Образовательные технологии на уроках химии
статья по теме
Описание модульно - блочной технологии, презентация работы по данной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
![]() | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Агуреева С.В., учитель МОУ СОШ № 33 г. Энгельс
Блочно – модульная технология обучения
Важнейшими принципами работы школы являются гуманизация и гуманитаризация процесса образования, направленные на всестороннее развитие и воспитание личности ребёнка. Главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.
Традиционная парадигма образования УЧИТЕЛЬ–УЧЕБНИК–УЧЕНИК должна быть заменена на новую: УЧЕНИК–УЧЕБНИК–УЧИТЕЛЬ. Именно так построена система образования в лидирующих странах. Школа должна создать адаптивные условия для формирования личности, обладающей определенным набором качеств. И это задача не содержания образования, а технологий обучения.
В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.
Понятие “педагогическая технология” можно рассматривать как “системный способ организации совместной деятельности субъектов образовательно-развивающего процесса с включениями всего арсенала средств учебно-материальной базы школы и других элементов педагогической системы” (Суртаева. И. И., 1997 год.)
В структуре педагогической технологии выделяют следующие компоненты: цели, диагностику (входную, текущую, итоговую); совместную деятельность субъектов образовательного процесса; организацию и отбор форм, методов и средств обучения; содержание учебного предмета.
Блочно-модульное обучение – это прежде всего личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д.
Данная технология предполагает, что ребёнок должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.
В литературе встречаются несколько определений понятий “блок” и “модуль”- это укрупнённая часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:
- учебная цель (целевая программа);
- банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
- методическое руководство;
- контрольная работа (модуль)
Блок — группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:
1 модуль (1-2 урока) — устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на: 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.
2 модуль (2-4 урока) — использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.
3 модуль (1-2 урока) — предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.).
4 модуль (1-2 урока) — контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.
Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии.
Модуль | |
Состав | Содержание учебного элемента |
УЭ0 | Постановка целей урока. |
УЭ1 | Входной контроль. Повторение изученного. |
УЭ2 | Изучение теоретического материала по новой теме. |
УЭ3 | Закрепление материала. |
УЭ4 | Самопроверка. |
УЭ5 | Осмысление (рефлексия). |
УЭ6 | Экспертный контроль. |
Домашнее задание |
Требования к учителю:
Основная задача учителя – воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами; воспитывать внимание, стремление к самостоятельной деятельности.
Использовать методы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы отработать у школьников навыки самообразования.
Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.
Делать урок эмоционально ярким.
Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
Создавать психологический комфорт в классе.
Предлагаемое нами блочно-модульное планирование уроков химии в Х - XI классах по органической и общей химии – это попытка “вращивания” модульной технологии в реалии современной школы. А реалии таковы: большая (по 22-27 человек) наполняемость старших классов; высокая (24-25 часов) нагрузка учителя; сложная дифференциация учащихся в плане обучаемости; необходимость подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе (именно к обучению, а не только к поступлению). При разработке данного планирования мы исходили из того, что учителю не придется коренным образом перестраивать весь образовательный процесс, всю систему работы в Х - XI классах. Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы; в систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в систему, которая оптимизирует учебный процесс как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
Сущность такого планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля.
Представленные в планировании модули обучения – это хорошо известные учителям формы уроков, такие, как лекции, семинары, уроки-практикумы, обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями.
Особый интерес в планировании представляют модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Персональный контроль – это форма “тихого” опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола, в то время, как другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса – письменного или устного, обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или химический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.
Сокращения учебных модулей:
Модули содержания (М – С): ОМС – элементы обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования; СПУ - элементы содержания повышенного уровня; КАУ – категориальный аппарат урока; НОМ – номенклатура; ПРР – рекомендованные практические работы;
Модули обучения (М – О): ЛЕК – лекция; СЕМ – семинар; СИ - совместное изучение;
ПР - практикум; ОЗ - обобщение знаний; СР - самостоятельная работа.
Модули контроля (М - К): Выб – выборочный; Перс – персональный; Фронт –фронтальный; Тем – тематический; Зач – зачет по теме.
Раздел I. Углеводороды (12ч).
Блок 2. Планирование блока:
Тема | Предельные углеводороды | ||||
Урок | 1 (2) | 2 (3) | 3 (4) | 4 (5) | c |
М – О | ЛЕК | СЕМ | СИ | ПР | c |
М – К | Выб | Тем | Фронт | Зач | c |
Дата | c | c | c | c | c |
Преимущества блочно-модульного обучение
Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д.
Во-вторых, выбирая форму отчета, он находится в более комфортных психологических условиях.
В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам.
В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны.
В-пятых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
Блочно-модульная технология обучения может с успехом применяться в старшей школе, особенно в профильных классах по профилирующим предметам. Это позволяет формировать всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самовыражению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционная парадигма образования УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК УЧЕБНИК Современная (инновационная) парадигма образования УЧЕНИК УЧЕБНИК УЧИТЕЛЬ
Блочно – модульная технология Личностно - ориентированная Самостоятельная траектория обучения Реализация своих возможностей
Надо научиться получать информацию обрабатывать информацию получать готовый продукт
Блок и модуль УКРУПНЕННАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА А именно: учебная цель (целевая программа); банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ); методическое руководство; контрольная работа (модуль)
группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения БЛОК 1 модуль (1-2 урока) — устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий 2 модуль (2-4 урока) — использование материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют 3 модуль (1-2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.) 4 модуль (1-2 урока) — контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы
Модули Модули содержания Модули обучения Модули контроля Выборочный контроль, персональный контроль, фронтальный контроль, тематический контроль лекции, семинары, уроки-практикумы, обобщающие уроки конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы Элементы обязательного минимума содержания учебного материала (ОМС)
Планирование блока Тема СПИРТЫ (5 ч). Урок 1 (2) 2 (3) 3 (4) 4 (5) 5 (6) М – О ЛЕК СЕМ СИ ПР Конф М – К Выб Тем Фронт Зач Перс Дата ------ -------- -------- --------- --------
Блок 1 Введение в курс органической химии. Органические вещества. Модуль 3. Химические реакции в органической химии (6 часов) Цель: Познакомить с основными типами реакций в органической химии, в сравнении с аналогами из неорганической химии. Раскрыть способы разрыва ковалентной связи в органических соединениях. Начать формировать понятия о мезомерном и индуктивном эффектах. Познакомить с механизмами течения химических реакции. Содержание модуля. Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации. Виды разрыва ковалентной связи. Понятие о нуклеофиле, электрофиле. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный, мезомерный эффекты. Правило Марковникова. Демонстрации. Горение органических веществ, получение этилена из этанола. Расчетные задачи. Расчеты массовой доли химического элемента в органическом веществе.
Преимущества блочно – модульного обуче ния Во-вторых, выбирая форму отчета, он находится в более комфортных психологических условиях Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам
Преимущества блочно – модульного обуче ния В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны В-пятых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.
Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-203490-1361960743.jpg)
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"
Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....
современные образовательные технологии на уроках химии
доклад на тему современные образовательные технологии на уроках химии...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-672937-1632064340.jpg)
Список используемых современных образовательных технологий на уроках химии
Список используемых современных образовательных технологий на уроках химии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-179714-1453265643.jpg)
Методический семинар Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Методический семинар Моя педагогическая деятельность в соответствии с новыми требованиями ФГОС Тема:Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-179714-1453265643.jpg)
Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...