Конспект внеклассного мероприятия "Песни военных лет"
материал по музыке

Королева Ольга Алексеевна

Песни военных лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_muzykalnoy_gostinoy_pesni_voennyh_let.docx30.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г. Струве»

        

Конспект внеклассного мероприятия

«Песни военных лет»»

Выполнили:

Зенченкова Виола Георгиевна,

Королева Ольга Алексеевна,

преподаватели по классу фортепиано

и вокально-хоровым дисциплинам

Пояснительная записка:

Мероприятие является заключительным этапом педагогического, творческого проекта «Музыка военных лет» и рассчитано на учащихся ДШИ и ДМШ инструментального и хорового отделений, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным  и общеразвивающим программам  в области музыкального искусства.

Данное творческое мероприятие, как и весь проект, является очень актуальным в год празднования 80-летия Победы в ВОВ.

Цель: познакомить учащихся с песнями, написанными как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Задачи:

  • расширить представление учащихся о творчестве композиторов и поэтов-песенников советского и современного периодов, посвященном Великой Отечественной войне;
  • развивать музыкально-эстетический отклик на произведения песенного творчества, эмоциональное отношение к ним;
  • формировать чувство гордости за свой народ, интерес к истории своей Родины;
  • способствовать воспитанию патриотизма;
  • развивать артистические навыки, умение сдерживать сценическое волнение.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, музыкальные инструменты (рояль, скрипка, аккордеон, гитара), подставки.

Место проведения: концертный зал ОБОУ ДО «ДШИ им Г. Струве»

Оформление зала: плакаты, посвященные Великой Отечественной войне, цветы.

Музыкальная гостиная «Песни военных лет»

Двое ведущих стоят по бокам

Слайд 2. 1 вед: Вот уже 84 года отделяет нас от суровой и грозной даты начала  Великой Отечественной войны. Но время никогда не сотрет из памяти людей эту самую жестокою и тяжелую из всех войн в истории нашей Родины. В сердце каждого человека она жива, потому что до сих пор не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу!

2 вед: И, поэтому музыка и песни, созданные во время войны, и песни, написанные после нее, в мирное время, тоже не будут никогда забыты. Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых! В них есть все: и горечь, и радость, картины жизни солдат и простых людей, которые все отдавали для фронта. Рассказы о боевых подвигах моряков, артиллеристов, пехотинцев, летчиков и танкистов.

1 вед: Давайте вернемся в то утро, когда Юрий Борисович Левитан объявил по радио о начале войны.

Слайд 3. Звучит сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны.

Слайд 4. Звучит песня «Священная война». На фоне звучащей песни ведущий говорит слова.

2 вед: 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» было опубликовано стихотворение поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к нему музыку, и уже 26 июня 1941 года «Священную войну» впервые исполнили на Белорусском вокзале, откуда отправлялись эшелоны на фронт. Весь вокзал будто замер. Все, кто был в это время там, испытали настоящее потрясение  от мощи слов и музыки. Люди требовали повторить ее еще, и еще, пытаясь запомнить и повторять слова, чтоб увезти их с собой на фронт. С 15 октября 1941 года, когда немцы приблизились к Москве на опасное расстояние, «Священная война» стала звучать по всесоюзному радио каждый день в 6:00, после перезвона курантов. Эта песня невероятным образом поддерживала бойцов и вела их в бой.

Слайд 5. 1 вед: Песни Великой Отечественной войны стали важной частью культурной памяти народа, отражая дух времени и эмоции людей, оказавшихся на фронте или в тылу. Эти произведения не только поднимали боевой дух, но и служили способом передачи информации, укрепления единства и формирования коллективного сознания. Время, когда создавались эти песни, было наполнено испытаниями. В их текстах и мелодиях нашли отражение не только страдания и потери, но и надежда на победу, любовь, братство и мужество.

Слайд 6. 2 вед: Именно в этот непростой период началось активное сотрудничество между музыкантами, поэтами и композиторами. Работали такие выдающиеся личности, как Александр Александров, Матвей Блантер, Никита Богословский, Вано Мурадели, Лев Ошанин и многие другие. Их произведения часто писались под впечатлением от событий и настроений, возникавших в обществе. Детство и юность многих композиторов, написавших впоследствии много песен о войне, пришлось на тяжелые военные годы.

Слайд 7. Звучит Попурри на темы военных песен (фортепиано)  

1 вед: Лирика песен военных лет передает множество тем – от любви и тоски до героизма и патриотизма. Привлеченные образы – бойцы, матери, возлюбленные – создают яркие картины, которые проникают в душу и остаются в памяти.

Слайд 8. 2 вед: В феврале 1942 года в редакцию «Фронтовой газеты» заглянул композитор Константин Листов и попросил какие-нибудь стихи для написания песни. Алексей Сурков вспомнил о недавнем своем стихотворении, которое отправил жене в качестве письма. Вскоре появилась одна из самых лирических песен военных лет.

