Структурный анализ урока
методическая разработка по теме

Различные методики при анализе урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strukturnyj_analiz_uroka.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

Этапы урока:

  1. - организационный;
  2. — проверка домашнего задания;
  3. — всесторонняя проверка знаний;
  4. — подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
  5. — усвоение новых знаний;
  6. — проверка понимания учащимися нового материала;
  7. — закрепление нового материала;
  8. - информация учащихся о домашнего задания, инст руктаж по его выполнению.

Анализ может проводиться как по всем этапам урока, так и выборочно, но обязательно по следующим параметрам:

  1. дидактическая задача этапа;
  2. содержание этапа;
  3. условия достижения положительных результатов этапа;
  4. показатели выполнения дидактической задачи этапа.

I. Организационный этап.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - крат^ ковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, уста новка внимания всего класса.

II.        Этап проверки домашнего задания.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в зна ниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их при чин, ликвидация обнаруженных недочетов. , УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — опе ративность учителя, целевая направленность его деятельно сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способ ность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) ус тановить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашне го задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных «достатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

III.        Этап всесторонней проверки знаний.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне по верить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональ ными приемами учения и самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

IV. Этап подготовки учащихся к активному и созна тельному усвоению нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ – сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач, оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксации всего этого в поурочном плане. Умение учителя четко и однозначно озвучить цели урока, согласовать их с учениками: чему они должны научиться на уроке, какими знаниями, умениями и навыками овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся целей на различных уроках.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

V. Этап усвоения новых знаний.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств I получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

VI.        Этап проверки понимания учащимися нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.

VII.        Этап закрепления нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

VIII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.


МЕТОДИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (Методика разработана В.П. Симоновым)

Основу системного подхода к анализу урока составляют два структурных компонента (учитель и учащиеся) и три системообразующих фактора (цель – результат, содержание и способы деятельности). Отсутствие одного из них приводит к нарушению системности при анализе и оценке урока.

Показатели для оценки урока

Оценивание

4 (отл.)

3 (хор.)

2

1 (неуд.)

Основные личностные качества учителя

  1. Знание предмета и общая эрудиция
  2. Уровень педагогического мастерства
  3. Культура речи, ее образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность
  4. Степень демократичности и тактичности взаимоотношений с учащимися
  5. Внешний вид, мимика, жесты, культура поведения

Особенности учебной деятельности учащихся

  1. Степень познавательной активности, творчества, самостоятельности
  2. Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков
  3. Наличие и эффективность разных форм деятельности
  4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

Содержание деятельности преподавателя и учащихся

  1. Научность, доступность и посильность учебного материала, формируемых умений и навыков
  2. Актуальность и связь с жизнью (теория и практика)
  3. Степень новизны, проблемности, привлекательности учебного материала
  4. Оптимальность объема материала для усвоения

Эффективность способов деятельности учителя и учащихся

  1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередования и смены видов деятельности
  2. Степень целесообразности и эффективность использования наглядности и ТСО
  3. Степень рациональности и эффективности методов и организационных форм работы
  4. Уровень обратной связи с учащимися
  5. Эффективный контроль работы учащихся и уровень требований к оценке их знаний, умений, навыков
  6. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся
  7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности в ходе занятия

Цели и результаты проведенного занятия

  1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки целей урока
  2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость целей
  3. Степень обучающего эффекта (чему научились)
  4. Степень воспитательного эффекта (что способствовало воспитанию)
  5. Степень воздействия на развитие учащихся (что способствовало развитию)

J

Системный анализ урока учитывает основные показатели:

5 — личность педагога; 4 — деятельность учащихся; 4 — содержание деятельности; 7 — способы деятельности; 5 — цели — результат.

Если общее количество показателей принять за 100 %, то на каждый из них в среднем приходится 4%.

Эта математическая методика позволяет применять ЭВМ для анализа урока. Если при оценке на основе математической мето дики получено 85 % (баллов), то урок оценивается «отлично», 65-84 % — «хорошо», 45-64 % — «удовлетворительно».

С помощью оценки можно увидеть, в какой степени овладел учитель данными компонентами и факторами деятельности, и помочь определить программу дальнейшей работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя.

