Статья. Роль музыкального руководителя и взаимодействие с воспитателем в дошкольном учреждении.
статья по музыке

Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный и увлекательный  мир музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья.

Роль музыкального руководителя и взаимодействие с воспитателем в дошкольном учреждении.

Основная цель музыкального воспитания в дошкольном учреждении– подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Педагог развивает у детей социальные и коммуникативные навыки, поддерживает интерес к музыке, развивает эстетическое восприятие и стимулирует когнитивные способности – ведущие задачи педагогов в дошкольном учреждении.

Музыкальный руководитель в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом- музыкантом. Знание психолого- педагогических особенностей и закономерностей воспитательно-образовательной работе, помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики.

Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный и увлекательный  мир музыки.

Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это, прежде всего организация и проведение музыкальных

занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным

учреждением.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен

обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными

способностями.

Кроме проведения музыкальных занятий, в обязанности музыкального

руководителя входит планирование и проведение:

- регулярных занятий - практикумов с воспитателями каждой из возрастных

групп;

- консультаций по организации музыкальных зон в группах, подбор музыкально - дидактических игр;

- вечеров досуга и развлечений, праздников;

- музыкально - дидактических игр (включая изготовление дидактических игр и пособий).

Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни ребенка (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках).

Очень важен контакт музыканта - педагога с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по

подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по

прослушиванию музыки, просмотру телепередач.

Музыкальный руководитель ведет работу по самообразованию, повышению

исполнительского мастерства, приобретению новых знаний, аналитическому

восприятию собственной деятельности.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

В группах воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении занятий.

Функционал воспитателя во время слушания музыки:

- личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

- во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;

- когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;

- следит за дисциплиной;

- оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

 Пение и песенное творчество-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний.

Функционал воспитателя во время распевания и пения:

 - не участвует во время быстрых опросных упражнений;

 - следит за правильной осанкой; (первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно –воспитатель, затем –дети);

- поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

- воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;

 - поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

- при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

 - не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры:

- участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

 -  исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары;

 - следит за правильной осанкой;

- следит за качеством выполнения всего программного материала;

 - принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

- корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;

 - разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

 - берет одну из ролей в сюжетной игре;

 - наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия. Обучение игре на детских музыкальных инструментах, знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.

Функционал воспитателя во время игра на детских музыкальных инструментах:

-  участвует в показе либо в моделировании приемов игры;

- принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов, в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;

- помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями);

 - корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;

- оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами;

 - наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и

воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных

занятий!

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а

это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы,

утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и

развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке

и т.д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между

музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального

воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному

развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление

навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение

музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование

склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие

музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В

индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности

ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им

музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать

формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель

– педагог должен обладать определенным объемом музыкально - эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельности детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы

ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях,

праздниках, в семье.

Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению

музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе -музыкальной зоны, атрибутов, пособий и т.д.

Таким образом, основные вопросы музыкально – эстетического развития

дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится

роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в

качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного

объекта педагогических отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль деятельности классного руководителя при организации самоуправления в классе"

Статья о проблемах  при организации самоуправления в классе...

Статья "Роль школьного сайта как средства взаимодействия учителей, детей и родителей"

Сайт школьного учреждения.Сайт школьного учреждения в сети Интернет - это новое образовательное средство обучения учащихся, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с интенсивным...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений

laquo;Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.План:I часть — теоре...

Статья "РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА"

В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспи...

Консультация музыкального руководителя на тему: Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Краткое изложение информации касающейся условий взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников...

Дистанционный концерт в рамках проекта сетевого взаимодействия и сотрудничества с дошкольными учреждениями

Программа выступления учащихся ДШИ им. И.С.Баха  к дистанционному концерту проекта сетевого сетевого взаимодействия и сотрудничества с дошкольными учреждениями...