Урок музыки в начальной школе в технологии ТРИЗ
статья по музыке (7 класс)

Ольга Анатольевна Порошина

 Урок музыки в начальной школе в технологии ТРИЗ

 

            ТРИЗ- теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, опубликованная в 1956 году — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество» связано с изменением техники, развивающейся по  определённым законам.

              На уроках музыки особой задачей ставится идея развития креативного мышления, поэтому технология ТРИЗ помогает всем участникам образовательного процесса быть творческим, решительным и  помогает мыслить нестандартно. Для ребёнка в начальной школе главной деятельностью является игра. ТРИЗ это разнообразные приёмы, которые позволяют на уроках музыки через собственное творчество, через игру понять музыкальное искусство.

                Музыка одно из сложнейших искусств для ребёнка: не просто слушать, а понять мир звуков произведения, не просто исполнить, а обьяснить свойства  и особенности песни.

Музыка, одно из самых доступных искусств для ребёнка, но и ярко влияющее на эмоциональный мир ребёнка. Каждый урок музыки это не только встреча с прекрасным , но и формирование души ребёнка, его воспитательных качеств. Поэтому для меня было крайне важно пробудить в ребёнке творческую активность. Для этих целей на уроках музыки стали использоваться  цели и задачи системы ТРИЗ:

            

1.на основе лучших примеров русской музыки дать возможность активно развиваться  осознанному восприятию музыки.

2. для ориентации в огромном мире музыки прошлого и настоящего накопить интонационный словарь и разнообразие впечатлений от прослушанных произведений.

3. развить индивидуальность, дарования при помощи самостоятельного исполнения и музицирования.

 

                  Таким образом вся система ТРИЗ перекликается с задачами иглавными целями эстетического воспитания и образования. Актуальность выбора технологии ТРИЗ на уроках музыки в том, что ребёнок накапливает и реализует творческий опыт через разнообразные методики творческих заданий. Например, часто в урок ввожу метод «парадокса»: «что было бы с человеком, если музыки бы не существовало?», «никаких особых знаний музыка не требует». «была бы сейчас современная музыка, если бы не было композиторов-классиков», « романс это танец», « народная музыка сейчас не актуальна». Часто прошу на уроке музыки доказать или опровергнуть мнение моё или другого обучающегося. Техника ТРИЗ даёт возможность ребёнку вжиться в ту или иную ситуацию, прочувствовать глубоко характер героя, его переживания. Например, Ария Кутузова из оперы «Война и мир» 3 класс это не просто рассказ исторического героя, но и его сомнения и мучения души, боль за Россию и Москву.

                Активизация творческого мышления происходит на уроках за счёт следующих методик ТРИЗ:

           Синнектика - непривычное в привычном и наоборот. Например, прошу нарисовать Кикимору, по произведению Лядова, музыкальными символами или придумай свой фантастический шумовой инструмент, который покажет характер этой сказочной героини.

                  Метод фокальных обьектов — вызываем  неожиданные ассоциации , можем посмотреть на того или иного героя с другой стороны. Обычно через инсценировку или нестандартные трактовки высказываний.

                           Также применяю на уроке метод творческих преобразований. Очень нравятся детям аранжировки классических и народных произведений, исполняемых современными певцами или инструментами.

 Метод словесного анализа помогает учащимся развивать словарный запас, правильно строить свою речь. Например образ героя в музыке, изо, поэзии сравнить и сделать анализ в форме творческой работы, доклада или стихов.

       В заключении хочу отметить неоспоримую воспитательную роль  технологий ТРИЗ.

- возможность защитить свою позицию;

-  терпимость к чужим ошибкам и чужому мнению, даже ошибочному;

- открытость разнообразных идей;

- повышение интереса к предмету музыки

- творческая составляющая ТРИЗ улучшает психологическое состояние ребёнка

- разноуровневые задания дают возможность детям разных способностей поучаствовать в уроке, быть услышанным;

- учителю, данные технологии позволяют выйти за рамки стандартизированных приёмов урока за счёт инновационости и интерактивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt48.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Урок музыки в начальной школе в технологии ТРИЗ

            ТРИЗ- теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, опубликованная в 1956 году — это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество» связано с изменением техники, развивающейся по  определённым законам.