Методики тестового аспектного анализа

Каждый тест представляет собой перечень важнейших ка честв (сторон) урока, относящихся к какому-либо его аспекту (общепедагогическому, психологическому и т. д.). Эксперту предлагается дать оценку каждого явления, процесса, качества, результата, отмеченных в перечне. Оцениваются организация, уровень адекватности, степень проявления, выполнения, до стижения данных сторон урока.

Оценка может быть как качественной, так и количествен ной. 10 баллов соответствуют максимуму реализации данного качества, целей результатов, минимальное проявление или отсутствие — 1 балл,

Каждое качество урока, указанное в тесте, может анализироваться и оцениваться либо по отдельности, либо в составе группы близких качеств.

При необходимости может быть определена общая балльная оценка урока по данному аспекту (вычисляется средний балл по всем позициям). Это дает возможность сравнивать результаты различных учителей и групп.

Оценка качеств по тесту может производиться при наблю дении во время или после посещения урока. Тесты не заменяют и не исключают методического отслеживания и разбора урока.

Предлагаются следующие виды аспектного анализа урока.

  1. Анализ воспитательных аспектов урока.
  2. Общедидактический анализ урока.
  1. Анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков.
  2. Анализ урока с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся.

1. Анализ воспитательных аспектов урока

  1.  Мировоззренческая направленность:
  1. Личность учителя (пример)
  2. Оптимизм
  3. Отношение к людям
  4. Отношение к миру
  5. Отношение к вещам

Учебный труд на уроке:

  1. Рабочее место
  2. Планирование
  3. Активность
  4. Самостоятельность
  5. Прилежание
  6. Уважение к истине

Воспитание дисциплины:

  1. Воспитание учащихся
  2. Соблюдение порядка
  3. Ответственность
  4. Умение слушать

Требования на уроке:

  1. Тактичность, гибкость
  2. Аргументированность

Требования, основанные:

— на доверии

— успехе

— интересе

Личностный подход на уроке:

  1. Педагогическая любовь
  1. Понимание детей
  2. Приятие детей
  3. Помощь детям
  4. Оценивание детей

2. Общедидактический анализ урока 

Цели:

  1. Обучающие
  2. Развивающие
  3. Воспитывающие

Содержание:

  1. Объем и структура материала
  2. Актуализация опорных ЗУН
  3. Изложение нового материала
  4. Закрепление

Преподавание:

  1. Проблемность
  2. Доступность:
  3. Наглядность и ТСО
  4. Дифференцированный подход 

Учение:

  1. Работа в зоне ближайшего развития
  2. Самостоятельность Творчество, поиск
  3. Активность
  4. Общеучебные умения

Контроль и оценка:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Текущая обратная связь
  3. Оценивание
  4. Подведение итогов
  5. Качество знаний учащихся
  6. Качество способов умственной деятельности учащихся


3. Анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков

Планирование деятельности ученика:

  1. Мотивация
  2. Проблематизация
  3. Осознание учебной задачи
  4. Самостоятельность целеполагания

  1. Умение планировать

Организация деятельности ученика:

  1. Организация рабочего места

  1. Наличие, использование средств
  2. Оптимальность действий

  1. Самодисциплина

Усвоение информации:

  1. Управление вниманием
  2. Запись, конспектирование
  3. Работа с книгой, чтение
  4. Работа с ТСО
  5. Диалогические умения
  6. Самостоятельность действий

 Формирование СУД (способов умственных действий):

  1. Сравнение, анализ
  2. Обобщение, синтез
  3. Понятие, классификация
  4. Суждение, умозаключение
  5. Воображение, интуиция
  6. Решение задач, проблем

  1. Оценка и осмысливание ре зультатов работы
  2. Рефлексия
  3. Самоконтроль
  4. Взаимоконтроль
  5. Этическая оценка
  6. Эстетическая оценка

4. Анализ урока с позиции развития познавательной са мостоятельности учащихся

Организация урока:

  1. Структура
  2. Мотивация (проблематизация)
  3. Дозировка материала
  4. Начало и конец

Общеучебные умения учащих ся:

  1. Планирование деятельности
  2. Организация рабочего места
  3. Самоконтроль
  4. Самовоспитание

•        Самообразование («учись
учиться»)

  1. Саморегуляция

Формирование СУД (способов умственных действий) учителем:

  1. Сравнение
  2. Обобщение
  3. Понятие
  4. Суждение
  5. Рефлексия
  6. Воображение Деятельность учащихся:
  7. Репродукция
  8. Самостоятельная работа
  9. Применение знаний
  10. Поиск
  11. Творчество        

Личностный подход учителя:

  1. Положительное   стимулиро вание
  2. Формирование «Я-концепции»
  3. Индивидуальный подход
  4. Дифференцированный    под ход

Картограмма оценок умений учителя и ученика при посещении урока
(По П. И. Третьякову)

Учитель                                Ученик

Блок 1. Умение ставить цели и планировать деятельность свою и ученика.

