка в качестве домашнего задания учащимися докладов и сообщений, сопровождаемых аудио- и видеозаписями, а также презентациями.

Учитель должен использовать все многообразие методов музыкального образования: метода сравнения, метода художественно-педагогического анализа, метода создания композиций, метод диспута и дискуссии.

Метод сравнения (Б.В. Асафьев) развивает умение у школьников видеть в схожих явлениях специфические различия, и, наоборот, в различных явлениях найти общие черты. Этот метод воспитывает острую наблюдательность, внимание к художественным деталям и понимание их выразительной функции в общей системе художественного целого. Умение видеть в различных построениях сходные черты вырабатывает навыки художественного синтезирования [3].

Поскольку сравнивать можно все, что угодно, представляется необходимым внести уточняющий признак. Таким признаком может являться общность тем исторического периода, национального своеобразия, художественного направления, индивидуального творческого почерка художника (писателя, композитора) и т.п.

Метод художественно-педагогического анализа. Данный метод предполагает знания об эпохе, ее социальных, эстетических, художественных особенностях, о чертах того или иного стиля, об авторе, и т.п., а также оценку значения и функции данного произведения в обществе. Он реализуется, главным образом, в форме беседы и позволяет рассматривать процесс развития всех разновидностей массовой музыкальной культуры во взаимосвязи с другими видами искусств и с социальными процессами, происходящими в обществе. Особенно остро на происходящие в обществе события реагируют барды и рок-музыканты. Однако в ходе реализации данного метода недопустимы информационные перегрузки: переизбыток информации может повлечь за собой рассеивание внимания учащихся на второстепенных элементах [2].

Продолжая характеристику методов, при развитии художественно-эстетического вкуса средствами рок-музыки необходимо особо выделить метод создания композиций (Л.В. Горюновой). На уроках, связанных с изучением рок-музыки, могут быть и литературномузыкальные, и музыкально-поэтические композиции. Композиции могут быть представлены и в виде драматизации песен, и в бесконечном варианте игровых ситуаций.

Методы диспута и дискуссии. Диспут и дискуссия выступают в качестве не только форм, но и методов. Их реализация предполагает:

 1. Прослушивание (просмотр) на занятиях в аудио- и видеозаписи конкретных произведений в жанрах рок, джаза, авторской песни, поп- и рок-музыки с последующим их анализом вначале по отдельным параметрам, а затем – с развернутой, аргументированной эстетико-оценочной характеристикой;

2. Организацию обсуждений на семинарских занятиях материалов о деятельности и творчестве эстрадных исполнителей и рок-групп, опубликованных в периодической печати;

3. Организацию обсуждения внепрограммного материала – развернутых музыковедческих и композиторских размышлений о путях, возможностях, перспективах, сложностях и проблемах развития поп- и рок-музыки с комментариями учителя;

4. Написание учащимися рефератов о популярной музыке по свободно избранным ими темам с последующим заслушиванием и коллективным обсуждением лучших из них [3].

На уроках, связанных с изучением рок-музыки, могут быть и литературномузыкальные, и музыкально-поэтические композиции. Композиции могут быть представлены и в виде драматизации песен, и в бесконечном варианте игровых ситуаций.

Освоение рок-музыки должно проходить систематически по принципу от простого к сложному, по принципу доступности предлагаемого музыкального материала с учетом возрастных особенностей развития школьников. Также освоение должно проходить в контексте связи с другими видами музыкального искусства, основная опора происходит на взаимопроникновение поэзии и музыки.

Успешному приобщению к рок-музыке способствует так же развитие творческих навыков школьников и создание в процессе освоения рок-музыки метода проблемнопоисковых ситуаций. Это связано с таким видом деятельности как исполнительство, а также выполнение различного рода творческих заданий.

Например, составление различных кроссвордов, ребусов по данной тематике, написание докладов и сообщений об авторах или о том или ином произведении, проведение музыкальных викторин и т.д. Таким образом, мы можем говорить о том, что рок-музыка как социокультурный феномен позиционирует себя в обществе в качестве формы художественной культуры, выражающей интересы и взгляды тех или иных молодёжных течений. В настоящее время важно помочь школьнику сориентироваться в многообразии жанров и направлений рок-музыки, научить понимать и оценивать рок-музыку с духовнонравственных позиций, приобщить к лучшим образцам рок-музыки, – развить умение воспринимать образцы современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.

Список литературы

1. Алексеенко, Н. В. Музыкально-эстетический вкус младших школьников: определение, понятие, пути развития [Текст] / Н. В. Алексеенко // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №78-1. – С. 21-24. 2. Бокарев, Е. Что такое рок музыка и в чем его главная особенность [Электронный ресурс] / Бокарев Е. // Профессиональная создание музыки и звукозапись. – 2012. – URL: https://muzrock.com/zhanryi-muzyiki/rock, свободный. 3. Гродзенская, Н. П. Воспитательная работа на уроках пения [Текст] / Гродзенская Н. П. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 156 с. 4. Мейнерт, Н .П. Рок-музыка в роли одного из индикаторов образа жизни молодежи [Текст] / Н. П. Мейнерт // Опыт изучения тележурналистики и общественного мнения: сб. ст. - Таллинн: Периодика. – 1987. –№ 9. – С. 56-79. 5. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / В. Н. Шацкая В.Н. – М.: Советская педагогика, 1976. – 344 c



Предварительный просмотр:

Дата: 05.12.24

Учитель музыки: Королева Г. Л.