Звучит песня «В землянке»

Слайд 9. 1 вед: В 1939 году появилась песня «Катюша» на стихи Михаила Исаковского, музыка Матвея Блантера. Она переносит нас в мир романтики и мужской отваги. В ней песне отражен образ женщины, тоскующей по своему возлюбленному, который уходит на фронт. Лирика становится воплощением надежды на возвращение и верности, полными искренних чувств. Образ Катюши, который создает поэт, отличается невероятной силой и нежностью – он символизирует женщину, которая ждет и верит в победу своего мужчины. И в годы войны этот мотив был знаком многим фронтовикам, «Катюша» стала не просто песней, а моральной поддержкой, сохраняющей дух и надежду в тяжелые времена.

2 вед: Во время войны ласковым именем «Катюша» окрестили боевую машину залпового огня БМ-13. Из-за секретности командование приказывало солдатам при обстрелах вражеских позиций  вместо команд «Залп» и «Огонь» употреблять слова «Играй» и «Пой».

Звучит песня «Катюша».

Слайд 10. 1 вед: Дорогам войны тоже было посвящено много песен: «Дорога на Берлин» (М. Фрадкин, 1944 г.),  «Пора в путь-дорогу» (В. Соловье-Седой, 1945 г.), «Эх, дороги» (А. Новиков, 1945 г.). И одна из них «Ехал я из Берлина». Вот что поведал  Лев Ошанин об обстоятельствах создания песни.

«Однажды утром, – рассказывал Лев Иванович, – я услышал, что наши части находятся на подступах к Берлину. И ощущение Победы, большой, долгожданной Победы, стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, ещё почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого всё впереди. И я увидел этого парня в его счастливом звонком полёте домой. И сама собой пришла ёмкая и гордая строчка – «Ехал я из Берлина». Эту строчку я носил с собой всюду, никому не рассказывал о ней. А песню не писал, не имел права, пока Победа не стала свершившимся фактом. И когда она пришла, я сразу легко начисто написал песню. Мне показалось, что по характеру «Ехал я из Берлина» наиболее близка солнечной палитре Дунаевского. Мы с ним давно собирались что-нибудь написать. И я отнес песню ему…»

Звучит песня «Ехал я из Берлина».

Слайд 11. 2 вед: А сейчас вашему вниманию я хочу представить еще один вариант Попурри на темы военных и послевоенных песен.

Звучит попурри (скрипка).

2 вед: Война – это страдания,  кровь, смерть… Женщинам на ней не место. Но бывают времена, когда и им приходится брать в руки оружие. В Великую Отечественную только по официальным данным в рядах Красной армии сражались 490 тысяч девушек и женщин. 

Слайд 12. Марина Михайловна Раскова…Трудно поверить, что эта женщина – легенда советской авиации, совершившая несколько рекордных по дальности воздушных перелетов и создавшая первый в мире женский авиационный полк, родилась в семье оперного певца и сама была студенткой Московской консерватории. Потом вышла замуж, родила дочь и вдруг круто изменила жизнь – окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, школу летчиков и стала штурманом.

1 вед: Звание Героя Советского Союза Раскова вместе с другими членами экипажа – Гризодубовой и Осипенко – получила еще в 1938 году за перелет из Москвы на Дальний Восток. Тогда из-за тяжелых погодных условий пришлось экстренно сажать самолет на фюзеляж, а штурману – прыгать с парашютом прямо в тайгу, потому что при такой посадке шансов выжить у нее не было. Поисковый отряд обнаружил ее только через десять дней.

В 1941-м, когда началась война, Раскова добилась, чтобы ей разрешили сформировать авиационный полк. Его летчицы, вошедшие в историю как «ночные ведьмы», отправлялись на боевые вылеты по ночам, а перед пикированием на вражеские позиции отключали моторы, и слышен был лишь негромкий шелест воздуха под крыльями. 

2 вед: В мае 1942 года в полку было 115 летчиц – от 17 до 22-х лет. А 4 января 1943 года его создательница Марина Раскова погибла: попав в густую облачность ее самолет разбился, возвращаясь из Сталинграда.

Но авиаполк, в который она вложила душу, сражался до самой Победы.

Звучит «Баллада о военных летчицах».

Слайд 13. 2 вед: Роль женщин, посвятивших эти годы работе в тылу, огромна. Ещё вчерашние домохозяйки самоотверженно вставали у станков, работая как за себя, так и за тех, кто ушел защищать Родину на фронт. 

1 вед: Девочки, девушки и женщины всех возрастов делали всё, что они могли: сооружали оборонительные укрепления, копали противотанковые рвы, работали на фабриках, заводах, в шахтах, выращивали хлеб, заготавливали лес, ловили рыбу, лечили раненых и сдавали кровь для нужд госпиталей. И в то же самое время они не переставали быть женщинами, хранительницами домашнего очага. Они ждали с войны своих родных и близких, писали им письма и ждали весточки в ответ.

