Решение проблемы низкой мотивации обучающихся при изучении безоценочных предметов.
статья (5,6,7,8 класс) по теме

Вахрушева Надежда Викторовна

Предлагаются пути решения проблемы недостаточной мотивации школьников при изучении безоценочных предметов на примере курса ОРКиСЭ. Раскрывается механизм подросткового восприятия себя как личности и, в зависимости от этого, даются рекомендации по повышению их интереса, к изучению предметов. Предлагаемый спектр методов и приёмов поможет решить проблему слабой дисциплины младших подростков на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezocenochnoe_orkse.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплексное стимулирование как решение проблемы недостаточной мотивации при безоценочном преподавании»

«Наличие способностей не является гарантией

успехов ребёнка, так как при отсутствии

 должной мотивации он … будет мало

участвовать в тех видах социальной активности,

которые ведут за собой его психическое развитие».

Р.С.Немов

Успехи в учении и воспитании детей напрямую зависят от мотивации, т.е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний и навыков. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности, а личностное развитие идёт гораздо медленнее, чем могло бы идти при наличии благоприятных факторов. Таковыми факторами становится внутреннее стремление ребёнка к развитию. Проблема лишь в том, что не все дети и не всегда обладают таким внутренним стремлением, в особенности если их деятельность не оценивается никоим образом. Нужно отметить, что безоценочная система курса «ОРКиСЭ» вполне могла столкнуться с проблемой недостаточной мотивации. Именно поэтому прежде, чем начать преподавание этого предмета, мне пришлось тщательно изучить механизм и способы стимулирования мотивации детей данного возраста.

В психологической литературе указывается, что стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие интересы и потребности ребёнка в данный момент времени являются актуальными. Комплексность стимулирования в моей практике означает одновременное использование различных стимулов:

  1. Социально-психологические – мотивы, связанные с системой человеческих отношений, ориентированные на повышение внимания к человеку, уважение к нему, отведение социально-значимой роли. Именно здесь используются такие приёмы, как «расскажи о себе», «случай из жизни», «однажды я поступил так…» и другие.
  2. Органические – стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребёнка (что-либо приятное физически для всех органов осязания (вкусное, сладкое, приятное на слух, красивое и т.д.). Детям очень нравятся такие упражнения и игры, как «Поприветствуем друг друга», «Скажи ласковое слово», «Турнир вежливости», «Ладошки-понимашки» и другие.
  3. Моральные стимулы обращены к чувствам ребёнка и связаны с отражением его духовных потребностей. Такие стимулы я пытаюсь активизировать при помощи ритуала «Дневник эмоций», где дети в итоге каждого урока имеют возможность выразить собственные эмоции, чувства и ощущения. Здесь дети отмечают, что им особенно понравилось или запомнилось. Кроме того, такая форма рефлексии даёт педагогу возможность оценить, какие из использованных им приёмов произвели наибольший воспитательный эффект, оставили эмоциональный след в душе ребёнка.
  4. Материальные стимулы – связаны с приобретением в собственное пользование каких-либо привлекательных, интересных для ребёнка вещей. Именно с целью активизации материальных стимулов мотивации я применяю жетончики из самоклеящейся плёнки разных цветов. Причём, дети имеют право самостоятельно оценить свои старания на уроке и выбрать жетон любого цвета, если они считают, что, действительно, хорошо потрудились.  
  5. Индивидуальные стимулы – содержат в себе нечто личное, значимое  и существенное для каждого отдельного человека. И хотя в психологической литературе этот вид стимулов определяется как отдельный, я понимаю его как индивидуализацию всех обозначенных ранее стимулов. К примеру, для того ребёнка, которому в семье не хватает внимания и заботы, наиболее значимыми станут органические стимулы; для другого, кому не достаёт простого человеческого общения и взаимопонимания, – решающим станут моральные стимулы; а для какого-то ребёнка, быть может, главным станет материальный стимул. И пусть даже так, ведь желание заиметь что-то не означает страсть к накопительству. Ведь тетрадь, украшенная яркими жетонами, это не просто яркая вещь, а это чувство гордости за то, чего ребёнок достиг своим трудом.

В результате приходится признать, что мои опасения по поводу слабой мотивации учащихся к занятиям «ОРКиСЭ» ввиду безоценочного принципа его преподавания  были напрасными. Ведь оценка в том виде, в каком она практикуется в школах, не имеет такого огромного спектра приёмов и способов активизации детской мотивации. Так, оценку «отлично» некоторые дети воспринимают как определённую планку, которую он уже «взял», так зачем теперь работать? В сознании других детей оценочная система играет роль некоторого «табу», которое «тормозит» истинные мысли желанием ответить правильно, хотя и не всегда честно.

Преподавание учебного курса «ОРКиСЭ» для меня оказалось поучительным в плане поиска способов эффективной педагогической оценки. Именно такая оценка, которая создаёт у ребёнка стремление к самосовершенствованию, выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения, может считаться педагогически эффективной.  

Результаты опроса, высокая активность учащихся на каждом занятии позволяет надеяться, что выбранный мною комплекс приёмов и способов стимулирования учащихся при изучении курса «ОРКиСЭ» активизирует внутреннюю мотивацию, а значит, способствует их самосовершенствованию.

        Н.В.Вахрушева, педагог-психолог

МОУ Мокроусовская СОШ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Подходы к решению проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики".

Проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики....

Социальный проект «Решение проблемы низкой общественной активности граждан, через пропаганду избирательного права"

  В связи с потребностью в социально-активных членах общества особое место в образовательном процессе должна занимать и активная деятельность учащихся, позволяющая им быстрее и успеш...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Ученик равноправный партнер в творчестве. Как повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета.

Современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность....

Проблема повышения мотивации обучающихся на уроках английского языка

В данной статье рассматривается проблема повышения мотивации обучающихся на уроках английского языка. Современные психологи и педагоги едины в том, что качество  выполнения деятельности и ее резу...

Решение проблемы снижения мотивации учеников к познавательной деятельности

Дорогие учителя, в данной инструкции есть ссылка и QR-код на шаблон образовательной игры "Своя игра", а также шаги по его использованию. Использование данной игры повысит мотивацию учен...