Инновационный подход и проектные формы обучения.
статья на тему

Ефимьева Наталья Викторовна

Выступление на методическом объединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре.

Инновационный подход и проектные формы обучения.

Н.В. Ефимьева


Что я понимаю под инновациями в образовании?

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.

Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Примеры применяемых инновационных образовательных средств:


переход на новые УМК по  предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;
введение предмета "Информатика" с 8-го класса;
разработка учителями собственных элективных курсов.


Типы инновационных подходов к обучению

  Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.
(1) Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.
(2) Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен прежде всего на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

  Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

  Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

  Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Инновационные поиски в образовании

  Инновационные поиски в образовании осуществляются не только научно-исследовательскими коллективами, но и учителями-практиками. Их внимание направлено на разработку новых методов обучения, форм организации образовательного процесса и продуктивных методических идей. Многие из них были оформлены в концепции, получившей название "педагогика сотрудничества". Объединенные вокруг "Учительской Газеты", педагоги-новаторы сформулировали, в частности, следующие идеи:

  1. Отношения с учениками. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться, вырабатывать методику, при которой учитель идет "не с предметом к детям, а с детьми к предмету".
  2. Учение без принуждений. Дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
  3. Идея трудной цели. Для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В. Ф. Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель - цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, - а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.
  4. Идея опоры. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи.
  5. Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.
  6. Идея опережения. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках.
  7. Идея крупных блоков. Когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам.
  8. Идея соответствующей формы. Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету. На уроках математики В. Ф. Шаталов, доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего слова - рассказ учителя-математика должен быть абсолютно точным. На уроках творчества И. П. Волкова дети шумят, теребят учителя, обращаются к нему с тысячей вопросов. Е. Н. Ильин, анализируя художественное произведение" добивается, чтобы и анализ имел художественную форму; для этого он использует те же приемы, с помощью которых писатель создает свое произведение: получается художественный анализ художественного произведения.
  9. Идея самоанализа. Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность.
  10. Интеллектуальный фон класса. Известно, что на конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклассники ученика. На общие цели и ценности класса сильно влияет его "интеллектуальный фон" (термин В. А. Сухомлинского).

Проектное обучение

Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность». Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.

О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями, как правило, по предмету «Технология».

Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.

Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии. Мы имеем дело с проектным обучением, если:  

  учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;

  учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;

  участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;

  сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;

  учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир; 

  участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом; 

  учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом; 

  учитель создает условия для коррекции работы над проектом; 

  учитель организует экспертизу проектов;

  учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его; 

  ученики анализируют свою работу над проектом.       

 Типология учебных проектов
     В образовательной практике применяются разнообразные типы учебных проектов, которые можно классифицировать по различным основаниям (см. схему).
      По масштабу применения проекты дифференцируются на групповые (над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе); общешкольные, когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения (например, учащиеся работают над проектом «100-летний юбилей нашей школы»: здесь всем найдется дело по душе); региональные — например, многие школы одного региона, скажем города или сельского района, участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей Среды (здесь для обмена информацией ши роко используется электронная почта); международные, осуществление которых возможно только с помощью глобальной сети Интернет (по содержанию эти проекты носят экологический или поликультурный характер).
      Продолжительность проектов может быть весьма различной: от одного урока (лучше сдвоенного) до нескольких месяцев. На уроках применяются, как пра вило, краткосрочные проекты, во внеурочное время — продолжительные. Возможно и такое сочетание: устано вочное занятие (запуск проекта) происходит на уроке, затем учащиеся в течение достаточно длительного време ни работают вне учебных занятий, защита проектов вновь организуется на уроке.
    Проекты различают также по характеру деятельнос ти учащихся.    Исследовательские — предполагают позна вательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее не известным решением. Пример такого проекта: «Иссле дование влияния телевидения на активность избирате лей» или «Исследование распределения температуры воздуха в помещении». Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных для научного исследования:

  выявление и постановка проблемы исследования;

  формулирование гипотезы;

  планирование и разработка исследовательских действий;

  сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;

  анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;

  подготовка выступления;

  презентация проекта;

  переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;

  внесение корректив в работу и оформление отчета.

