Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"
статья по теме

Жукова Лариса Геннадьевна

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

Решение этой проблемы невозможно без использования эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий для меня стал метод проектов, относящийся к технологиям компетентностно - ориентированного обучения. Использование данного метода на урокахи во внеурочной деятельности дало новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми.

Одной из закономерных примет современного социального прогресса является информатизация общества.  Мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы  деятельности людей. Образование не исключение. Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Исходя из этой цели,  перед школой, учителем ставятся  следующие задачи:

  1. помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2. способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  3. создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  4. способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Решение этих задач невозможно без использования эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий для меня стал метод проектов, относящийся к технологиям компетентностно - ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности дало новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.

Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Для чего же нам нужен метод проектов? Какие компетенции он формирует?

  1. Учит учащихся:
  1. самостоятельному, критическому мышлению;
  2. проектировать на компьютере;
  3. размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
  4. делать обоснованные выводы;
  5. принимать самостоятельные аргументированные решения;
  6. работать в команде (группе).
  1. Развивает информационную культуру учащихся.

При проведении проекта можно выделить следующие этапы: 

  1. Побудительно-мотивационный этап:
  1. мотивация учащихся для работы над научными проектами; 
  2. выявление мотивированных детей;
  3. мотивация учащихся для работы над научными проектами;
  4. познавательно-просветительская работа с учащимися. 
  1. Ориентировочный этап
  1. выбор и обсуждение темы, целей и задач научного проекта;
  2. получение дополнительной информации;
  3. формирование рабочих групп.
  1. Исполнительский этап:
  1. выработка индивидуальных и групповых планов работы;
  2. формулирование задач;
  3. определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез;
  4. планирование работы;
  5. выбор формы и установление сроков отчета;
  6. распределение задач и обязанностей между членами групп.
  1. Исследовательский этап:
  1. выполнение исследований под руководством учителя;
  2. применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования)
  1. Этап контроля (презентация):
  1. анализ информации и формулировка задач и выводов;
  2. обсуждение и утверждение формы отчета и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая)

Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

         Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

         Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Важная роль при подготовке проекта отводится этапу контроля, ребята учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы учащихся, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления.

Технология презентации помогает учащимся (да и учителям на уроках) представлять учебный материал (иллюстрации, фотографии, видеоматериалы) и обеспечивает  большую наглядность, с одной стороны, а с другой - обеспечивает более глубокое усвоение материала и позволяет приобрести навыки работы с информацией разного рода (текстовой, графической, мультимедийной), развивает эстетический вкус, расширяет кругозор. Применение технологии презентации повышает  интерес к предмету, приобщает учеников к использованию современных информационных и коммуникационных технологий,  позволяет наиболее эффективно передавать накопленный опыт, излагать проект или рассказать об итогах исследуемой проблемы.

С 2007 года творческий коллектив учащихся под моим руководством создаёт проекты, которые предполагают размещение в сети Интернет или локальной сети школы. Все проекты являются учебными пособиями по различным предметным областям (литература, русский язык, музыка, информатика, обществознание), создаются в сотрудничестве с различными организациями.

В своей проектной деятельности творческий коллектив учащихся   выполняет проекты двух типов: монопроекты (в рамках одной предметной области), межпредметные (интегрированные) проекты.  Монопроекты – индивидуальные, межпредметные (интегрированные) – групповые. На выполнение проектов уходит от 2 месяцев до одного года.

Проект «Литературное краеведение» - один из любимых проектов моего творческого коллектива. Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к "малой родине". Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе, способствует развитию мыслительной активности учащихся, вызывает устойчивый интерес к художественному слову.

Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся не только на уроках литературы, но и на внеклассных занятиях.                 

Чтобы работа по литературному краеведению была эффективной, обогащала знания учащихся, необходимо спланировать ее так, чтобы были учтены интересы и запросы  учеников, чем будет гарантировано их активное участие в проведении намеченных мероприятий.

Содержание и формы этого проекта отличаются разнообразием  (компьютерные презентации, создание Web-сайтов, «проба пера», экскурсии, интервьюирование, встречи с интересными людьми). И выход один: взять на вооружение самое интересное, эффективное, полезное, действующее благотворно на душу ученика.