              На уроках музыки особой задачей ставится идея развития креативного мышления, поэтому технология ТРИЗ помогает всем участникам образовательного процесса быть творческим, решительным и  помогает мыслить нестандартно. Для ребёнка в начальной школе главной деятельностью является игра. ТРИЗ это разнообразные приёмы, которые позволяют на уроках музыки через собственное творчество, через игру понять музыкальное искусство.

                Музыка одно из сложнейших искусств для ребёнка: не просто слушать, а понять мир звуков произведения, не просто исполнить, а обьяснить свойства  и особенности песни.

Музыка, одно из самых доступных искусств для ребёнка, но и ярко влияющее на эмоциональный мир ребёнка. Каждый урок музыки это не только встреча с прекрасным , но и формирование души ребёнка, его воспитательных качеств. Поэтому для меня было крайне важно пробудить в ребёнке творческую активность. Для этих целей на уроках музыки стали использоваться  цели и задачи системы ТРИЗ:

             

1.на основе лучших примеров русской музыки дать возможность активно развиваться  осознанному восприятию музыки.

2. для ориентации в огромном мире музыки прошлого и настоящего накопить интонационный словарь и разнообразие впечатлений от прослушанных произведений.

3. развить индивидуальность, дарования при помощи самостоятельного исполнения и музицирования.

                  Таким образом вся система ТРИЗ перекликается с задачами иглавными целями эстетического воспитания и образования. Актуальность выбора технологии ТРИЗ на уроках музыки в том, что ребёнок накапливает и реализует творческий опыт через разнообразные методики творческих заданий. Например, часто в урок ввожу метод «парадокса»: «что было бы с человеком, если музыки бы не существовало?», «никаких особых знаний музыка не требует». «была бы сейчас современная музыка, если бы не было композиторов-классиков», « романс это танец», « народная музыка сейчас не актуальна». Часто прошу на уроке музыки доказать или опровергнуть мнение моё или другого обучающегося. Техника ТРИЗ даёт возможность ребёнку вжиться в ту или иную ситуацию, прочувствовать глубоко характер героя, его переживания. Например, Ария Кутузова из оперы «Война и мир» 3 класс это не просто рассказ исторического героя, но и его сомнения и мучения души, боль за Россию и Москву.

                Активизация творческого мышления происходит на уроках за счёт следующих методик ТРИЗ:

           Синнектика - непривычное в привычном и наоборот. Например, прошу нарисовать Кикимору, по произведению Лядова, музыкальными символами или придумай свой фантастический шумовой инструмент, который покажет характер этой сказочной героини.

                  Метод фокальных обьектов — вызываем  неожиданные ассоциации , можем посмотреть на того или иного героя с другой стороны. Обычно через инсценировку или нестандартные трактовки высказываний.

                           Также применяю на уроке метод творческих преобразований. Очень нравятся детям аранжировки классических и народных произведений, исполняемых современными певцами или инструментами.

 Метод словесного анализа помогает учащимся развивать словарный запас, правильно строить свою речь. Например образ героя в музыке, изо, поэзии сравнить и сделать анализ в форме творческой работы, доклада или стихов.

       В заключении хочу отметить неоспоримую воспитательную роль  технологий ТРИЗ.

- возможность защитить свою позицию;

-  терпимость к чужим ошибкам и чужому мнению, даже ошибочному;

- открытость разнообразных идей;

- повышение интереса к предмету музыки

- творческая составляющая ТРИЗ улучшает психологическое состояние ребёнка

- разноуровневые задания дают возможность детям разных способностей поучаствовать в уроке, быть услышанным;

- учителю, данные технологии позволяют выйти за рамки стандартизированных приёмов урока за счёт инновационости и интерактивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в начальной школе.

Урок музыки в 3 классе, тема урока "Норвежский сказочник - Эдвард Григ", тема триместра "Построение музыки" + самоанализ урока по теме семинара ОМО учителей художественного творчества "Здоровьесберега...

Применение дидактических игр на уроках музыки в начальной школе

Дидактические игры в начальной школе являются еще и видом контроля усвоения знаний и навыков, имеют место в развитии способностей и творчества...[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5482...

Вокальная импровизация на уроках музыки в начальной школе как элемент игровых технологий

Проблему влияния игры на процесс формирования личности ребёнка исследовали отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Эльконин. Игра естественно включает детей в процесс по...

Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если будут созданы условия, способствующие этому развитию. Изменив, насколько это возможно, условия преподавания п...

Обобщение опыта применения игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии ...

«Применение технологии проблемного обучения на уроках музыки в начальной школе»

Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное соч...