Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы
статья по истории (8 класс) на тему

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический семинар.

Некоторые формы работы с одаренными детьми

Синюк Е.М.  учитель социально – гуманитарного цикла      ноябрь 2013г. 

Идеи могут быть обезврежены только идеями. (О. Бальзак)

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Задачи

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей реализацию творческого потенциала ученика;
  • Формирование сообщества учащихся и педагогов на основе исследовательской деятельности.

Принципы педагогической деятельности:

  • разнообразия возможностей;
  • возрастание доли внеурочной деятельности;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • свобода выбора дополнительных услуг

Методы и формы работы с одаренными учащимися,  прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой не прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для  обучения по всем предметам. Одарённые учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при изучении профильных дисциплин. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Подробнее рассмотрю эти приемы на примере СГД.

Поисково-исследовательский метод можно использовать, начиная со среднего звена, где уровень интереса высок в связи с занимательностью истории. Например: в теме крестовые походы,  учащиеся на основе изучения текстов смогут провести сравнительный анализ образа жизни христиан, мусульман и прийти к разным выводам. Ребята могут проявить себя в сочинении при помощи метода ассоциаций. Такая творческая деятельность ведет к созданию абсолютно нового продукта, что можно считать за проектную деятельность. Подобные задания можно практиковать и при изучении  правоведения, курса  гражданского образования,  например: определить, в каких сказках нарушены права детей. Эта интеграция в игровой форме позволяет закрепить знания о правах и свободах ребенка.

В старших классах поле деятельности для использования поискового метода шире.

Наиболее распространенными и эффективным являются следующие формы:

  • проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные сообщения  проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;
  • курсы  по выбору
  •  в домашних заданиях отрабатывается постановка и выполнение исследовательских задач, а на уроках проходят презентации решений;
  • курсы допрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. В их основе лежит – работа над исследовательскими проектами.
  • программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы;
  • исследовательский подход в применении к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – что-то пронаблюдать, измерить, спросить у экскурсовода, сделать собственные выводы. Результат оформляется как творческий отчет о работе;
  • научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;

Итак, творческие работы можно классифицировать как:

  • проблемно-реферативные;
  • экспериментальные;
  • натуралистические и описательные;
  • исследовательские.

В этом смысле возможности старшей школы практически неограниченны. Наличие разнообразных доступных источников позволяет вести мини-исследование в ходе уроков. Например:

  • задание по газетам
  • составить словарь терминов;
  • проанализировать передовую статью;
  • определить основной лозунг дня;
  • сопоставить исторические реалии и содержание прессы.

Наиболее ярко исследовательская деятельность проявляется во внеурочной сфере.

Напомним, что под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях) и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

В результате исследовательской деятельности формируются:

  • Исследовательская компетенция.
  • Основы для самоопределения в будущем.
  • Навыки делопроизводителя.
  • Навыки устной и письменной речи.
  • Выступление перед аудиторией и защита завершают работу над исследовательским проектом.

Результативность работы по развитию навыков поисковой и исследовательской деятельности можно увидеть по итогам различных конкурсов.

Какие же формы работы с одаренными учащимися признаны наиболее эффективными: 

  1.  групповые занятия с одаренными учащимися (конкурсы, интеллектуальные игры,  курсы по выбору
  2. участие в олимпиадах
  3. работа по индивидуальным планам;
  4. интеллектуальные марафоны.

В урочной деятельности  используются следующие виды деятельности: 

  1. проблемно-развивающее обучение, работа в малых группах на уроках игровые технологии (деловые игры и путешествия) информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( разноуровневые тесты, презентации, тренажёры) задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные задания, проектно-исследовательской деятельностью по истории.
  2.  Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию. 

  1. Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  2. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
  4. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  5. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  7. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
  8. Метод "если бы…". Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  9. "Мозговой штурм". Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Работа с одаренными детьми (из опыта работы)

В настоящее время проблема работы с одаренными детьми все более актуальна.Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы-одна из главных задач современной ...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...

Работа с одаренными детьми.Из опыта работы учителя английского языка Клериковой Ольги Алексеевны.

В данной статье учитель делится многолетним опытом работы с одаренными детьми,   дает советы по организации внеаудиторной занятости учащихся в условиях современной школы. Молодые учителя могут на...

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Формы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В данной работе делюсь с разнообразными формами работы с одаренными детьми...

Некоторые формы работы с одаренными детьми

В выступлении представдены некоторые формы работы с одаренными детьми в гимназии...