«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».
методическая разработка по теме

Попова Елена Владимировна

Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком  и перед своей совестью.

Организация учебного процесса, основанного на гуманистических позициях, будет результативной при условии сотрудничества между педагогом и обучащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса  обучения 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Елена Владимировна, педагог – организатор ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище №10»

 «Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».

Научить человека быть счастливым — нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Подросток, идя в  школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить и уважение со стороны учителей и одноклассников. Но проблема в том, что он не знает и не умеет, как правильно привлечь к себе внимание. Многие  не стремятся расширить запас своих знаний, по разным причинам, связанных со здоровьем, с социумом, который окружает подростка. Поэтому  часто приходится слышать от обучающихся фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, а так же даже идти на учёбу, так как ребёнок не может себя реализовать как личность. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Почему это происходит?

Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Вот с таким багажом настроения наш контингент приходит учиться, и учиться у нас в училище.

Так почему же  он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет педагог? Может ли педагог сформировать интерес у обучащихся к учебному процессу и если может, то при помощи чего?

На эти и многие другие  вопросы  искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал Антон Семёнович Макаренко (1888-1939). А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.

       Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса  обучения.

Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальных функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие.

Организация учебного процесса, основанного на гуманистических позициях, будет результативной при условии сотрудничества между педагогом и обучащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

В процессе учебной деятельности положение педагога, мастера и обучающегося далеко не равнозначно. Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком  и перед своей совестью.

Нужно чаще разговаривать с подростком, выбирая для этого темы интересные для него, выяснить его пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Педагог должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы и уверенность в обучащегося. Педагог и обучающийся должны находиться в равноправных позициях: откровенность педагога должна быть направлена к обучающемуся, как к человеку. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие определенные затруднения в обучении. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально - психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

Теоретические основы создания ситуаций успеха.

Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации успеха, необходимо выяснить, чем успех является для подростка. Обратимся к исследованиям А. С. Белкина: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.»

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение  от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая  огромные силы, скрытые до поры.

С педагогической точки  зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной деятельности.

Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя.

Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаются вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами.

Рекомендуется использовать подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений. Также  открытая поза и доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха

Операция



Назначения

Речевая парадигма

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает педагогу  выразить свою твердую убежденность в том, что подросток обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает подростку уверенность в своих силах и возможностях.

«У вас обязательно получится..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает обучающимся избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» 

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а  какой-то его отдельной детали

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми,  поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин,  поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность.

Вот пример из моей практике. При знакомстве мальчик напоминал долговязого подростка, у которого всё валилось из рук. Он спокойно реагировал, когда его подавляли более сильные духом одногруппники. Меня это настораживало, и когда я пыталась выяснить причину его равнодушия, он делал вид, что ему всё равно. Подросток просто не умел себя защитить, дать отпор. После определённого общения, где я попыталась привить ему уверенность в его силе, отталкивалась от его более сильных черт характера – как доброта, мальчик изменился.

Теперь он активно принимает участие в жизни не только своей группы, но и защищает честь училища в городских соревнованиях. Надеюсь, в дальнейшем в своей работе я смогу увидеть в его лице – уверенного в себе человека, личность, сильную духом.

Хочется надеятся, что те дети, которые находятся в настоящий момент возле меня, так же смогут преодолеть чувства неуверенности, в своих силах, приобретут желание развиваться, самоутвержаться, что поможет в дальнейшем реализовать себя как хорошего профессионала.

Хочется пожелать коллеги успехов в воспитании не только грамотных специалистов, но и сильных духом, уверенных в своих силах личностей. Надеюсь что мой труд не пропадёт даром, и наши обучающиеся оценят  старание педагогов, которое они вкладываем при их обучении в стенах нашего училища.

Список литературы:

1.      Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».- М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).

2.      Ермолаева М.В. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов. Педагог организатор Попова Е.В. ГОУ НПО «ПУ-10» 2011г.