Трудовой подвиг миллионов  женщин в годы ВОВ доказал, что для настоящей женщины нет ничего невозможного, если сердце ее горит надеждой и любовью к Родине.

Звучит песня «Солдатские жены».

Слайд 14. 1 вед: Песни военных лет стали неотъемлемой частью жизни фронтовиков, означая для них больше, чем просто музыкальные произведения. Музыка служила своего рода «душевным лекарством», позволяя унять тревоги и переживания, пробуждая воспоминания о мирной жизни. 

В репертуаре фронтовиков имелись и более мрачные песни, направленные на осознание потерь и горечи войны. Они придавали сил справиться с горем и сохранить память о погибших товарищах. Песни не сглаживали реальность, а напоминали о цене победы. Так, музыка становилась одним из языков, на котором фронтовики говорили о своем страдании, о своих боях, о своих мечтах.

Слайд 15. Звучит песня «Парни 41-45»

Слайд 16. 2 вед: Композиторами и поэтами-песенниками создано множество песен, связанных с памятью о войне. Например, «Вечный огонь». В ней звучит обращение к памяти о героях. Музыка как процесс сохранения памяти и передачи ее из поколения в поколение является важнейшим элементом нашего существования. Слова песни «Вечный огонь» активно провоцируют размышления о прошедших испытаниях и формируют чувство уважения к тем, кто отдал свои жизни за мирное будущее. 

Звучит песня «Вечный огонь»

Слайд 17. 1 вед: Отрадно, что и в современном мире очень многие авторы продолжают писать песни о том тяжелом времени в жизни людей. Необходимо вновь и вновь рассказывать о ценностях, отстаиваемых предыдущими поколениями,  напоминать о том, что мирная жизнь не может быть понятой без осознания той огромной жертвы, которую принесли люди в годы войны.

2 вед: Современные песни о войне 1941–1945 очень сильно отличаются друг от друга. У каждого автора своя оптика, благодаря которой нам удается открыть для себя удивительный мир прошлого. И пусть это прошлое создано не очевидцами, здесь важно не это! Особо ценно то, что во всех работах присутствует желание сохранить память о мировой трагедии, память о долге перед страной, память о победе и человеческом подвиге.

Звучит песня «Нам нужен мир».

Слайд 18. Ребенок-чтец: Со старой фотографии в альбоме солдаты смотрят на меня.

И страшная война в агонии приблизилась из страшного суда.

Они не пали на полях сражений, и раны не сломили сильный дух.

И не было в душе сомнений, что их родные, мамы ждут.

Они мечтали в перерывах боя, в окопах лежа, на сырой земле

О жизни мирной, о такой далекой, счастливой, теплой, солнечной весне.

Быть может,  здесь не все солдаты - не досчитались их в строю.

Посмертно вручат им награды за подвиг в длительном бою.

Слайд 19. Звучит песня «Маки». 

Слайд 20. 1 вед: Таким образом, музыка военных лет – это не просто музыкальные произведения, а важные элементы нашей исторической памяти, которые продолжают вдохновлять и объединять людей. Они напоминают нам о том, что мы должны помнить о прошлом, ценить мир и свободу, которые были завоеваны ценой огромных жертв.

2 вед: Важно, чтобы мы не только сохраняли это наследие, но и активно использовали его в нашей жизни, передавая его значение и контекст будущим поколениям. Песни военных лет — это звуки победы и памяти, которые должны звучать в наших сердцах и умах, напоминая о том, что мы — наследники великой истории, и от нас зависит, как мы будем ее помнить и передавать дальше.

Звучит песня «День Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие « Военное детство».

Внеклассное мероприятие посвящено памяти тех, чье детство прошло в блокадном Ленинграде....

Внеклассное мероприятие "Военный орден моей семьи"

Мероприятие для родителей подготовлено совместно с детьми. Материал посвящен военным орденам и медалям, хранящихся в семьях учеников. Рассказывает историю появления и заслуги, за которые вручали орден...

Внеклассное мероприятие военно-спортивного праздника "Подвигу жить в веках!", посвященного Дню Победы

Сценарий военно-спортивного праздника "Подвигу жить в веках!", посвященного Дню Победы (с участием родителей)...

внеклассное мероприятие " Военное интервью"

Выступление для 7-8-х классов состоялось в рамках  профориентационного городского проекта " Профессии ковавшие Победу". Получили на выступлении II место.  Дети очень рады!...

внеклассное мероприятие Военная поэзия

военная поэзия о военной поэзии на татарском и русском языках...

внеклассное мероприятие Военная поэзия

внеклассное мероприятие на русском и татарском языках о военной  поэзии...

Конспект внеклассного мероприятия "Memory. Военная техника"

Данный конспект описывает проведение внеклассного мероприятия в форме широко известной игры "Memory" на тему "Военная техника". Цель меропритяия: способствовать взаимодействию дете...