Прикладные проекты направлены на создание конкретных продуктов деятельности: договор о сотрудничестве, правила поведения в экстремальных условиях (например, в походе), словарь молодежной лексики, сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора, проект модернизации кабинета физики в школе и др. Для подобных проектов характерно очень четкое определение частей общей работы, этапов деятельности, поэтапное обсуждение промежуточных результатов и координация работы соисполнителей, тщательное оформление полученных результатов.
            Информационные проекты предполагают Сбор информации о каком-либо процессе или объекте. При этом используются различные источники (СМИ, лите ратура, базы данных, Интернет, анкетирование, интервью и др.). Производится анализ данных, их обобще ние и представление в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации и т.п. Например, «Мобиль ная связь в моем городе», «Выпускники Нашей школы — известные люди нашей страны», «История географических названий нашего района» и др.
По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на предметные, межпредметные и системные. Для выполнения предметного проекта достаточно знаний и умений, формируемых при изуче нии одного предмета. Например, «Цветные картины на поверхности вертикальной мыльной пленки», «Оценка качества йодированной соли».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный подход и проектные формы обучения Подготовила Ефимьева Н.В.

Слайд 2

Инновации - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью (нововведение).

Слайд 3

Инновации в образовании Внутрипредметные (переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий); Общеметодические (нетрадиционные педагогические технологии, например, разработка творческих заданий, проектная деятельность); Административные (решения, принимаемые руководителями различных уровней, способствующие эффективному функционированию всех субъектов ОД); Идеологические (обновление сознания, веяния времени).

Слайд 4

Типы инновационных подходов Инновации-модернизации Инновации - трансформации модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности.

Слайд 5

Инновационные подходы Технологический Поисковый Модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения (учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические цели) Преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоение нового опыта (развитие учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт).

Слайд 6

Инновационные методы -методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании.

Слайд 7

Инновационные методы Метод портфолио ( Performance Portfolio or Portfolic Assess­ment ) - современная образовательная технология ,в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности . Метод проблемного изложения — метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

Слайд 8

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов . Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

Слайд 9

Проблемное обучение — технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности учащихся и под общим направляющим руководством учителя. Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого , значимого для учащегося, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д.

Слайд 10

Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач.

Слайд 11

Понятия « проектное обучение»; «метод проектов»; «учебная проектная деятельность».

Слайд 12

Отличительные черты проектного обучения · учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей; · учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы; · участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность; · сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта; · учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир; · участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом; · учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом; · учитель создает условия для коррекции работы над проектом; · учитель организует экспертизу проектов; · учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его; · ученики анализируют свою работу над проектом.

Слайд 13

Типология учебных проектов По масштабу применения : Групповые; Общешкольные; Региональные; Международные. По продолжительности: Краткосрочные; Продолжительные. По характеру деятельности учащихся: Исследовательские; Прикладные; Информационные . По предметно-содержательной области: Предметные; Межпредметные ; Системные.

Слайд 14

Анализ опыта позволяет выявить ряд типичных ошибок, которые допускают педагоги при использовании этого метода: объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор; предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы; дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта; творческую деятельность учащихся принимают за учебную проектную работу, которая также является творческой, но связана с самостоятельным решением проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по ходу работы над проектом; реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличии от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников.

Слайд 15

Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход и проектные формы обучения.

Выступление на методическом объединении....

Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению

Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430Н.Д.Багринцева, к.э.н., зам. директора ГБОУ СОШ №1430Одним из рычаг...

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Возможности использования инновационных преобразований и нестандартных форм обучения в лекционно-семинарско-зачётной технологии обучения

 В моём понимании современный урок физики  в школе на данный момент это симбиоз традиционного урока и альтернативных инновационных технологий, которые применяются в зависимости от раз...

Использование инновационных технологий, как активных форм обучения детей с ОВЗ на уроках профильного труда

Инновационные технологии являются активными формами обучения детей с ОВЗ....