Современные технологии обучения: опыт применения, результаты, эффективность.
статья по теме

Опыт применения новой технологии РКМЧП на уроках литературы: находки, пути решения, использование. Опубликована в сборнике КГПУ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii_obucheniya_rkmchp.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии обучения: опыт применения, результаты, эффективность.

Н.А.Дегтева, учитель русского языка и литературы, логопед

МОУ Тасеевская средняя общеобразовательная школа №1

с. Тасеево, Красноярского края.

Развитие критического мышления через чтение и письмо. (РКМЧП)

       Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Реализация личностно ориентированного обучения предполагает осуществления такого педагогического руководства учащихся, которое позволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т.д). П.И Решетников в качестве важнейших личностных функций выделяет: - функцию изобретательности (способность к выбору), - функцию рефлексии (способность оценивать свои действия), -функцию бытийности (поиск смысла жизни и творчества), -формирующую функцию (формирование образа «Я»), -функцию ответственности (Я отвечаю за все), - функцию автономности личности.

      Задача учителя заключается не только в необходимости формировать у школьников знаний и умений, но и в обеспечении возможностей для становления и развития вышеперечисленных функций личности.

     Как реализовать на практике гуманистические идеи и принципы? Для этого необходимо выработать систему новых установок, которые предложены в образовательной педагогической технологии «Развитие критического мышления школьников посредством чтения и письма»- РКМЧП. Д Халперн определяет критическое мышление так: «…это - направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это отправная точка для развития творческого мышления». Критические мыслители:

  1. Решают проблемы;
  2. Проявляют известную настойчивость в решении проблемы;
  3. Контролируют себя, свою импульсивность;
  4. Открыты для других идей;
  5. Решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
  6. Слушают собеседника;
  7. Эмпатичны и терпимы к неопределенности;
  8. Рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  9. Устанавливают множественные связи между явлениями;
  10. Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;
  11. Рассматривают несколько возможностей решения како-то проблемы;
  12. Часто задают вопрос: «Что, если ?»…;
  13. Умеют строить логические выводы;
  14. Размышляют о своих чувствах, мыслях - оценивают их;
  15. Строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;
  16. Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
  17. Любознательны и активно воспринимают информацию.

         Критическое мышление - это точка опоры, способ взаимодействия с идеями и информацией. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов и умений, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

       Уроки литературы по данной технологии я провожу третий год. Структура технологии стройна и логична.

Технологические этапы

1стадия

11стадия

111стадия

Вызов

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

-получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Функции трех стадий технологии развитие критического мышления

Стадия

Функции

Вызов

  1. Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  2. Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  3. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

содержания

  1. Информационная (получение новой информации по теме).
  2. Систематизационная (классификация полученной информации).
  3. Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  1. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  2. Информационная (приобретение нового знания).
  3. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  4. Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

      Чему же научились мои школьники? На стадии «Вызов» они умеют систематизировать информацию до изучения нового материала, вспомнить, проанализировать то, что они знают об изучаемой теме, а это создает дополнительный стимул для формулировки собственной цели. На этой стадии они умеют составить «Древо предсказаний» по названию произведения – о чем оно, прогнозировать его сюжет (текст должен быть незнаком). Прогноз сюжета повышает интерес: прав ли я? Такой прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего, и название может многое сообщить ученикам. Ребята научились высказывать свою точку зрения  по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть поправленными учителем; фиксировать все высказывания («Древо предсказаний»); уверены в понимании ценности своего мнения и идей; активно участвуют в учебном процессе; с уважением выслушивают различные мнения и умело формулируют свои суждения.

      При работе с технологическим этапом «Осмысление содержания» осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Ученики умеют сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы, отслеживают процесс знакомства с новой информацией и обращают внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему, анализируют и обсуждают услышанные ими проблемы.

        На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Ученики умеют отобрать наиболее значимую информацию, выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивать причинно - следственные связи. Ребята умеют заполнить кластеры, таблицы, обменяться мнениями о новой информации, выработать собственную позицию, оценить процесс.

        Какими приемами и стратегиями овладели мои ученики? На разных этапах урока составляют кластеры (выделяют смысловые единицы и графически  оформляют в определенном порядке в виде грозди). Используют прием «ИНСЕРТ» - маркировку текста значками по мере его прочтения:

        Знаю;

      +  Новое;

      -   думал иначе;

      ?  есть вопросы, не понял.

        Учащиеся задают вопросы к тексту с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (прием «Ромашка Блума»), понимают значение всех типов вопросов (простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические), приводят свои примеры. Постоянно пользуются графической формой организации материала - бортовым журналом:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из темы?

И двухчастным дневником:

Цитата

Комментарии.

        Этот прием дает возможность увязать содержание текста с личным опытом. Ребята постоянно пользуются приемом, формирующим умение работать с вопросами, умеют составить «тонкие» и «толстые» вопросы: кто?, что?, когда?,… «дайте три объяснения, почему?», «что, если?», «почему вы считаете?» и т.д." С помощью таблицы «З-Х-У» - знаем, хотим узнать, узнали - ребята собирают информацию по теме, расширяют к систематизируюц знания"по изучаемому вопросу. На этапе рефлексии ученики составляют СИНКВЕЙН – стихотворение, представляющее синтез информации в лаконичной форме, это творческое самовыражение каждого, его идеи и чувства.

        Для диагностики сформированности  КМ у школьников важно помнить о том, что КМ не состоит только из наличия когнитивных навыков. Кроме рациональных компонентов мышления, о сформированности которых мы можем судить по результатам выполнения тестовых заданий, входят и такие важные компоненты как: умение принимать иную точку зрения, ясно ставить собственные цели обучения и конструировать свой образовательный маршрут, способность рассматривать проблемы под разным углом.

       Технология РКМЧП очень эффективна. Она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного  процесса. Интерес подогревается тем, что ребята работают с идеями, предложенными ими самими, а не учителем. Цель учителя - создать условия для того, чтобы ученики могли взять на себя ответственность за свое обучение, это поможет поддержать интерес и мотивацию. У детей должно быть достаточно возможностей и уверенности в себе для свободного мышления и выражения своих мыслей.  Им надо помочь испытать особое чувство рождения собственного восприятия текста. И если мои ученики стали задавать больше умных вопросов, более вдумчиво читать, выделять основные мысли, активно общаться - спасибо технологии РКМЧП.

         «Критическое мышление - это нечто заведомо хорошее, некое умение, которое позволит нам преуспеть в ХХ1 веке»,- писал Д.Клустер. И эта задача вполне выполнима.

Библиография.

  1. Викентьева И. Ода Синквейну.//Перемена.-2002.-№3.
  2. Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
  3. Заир-Бек С. Как поставить отметку и в каком случае она нужна.// Перемена.-2001.-№4.
  4. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. М.,2004.
  5. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. М.,′00ဵ.
  6. Селевко Г. Современные образовательные технологии. М.,1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссенс как инновационный прием обучения: опыт применения на уроках немецкого языка

Это новый инновационный метод, применим для всех классов, начиная с начальной школы и может быть использован на всех этапах урока....

Применение современных технологий обучения на уроках физики

Применение современных технологий обучения на уроках физики...

Применение активных методов, современных технологий обучения и контроля знаний учащихся

Речь идет о применении современных технологий обучения,о проблемном обучении, о педагогическом мастерстве. Приводятся примеры приемов осмысливания содержания школьников.        ...

Опыт работы "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы".

Опыт работы "Современные технологии обучения на уроках русского языка и литературы"....

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....