Приемы и средства популяризации в публичной речи педагога
статья по теме

Вергазова Оксана Владимировна

           В данной статье содержится материал, посвященный способам организации и изложения информации в публичной речи педагога, использование которых ведет к  повышению познавательной активности учащихся. На основе констатирующего эксперимента выявляются особенности речевой деятельности педагога, необходимые для реализации современного образовательного процесса. Статья может быть интересна учителям, студентам и всем, кто интересуется вопросами педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ В ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ ПЕДАГОГА

Вергазова О.В., Сивцова Н.В.

Осуществление отбора, способов организации и изложения информации в публичной речи педагога тесно связано с мыслительной деятельностью учащихся. Поэтому  эффективность профессиональной педагогической речи измеряется умением применять наиболее продуктивные методы обучения, нацеленные  на повышение активности познавательного  процесса учащихся и, как следствие, продвижение вперед основной развивающей функции образовательного процесса.

В настоящее время поиски совершенствования методов обучения привели к появлению целого ряда концепций и учебно-методических комплектов для начальной и основной школ, пропагандирующих идеи развивающего обучения и образования (Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Ш.А.Амонашвили). Представители молодых систем основное содержание развития в процессе школьного обучения видят «в превращении ребенка в субъект учения, то есть человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему»[1,17].

Новый подход к обучению требует от педагога внимания к особенностям реализации  эффективной публичной речи  для достижения ожидаемых результатов участниками общения. В развивающем образовании успешность деятельности педагога измеряется умением реализовывать «основной принцип развивающего обучения – воспитание самостоятельности и ответственности в обучении»[2,32].

Так как приемы и средства популяризации  в профессиональной речи педагога определяют особенности познавательной деятельности учащихся, мы провели анкетирование  учителей начальных классов  МОУ «Лицей №7» и Гимназии №12 г. Саранска с целью выявления особенностей реализации публичной речи педагога в процессе обучения младших школьников (32 учителя).

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, представим в виде таблицы.

Определение степени значимости приемов и средств популяризации  в публичной речи педагога начальных классов

Приемы

Средства

Кол-во

ответов

Показатели в %соотношении

1

Прием создания проблемной ситуации

Вопросы, направленные на активизацию мыслительного процесса

       32

100%

2

Прием соотнесения с ранее сказанным

Фразы утвердительной интонации, типа: «Вы это хорошо помните», «Мы с вами говорили на эту тему на прошлом уроке» и др.

31

          96%

3

Прием «ориентировка в материале»

Речевые сигналы, типа: «А на это обратите особое внимание», «Теперь, внимание, самое трудное…» и др.

31

96%

4

Прием приведения примера

Выражения-подтверждения сказанного: «Например», «Допустим», «Представим» и др.

31

96%

5

Прием обобщения сказанного

Лингвистические устойчивые конструкции: «Итак…», «Таким образом…» и др.

30

94%

6

Прием сравнения

Аналогия, антитеза

30

94%

7

Прием «обнаженная стратегия»

Фразы последовательного изложения, типа: «Сначала…- затем… - потом…» и др.

Планы, таблицы, схемы.

15

47%

8

Прием повтора

Анафора, эпифора, параллелизм и др.

0

0%

9

Прием напоминания об основной идее

Лингвистические устойчивые выражения: «Все это я говорю к тому, чтобы вы поняли…», «Эти примеры свидетельствуют о том, что» и др.

0

0%

На основе приведенных данных мы видим, что 100% испытуемых в учебном общении  на первое место выводят прием проблемной ситуации. Психолог А.М.Матюшкин, раскрывший роль проблемной ситуации в мышлении и обучении, определяет последнюю как, «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности»[6,32].

  Учитель-оратор, умело применяя ведущий прием популяризации, реализует эффективное речевое взаимодействие в учебном общении, стимулирует и продвигает вперед развитие учащихся, умеющих искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания. 

    Приведем примеры создания проблемной ситуации на уроке, демонстрирующей коммуникативные намерения педагога начальных классов.

1. Тема. I и II спряжение глаголов.

Учитель: - Ребята 1 варианта – подберите синоним к слову «существовать» (глагол жить). Ребята 2 варианта – подберите антоним к слову «молчать» (глагол говорить). Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку). Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов?

Дети: - Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят. Учитель: - Как вы думаете, на какие группы можно поделить глаголы? Какую часть слова мы будем учитывать при распределении слов?

2. Тема. Переходные и непереходные глаголы.

Учитель: - Составьте словосочетания с глаголом «причесывать» и существительным в винительном падеже. (Причесывать куклу, причесывать волосы, причесывать подругу и т.д.) Проделайте то же самое с глаголом «причесываться» (Не получается.)» Вопросы на осознание противоречия: - Вы смогли выполнить это задание? Дети: - Нет. Учитель: - Почему? В чем затруднение? Дети: - Не смогли составить такие словосочетания. Учитель:(Побуждение к формулированию учебной проблемы) - Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? Дети: - Почему не все глаголы имеют дополнение в винительном падеже? 

Таким образом, данные таблицы подтверждают вывод о том, что в настоящее время публичная речь педагога ориентирована на активизацию речевой деятельности младших школьников, предельно увеличивающую самостоятельность детей в организации познавательного процесса.