1. Ставить цели при планировании урока

1. Ставить перед собой цели в соответствии с целями урока

2. Отбирать содержание учебного материала в соответствии с запланированными целями и задачами урока

2. Воспринимать и перерабатывать информацию (содержание материала)

3. Отбирать дидактический материал, наглядные пособия и ТСО для изучения содержания учебного материала

3. Работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО

4. Планировать СУМ, ФОПД, МО в соответствии с целями и задачами урока

4. Планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока

Блок 2. Умение эффективно организовать деятельность свою и ученика.

5. Эффективно организовать свою деятельность во времени в соответствии с целя ми и задачами урока

5. Организовать свою деятельность, во времени в соответствии с заданными целями и задачами

6. Эффективно организовать свое рабочее место и место ученика в соответствии с за данными нормативами

6. Организовать свою деятельность на рабочем месте

Блок 2. Умение провести анализ, оценку и регулирование деятельности своей т ученика

7. Провести самоанализ и самооценку своей деятельности

8. Провести анализ и оценку деятельности ученика

9. Осуществлять на основе контроля регулирование деятельности своей и учащихся

7. Провести самоанализ и самооценку своей деятельности

8. Осуществлять взаимоконтроль и оценку деятельности других

9. Осуществлять на основе самоконтроля регулирование своей деятельности

Алгоритм действий

I. Оценить каждый показатель блока умений учителя и уче ника:

1  — критический уровень;

2 — достаточный уровень;

3 — оптимальный уровень.

II. Вычислить средний показатель по блоку: сложить баллы по каждому показателю и разделить эту сумму на общее число показателей блока. Аналогично вывести обобщенный пока затель (средний) по оценке в целом.

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (
По Т.И. Шамовой)

Таблица

Характеристика урока

Показатели

1. Цель урока названа

2. Организованы действия учащихся по принятию деятельности

3. Соответствие содержания учебного ма териала триединой цели урока. Методы обучения обеспечили:

а)        мотивацию деятельности

б)        сотрудничество учителя и учаще гося

в)        контроль и самоконтроль

4. Соответствие методов обучения:

а)        содержанию учебного материала

б)        триединой цели урока

5. Формы познавательной деятельности обеспечили:

а)        сотрудничество учащихся

б)        включение каждого ученика в
деятельность по достижению три
единой цели урока

6. Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала и триединой цели урока

7. Уровень достижения ТЦУ:

а)        познавательный аспект

б)        воспитательный аспект

в)        развивающий аспект

Примечание. Балльные оценки: реализовано полностью — 2; реализовано частично - 1; не реализовано — 0.

Например: эффективность урока Эу = (17 • 100 %)/26, где 17 — сумма баллов, выставленных экспертом; 26 — макси мально возможная сумма баллов.

Если Эу = 85 % и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; если Эу = 65...84 % — урок хороший;  если Эу = 45 ...64% — урок проведен удовлетворительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурный анализ урока технологии по системе Конаржевского Ю.А.

Урок технологии. Изучаемый раздел: «Культура дома». Тема урока: «Культура поведения в семье».Тип урока - комбинированный....

Структурный анализ БУП школы

Я работала завучем школы, думаю если кому-нибудь понадобится помощь в структурном анализе БУП можно посмотреть, особенно для сельских малокомплектных школ....

Возможности технологической карты урока как организационной и структурной модели урока

Технологическая карта, и ее использование в структуре урока, методические рекомендации по составлению...

Выступление на районном семинаре: "Возможности технологической карты урока как структурной модели урока

небольшое выступление по теме было проимллюстрировано видеофрагментами уроков...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Обучение – процесс, который развивается во времени и имеет свою логику перехода от незнания к знанию. Урок представляет собой лишь одно звено этого процесса. Содержание урока несвободно, оно вытекает ...