Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми
статья на тему

Шабалина Татьяна Михайловна

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              Методист СК СВУ

                                                                                                     Шабалина Т.М.

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми.

Одной из закономерных примет современного социального прогресса является информатизация общества.  Мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы  деятельности людей. Образование не исключение. Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Исходя из этой цели,  перед образовательным учреждением, преподавателем ставятся  следующие задачи:

  1. помочь cуворовцам освоить такие приёмы, которые позволяют расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2. способствовать развитию творческого потенциала суворовцев;
  3. создать условия для формирования у суворовцев адекватной самооценки;
  4. способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Решение этих задач невозможно без использования эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий для меня стал метод проектов, относящийся к технологиям компетентностно - ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности дало новые возможности в активизации познавательного интереса суворовцев, развития творческих способностей.

Метод проектов - совокупность приемов, действий обучаемых в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучаемых и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Для чего же нам нужен метод проектов? Какие компетенции он формирует?

  1. Учит суворовцев:
  1. самостоятельному, критическому мышлению;
  2. проектировать на компьютере;
  3. размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
  4. делать обоснованные выводы;
  5. принимать самостоятельные аргументированные решения;
  6. работать в команде (группе).
  1. Развивает информационную культуру суворовцев.

При проведении проекта можно выделить следующие этапы:

  1. Побудительно-мотивационный этап:
  1. мотивация суворовцев для работы над научными проектами;
  2. выявление мотивированных детей;
  3. мотивация суворовцев для работы над научными проектами;
  4. познавательно-просветительская работа с суворовцами.
  1. Ориентировочный этап
  1. выбор и обсуждение темы, целей и задач научного проекта;
  2. получение дополнительной информации;
  3. формирование рабочих групп.
  1. Исполнительский этап:
  1. выработка индивидуальных и групповых планов работы;
  2. формулирование задач;
  3. определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез;
  4. планирование работы;
  5. выбор формы и установление сроков отчета;
  6. распределение задач и обязанностей между членами групп.
  1. Исследовательский этап:
  1. выполнение исследований под руководством преподавателя;
  2. применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования)
  1. Этап контроля (презентация):
  1. анализ информации и формулировка задач и выводов;
  2. обсуждение и утверждение формы отчета и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая)

Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

        Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, суворовцы получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

        Преподаватель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Важная роль при подготовке проекта отводится этапу контроля, суворовцы учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы товарищей, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления.

Технология презентации помогает суворовцам (да и преподавателям на уроках) представлять учебный материал (иллюстрации, фотографии, видеоматериалы) и обеспечивает  большую наглядность, с одной стороны, а с другой - обеспечивает более глубокое усвоение материала и позволяет приобрести навыки работы с информацией разного рода (текстовой, графической, мультимедийной), развивает эстетический вкус, расширяет кругозор. Применение технологии презентации повышает  интерес к предмету, приобщает суворовцев к использованию современных информационных и коммуникационных технологий,  позволяет наиболее эффективно передавать накопленный опыт, излагать проект или рассказать об итогах исследуемой проблемы.

С 2010 года творческий коллектив суворовцев под моим руководством создавал проекты, которые предполагают представление на конкурсы исследовательских работ учащихся, в частности на конкурс молодых исследователей «Ступень в науку». Все проекты являются учебными пособиями по изучению углубленных тем математики.

В своей проектной деятельности суворовцы могут выполнять проекты двух типов: монопроекты (в рамках одной предметной области), межпредметные (интегрированные) проекты.  Монопроекты – индивидуальные, межпредметные (интегрированные) – групповые. На выполнение проектов уходит от 2 месяцев до одного года.

Чтобы проектная деятельность была эффективной, обогащала знания суворовцев, необходимо спланировать ее так, чтобы были учтены интересы и запросы  обучаемых, чем будет гарантировано их активное участие в проведении намеченных мероприятий.

