Применение технологии "ИнтеллекТ" в общеобразовательной школе
статья по теме

Богачева Ольга Сергеевна

Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является интеллектуальное развитие каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей – важный элемент деятельности любой школы.  

Н

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_intellekt.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии "ИнтеллекТ" в общеобразовательной школе

Наряду с основными формами образовательного процесса: обучения, воспитания, содержания на территории школы важными является развитие обучающихся. Наиболее востребованным направлением развития является интеллектуальное развитие каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей – важный элемент деятельности любой школы. Но большинство школ либо занимается этим не специально, либо, если и занимается, то не системно.

Методическая база программы развития интеллектуальных способностей в России недостаточно проработана.

Стандарт российского образования требует развития не общих интеллектуальных способностей, а развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. Требования Программ российского образования сводятся к тому, что учащийся овладевает знаниями и умениями по учебному предмету и использует приобретенные знания и умения на практике. Эти требования не учитывают того, что при изучении учебного предмета учащийся в определенных местах учебной программы сталкивается с определенными трудностями в овладении знаниями и умениями, зависящими от недостаточного развития каких-либо интеллектуальных способностей. На различных этапах обучения в каждом классе по каждому учебному предмету оказываются наиболее востребованными различные интеллектуальные способности.

В отличие от развития общих интеллектуальных способностей с последующим проявлением этих способностей при изучении отдельных предметов Образовательная технология «ИнтеллекТ» развивает интеллектуальные способности в каждой предметной области отдельно (предметно ориентированное развитие интеллектуальных способностей)с учетом различных специфических требований к развитию.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровьесберегающей организации учебной деятельности;

повышение мотивации обучающихся к отдельным школьным предметам и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

Основные задачи применения ОТИ:

  1. формирование навыков научной организации труда обучающихся;
  2.  формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;
  3.  формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития;
  4. снижение физической и психологической нагрузки обучающихся и сотрудников.

Включение применения ОТИ в учебном процессе в планирование работы школы предусматривает:

  1. планирование и проведение методической работы школы, осуществление ВШК с учетом применения ОТИ в учебном процессе;
  2.  планирование и проведение работы психологической службой школы с учетом применения ОТИ в учебном процессе;
  3. планирование деятельности учителя – предметника с учетом применения ОТИ в учебном процессе.
  4. Программа развития интеллектуальных способностей взаимосвязана с программами изучения базовых предметов и реализуется с учетом трех положений:
  5. 1-е положение: Актуальность интеллектуальных способностей.
  6. На каждом этапе интеллектуального развития учащимся предлагаются упражнения, развивающие именно те интеллектуальные способности, которые будут востребованы на уроках по данной учебной дисциплине в ближайшие 1-2 недели при изучении определенных тем.
  7. 2-е положение: Содержательность интеллектуальных способностей.
  8. Развивающие задания и тесты выполняются учащимися на информации из печатных текстов (иногда с рисунками, формулами и графиками) и из произносимых учителем текстов. Вся эта информация относится к учебному материалу. Учебный материал берется из учебников или из дополнительной литературы.
  9. На каждом этапе интеллектуального развития выполнение развивающих упражнений и диагностика уровня развитости интеллектуальных способностей производится на учебном материале, который изучался немного позднее или будет изучаться в скором будущем (только если ещё не изученный материал будет понятен учащимся).
  10. 3-е положение: "Инерционность" развития интеллектуальных способностей.
  11. Развитие различных интеллектуальных способностей, проявляющихся в одной предметной области, протекает с различной скоростью для одного какого-либо учащегося. Так, например, если избирательность внимания конкретного ученика к конкретным орфограммам развивается 2-3 недели, то устойчивость его внимания при применении этих орфограмм достигается за неделю.
  12. Учителям разных предметов приходится затрачивать на развитие одной и той же интеллектуальной способности одного ученика разное время.
  13. Учитывая эту особенность в развитии интеллектуальных способностей, планы развивающих занятий в рамках одной предметной области выстраиваются так, что:
  14. одни интеллектуальные способности развиваются задолго до того, как они оказываются востребованными в учебном процессе(упражнения выполняются несколько недель подряд);  
  15. другие интеллектуальные способности развиваются на протяжении года малыми порциями (одно и то же упражнение выполняется по одной неделе 2 раза в полугодие);
  16. третьи интеллектуальные способности развиваются непосредственно в период изучения какой-либо учебной темы данной дисциплины.
  17. Динамика развития интеллектуальных способностей выявляется с помощью диагностических тестов.

Технология «ИнтеллекТ» дает возможность учителю включать в содержание уроков развивающие упражнения и тренинги (практический материал) на различных предметах, системно подойти к проблеме развития обучающихся, сделать учебу легкой, результативной и интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о применении информационно-коммуникационных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

Презентация "Применение элементов разноуровневого обучения в общеобразовательной школе"

В данной презентации освещаются основные принципы разноуровневого обучения. Даны примеры разноуровневых заданий.  Представлены итоги работы в разных классах, в которых применялись элементы данной...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Урок музыки – урок искусства, и поэтому любая форма приобщения детей к искусству должен отстаивать само ценность музыкального искусства. Музыка на уроках искусства должна осва...

Применение ИКТ на уроках химии в общеобразовательной школе.

Из опыта работы с мультимедийным интерактивным комплексом....