Школа №89

Руководитель практики: Шелепова Д.А.

Класс: 8Г

Преподаватель фортепиано: Фоменко И. В.

Студентки 40 группы

Айрих Ксении

Преподаватель вокала: Муталиева Л. С.

Преподаватель дирижирования: Наконечная А. А.

Тема урока музыки: «Музыка к драматическому спектаклю»

Цель: знакомство учащихся с творчеством композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, его музыкальными зарисовками для большого симфонического оркестра к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».

Задачи:

Образовательная: освоение нового материала и терминов, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты героев балета - «Ромео и Джульетта». Пение наизусть 1 куплета песни «Надежда» А. Пахмутова, формирование у детей певческих умений и навыков, ввести новый термин сюита.

Развивающая: развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять. Содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения.

Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, формировать интерес к оперному жанру.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ, диалог), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»), творческое задание, метод художественного контекста

Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар: А. Пахмутова «Надежда»», «Утро в Вероне», «Встреча Ромео и Джульетт».

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог урока

Челябинск 2024

Этапы

Задачи:

Ход деятельности учителя:

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1.Организационный момент

совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке.

Здравствуйте, меня зовут Ксения Денисовна, сегодня я буду работать с вами. Давайте поздороваемся. Встаем со стульев

-Здравствуйте, ребята

Рада видеть вас.

-Здравствуйте, учитель

Мы пришли к вам в класс

-Мы стоим на месте

Нам сказали тихо сесть.

-Здравствуйте

(Музыкальное приветствие)

Поют

1 минуты

2.Организация исполнительской деятельности

развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять,  воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, разучить куплет и припев , формирование у детей певческих умений и навыков.

- Сегодня мы с вами наизусть споем 1 куплет песни под названием «Надежда» замечательного композитора А. Пахмутова. Важные правила при пении. Голову мы держим ровно, не запрокидываем назад, спинки прямо, опора на двух ногах.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

-Пение на одной ноте.

-Интонирование мелодии в верхнем регистре;

-Движение по трезвучию вверх и вниз.

-Скачки на сексту вверх

-Собственный показ;

-Работа над песней

-«Эхо»

-Звуковысотный показ

-Гармоническая поддержка

-Дирижерский жест

Ритмические:

-Умеренный темп;

-Паузы;

-Чередование половинок и четвертей.

-Выдержать половинную ноту с точкой

-Прохлопывание ритма.

-Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

-Собственный показ

Дикционные:

- Четкое проговаривание согласной на концах слов: «К» и «Р».

-Проговаривание труднопроизносимых мест.

-Собственный показ

-Песня «Надежда»

Дети вспоминают все куплеты и повторяют припев.

 

Поют 1 куплет и припев наизусть.

7 минут

3.Ораганизация слушательской деятельности

Освоение нового материала и терминов, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты героев мюзикла «Ромео и Джульетта»

Способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения, формировать интерес к  музыкальным зарисовкам для большого симфонического оркестра, развитие способностей различать характер произведений, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, ввести новый термин сюита.

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского.

- Для того чтобы познакомится с его биографией мы обратимся к сайту «MyQuiz»

Ваша задача будет зарегистрироваться своим именем и фамилией. Я могу отслеживать ваши ответы и поставить оценки.

- Итак, первый вопрос «Во сколько лет Кабалевский начал заниматься музыкой?».

- Второй вопрос «Благодаря чему Кабалевский стал знаменит?»

- Третий вопрос «Кем помимо композитором был Дмитрий Борисович?»

- Четвертый вопрос «Что означает выражение Кабалевского «Три кита»?»

- Пятый вопрос «Дмитрий Борисович писал музыку только для детей?»

- Отлично! Все команды большие молодцы.

- Последний вопрос дал нам понять, что Дмитрий Борисович писал музыку не только для детей, но и для разный концертов, спектаклей. Одним из которых явялется произведение Шекспира которое мы проходили на прошлом уроке под названием…?

-  Ребята скажите, какой оркестр представлен на фото? Какие инструменты входят в симфонический оркестр?

- Для такого оркестра в 1956 году Дмитрий Борисович написал зарисовку к спектаклю «Ромео и Джульетта».  

- Давайте поставим цель нашему уроку, с чем мы познакомимся поближе? Хорошо, давайте запишем более четкую формулировку нашей цели в тетрадь.