Содержание и формы проектов отличаются разнообразием  (компьютерные презентации, создание Web-сайтов, «проба пера», экскурсии, интервьюирование, встречи с интересными людьми). И выход один: взять на вооружение самое интересное, эффективное, полезное, действующее благотворно на душу сувровца.

Программа любого проекта направлена на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности; формирование

гуманистического мировоззрения,  гражданского сознания, чувства патриотизма, к ценностям отечественной культуры;

  1. развитие информационной культуры суворовцев;

В результате проектной деятельности суворовцами были созданы   проекты, которые на VIII Республиканском конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку» были  отмечены свидетельствами и дипломами призеров. За проект «Числа Фибоначчи: от кроликов ко Вселенной» свидетельство получил суворовец Я.Школьников .Дипломом 3-й степени  и медалью награжден суворовец В.Школьников за проект «Диофантовы уравнения» .Дипломом 2-й степени и медалью награжден суворовец О.Ткаченко за проект «Математика и шифрование».

Преподаватели нашего училища активно используют современные педагогические технологии обучения, в числе которых и метод проектов. Таким образом, применение проектной методики даёт результаты при обучении и воспитании  суворовцев.  Проектная методика   является эффективной инновационной технологией, позволяющей  формировать  самостоятельность обучаемых, внутреннюю мотивацию суворовцев, а также общее интеллектуальное развитие.

Литература:

  1. Альмидеров В.В., Калмыков Ю.В. Труды конференции "ИТО-2002", Москва.
  2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Цели и задачи проекта по оценке ИКТ – компетентности девятиклассников. – Информатика, №17 (552), 1 – 15 сентября, 2006
  3. Ухова Е.В., Кривенко А.В. Формирование информационной культуры педагога. // Информатика и образование. 2007. № 11.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000



Предварительный просмотр:

                                                                                              Методист СК СВУ

                                                                                                     Шабалина Т.М.

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми.

Одной из закономерных примет современного социального прогресса является информатизация общества.  Мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы  деятельности людей. Образование не исключение. Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Исходя из этой цели,  перед образовательным учреждением, преподавателем ставятся  следующие задачи:

  1. помочь cуворовцам освоить такие приёмы, которые позволяют расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2. способствовать развитию творческого потенциала суворовцев;
  3. создать условия для формирования у суворовцев адекватной самооценки;
  4. способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Решение этих задач невозможно без использования эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий для меня стал метод проектов, относящийся к технологиям компетентностно - ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности дало новые возможности в активизации познавательного интереса суворовцев, развития творческих способностей.

Метод проектов - совокупность приемов, действий обучаемых в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучаемых и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Для чего же нам нужен метод проектов? Какие компетенции он формирует?

  1. Учит суворовцев:
  1. самостоятельному, критическому мышлению;
  2. проектировать на компьютере;
  3. размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
  4. делать обоснованные выводы;
  5. принимать самостоятельные аргументированные решения;
  6. работать в команде (группе).
  1. Развивает информационную культуру суворовцев.

При проведении проекта можно выделить следующие этапы:

  1. Побудительно-мотивационный этап:
  1. мотивация суворовцев для работы над научными проектами;
  2. выявление мотивированных детей;
  3. мотивация суворовцев для работы над научными проектами;
  4. познавательно-просветительская работа с суворовцами.
  1. Ориентировочный этап
  1. выбор и обсуждение темы, целей и задач научного проекта;
  2. получение дополнительной информации;
  3. формирование рабочих групп.
  1. Исполнительский этап:
  1. выработка индивидуальных и групповых планов работы;
  2. формулирование задач;
  3. определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез;
  4. планирование работы;
  5. выбор формы и установление сроков отчета;
  6. распределение задач и обязанностей между членами групп.
  1. Исследовательский этап:
  1. выполнение исследований под руководством преподавателя;
  2. применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования)
  1. Этап контроля (презентация):
  1. анализ информации и формулировка задач и выводов;
  2. обсуждение и утверждение формы отчета и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая)

Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

        Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, суворовцы получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

        Преподаватель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Важная роль при подготовке проекта отводится этапу контроля, суворовцы учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы товарищей, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления.

