Роль импровизации как средство развития музыкально-творческих способностей
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль импровизации как средство развития музыкально-творческих способностей.
Слово «импровизация» произошло от латинского improvisus непредвиденный, внезапный, неожиданный. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения. Это метод творчества в музыке и некоторых других видах искусства, предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом.
Истоками импровизации является народное творчество. Песенная, танцевальная импровизация родилась из народных обрядов, игр и празднеств. Имея в основе народные истоки, импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение.
Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.
Моё мнение, что одной из главных задач введения детей в мир музыки - это увлеченность на занятиях. Именно творческий интерес лежит в основе процесса импровизации. В данном процессе развивается музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности. Иными словами, занимаясь c ребенком импровизацией, мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. В целом импровизация играет важную роль в развитии музыкально-творческих способностей, так как позволяет формировать музыкальные навыки и умения через самостоятельный поиск средств музыкальной выразительности.
Импровизация является основой детского музыкального творчества, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности. Импровизация – самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления.
В своей работе старюсь создать условия для активизации учащихся, их творческих импульсов для познания радости творчества, которые проявляются прежде всего в самой доступной для детей форме -элементарной импровизации. Лишь во взаимодействии учителя и ученика возможно этого достичь.
Для формирования навыков импровизации в центре развития творчества нами реализуется ряд необходимых условий:
1.Прежде всего, стержнем обучения является специальный теоретический курс, к которому в порядке межпредметного согласования подстраиваются все остальные курсы.
2. Ученики, с 1 класса, занимаются изучением основ функциональной гармонии и аккордики с нормами соединения аккордов по правилам классической традиционной гармонии.
3. Водится изучение способов мелодической фигурации, которая исполняется сначала вокально в курсе сольфеджио (пока еще слабо развиты навыки игры на инструменте), а затем и на инструменте.
4. Помогает курс сольфеджио, которым занимаются ученики, направленный на вырабатывание однозначного соответствия между музыкой, воображаемой внутренним слухом, и ее мгновенным воспроизведением на инструменте.
5. Происходит развитие навыка мыслить укрупненными музыкальными единицами (стереотипные фигуры ладового тяготения, группы функций, секвенционные построения и пр.).
6. Практическое усвоение теоретического материала играет важную роль.
Отмечаем, что на основе перечисленного предусматривается развитие рефлекторной взаимосвязи слуховых представлений (продуктов музыкального фантазирования) с двигательно-моторными навыками игры на инструменте.
Подведём итог, в чём же преимущество использования импровизации:
- Воспитание интереса к музыке. Импровизация позволяет сразу ввести ученика в контакт с музыкой, не требуя дополнительных приспособлений.
- Обучение появлению новых интонаций. Этот вид деятельности привлекает внимание воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций.
- Повышение эмоционального уровня восприятия музыки. Импровизация развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.
- Формирование качеств личности. Занятия импровизацией развивают творческую активность, самостоятельность.
- Ускорение процесса обучения. Импровизация вырабатывает подвижность нервных процессов, навыки мгновенной интерпретации музыкальной мысли на инструменте, что делает обучение более эффективным.
- Возможность осознать свою творческую индивидуальность. Импровизация даёт ученику возможность осознать свою уникальность в мире.
Делаем вывод: таким образом, обучение навыкам импровизации
способствует развитию музыкально-творческих способностей и воспитанию
профессиональных исполнительских качеств.
Закончу свою статью, высказываниями известного психолога А. Маслоу,
которые я разделяю полностью: «Мы должны учить детей быть
творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению
импровизировать».
Библиографический список
- Алексеев, А.Д
- . История фортепианного искусства. Часть II / А.Д.Алексеев. – М.: Музыка, 1967
- Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д.Алексеев. – М.: Музыка, 1971.
- Баренбойм, Л.А Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л.А.Баренбойм. – М.: Музыка, 1969.
- Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А.Баренбойм. – 2-е изд., доп. – Л.: Советский композитор, 1979.
- Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей ученика / М.Н.Баринова. – Л: Госмузиздат, 1961.
- Борухзон, Л.М. Некоторые вопросы обучения импровизации в фортепианных классах ДМШ / Л.М. Борухзон // Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах ДМШ. – М.: Музыка, 1976.
- Бычков, Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания / Ю.Н.Бычков. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.
- Вендрова, Н. Воспитание музыкой / Н.Вендрова. – М.: Просвещение, 1991.
- Вишнякова, Н.Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности / Н.Ф.Вишнякова // Сов. педагог. 1985.
- Гайнза, В. Значение импровизации в современной методологии / В.Гайнза // Музыкальное воспитание в современном мире. – М.: Музыка, 1973.
- Галич, В.О. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах / В.О.Галич // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4; Под ред. В.Натансона. – М.: Музыка, 1976.
- Гнесин, М. Начальный курс практической композиции / М.Гнесин. – М.: Советский композитор, 1962.
- Горюнова, Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество / Л.Горюнова // Искусство в школе. – 1993. – № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"
Актуальность темы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.
Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения
Статья. Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...

Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано
Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...

«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»
laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...
"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"
Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...
