Проектная деятельность на уроках изоискусства
методическая разработка на тему
В помощь работающим по проектному методу обучения на примере собственного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_metodrazrabotka.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.
Человек – существо творческое. Этим даром наградила его природа. Чем больше он проявляет творческую активность в деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В конечном счете жизненный уровень каждого зависит от его творческого потенциала. «Творчество – это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, т.е в стремлении выявлению наиболее полного использования своих созидательных возможностей».
Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интерес.
Учащимся нужно дать возможность для самовыражения и для проявления творческой активности, т.к. в этом выражается личность. Именно поэтому я применяю проектную деятельность на своих уроках, т.к. это позволит учащемуся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным в век рыночной экономики и достигать поставленных целей.
Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию обучаемого.
Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формировании его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что пригодиться в дальнейшей жизни. Воспитательное значение проектного метода заключается в том, что ребенку внушается главная мысль – он сам способен сформировать свои личные качества, умение проектировать в малом и большом, что в конечном итоге определит его личную карьеру. Личные качества, интеллектуальное развитие и технологическая грамотность являются гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.
В проектной деятельности творческими составляющими являются этапы выполнения проекта: 1) организационно- подготовительный этап (выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор оптимального варианта конструкции; подбор материала; планирование технологического процесса; разработка конструкторской документации; организация рабочего места. 2) технологический этап (выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; самоконтроль деятельности; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. 3) заключительный этап (корректирование конструкторско- технологической документации; экономическое обоснование; мини-маркетинговые исследования; подведение итогов). Вся работа сопровождается творческим подходом учащихся и контролируется и направляется учителем. Без помощи учителя учащийся не сможет довести работу до логического завершения.
Проектная деятельность включена в планирование уроков каждого класса (в 5 классе, например, выполнение проекта эмблемы родного села, проекта интерьера старинной русской избы, подводного царства (итог – коллективная работа) и др.; в 6 классе – выполнение проекта современного национального костюма с использованием традиционных национальных элементов (итог- коллективная работа – хоровод на национальном гулянии - вайа), проекта забора, ворот с узорами и т.д.; в 7 классе – выполнение проекта плакатов на разные темы, проекта фирменных знаков промышленных изделий, архитектурных проектов).
В 7 классе перед тем, как непосредственно начать выполнять проект «Наш снежный городок» (мы назвали город снежным потому, что все макеты зданий выполнены из белой бумаги), мы знакомимся с известными архитекторами России и Чувашии (В.И. Назаровым, П.Е. Егоровым, М.В. Посохиным,
Е.Н. Стамо, П.П. Штеллер), с известными прекрасными архитектурными ансамблями (слайды или фотографии Московского Кремля и Дворцовой площади в Петербурге, репродукции картин с изображениями данных ансамблей А. Васнецова, К. Юн, В Алексеева, А. Остроумовой-Лебедевой, репродукции картин Ф. Алексеева «Вид Дворцовой набережной», Н. Рериха «Ростов Великий» и др.), говорим о важности архитектурных сооружений, об их многообразии форм, об их значении (урок проводиться с использованием ИКТ, показываются слайды) - (1 час). Также 1 час отводится на экскурсию к архитектурным сооружениям села.
До начала работы я объясняю детям, что здания и сооружения они должны стараться делать оригинальными, чтобы здания не были похожи друг на друга, чтобы они проявляли свою творческую активность.
На следующих 2 уроках мы работаем непосредственно над проектом. Перед началом работы мы ставим цель – построить оригинальный снежный городок, используя бумагу и принадлежности (клей, ножницы, канцелярский ножик), в объеме. Сами учащиеся выступают в роли архитекторов. Работу над проектом учащиеся начинают с организационно- подготовительного этапа – они выполняют эскизы зданий и сооружений, которые хотят видеть в своем городе, подбирают материал (можно использовать белую, цветную, гофрированную бумагу, ватман и др.), готовят рабочее место к работе.
После того, как выполнят эскизы, учащиеся переходят к технологическому этапу – каждый ребенок выполняет макет своего здания.
На последнем, заключительном этапе, учащиеся корректируют проекты, устраняют недостатки. Так как на 2 уроках учащиеся успевают выполнить не много элементов (зданий, деревьев, фонарей, детских площадок и т.д.), мы объединяем все макеты в один проект – в данном случае – проект « Наш снежный городок». Это уже получается у нас коллективная работа.
Если позволяет время – можно дать каждому учащемуся выполнить проект целого уголка города, сказочного городка и т.д.
Проектная деятельность дает большой толчок в развитии творческой активности учащихся. Такие проекты учащиеся выполняют увлеченно, с энтузиазмом, с интересом. Также нужно отметить, что результатами труда они остаются довольны, стремятся к еще более интересному и необычному.
Вопросы для обсуждения с учащимися:
1) Что вам понравилось и что не понравилось в проектировании снежного городка? Почему?
2) Какие чувства вы испытывали, будучи архитекторами?
- Как вам кажется, легко ли быть творческим человеком? Обоснуйте ответ.
- Что бы вы еще хотели спроектировать?
- Какое здание вы бы построили, если бы стали архитектором?
Литература.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. - М.: Педагогика, 1976.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, умение, воображение. – М., 1996.
- Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся.// Шк. и пр. – 1997, №2
- Неменский Б.М. Познание искусством. М.: Издательство УРАО, 2000.
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2006
- Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. / Серия «Компетеннтностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...