Технология презентации помогает суворовцам (да и преподавателям на уроках) представлять учебный материал (иллюстрации, фотографии, видеоматериалы) и обеспечивает  большую наглядность, с одной стороны, а с другой - обеспечивает более глубокое усвоение материала и позволяет приобрести навыки работы с информацией разного рода (текстовой, графической, мультимедийной), развивает эстетический вкус, расширяет кругозор. Применение технологии презентации повышает  интерес к предмету, приобщает суворовцев к использованию современных информационных и коммуникационных технологий,  позволяет наиболее эффективно передавать накопленный опыт, излагать проект или рассказать об итогах исследуемой проблемы.

С 2010 года творческий коллектив суворовцев под моим руководством создавал проекты, которые предполагают представление на конкурсы исследовательских работ учащихся, в частности на конкурс молодых исследователей «Ступень в науку». Все проекты являются учебными пособиями по изучению углубленных тем математики.

В своей проектной деятельности суворовцы могут выполнять проекты двух типов: монопроекты (в рамках одной предметной области), межпредметные (интегрированные) проекты.  Монопроекты – индивидуальные, межпредметные (интегрированные) – групповые. На выполнение проектов уходит от 2 месяцев до одного года.

Чтобы проектная деятельность была эффективной, обогащала знания суворовцев, необходимо спланировать ее так, чтобы были учтены интересы и запросы  обучаемых, чем будет гарантировано их активное участие в проведении намеченных мероприятий.

Содержание и формы проектов отличаются разнообразием  (компьютерные презентации, создание Web-сайтов, «проба пера», экскурсии, интервьюирование, встречи с интересными людьми). И выход один: взять на вооружение самое интересное, эффективное, полезное, действующее благотворно на душу сувровца.

Программа любого проекта направлена на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности; формирование

гуманистического мировоззрения,  гражданского сознания, чувства патриотизма, к ценностям отечественной культуры;

  1. развитие информационной культуры суворовцев;

В результате проектной деятельности суворовцами были созданы   проекты, которые на VIII Республиканском конкурсе молодых исследователей «Ступень в науку» были  отмечены свидетельствами и дипломами призеров. За проект «Числа Фибоначчи: от кроликов ко Вселенной» свидетельство получил суворовец Я.Школьников .Дипломом 3-й степени  и медалью награжден суворовец В.Школьников за проект «Диофантовы уравнения» .Дипломом 2-й степени и медалью награжден суворовец О.Ткаченко за проект «Математика и шифрование».

Преподаватели нашего училища активно используют современные педагогические технологии обучения, в числе которых и метод проектов. Таким образом, применение проектной методики даёт результаты при обучении и воспитании  суворовцев.  Проектная методика   является эффективной инновационной технологией, позволяющей  формировать  самостоятельность обучаемых, внутреннюю мотивацию суворовцев, а также общее интеллектуальное развитие.

Литература:

  1. Альмидеров В.В., Калмыков Ю.В. Труды конференции "ИТО-2002", Москва.
  2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Цели и задачи проекта по оценке ИКТ – компетентности девятиклассников. – Информатика, №17 (552), 1 – 15 сентября, 2006
  3. Ухова Е.В., Кривенко А.В. Формирование информационной культуры педагога. // Информатика и образование. 2007. № 11.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...

Проектная методика как одна из форм работы с одаренными детьми

Работа, посвященная использованию методу проектов при работе с одаренными детьми....

Концепция инновационной деятельности «Творческое задание как форма работы с одаренными детьми»

В своей педагогической практике большое внимание уделяю, одной из актуальных проблем в современной педагогике и психологии, творческим заданиям в художественной деятельности детей с признаками художес...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...

Организация внеурочной деятельности как формы работы с одаренными детьми

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны св...

Проектно-исследовательская деятельность, как форма работы с одаренными детьми по географии в МБОУ гимназии № 11 г.о. Самара

Одним из главных способов развития творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и общественно ценной самореализации личности – это организация научн...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...