Слайд 2

www.themegallery.com Company Logo Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Слайд 3

Так почему же он теряет интерес к учебе ? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет педагог? Может ли мастер сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? www.themegallery.com Company Logo

Слайд 4

www.themegallery.com Company Logo Константина Дмитриевича Ушинский (1824-1870) : « Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то , усваивает материал , но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому , что ему удается и не удается »

Слайд 5

Первая заповедь воспитания К.Д.Ушинский считал: необходимо дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения . www.themegallery.com Company Logo

Слайд 6

Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса обучения . Готовит человека к выполнению различных социальных ролей; Формирует способность менять самого себя и свое бытие. www.themegallery.com Company Logo

Слайд 7

Две социальных функции : Готовит человека к выполнению различных социальных ролей; Формирует способность менять самого себя и свое бытие. www.themegallery.com Company Logo

Слайд 8

Системой формальных и неформальных связей Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для него; Необходимо, стремиться быть откровенным и открытым постараться вселить силы в учащегося; Создания ситуаций успеха, для создания общей положительной морально-психологической атмосферы. www.themegallery.com Company Logo

Слайд 9

Теоретические основы создания ситуаций успеха. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка; Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку : www.themegallery.com Company Logo

Слайд 10

www.themegallery.com Company Logo С психологической точки зрения успех Формируются Успех это… Пережива-ние состояния радости, удовлетворения Уровни самооценки, самоува-жения Новые , более сильные мотивы деятель-ности Меняется

Слайд 11

www.themegallery.com Company Logo С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом .

Слайд 12

www.themegallery.com Company Logo Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха: ПОНЯТИЕ: «Успех» «Ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Слайд 13

www.themegallery.com Company Logo Технологические операции создания ситуаций успеха. НАЗНАЧЕ-НИЕ ПАРАДИГ-МА ОПЕРАЦИЯ 1 Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

Слайд 14

www.themegallery.com Технологические операции создания ситуаций успеха. НАЗНАЧЕ-НИЕ ПАРАДИГ-МА ОПЕРАЦИЯ 2 . Авансирование успешного результата Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что обучающийся обязательно справиться с поставленной задачей. «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»

Слайд 15

www.themegallery.com Технологические операции создания ситуаций успеха. НАЗНАЧЕ-НИЕ ПАРАДИГ-МА ОПЕРАЦИЯ 3 . Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..» . Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Слайд 16

www.themegallery.com Технологические операции создания ситуаций успеха. НАЗНАЧЕ-НИЕ ПАРАДИГ-МА ОПЕРАЦИЯ 4 Внесение мотива «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

Слайд 17

www.themegallery.com Технологические операции создания ситуаций успеха. НАЗНАЧЕ-НИЕ ПАРАДИГ-МА ОПЕРАЦИЯ 5 Персональная исключитель-ность . Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности «Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

Слайд 18

www.themegallery.com Технологические операции создания ситуаций успеха. НАЗНАЧЕ-НИЕ ПАРАДИГ-МА ОПЕРАЦИЯ 6 Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…»

Слайд 19

www.themegallery.com Технологические операции создания ситуаций успеха. НАЗНАЧЕ-НИЕ ПАРАДИГ-МА ОПЕРАЦИЯ 7 Высокая оценка детали Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Слайд 20

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность, а самое главное позволяет себя чувствовать уверенным и значимым. www.themegallery.com Company Logo

Слайд 21

Успехов в воспитании не только грамотных специалистов, и сильных духом, уверенных в своих силах личностей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»

Проектно-исследовательская деятельность учащихся приоб­ретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского ...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника.

Ребенок, поступая в школу, надеется добиться признания и мечтает, чтобы его любили и уважали учителя и одноклассники. Если эти мечты не сбываются - это является самой серьезно...

Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"

  Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...

Презентация "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности" (выступление на педсовете)

Содержит материал, раскрывающий методы и приемы создания ситуаций успеха во внеурочной деятельности...

Создание ситуации успеха в практической деятельности

Буклет предназначен учителям, использующим здоровьесберегающие технологии в своей профессиональной деятельности...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника (из опыта работы)

Большинство первоклассников с большим желанием идут в школу, желание познания нового и общения с другими детьми естественно для семилетки. Однако позже желание учиться у многих пропадает. Проблема шко...

Активизация творческой деятельности учащихся на создание ситуации успеха в практической работе

Пробудить интерес у детей к изучаемым предметам можно, если накапливать материал, способный привлечь внимание каждого ребёнка, ведь то, что привлекает ученика, заставляет его размышлять, сосредоточить...