Внеклассная и внеурочная работа как средство популяризации знаний по историко-культурному наследию Ульяновской области.
учебно-методический материал

Каюмова Ирина Фуатовна

Данная статья рассказывает об опыте работы учителей по популяризации знаний по культурно- нравственному наследию как во время  урочной так и во  внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shkola_no63.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная и внеурочная работа   как средство популяризации знаний по историко-культурному наследию Ульяновской области.

Проблема духовного воспитания  и развития школьников на современном этапе на сегодняшний день очень актуальна. Основная задача изучения иностранного языка - развитие духовной сферы учащихся, повышение гуманистического содержания обучения, реализация воспитательно - образовательного потенциала учебного предмета.

Основная цель обучения иностранному языку в средней школе состоит в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в коммуникативной деятельности. А цель обучения определяет его содержание.

Работа по данному направлению в Школе №63 ведется с самой начальной ступени на протяжении последних 10 лет и предполагает включение культурологического и социокультурного аспектов изучения отечественной и региональной истории. Реализация данной цели может быть осуществлена путем интеграции  таких направлений как внеурочная и кружковая деятельности по предмету, которая включает:

-участие в международных проектах с целью обмена знаниями  о традициях малой родины;

-изучение родного края через посещение музеев, выставок, галерей города и области;

-организация и участие в фестивалях народов Поволжья.

Воспитание полноценной личности протекает в процессе знакомства и изучения, как истории родной культуры, так и культуры других стран. Таким образом, необходимость внедрения в содержание образования культурного компонента обоснована требованиями современного общества, а, следовательно, может быть включена во внеурочную и кружковую  работу.

Одним из видов внеурочной работы является деятельность клуба интернациональной дружбы «We are together». Данная работа  имеет не менее важную роль в  популяризации знаний по историко- культурному наследию Ульяновской области. Ведь изучая иностранный язык, учащиеся не только учат новую лексические и грамматические структуры и явления, а в первую очередь познают культуру страны изучаемого языка. А изучение культуры других стран начинается с  культуры своей малой родины. Наш клуб называется «Мы вместе» и действует в школе с 2010 года. Работа клуба строится по следующим направлениям (рисунок 1):

Рисунок 1- Направления деятельности клуба

интернациональной дружбы

Направления поделены на секции: секция «Переписка», секция «Творческая мастерская», секция «Проекты», секция «Благотворительные акции», секция «Культура и страноведение», секция «Пресс-центр» и секция «Патриот».

Остановимся на культурном направлении. В рамках данного направления учащимися были созданы такие проекты: «Английский бутерброд», «Ульяновск- Крефельд», «Путешествие по Европе», «Овсянка, сэр!».

Помимо культурной проектной деятельности в клубе  организовываются  встречи с представителями других культур. Целью таких встреч является не только знакомство с культурой носителей языка, а также презентация своей культуры, культуры нашей страны, нашей Ульяновской области. Так на внеклассное мероприятие «Моя малая родина- мой родной край» были приглашены гости из Замбии, Ганы, Франции, на которой дети на иностранном языке рассказывали о своем городе. Такие встречи пользуются популярностью среди учащихся и помогают снять языковой барьер.

Огромную роль в нашей работе играют международные проекты: «Postcrossing», «Holiday Card Exchange», «Parcel Exchange», «My Hero».  Суть проектов заключается в обмене открытками, в которых учащиеся рассказывают о традициях и обычаях, интересных фактах своей родины. В проекте «Обмен посылками»  ученики подобрали предметы, отражающие культуру нашей страны: деревянные ложки,  матрешки, трещотки, свистульки, шкатулки, тульские пряники, доски, поделки с росписью в стиле палех, а также сувенирные игрушки  с хохломской и  городецкой росписями.

 В проекте «Мой герой» учащиеся собрали ценную информацию о нашем земляке Иване  Михайловиче  Будилине, именем которого назван наш школьный музей и  Михаиле Ивановиче  Лямасове и поместили на общем сайте, переведя на английский язык, для всеобщего просмотра.

География международных проектов расширяется каждый год: Канада, Тайвань, Дакар, США, Беларусь, Украина, Германия, Австрия, Польша, Забия, Нигерия, Гана, Франция, Гаваи, Япония, Аргентина и др.

