СТАТЬЯ "ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ"
статья (5 класс) по теме

СТАТЬЯ "ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ" ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе.

                                                                                             Е.Н. Стеценко.      

 

  Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и    современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продуктивна новым социальным запросам, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

  1. Немаловажно и то, что в настоящее время   в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край)  даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. НО, к сожалению, в школе неумело используется сочетание программного материала ( литературоведческого, исторического, природоведческого) с краеведческим с целью формирования  у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их обновления и преобразования своей малой Родины.

   Отдельные  аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиции интеграции, межпредметных связей в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков ( Я. Коменского, Д. Локка, И. Гербарта, М. Песталоцци, К. Ушинского и др.), в работах советских дидактов ( И. Д. Зверева, М. А. Данилова, В. Н. Максимовой, С. П. Баранова, Н. М. Скаткина и др.), учёных-психологов ( Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. Ф. Талызиной, Ю. А. Самарина, Г. И. Вергелеса и др.) учёных-методистов ( М. Р. Львова, В. Г. Горецкого, Н. Н. Светловской, Ю. М. Колягина, Г. Н, Приступы и др. )

    Ряд работ посвящён проблемам межпредметных и внутрипредметных связей в начальном обучении, являющихся « Зной ближнего развития» для постепенного перехода к интеграции учебных предметов ( Т. Г. Рамзпева, Г. Н. Аквилева, Д. И. Трайтак и др.

  Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложено  противоречиво; много разногласий среди учёных в понимании  сущности этих связей. Учителя начальных классов, не имея чёткой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмперическом уровне.

  Интеграция, на наш взгляд,-процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения,  способствующей созданию нового целого «монолита знаний.».

   Интеграция между учёными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Такой подход к проблеме опирается на понимание взаимоотношений между дифференциацией и интеграцией.

     Задача педагогической науки- помочь учителям осуществлять итегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности  целей и функций обучения.

    Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять «частные» знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умение переносить полученные знания в  сходные или новые ситуации. Всё это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам начальной школы. В данном случае игнорируется закономерность, заключающаяся в том, что итеграция- не  смена деятельности и простое перенесение знаний из одного предмета в другой, а процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современного научного  знания.

В ходе  исследовательской  работы   выявлены факторы , способствующие активной мыслительной   деятельности в процессе  интегрирования  учебных предметов- приемлемое   сочетание  предметов   для  интеграции   ,  адекватности   действий   учителя  и учащихся(обучающая деятельность учителя и учебно- познавательные  действия   учащихся), тщательный от бор содержания  , методов, приёмов с учётом  возрастных  возможностей  детей.

 Кроме   того , мы проверили  степень  эффективности  и  практикуемых в школе методов  и  приёмов  и  вновь  разработанных   путей применения   наиболее  эффективных  методов  проведения  интегрированных   учебных  занятий.

Раскроем  факторы, влияющие  на эффективность   интегрированных   учебных   занятий.

1.Прежде  всего  выясним , какие   уроки  более  приемлемы  для  интеграции. В  основе   таких  уроков – близость содержания  ведущих  тем  разных   предметов  и   логической  взаимосвязи.

Уроки  обучения  грамоте (обучение  чтению и  письму)  -  уже  интегрированные  уроки (со времён К. Ушинского  эти  уроки  проводились   интегрированно). В настоящее  время   первоклассники , обучающиеся по  программе   Н.  Виноградовой , изучают   литературу и  грамоту  интегрированно.

Изначально  интегрированный  курс – внеклассное  чтение . Здесь  целостный  процесс : а) книга как  инструмент чтения,  совершенствования   навыков  чтения; полученных на уроках  чтения;  б) текст  как  искусство  слова, развития  речи; в)  мир книг как выбор круга  собеседника.

Изначально интегрированный  курс  математики – арифметика, элементы  алгебры , геометрии,  основ трудового обучения.

Изначально  интегрированный  курс  окружающего мира(основы  естествознания , географии).