- Знакомство с музыкальными зарисовками Кабалеского  для большого симфонического оркестра к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

- В спектакле звучали  10 – музыкальных зарисовок  для большого симфонического оркестра. Названия этих зарисовок вы можете видеть на слайде.

- Все эти разнохарактерные пьесы объединяет один смысл произведения. Давайте попробуем разгадать ребус и понять название термина.

- Запишем новое определение: Сюита- это музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.

- «Утро в Вероне», зарисовка с которой мы познакомимся поближе. Скажите, что такое Верона?

- Сейчас мы с вами прослушаем зарисовку для симфонического оркестра под названием «Утро в Вероне»

- После прослушивания ответим на вопросы: Каким видит композитор утро в средневековом городе? Как звучала музыка?

Предвещает ли эта сцена трагический исход истории?

Является ли этот фрагмент контрастом по отношению к истории произведения?

Слушание зарисовки «Утро в Вероне»

- Ответим на ранее заданные вопросы: Каким видит композитор утро в средневековом городе?

Как звучала музыка?

Предвещает ли эта сцена трагический исход истории?

Является ли этот фрагмент контрастом по отношению к истории произведения?

- Дмитрий Кабалевский в своей зарисовке "Утро в Вероне" создает образ утренней атмосферы этого романтического города. В музыке можно уловить легкость и свежесть утра, когда мир только начинает пробуждаться. Кабалевский использует мелодичные линии, которые передают ощущение нежности и романтики, а также яркие гармонии, отражающие красоту природы и архитектуры Вероны.

“...Утром в Вероне любовь витает в воздухе, и если у вас горячая кровь, нежное сердце и хоть капелька воображения, пройдитесь-ка по самому темному, самому узкому переулку, и вы непременно встретите там двух очаровательных двух влюбленных призраков, вот уже, сколько веков блуждающих по Вероне: Ромео и Джульетту!”

- Окунемся в первую встречу Ромео и Джульетты и прослушаем фрагмент двух влюбленные под названием «Встреча Ромео и Джульетты»

- Подумайте над вопросами: Какими чувствами наполнена их первая встреча? Какой инструмент передает душевное переживание и боль влюбленных? Меняется ли музыка по характеру ?

Слушание зарисовки «Встреча Ромео и Джульетты»

- Ответим на ранее заданные вопросы: Какими чувствами наполнена их первая встреча? Какой инструмент передает душевное переживание и боль влюбленных? Меняется ли музыка по характеру?

- В зарисовке отражается страсть, надежды и мечты о совместном будущем, а также осознание трагичности их любви из-за вражды между семьями. Они очень любят друг друга, но понимают всю сложность их любви из-за конфликта двух семей.

- Музыка характеризуется мелодичными линиями, которые могут звучать как диалог между героями, передавая их чувства и внутренние переживания. Использование оркестровых красок создает яркие образы: светлые, воздушные моменты символизируют радость и надежду, а более темные и напряженные гармонии могут намекать на предстоящие трудности и трагедию.

Физ. Минутка

Сейчас мы с вами повторно прослушаем фрагмент «Встреча Ромео и Джульетты». Сейчас мы с вами поиграем в игру «Инструменты». Ваша задача при повторном прослушивании определить звучащий инструмент и записать его название.

Повторное слушание зарисовки «Встреча Ромео и Джульетты»

- Отлично, сдайте свои тетради

- Ваше домашнее задание будет тест из вопросов по пройденной теме.

- 5 лет

- Благодаря своей музыке для детей

- Педагогом

- Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан.

- Композитор написал множество концертных произведений для различных инструментов.

- Ромео и Джульетта.

- Симфонический, струнные, духовые, ударные.

- С музыкой Кабалевского написанной к спектаклю «Ромео и Джульетта»

- Сюита

- Город в Италии где происходит действие поизведения.

- Композитор видит утро в средневековом городке Италии нежным, красивым, архитектурным. Музыка звучала плавно и красочно

-Сцена совсем не предвещает трагический исход и является контрастом. Так как сцена в музыке передает позитивный лад, а сама история таковой не является.

- Характер у музыки был очень напряженный, чувствуется как переплетается и любовь и страх.

- Скрипка

- Характер часто меняется, то становится воодушевленным и влюбленным, то спадает и становится очень грустным и трагичным.

22 минут

4.Рефлексия

выявить и осознать основные компоненты деятельности

-Перед вами лежат анкеты, заполните их, подпишите и сдайте на первую парту. Два человека могут высказаться в слух.

1. На уроке я работал пассивно/активно

2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. Материал урока мне был понятен/не понятен, интересен/скучен, полезный/бесполезный

5. Моё настроение стало лучше/хуже

Оценивают свою работу

2 минуты

5.Итог урока

развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу

А теперь давайте подведём итог урока. Какой термин мы изучили? Какие произведения послушали?

Спасибо за урок!  

- Сюита, «Утро в Вероне», «Встреча Ромео и Джульетты»

3 минуты