С сентября 2017 года в школе ведется работа по изучению культуры российских немцев Поволжья. Ребята получают возможность узнать историю переселения немцев на волжскую землю, познакомиться с национальной кухней, бытом, элементами одежды, праздниками, обычаями и традициями народа, населявшего области Поволжья со времен Екатерины II , а также окунуться в мир немецкого языка и диалекта с помощью игр, песен, танцев. В течение года, учащиеся выполняют мини-проекты: изготавливают элементы одежды, готовят блюда национальной кухни, организовывают праздники, изучают биографии известных личностей из числа российских немцев.

Учащиеся с удовольствием познают свою родину через организацию местных экскурсий по Ульяновской области - село Арское, Ундоры, Димитровград, Белый Ключ  и междугородних экскурсий - Казань, Самара, Болгары, Саранск, Чебоксары, Тольятти, Йошкар-Ола с посещением краеведческих музеев. Музеи нашего города также пользуются успехом среди наших учащихся: «Симбирская фотография», «Столярная мастерская», «Усадьба на Московской», «Метеорологическая станция»,  Краеведческий музей, «Народное образование Симбирской губернии» и т.д.

Помимо клуба интернациональной дружбы в школе уже несколько лет работает кружок татарского языка. Учащиеся разных классов изучают не только татарский язык, но познают культуру народа: народные праздники и традиции народов, проживающих на территории Поволжья. Результатом такой работы являются   инсценировки татарских сказок, участие в конкурсах, викторинах, создание проектов, таких как  «Татарский свадебный наряд», «Шурале», «Мой Чак-Чак», «Кухня народов Поволжья», «Сказки Поволжья», «Татарский национальный костюм».

Исторически сложилось, что наша родная Ульяновская область многонациональна. В нашей школе учатся ребята  разных национальностей. В рамках внеурочной деятельности проводятся занятия по программе «Учимся дружить» и «Культура народов Поволжья», на которых учащиеся изучают такие народности как чуваши, мордва, татары, поволжские немцы и армяне. Учащиеся с огромным интересом познают кухню, национальную одежду, быт народов, традиции, обычаи, праздники, интересные факты  о жителях Поволжья и делятся своими знаниями с учащимися школы, а также участвуют в проектах «Узоры прабабушкиного сундучка», «Масленица», «Рождество». Культурные проекты тесно связаны с празднованием традиционных праздников и фестивалей, а также  постановкой спектаклей: «Каша из топора», «Курочка и зернышко», «В гостях у сказки», «Теремок» и др. Родители учащихся также с большим удовольствием принимают участие в мероприятиях, организуемых учителями школы.

Таким образом, работа  в Школе №63  по популяризации знаний по историко-культурному наследию ведется по следующим направлениям (рисунок 2):

 

 

Рисунок 2

Учащиеся и учителя  нашей школы регулярно проходят обучения на семинарах, участвуют в фестивалях иностранного языка, выезжают в международные лагеря. Миссия нашего клуба – не только познакомиться с иноязычной культурой, но и достойно представить культуру нашей страны, нашей области.  Поэтому можно добавить, что наша деятельность является своеобразным проводником в популяризации историко-культурного наследия Ульяновской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внеклассной и внеурочной работы по математике

Важнейшей задачей учителя математики является пробуждение в детях любознательности, пытливости, развитие устойчивого интереса к математике. Достичь положительных результатов в решении данной задачи уч...

Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся

Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....

«Внеклассная и внеурочная работа по физической культуре в условиях модернизации образования»

Сегодня смело можно сказать, что ИКТ и информационные технологии   являются в современном образовании одной из главных средств, методик для повышения мотивации обучающих, качества образовани...

Проблемы сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия Восточного Мурмана на примере старинного поморского становища Рында

Становище Рында……    Что кому говорит это название? Скорее всего, ухо поймает  название морского колокола рында и удивится, почему же поселение в устье реки так назвали. Но потом в...

Подпрограмма внеклассной и внеурочной работы 5-9 классы Бахтина

Авторская подпрограмма внеклассной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию...

Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"

quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...

Внеурочная работа как средство развития у обучающихся творческих способностей и компетенций

Ценность организации кружковых занятий в их огромном воспитательно-образовательном значении, культурно-нравственном, художественно--эстетическом, трудовом воспитании обучающихся, развитии творческого...