Кроме   названных   изначально интегрированных   курсов  следует выделить возможное  сочетание  таких   предметов , как чтение-русский язык, чтение – окружающий  мир, чтение –изобразительное  искусство, чтение – музыка, окружающий  мир- математика, математика – технология, математика- физкультура и  т.д.

2. Интегрирование  на  межпредметной  основе   в  дидактической  системе  предполагает  адекватность   действий   учителя  (обучающая деятельность) и действий  учащихся (учебно- познавательная  деятельность).Обе деятельности  имеют  общую  структуру : цели, мотивы, содержания, средства, результаты, контроль. Однако содержание деятельности  учителя и учащихся  имеет различия.

 а)На  целевом   этапе  учитель  ставит общепредметную   цель, Учащиеся   под  руководством   учителя   должны    осознать  межпредметную   сущность, осуществить  отбор необходимых  знаний  из различных  предметов, направив    внимание  ,  мысль не только  на  усвоение   обобщённых  знаний ,но и  на  развитие   умений переноса и  синтеза , качеств   личности  , способностей       и  интересов.

Следует  вспомнить высказывание  психолога Е. Кабановой-Меллер  о том,  что « важнейшим  показателем   умственного развития  является  самостоятельный  перенос знаний  , умений, навыков на  основе  задания, с  которым  учащийся не  встречался».

б) На  мотивационном  этапе   учитель  стимулирует   учащихся  к  мировоззренческим  знаниям, к обобщению понятий из  различных  предметов.  Учащиеся мобилизуют   волевые   усилия, направляя  их  на познавательный    интерес  к    мировоззренческим  обобщённым   знаниям.

в) На  этапе  содержательной   стороны    деятельности   учитель вводит  новый  учебный   материал , одновременно привлекая  опорные  знания  из других  предметов на уровне  интеграционных   фактов, понятий,  комплексных   проблем. Учащиеся  усваивают общепредметные    понятия, проблемы  на уровне обобщённых   знаний.

г) На этапе  выбора  средств учитель определяет  наглядные  пособия, учебники, таблицы,  схемы, во просники  и  задания, способствующие  обобщению знаний  различных   предметов. Учащиеся  выполняют действия  переноса, синтеза при решении  интеграционных  задач  с  помощью  наглядных  пособий.

д) Следующий   этап- результативный .Учитель применяет педагогические  умения   осуществлять  интеграцию  в  целях  образования, развития, воспитания. Учащиеся  , используя  системность  знаний,  умение обобщать ,применять  знания  на практике.

е) На  этапе  контроля   учитель  осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль  подготовленности  учащихся  по  связываемым  друг  с  другом  предметам , оценивает  качество  усвоения. Учащиеся проявляют самооценку знаний  и  самоконтроль  по различным  предметам, а также  умения  их  синтезировать.

      3. Как   показывает   практика ,  к числу   методов и  приёмов, способствующих  осуществлению   интегрального   подхода  относятся :

а) эвристические  беседы;

б) беседы  обобщающего  плана;

в) экскурсии;

г) творческие  работы  по  развитию речи, написание    их   по  материалам

художественных  произ ведений  , наблюдениям  как  на  уроках  русского

языка, так и на  уроках  природоведения.

д) наглядные  методы ;

е) самостоятельные  работы;

ё) словесное  рисование  на  уроках  чтения, математики.

ж) сценки- пантомимы;

з) выразительное  чтение  пейзажных   описаний  на  уроках   чтения;

и) написание  диктантов, связных  текстов  природоведческого  характера

на  уроках  русского   языка;

и) решение  математических   задач   на    краеведческой    основе.

Решение   задач , включающих  данные   краеведческого  характера  , способствует   формированию  диалектико-материалистического  понимания   природы, расширяет  кругозор, связывает  математику  с

окружающей  действительностью.    Текстовая    задача,  содержащая    конкретные   данные  из  окружающей    действительности,  практики,  должна   помочь   учащимся  использовать  подобные   сведения  в  любых  жизненных   ситуациях.   Только    в  таком  случае  школьники   начинают  осознавать    роль   математики   в  жизни   и убеждаться      в   необходимости     знаний    по  этому  поводу  для  удовлетворения   практических  нужд.

