формирование положительной мотивации к изучению биологии
статья по теме

Деларова Елена Владимировна

Выполнение исследовательских и творческих работ начинается, как правило, в старших классах. Очень важно заинтересовать учащихся, сформровать их мотивации, активизировать их научно-познавательную деятельность. Начинать эту работу необходимо уже в 5 классе. Далее в статье рассматриваются различные приемы, которые способствуют развитию творческих, познавательных, интеллектуальных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                                               Деларова Е.В., учительбиологии                  

                                                                                           Гимназия 441 Фрунзенского  района

                                                                 

Формирование положительной мотивации к изучению биологии

     Новый государственный стандарт направлен на реализацию определенных целей. Одной из них при изучении биологии является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации, в процессе изучения современных достижений биологии.

     Выполнение исследовательских и творческих работ, как правило, начинается в старших классах. Очень важно заинтересовать учащихся, сформировать их мотивации, активизировать  научно-познавательную деятельность. Начинать эту работу необходимо уже в 5 классе.

     Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов. Все это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности.

     Наглядные пособия

     Особая роль в развитии познавательного интереса к изучению биологии принадлежит использованию наглядных пособий на уроках. Использование живых объектов в качестве иллюстраций  улучшает восприятие и запоминание материала урока, активизирует эмоционально-образные ресурсы ребенка, повышает эффективность урока. На уроках ботаники, зоологии, общей биологии в качестве объектов исследования учащиеся используют растения и животных кабинета. Наблюдения за живыми растениями и животными увлекают ребят, помогают понять сложные взаимоотношения в природе и их закономерности. Большая коллекция комнатных растений (более 60 видов), обитатели аквариумов (рыбы, земноводные, моллюски и водные растения) являются не только прекрасным наглядным пособием, но и создают благоприятную атмосферу урока.

      Активизируется познавательная деятельность при работе с гербарным материалом, приготовленным учащимися. Ребята с удовольствием проводят лабораторные работы по изучению морфологических особенностей растений  с использованием своего гербария (выполненного в начале учебного года или  даже в младших классах).

       Экскурсии        

        К.А.Тимирязев подчеркивал, что природа является «неиссякаемым источником красоты, которая проявляется в гармонии красок, форм, звуков, запахов, вечном движении и смене природных явлений в их сложном отношении и сочетании». Развитию интереса к предмету у подростков через чувство прекрасного, восприятие красоты и гармонии природы (красота звуков, пение птиц, изящество движений, пропорциональность и совершенство форм растений и животных) способствуют экскурсии в природу, в ботанический сад, зоопарк, зубропитомник, страусиную ферму, в музеи (ботанический, зоологический, почвоведения).

      Визитные карточки

      В(5 – 7 класс) важную роль играют опережающие задания, подготовка устных сообщений, творческих работ, основанных на личном опыте и личных наблюдениях. Фотоальбомы, электронные презентации с описаниями своих комнатных растений, домашних животных или аквариумных рыбок выполняются детьми  с большой любовью и интересом.  С большим интересом учащиеся подбирают материал и рассказывают на уроках различные мифы, легенды истории, связанные с объектами Вселенной, растениями и животными.

      Компьютерный эксперимент

Основной компонент образовательных программ при изучении всех разделов биологии на всех ступенях образования – проведение биологических исследований. В 5 – 8 классах практически на каждом уроке проводятся наблюдения под микроскопом, описания и сравнительная характеристика различных объектов, процессов, проведение простейших экспериментов.

Некоторые эксперименты учащиеся 5   8 классов могут проводить на компьютере. Это развивает познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей.

Современный урок биологии невозможно проводить без использования технических средств (видеоаппаратуры и информационно-компьютерных технологий). Видеокамера позволяет раскрыть тайны живых организмов, увидеть и понять механизмы многих процессов, то, что ребенок не может наблюдать в повседневной жизни (процесс оплодотворения, деления клетки, рост и развитие организма, заглянуть внутрь организма и т.д.). В силу возрастных психологических особенностей (преобладание конкретного, образного мышления над абстрактным, особенно в 5 – 7 классе) детям интересно то, что понятно.

Использование ИКТ улучшает зрительное восприятие материала, позволяет показать процессы на моделях и провести виртуальный демонстрационный эксперимент (посмотреть то, чего бы никогда не увидели), делает мероприятие зрелищным и красочным, усиливает эмоциональное восприятие.

      Одна из задач современного образовательного процесса – показать учащимся, что компьютер не только дорогая и престижная игрушка, но и мощный инструмент для получения  знаний и организации учебного процесса. И, что очень важно почти для каждого ученика - для реализации  индивидуальных возможностей, для развития своих способностей.

   Презентация творческих работ старших школьников

      Для проведения уроков я привлекаю старшеклассников с электронной презентацией своих работ. Это помогает учащимся 5 – 7 классов увидеть конечный результат творческой, исследовательской работы, появляется желание попробовать свои силы.

Использование творческих работ возможно при изучении следующих разделов:

  1. Естествознания: «Молния», «Диффузия», «Вода – источник жизни»
  2. Зоологии: «Отряды млекопитающих», «Экологические группы животных», «Биотические взаимоотношения»
  3. Анатомии: «Запах», «Зрение», «Строение костей», «Витамины»
  4. Общей биологии: «Химический состав клетки», «Клетка», «Происхождение жизни»,
  5. «Наследственные заболевания», «Вирусы»

      Демонстрационные материалы к уроку                                                                                                                                           

      В 7 – 9 классах предлагаю выполнять творческие работы с использованием ИКТ для визуального сопровождения урока. Подготовка  электронных презентаций расширяет группу учащихся, которые выполняют опережающие задания. Электронная презентация  - это подсказка, шпаргалка, ребенок увереннее чувствует себя перед аудиторией.