Наряду с приемом создания проблемной ситуации результаты анкетирования свидетельствуют о том, что более 90% педагогов в осуществлении диалогового взаимодействия с младшими школьниками отводят важное место другим приемам популяризации, реализующихся в речи адресата с помощью лингвистических устойчивых выражений, клишированных фраз, риторических средств, разного вида вопросов.

Высокую степень значимости указанных в таблице приемов в организации учебных и речевых действий педагога и учащегося можно объяснить исходя  из наличия функций у последних. Назначение приемов  состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы привлечь интерес ученика к самостоятельному решению той или иной задачи, подвести учащихся к научным выводам.

Приведем примеры использования обозначенных приемов в речевом общении учителя.

  1. Тема. Род имен существительных. Учитель: - Разделив имена существительные по данным трём группам, мы разделили их по родам. Обратите особое внимание на то, что род - это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода.
  2. Тема. Различаем приставки с буквами а и о. Учитель: - Посмотрите на запись на доске. Это вам хорошо известно. Скажите, что вы можете сказать о первой группе приставок (до-, о-, об-, по-, под-, про-)?  О второй группе: ( за-, на-, над-)?

3. Тема.  I и II спряжение глаголов.

 Учитель: - Глаголы, как вы уже догадались,  в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии: Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол  со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. (По В. Волиной).

Анализируя фрагменты уроков с применением педагогом  указанных приемов, мы можем утверждать, что успешность образовательного процесса зависит  как от степени самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, так и от организации учителем последовательного смыслового восприятия рассматриваемого явления.

Из общего количества опрашиваемых учителей лишь 47% в своей профессиональной речи  в процессе учебного общения на первый план выводят прием «обнаженная стратегия». Это та группа педагогов, которая в организации учебной деятельности придерживается традиционной системы образования, в которой ведущую роль в организации урока принадлежит учителю. Соответственно роль самостоятельности учащегося  в поиске решения поставленной задачи снижается, сужаются параметры диалогового взаимодействия между учителем и учащимся. Приведем пример подобного хода урока.

Тема. Личные местоимения. Учитель: - Сегодня на уроке я вас хочу познакомить с определенной группой местоимений (Открывается запись « личные местоимения»). Сначала вы узнаете,  какие местоимения относятся к личным и почему. Затем вы познакомитесь с группами личных местоимений. И лишь потом мы выясним, какого рода местоимения он, она, оно.

Учитель, публично выстраивая  последовательность учебного процесса, тем самым отдает предпочтение  авторитарному стилю общения с детьми, существенно снижающему уровень совместной познавательной деятельности.

Среди приемов и средств популяризации, являющихся неотъемлемой частью речевой деятельности педагога в организации учебного процесса, приемы повтора и  напоминания об основной идее  никто из опрашиваемых учителей не выбрал в качестве ведущих в реализации своего коммуникативного намерения. Учителя единогласно признают несостоятельность применения указанных  приемов в реализации современного подхода к обучению.

             Итак, в условиях современного образовательного процесса, ориентированного на развитие учащихся, публичная речь педагога играет первостепенную роль в реализации основной функции развивающего обучения – повышение уровня самостоятельности и познавательной активности учащихся. Эффективность диалогического взаимодействия достигается с помощью качественного применения педагогом приемов и средств популяризации, организующих учебную деятельность, в которой ведущая роль принадлежит учащимся.

Список использованной литературы

                1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова / А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2004. – 304с.

               2. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К.Дусавицкий. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 288с.

                3.  Клякина Е.А. Интерпретация научного текста: педагогический аспект: учеб. пособие для студентов филол. фак. пед. вузов / Е. А. Клякина;  Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2007. – 102с.

        4. Ладыженская Т. А. Живое слово:  устная  речь  как  средство  и

предмет обучения / Т. А. Ладыженская. – М. : Наука, 1998. – 134с.

       5. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь: Книга  для  учителя начальных  классов   по  развитию речи учащихся / Под ред.Т.А.Ладыженской. М., 1983. – 336с.

              6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972. – 168с.

              7. Специфика речевого поведения учителя начальных классов // Макарова Д.В. Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса: дисс. д-ра пед. наук. – М., 2009. – С.83-102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства популяризации научных знаний в педагогической речи

В научно-учебной речи используются разнообразные средства выразительности. Наиболее актуальны и частотны тропы и риторические фигуры речи....

Проект «АГРОПРОФИЛИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ»

Проект «АГРОПРОФИЛИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДСТВО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ»До 2004г. школа активно занималась трудовым воспитанием школьников через ЛТО «Тиэргэн». В 2004г. УВП стал проходить в пр...

Система упражнений и методических приемов как средство контроля и формирования навыков письменной речи на английском языке

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка. Она поможет при организации урока иностранного языка....

Значение речи педагога. Основы публичного выступления

Значение речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми - факт бесспорный, доказанный многовековым существ...

Методы, приемы и средства работы куратора, социального педагога семьей

Методы, приемы и средства работы куратора, социального педагога семьей...

Внеклассная и внеурочная работа как средство популяризации знаний по историко-культурному наследию Ульяновской области.

Данная статья рассказывает об опыте работы учителей по популяризации знаний по культурно- нравственному наследию как во время  урочной так и во  внеурочной деятельности...