        Однако  из  основных   требований  к   текстовым  задачам  -  это  наличие  в содержании  познавательного  материала.  Отсутствие  его  в тексте  задачи  отрицательно  скажется  на понимании    роли  математики  в познании  окружающей   среды, на  развитии  умения  применять  знания   на  практике  и  осуществлять  связь с    жизнью на воспитательном    значении   текста   задачи.

Следовательно, отражение  в   текстовых   задачах   конкретной   жизненной  ситуации  следует  считать  обязательным    дидактическим  принципом   обучения. Однако  реализовать   этот  принцип  в  учебнике  математики  для всех  детей  невозможно  из-за   различных  национальных , географических  и  производственных  специфик  того  или  иного  микрорайона.  На  самом  деле,

мышление , культура, кругозор, интересы  детей , проживающих  в городе  , отличаются  от  соответствующих  качеств   сверстников, проживающих  в  селе, хотя  их способности  к  восприятию  того   или  иного  материала  одинаковы, если   исходить  из  накопленного   ими   жизненного  опыта.  Другими   словами   , один   и тот же  пример  или  задача  , на основе  которой  разъясняется  то  или  иное   понятие  , может  восприниматься  ребёнком  не  одинаково, так как реальное содержание   текста  задачи  может  оказаться   близким  к условиям  одного  из  них , но  менее  близким  к  условиям   другого. Отсюда  и  различный  уровень   восприятия и усвоения    одной  и той   же темы ,   предусмотренной    программой   и   учебником ,  в  различных   местах  расположения   школы.  Именно поэтому  следует  обратить  особое  внимание на принцип краеведения  в  процессе  обучения  математике. От  учителя  , его  умения  и мастерства  переделать  материал , изложенный  в учебнике, и  подобрать примеры  из  окружающей  действительности   зависит качество усвоения  материала детьми. Примеров  много : это задачи-расчёты,

информация о животном и растительном  мире, выработке  продукции, достижениях производства- вот неполный  перечень  краеведческого материала

для  составления текстов  задач , если та  или  иная   задача в учебнике по своему  содержанию мало характерна  для  данных  условий  города  или села.
   При  подборе  и  составлении  текстовой   задачи   нужно  исходить  из той функции, которую выполняет задача  в учебнике  в качестве  основной. Если   задача решается в  момент усвоения   нового  материала , в  момент  объяснения новой  темы  , то содержание  текста обязательно  должно быть  взято из окружения  ребёнка  и включать в себя  понятные   слова  или выражения  , чтобы ребёнок      мог  сосредоточить  внимание  на  математической  стороне  вопроса.

             При      изучении   тем «Нумерация   многозначных  чисел» , «Умножение  и  деление  многозначных   чисел»  можно  провести   уроки-путешествия  на  «машине времени» в историю  родного  края. Это путешествие   помогут сделать увлекательным   не  только  умело  составленные задачи, но и  красочные  репродукции, слайды, литературный  материал, посвящённый героическому   прошлому нашей  земли.

                 

        Задачи    могут  быть  такими.

        Задача 1. В 2010году  наше  село  Талы   отметит  своё   300-летие. В  каком  году оно было основано?  Сколько  лет исполнилось  нашему  селу  в  текущем  году?

        На  этой   и последующих  задачах учитель отрабатывает математические понятия, значения:  чтение, запись многозначных чисел, определение  десятичного состава  числа, арифметические  действия.

        Задача 2. В Талах  проживает  1560 человек. Сколько это десятков, сотен?

        Задача 3. В Талах   3678га пахотной  земли  и  1242га пастбищ . Во  сколько раз га больше пахотной  земли? На  сколько га  меньше         пастбищ ?