Программа проекта «Литературное краеведение» направлена на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности; формирование

гуманистического мировоззрения,  гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю, к ценностям отечественной культуры;

  1. развитие информационной культуры учащихся;

В результате проектной деятельности нами созданы   проекты, которые в  районных, городских,   областных  конкурсах были  отмечены дипломами победителей.

Результатом такого интегрированного проекта стали:

  1. 2007 год – мультимедийные проекты «Сказание о земле Саратовской», «Я родину люблю и больше многих… (М.Ю. Лермонтов и Тарханы)»
  2. 2008 год -  мультимедийный проект «Судьба произведений А.С. Пушкина на сцене Саратовского ТЮЗа» (победитель областного конкурса), «Имя Саратова на карте страны» (областной конкурс, Диплом II  степени)
  3. 2009 год – мультимедийный проект «Моя семья в истории страны»
  4. 2010 год – мультимедийный проект «ЖЗЛ: Чехов и театр» (судьба произведений драматурга на  Саратовских подмостках) – победитель районного конкурса мультимедийных презентаций.

В 2010-2011 учебном году учащиеся класса приняли участие в конкурсе социальных проектов (проект «Добрая дорога детства»), «Мы выбираем будущее» (в рамках проекта «Молодой избиратель») и стали победителями.

Учителя нашей школы активно использует современные педагогические технологии обучения, в числе которых и метод проектов. В школе постоянно  работает научное общество учащихся и учителей,  несколько лет школа сотрудничает  с «Русским виртуальным музеем», который организует виртуальные экскурсии по залам Художественных музеев нашей страны и зарубежья, каждый год проводит конкурсы мультимедийных презентаций и  Web- сайтов.

Таким образом, применение проектной методики даёт результаты при обучении и воспитании  учащихся.  Проектная методика   является эффективной инновационной технологией, позволяющей  формировать  самостоятельность школьников, внутреннюю мотивацию учащихся, а также общее интеллектуальное развитие.

Литература, использованная при  подготовке к семинару:

  1. Альмидеров В.В., Калмыков Ю.В. Труды конференции "ИТО-2002", Москва.
  2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Цели и задачи проекта по оценке ИКТ – компетентности девятиклассников. – Информатика, №17 (552), 1 – 15 сентября, 2006
  3. Ухова Е.В., Кривенко А.В. Формирование информационной культуры педагога. // Информатика и образование. 2007. № 11.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000


Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми.

Одной из закономерных примет современного социального прогресса является информатизация общества.  Мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы  деятельности людей. Образование не исключение. Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Исходя из этой цели,  перед школой, учителем ставятся  следующие задачи:

  1. помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  2. способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  3. создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  4. способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Решение этих задач невозможно без использования эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий для меня стал метод проектов, относящийся к технологиям компетентностно - ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности дало новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.

Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Для чего же нам нужен метод проектов? Какие компетенции он формирует?

  1. Учит учащихся:
  1. самостоятельному, критическому мышлению;
  2. проектировать на компьютере;
  3. размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
  4. делать обоснованные выводы;
  5. принимать самостоятельные аргументированные решения;
  6. работать в команде (группе).
  1. Развивает информационную культуру учащихся.

При проведении проекта можно выделить следующие этапы: 

  1. Побудительно-мотивационный этап:
  1. мотивация учащихся для работы над научными проектами; 
  2. выявление мотивированных детей;
  3. мотивация учащихся для работы над научными проектами;
  4. познавательно-просветительская работа с учащимися. 
  1. Ориентировочный этап
  1. выбор и обсуждение темы, целей и задач научного проекта;
  2. получение дополнительной информации;
  3. формирование рабочих групп.
  1. Исполнительский этап:
  1. выработка индивидуальных и групповых планов работы;
  2. формулирование задач;
  3. определение частных задач, источников и способов сбора информации, ее анализ и синтез;
  4. планирование работы;
  5. выбор формы и установление сроков отчета;
  6. распределение задач и обязанностей между членами групп.
  1. Исследовательский этап:
  1. выполнение исследований под руководством учителя;
  2. применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования)
  1. Этап контроля (презентация):
  1. анализ информации и формулировка задач и выводов;
  2. обсуждение и утверждение формы отчета и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая)

Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

         Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

         Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Важная роль при подготовке проекта отводится этапу контроля, ребята учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы учащихся, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления.

