Метод учебного проекта в начальной школе (доклад)
статья по теме
Учебное проектирование является новацией, нововведением и на пути его внедрения встречаются объективные трудности. Одна из них отсутствие у педагогов ясного понимания того, что ему требуется знать и уметь для успешного проектирования с учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod__uchebnogo_proekta_v_nachalnoy_shkole_doklad_1.zip | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область, город Ступино
МОУ Лицей №2 г. Ступина, Московской области
(Доклад)
Составила:
учитель начальных классов
высшей категории
Беспалова Любовь Владимировна
Г. Ступино
2007 год.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Учебное проектирование является новацией, нововведением и на пути его внедрения встречаются объективные трудности. Одна из них отсутствие у педагогов ясного понимания того, что ему требуется знать и уметь для успешного проектирования с учениками.
Ученическое проектирование – самостоятельная активность детей и в организации и в осуществлении проекта. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся.
- Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия.
- Появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.
- От учителя требуется активность при:
- «втягивании» учащихся в рассмотрении темы и проблемы проекта;
- поддержке взаимодействия детей между собой, с взрослыми экспертами, консультантами, работе с материалом – результатом, информационно-поисковой деятельности детей;
- при возбуждении рефлексионных действий и запуску самооценивания учащихся;
- систематизации и выводах по приобретённым знаниям и умения по результатам развития личных качеств и достоинств детей.
При проектировании взаимоотношения учитель-ученик могут быть продуктивными, только если они носят характер сотрудничества, партнёрства, уважительного отношения к проявлениям самостоятельности ученика.
Гибкое сочетание самостоятельности и ответственности ученика с управлением со стороны учителя – условие для сотрудничества.
Итак, проблема формирования проектной компетентности учащихся решается через формирование новой профессиональной компетентности учителя.
Вся работа над проектом распадается на ряд этапов – элементов специфической деятельности. Это:
- Проблематизация.
- Целеполагание.
- Планирование.
- Презентация.
- Самоанализ и рефлексия.
Овладение каждым из этих этапов и всей технологией в целом – задача обучения проектированию. Приобщение к проектной и исследовательской деятельности может успешно реализовать две функции в обучении младших школьников: познавательную и развивающую.
Учитель должен подготовить проект и предложить детям, когда они обладают теоретическими знаниями и готовы к самостоятельной работе.
Проектная деятельность может иметь урочную, внеурочную и внеурочно-урочную форму. По времени – краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. В основе любого проекта лежит проблема. Типы проектов: исследовательский, информационный, творческий.
Методика осуществления учебного проекта
внеурочно-урочную форму. ическими знаниями и готовы к самостоятельной работе. ти
Этапы работы | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя, воспитателя, классного руководителя | ||
№ п/п | Название | Смысл | |||
1. | «Погружение в проект» | Подготовка | 1.Определение цели 2.Оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует в постановке целей |
2. | «Организация деятельности» | Планирование | 1.Определение источников информации. 2.Определение способов сбора и анализа информации. 3.Определение способа представления результатов. 4.Установление процедур и критериев оценки результатов. 5.Разделение обязанностей между членами команды. | Вырабатывают план действий, формируют задачи | Предлагает идеи, высказывает предложения |
3. | «Осуществление деятельности» | Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Поэтапное выполнение проекта с учётом требования экологии, дизайна, эргономики. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдение, эксперименты. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Результаты (или выводы) | Анализ информации. Формулирование выводов | Анализирует информацию | Наблюдает, советует | ||
4. | «Презентация результатов» | Представление или отчёт | Возможные формы представления результатов (отчёта): устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, компьютерная презентация. Защита проекта | Отчитываются, обсуждают результаты | Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника |
Оценки результатов и процесса в целом | Участвует в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал предложения, качество отчёта. |
Все этапы проекта проходят на уроке.
На уроке – презентация, все остальное во внеурочной деятельности. В чем преимущества проектов-уроков и для чего они нужны?
- Позволяет формировать общеучебные умения (ОУУ)
- На основе ОУУ формируются проектные умения и проектная деятельность в целом. Пока она не будет сформирована, качества не будет.
- Повышается мотивация к учебе.
Учитель – организатор,
партнер,
эксперт,
консультант
генератор идей,
источник знаний.
Проектирование – вид интеллектуальной деятельности.
Проект – мысль, брошенная вперед.
Реализовать замысел, который в голове.
Деятельность там, где является проблема.
Результат – один из способов решения проблемы. Он и есть продукт (альбом, альманах, чертеж, эскиз, спектакль, концерт, слайд-шоу).
Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добавить» знания, а затем соединить разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя – помочь ему это сделать.
Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- Проблематизации
- Целеполаганию и планированию деятельности
- Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта)
- Презентации (самопредставлению) хода своей деятельности и результатов
- Уметь готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя продукт проектирования
- Поиску нужной информации
- Практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях
- Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования
- Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)
Метод учебных проектов реализует деятельный подход к обучению, т.е. учение через деятельность, это и групповое обучение и личностно-ориентированный подход. Построен на принципах проблемного обучения:
- Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- Воспитывающий целеустремленность;
- Толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
- Здоровьесберегающий.
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.
Использованная литература.
- «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования». Сборник статей, Москва, МИОО, 2005 год.
- «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», Н. Ю. Пахомова, Москва, 2005 год.
- «Педагогическое сообщество учебного проектирования». Информационные материалы, 2007 год.
- «Проектная деятельность школьников», Н. М. Конышева, Начальная школа № 4, 2001 год.
- «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», Л. С. Выготский, педагогическая психология, Москва, 1991 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в начальной школе как творческое применение знаний на практике
АннотацияОсновной целью введения метода проектов в начальную школу является развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформ...
Метод проектов в начальной школе как творческое применение знаний на практике
АннотацияОсновной целью введения метода проектов в начальную школу является развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформ...
Метод проектов в начальной школе как творческое применение знаний на практике
АннотацияОсновной целью введения метода проектов в начальную школу является развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформ...
Метод учебного проекта на уроках английского языка в начальной школе.
В свете реализации ФГОС происходит поворот образования от "знаниевой " к личночтно-ориентированной деятельности.Поэтому хорошими технологиями являются те, которые способствуют практ...
Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы
Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...
Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...
Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...