Роль импровизации как средство развития музыкально-творческих способностей
статья по музыке

Жохова Светлана Владимировна

Материал для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzo_improvizatsiya_statya.docx18.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль импровизации как средство развития музыкально-творческих способностей.

       Слово «импровизация» произошло от латинского improvisus непредвиденный, внезапный, неожиданный. Это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения. Это метод творчества в музыке и некоторых других видах искусства, предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом.

 Истоками импровизации является народное творчество. Песенная, танцевальная импровизация родилась из народных обрядов, игр и празднеств. Имея в основе народные истоки, импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение.

        Импровизация является одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка, активизации его творческих устремлений, так как позволяет объединить в едином процессе все виды деятельности, все виды искусств и сделать увлекательным, интересным сам процесс занятий, а также получить в результате работы художественный продукт.

       Моё мнение, что одной из главных задач введения детей в мир музыки - это увлеченность на занятиях. Именно творческий интерес  лежит в основе процесса импровизации. В данном процессе развивается музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности. Иными словами, занимаясь c ребенком импровизацией, мы развиваем музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. В целом импровизация играет важную роль в развитии музыкально-творческих способностей, так как позволяет формировать музыкальные навыки и умения через самостоятельный поиск средств музыкальной выразительности. 

Импровизация является основой детского музыкального творчества, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности. Импровизация – самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления.

В своей работе старюсь создать условия для активизации  учащихся, их  творческих импульсов для познания радости творчества, которые проявляются  прежде всего в самой доступной для детей форме -элементарной импровизации. Лишь во взаимодействии учителя и  ученика  возможно этого достичь.

Для формирования навыков импровизации в  центре развития творчества нами реализуется ряд необходимых условий:

1.Прежде всего, стержнем обучения является специальный теоретический курс, к которому в порядке межпредметного согласования подстраиваются все остальные курсы.

2. Ученики, с 1 класса, занимаются  изучением основ функциональной гармонии и аккордики с нормами соединения аккордов по правилам классической традиционной гармонии.

3. Водится изучение способов мелодической фигурации, которая исполняется сначала вокально в курсе сольфеджио (пока еще слабо развиты навыки игры на инструменте), а затем и на инструменте.

4. Помогает курс сольфеджио, которым занимаются ученики,  направленный на вырабатывание однозначного соответствия между музыкой, воображаемой внутренним слухом, и ее мгновенным воспроизведением на инструменте.                             

 5. Происходит  развитие навыка мыслить укрупненными музыкальными единицами (стереотипные фигуры ладового тяготения, группы функций, секвенционные построения и пр.).

6. Практическое усвоение теоретического материала играет важную роль.

    Отмечаем, что на основе перечисленного предусматривается развитие рефлекторной взаимосвязи слуховых представлений (продуктов музыкального фантазирования) с двигательно-моторными навыками игры на инструменте.

Подведём итог,  в чём же преимущество использования импровизации:

  • Воспитание интереса к музыке. Импровизация позволяет сразу ввести ученика в контакт с музыкой, не требуя дополнительных приспособлений. 
  • Обучение появлению новых интонаций. Этот вид деятельности привлекает внимание воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций. 
  • Повышение эмоционального уровня восприятия музыки. Импровизация развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.  
  • Формирование качеств личности. Занятия импровизацией развивают творческую активность, самостоятельность.  
  • Ускорение процесса обучения. Импровизация вырабатывает подвижность нервных процессов, навыки мгновенной интерпретации музыкальной мысли на инструменте, что делает обучение более эффективным.  
  • Возможность осознать свою творческую индивидуальность. Импровизация даёт ученику возможность осознать свою уникальность в мире. 

Делаем вывод: таким образом, обучение навыкам импровизации

способствует развитию музыкально-творческих способностей и воспитанию

профессиональных исполнительских качеств.  

Закончу свою статью, высказываниями известного  психолога А. Маслоу,  

которые  я разделяю полностью:  «Мы должны учить детей быть

творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению

импровизировать».

Библиографический список

  1. Алексеев, А.Д
  2. . История фортепианного искусства. Часть II / А.Д.Алексеев. – М.: Музыка, 1967
  3. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д.Алексеев. – М.: Музыка, 1971.
  4. Баренбойм, Л.А Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л.А.Баренбойм. – М.: Музыка, 1969.
  5. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А.Баренбойм. – 2-е изд., доп. – Л.: Советский композитор, 1979.
  6. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей ученика / М.Н.Баринова. – Л: Госмузиздат, 1961.
  7. Борухзон, Л.М. Некоторые вопросы обучения импровизации в фортепианных классах ДМШ / Л.М. Борухзон // Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах ДМШ. – М.: Музыка, 1976.
  8. Бычков, Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания / Ю.Н.Бычков. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.
  9. Вендрова, Н. Воспитание музыкой / Н.Вендрова. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Вишнякова, Н.Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности / Н.Ф.Вишнякова // Сов. педагог. 1985.
  11. Гайнза, В. Значение импровизации в современной методологии / В.Гайнза // Музыкальное воспитание в современном мире. – М.: Музыка, 1973.
  12. Галич, В.О. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах / В.О.Галич // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4; Под ред. В.Натансона. – М.: Музыка, 1976.
  13. Гнесин, М. Начальный курс практической композиции / М.Гнесин. – М.: Советский композитор, 1962.
  14. Горюнова, Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество / Л.Горюнова // Искусство в школе. – 1993. – № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения

Статья. Развитие музыкально-творческих  способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...

Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано

Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...

«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»

laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...

"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

      Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...