        Познавательный   краеведческий  цифровой  материал, такой, как протяжённость рек  местного         характера, высота гор,  площади   территориальных  границ  села , расстояния. ,  даёт  возможность  дополнить  задачи  учебника  своими  не  только  на  этапе   усвоения  нового  материала, но и на  этапе  его  закрепления.  Если  учащиеся решали  задачи  из учебника  на  встречное   движение  или   пропорциональное  деление, то было бы  интересно   составить и решить  ряд задач такого  вида , используя   цифровые  данные  местного  характера. Причём   эти  данные , одни  и   те же могут быть  использованы   в  различных   классах   с учётом   программного  материала.

         Такие  данные познавательны, учащиеся могут  обратиться  к  ним в любой  жизненной  ситуации. Цифровые данные  местного  характера можно использовать при  решении  задач  на  разностное  сравнение, увеличение  и  уменьшение  числа на  несколько  единиц и т.д. Задача  на встречное  движение :  «Из  Смаглеевки и Писаревки  одновременно  вышли  навстречу  друг  другу  две  машины и встретились через 10 минут. Каково расстояние между этими сёлами, если скорость одной из них  40км\ч, а другой  44км\ч?»

        Такие  задачи составляются  вместе  с учащимися  при   закреплении  материала.

        Целенаправленная   работа   по  составлению текстовых   задач  на местном цифровом   материале, собранном  учащимися  или учителем, снимает неуверенность   ребёнка  в  своих математических  способностях, связывает  математику с окружающей  жизнью , а  это и есть одна  из основных  задач  обучения  математике.

Или  можно построить  интегрированный  урок  математики и  окружающего  мира, соединив  темы :»Решение задач» и «Растения и животные  края».

        Материалы к уроку.                

Задача  1.»Сотни птиц гнездятся   на   территории     нашего  края. Все знают, какую большую роль они  играют  в охране леса  от  вредных  насекомых.      Подсчитано, что  одна пара  поползней приносит  птенцам  за  день около 300 гусениц, дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На  сколько  больше гусениц  приносят своим  птенцам скворцы, чем дятлы?

        « Реки и озёра. Водоёмы края»( природоведение). « Решение задач на движение»( математика).

          Задача 1. « Главная водяная артерия нашего края – река Богучарка- один из крупнейших притоков Дона. Протяженность Богучарки ( расстояние от истока до устья- места впадения в Дон) равна 80 км. При этом  ½ её протекает по Богучарскому району. Сколько километров река течет Богучарка по нашему району?»

    Задача 2. « Мы поплывём на плоту вниз по течению Богучарки 80 км. Сколько дней займет наше путешествие, если мы будим плыть по 10 часов в день, а скорость течения реки 2 км/ч». (Ответ: 4 дня.)

     На подобных уроках учитель не только закрепляет у детей умение решать задачи, но и знакомит учащихся с богатством родного края, воспитывает бережное отношение к его природе.

     Прекрасную возможность эстетического воспитания дает чтение художественных отрывков из произведений  Кантемировских поэтов, посвящённых нашему родному краю. Тексты можно давать на интегрированных уроках чтение-русский язык- окружающий мир.

      Например  по теме « Природа и мы»:

                        За летом осень наступает.

                        И как весну её мы ждём .

                        Неторопливо, день за днём

                        Она в права свои вступает.

                        На листья осень выливает

                        С палитры красок щедрый дар,

                        И тихо ветер раздувает

                        Бездымный лиственный пожар

                        Плоды шиповника рубином,

                        Как бусы на ветвях висят,

                        И гроздья спелые рябины

                        Кострами яркими горят.

                        Боярышник кроваво- красный,

                        В овраге, спрятавшись, стоял.

   Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса.

   Краеведческая работа не может не заинтересовать учителя, поскольку несёт в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Главными её целями являются обогащение духовного мира детей, формирование патриотизма и любви к Родине, развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.

                       

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....