     Кто стремится выполнять творческие работы? Это не всегда сильные учащиеся, интересующиеся предметом, для кого эта работа связана с будущей профессией, те, кому все интересно (они обычно участвуют во всех олимпиадах, конкурсах и т.д.).

     Появляется еще 1 категория учащихся  - слабые дети, которым предлагаю выполнить работу с помощью родителей. В этом случае, если не проявляется интерес к предмету, но повышается сомооценка ребенка, он начинает успешнее заниматься.

     При создании электронных презентаций раскрываются творческие способности учащихся, проявляется соревновательный момент, происходит самопрезентация.  

Уроки в компьютерном классе

Учащиеся самостоятельно получают информацию, работая с мультимедийными пособиями «Биология. Анатомия и физиология человека», «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. 9 класс», «Открытая биология». Каждый ученик получает инструкцию с алгоритмом работы. Эти пособия включают в себя большое количество схем, рисунков, фотографий, а также интерактивные модели и видеофрагменты. В заключение урока предусмотрен тестовый контроль и итоговый контроль на последнем занятии. Самостоятельное изучение нового материала осуществляется с учетом личностных особенностей ребенка, каждый работает в своем темпе. В результате происходит достаточно легкое усвоение учащимися сложных понятий и закономерностей, за счет включения нескольких видов внимания и памяти; возможности конструирования знаний; динамичности подачи материала и наглядности (видеофрагменты, модели и т.п.).

     Реферативные работы

     На следующей ступени (9 – 11 класс) учащиеся могут выполнять исследовательские работы. Чаще всего в школе – это реферативные работы с элементами исследования. Перед учителем, как руководителем, стоят следующие задачи:

  1. Заинтересовать, помочь в выборе темы с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Для этого предлагаю познакомиться с литературой, посмотреть видеосюжеты, DVD, компьютерные диски. Для того, чтобы помочь 9-классникам выбрать форму сдачи экзамена, в этом году в сентябре провели конференцию, на которой были представлены наиболее интересные экзаменационные работы.
  2. Контролировать и направлять деятельность учащихся
  3. Активизировать инициативу и творческий подход, оставляя долю самостоятельности.
  4. Следующий этап, после выбора темы – составление плана работы, знакомство с основными требованиями к исследовательской работе. Не всегда учащиеся знают их и не представляют, что их ожидает большой объем кропотливой рутинной работы. Приходится во многом преодолевать себя. Очень важно, чтобы сложилось взаимодоверие и взаимопонимание учитель – ученик. В противном случае работа может быть даже не завершена. Интерес должен прийти во время еды.
  5. Завершающий этап – подготовка к публичному выступлению. Решающая роль  здесь принадлежит руководителю. Вместе с учащимся необходимо составить доклад, отработать устное сообщение, подготовить к возможным  вопросам.

     В процессе творческой исследовательской работы у учащихся формируются

- умения подбирать материал, работать с различными источниками информации;

- самостоятельно делать выводы

- использовать известные методы для решения конкретных задач

- умения представлять информацию в различном виде

- приобретается опыт публичных выступлений

- развиваются творческие способности.

      Конференции

      В старших классах помогает активизировать познавательный интерес проведение уроков-конференций и межпредметных конференций. Конференции целесообразно проводить после изучения большой темы или раздела. Организация таких конференций позволяет решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи:

  1. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся через различные виды самостоятельной деятельности
  2. Развивать творческие способности учащихся
  3. Знакомить с новыми информационными технологиями
  4. Приобщать к научной работе на начальной стадии (поиск информации  в различных источниках и ее обработка)
  5. Реализовать дифференцированный подход к обучению
  6. Осуществлять индивидуальную работу с учащимися
  7. Развивать межпредметные связи
  8. Формировать естественнонаучное мировоззрение

     Выбор темы осуществляется таким образом, чтобы показать общие закономерности в различных областях жизни. Примерами таких конференций являются: «Физики в гостях у биологов» (8 класс), «Братья наши меньшие»(7 класс), «СПИД – это…» (9-11 классы), «Человек в блокадном городе» (8-11 классы), «Космическая биология», «Спасибо тебе, Нева».

                 

     Включение межпредметных связей в познавательную деятельность раскрывает новые аспекты полученных знаний, приводит к осознанию целостности представлений о природе, развивается интерес к предмету.

      Внеклассная работа

      Большое значение в формировании положительной мотивации к                                        

изучению биологии имеет внеклассная работа. Различные конкурсы, викторины, игры по станциям, брейн-ринг, игровые программы – это увлекательное путешествие в страну Биология. Игра помогает расширять кругозор, закреплять знания, полученные на уроках биологии, и приобретают навыки самостоятельного поиска решений сложных вопросов, выходящих за рамки школьного курса.

     Все виды деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время

- помогают в подготовке к ЕГЭ

- решают вопросы профориентации, формирует круг научных интересов

- повышают уровень личностного развития (повышение самооценки, ценностного    отношения к процессу обучения и самообразования)

- влияют на повышение положительной мотивации к изучению биологии.