Технология презентации помогает учащимся (да и учителям на уроках) представлять учебный материал (иллюстрации, фотографии, видеоматериалы) и обеспечивает  большую наглядность, с одной стороны, а с другой - обеспечивает более глубокое усвоение материала и позволяет приобрести навыки работы с информацией разного рода (текстовой, графической, мультимедийной), развивает эстетический вкус, расширяет кругозор. Применение технологии презентации повышает  интерес к предмету, приобщает учеников к использованию современных информационных и коммуникационных технологий,  позволяет наиболее эффективно передавать накопленный опыт, излагать проект или рассказать об итогах исследуемой проблемы.

С 2007 года творческий коллектив учащихся под моим руководством создаёт проекты, которые предполагают размещение в сети Интернет или локальной сети школы. Все проекты являются учебными пособиями по различным предметным областям (литература, русский язык, музыка, информатика, обществознание), создаются в сотрудничестве с различными организациями.

В своей проектной деятельности творческий коллектив учащихся   выполняет проекты двух типов: монопроекты (в рамках одной предметной области), межпредметные (интегрированные) проекты.  Монопроекты – индивидуальные, межпредметные (интегрированные) – групповые. На выполнение проектов уходит от 2 месяцев до одного года.

Проект «Литературное краеведение» - один из любимых проектов моего творческого коллектива. Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к "малой родине". Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе, способствует развитию мыслительной активности учащихся, вызывает устойчивый интерес к художественному слову.

Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся не только на уроках литературы, но и на внеклассных занятиях.                 

Чтобы работа по литературному краеведению была эффективной, обогащала знания учащихся, необходимо спланировать ее так, чтобы были учтены интересы и запросы  учеников, чем будет гарантировано их активное участие в проведении намеченных мероприятий.

Содержание и формы этого проекта отличаются разнообразием  (компьютерные презентации, создание Web-сайтов, «проба пера», экскурсии, интервьюирование, встречи с интересными людьми). И выход один: взять на вооружение самое интересное, эффективное, полезное, действующее благотворно на душу ученика.

Программа проекта «Литературное краеведение» направлена на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности; формирование

гуманистического мировоззрения,  гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю, к ценностям отечественной культуры;

  1. развитие информационной культуры учащихся;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста,
  3. образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  4. формирование начальных представлений о специфике литературы   в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  5. освоение текстов художественных произведений в единстве

содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

Проект «Литературное краеведение» способствует решению следующих задач:

  1. обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического

кругозора учащихся;

  1. формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений

русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  1. совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и

навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;

  1. практическое применение полученных знаний.

В результате проектной деятельности нами созданы   проекты, которые в  районных, городских,   областных  конкурсах были  отмечены дипломами победителей.

Результатом такого интегрированного проекта стали:

2007 год – мультимедийные проекты «Сказание о земле Саратовской», «Я родину люблю и больше многих… (М.Ю. Лермонтов и Тарханы)»

2008 год -  мультимедийный проект «Судьба произведений А.С. Пушкина на сцене Саратовского ТЮЗа» ()

2009 год – мультимедийный проект «Моя семья в истории страны»

2010 год – мультимедийный проект «ЖЗЛ: Чехов и театр» (судьба произведений драматурга на  Саратовских подмостках).

Учителя нашей школы активно использует современные педагогические технологии обучения, в числе которых и метод проектов. В школе постоянно  работает научное общество учащихся и учителей,  несколько лет школа сотрудничает  с «Русским виртуальным музеем», который организует виртуальные экскурсии по залам Художественных музеев нашей страны и зарубежья, каждый год проводит конкурсы мультимедийных презентаций и  Web- сайтов.

Таким образом, применение проектной методики даёт результаты при обучении учащихся.  Она  является эффективной инновационной технологией, позволяющей  формировать  самостоятельность школьников, внутреннюю мотивацию учащихся, а также общее интеллектуальное развитие.

Литература

  1. Альмидеров В.В., Калмыков Ю.В. Труды конференции "ИТО-2002", Москва.
  2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Цели и задачи проекта по оценке ИКТ – компетентности девятиклассников. – Информатика, №17 (552), 1 – 15 сентября, 2006
  3. Ухова Е.В., Кривенко А.В. Формирование информационной культуры педагога. // Информатика и образование. 2007. № 11.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....

Проектная методика как одна из форм работы с одаренными детьми

Работа, посвященная использованию методу проектов при работе с одаренными детьми....

Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...

Формы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В данной работе делюсь с разнообразными формами работы с одаренными детьми...