Программа работы творческой группы по здоровьесбережению
рабочая программа по теме

Удилова Татьяна Александровна

Полное название программы: "Применение здоровьесберегающих технологий и активных форм обучения как средство сохранения здоровья и повышения качества ЗУН обучающихся"

Цель: создание  условий для сохранения, укрепления здоровья, формирования навыков организации ЗОЖ  и повышения качества ОП

Задачи:

·     На основе диагностики осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг здоровья учащихся;

·     Создать информационный банк о состоянии здоровья обучающихся;

·     В рамках программы комплексного формирования здоровьесберегающего пространства школы  организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с учащимися и родителями;

·     Повысить  уровень  мотивации участников образовательного процесса на

сохранение и укрепление здоровья;

·     Формировать  личностно-ориентированную компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья у участников ОП;

·     Учителям – предметникам овладеть навыками применения здоровьесберегающих  комплексов включающих  способы, формы и методы обучения, коррекции, сохранения и укрепления здоровья участников ОП.

Перечень основных блоков программы:

- обучающий (обучение педагогов здоровьесберегающим приемам, методам, технологиям)

- психологический (работа педагога – психолога с учителями и обучающимися)

-     социально – профилактический  (взаимодействие с родителями, социальными службами)

- педагогический  (работа классных руководителей, учителей- предметников с обучающимися)

-  блок  двигательной активности (массовые внеклассные мероприятия, направленные на физическое развитие, динамические перемены, динамические и релаксационные паузы)


 

Цель: создание  условий для сохранения, укрепления здоровья, формирования навыков организации ЗОЖ  и повышения качества ОП

Задачи:

·     На основе диагностики осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг здоровья учащихся;

·     Создать информационный банк о состоянии здоровья обучающихся;

·     В рамках программы комплексного формирования здоровьесберегающего пространства школы  организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с учащимися и родителями;

·     Повысить  уровень  мотивации участников образовательного процесса на

сохранение и укрепление здоровья;

·     Формировать  личностно-ориентированную компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья у участников ОП;

·     Учителям – предметникам овладеть навыками применения здоровьесберегающих  комплексов включающих  способы, формы и методы обучения, коррекции, сохранения и укрепления здоровья участников ОП.

 

Перечень основных блоков программы:

 

- обучающий (обучение педагогов здоровьесберегающим приемам, методам, технологиям)

- психологический (работа педагога – психолога с учителями и обучающимися)

-     социально – профилактический  (взаимодействие с родителями, социальными службами)

- педагогический  (работа классных руководителей, учителей- предметников с обучающимися)

-  блок  двигательной активности (массовые внеклассные мероприятия, направленные на физическое развитие, динамические перемены, динамические и релаксационные паузы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zdorovesberezheniyu.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

 г. Называевска Омской области

Согласовано с Советом школы

МОУ «СОШ № 4» г. Называевска

«__»___________ 20___ г.

Председатель Совета школы ________ Н.Н. Баранова

Утверждено на педагогическом совете

МОУ «СОШ № 4» г. Называевска

«__»___________ 20___ г.

Директор  школы ________В. С. Федюнин

 Утверждено на Методическом совете

МОУ «СОШ № 4» г. Называевска

«__»___________ 20___ г.

Председатель МС ________ Т. А. Удилова

Программа работы

творческой группы

 «Применение здоровьесберегающих технологий и активных форм обучения как средство сохранения здоровья и повышения качества ЗУН обучающихся»

2009/2010 уч. год

Цель: создание  условий для сохранения, укрепления здоровья, формирования навыков организации ЗОЖ  и повышения качества ОП

Задачи:

  1. На основе диагностики осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг здоровья учащихся;
  2. Создать информационный банк о состоянии здоровья обучающихся;
  3. В рамках программы комплексного формирования здоровьесберегающего пространства школы  организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с учащимися и родителями;
  4. Повысить  уровень  мотивации участников образовательного процесса на

сохранение и укрепление здоровья;

  1. Формировать  личностно-ориентированную компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья у участников ОП;
  2. Учителям – предметникам овладеть навыками применения здоровьесберегающих  комплексов включающих  способы, формы и методы обучения, коррекции, сохранения и укрепления здоровья участников ОП.

Перечень основных блоков программы:

- обучающий (обучение педагогов здоровьесберегающим приемам, методам, технологиям)

- психологический (работа педагога – психолога с учителями и обучающимися)

-     социально – профилактический  (взаимодействие с родителями, социальными службами)

- педагогический  (работа классных руководителей, учителей- предметников с обучающимися)

-  блок  двигательной активности (массовые внеклассные мероприятия, направленные на физическое развитие, динамические перемены, динамические и релаксационные паузы)

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы будут:

- снижена или стабилизирована заболеваемость (в зависимости от первоначального уровня)

- повышено качество знаний за счёт снижения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус обучающихся

-  апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности  к вредным привычкам

- увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ

- разработаны рекомендации для родителей, учителей-предметников позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения

- включено в план работы   школы регулярное проведение массовых внеклассных мероприятий направленных на физическое развитие обучающихся.

Актуализация программы:

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии только 14 % детей практически здоровы. 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги молодёжи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

В результате  ежегодного диспансерного осмотра  у учащихся нашей школы были выявлено множество хронических заболеваний и патологий развития. Общий  уровень выявленных заболеваний  практически не имеет динамики. Средний показатель наличия патологий как опорно-двигательного аппарата, так и по системам внутренних органов, от общего числа обследованных  ежегодно возрастает (с 75% до 85%) хотя и ниже чем средний показатель по России (96, 5%). Лишь  примерно 25 % школьников относительно здоровых.

Очень  настораживает факт  увеличения (от общего числа обследованных) детей с задержкой психического развития ежегодно в два раза (0,8 % - 1,6% - 3,03% - 6,03%).  Почти не наблюдается динамики по таким патологиям как нарушение осанки, близорукость, хронический гастрит и тонзиллит, хотя численность детей в школе уменьшилась. Следовательно, уровень хронических патологий не уменьшается, а растет. И в подтверждение этому можно привести график динамики школьников состоящих на диспансерном осмотре. За последние пять лет этот показатель возрос в 2,7 раза с 74 человек до 197.

Не  смотря на то, что количество учащихся в нашей школе сокращается, уровень физического развития за последние четыре года  снизился с 81  до 68%, то есть на  13 %.  Особенно  стремительно ухудшаются показатели физического развития  у девочек. За последние три года у девочек произошло снижение  с  42 % до 34 %, у мальчиков динамика этого процесса не такая стремительная,  но тоже отрицательна  - с 39 % до 36%.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города, школы и отдельно взятого класса.

Несмотря на всеобщее понимание того что наивысшей ценностью с рождения человека  является его здоровье наблюдаются факторы негативно влияющие на здоровье детей. В частности это:

- интенсификация учебного процесса, способствующая гиподинамии;

- стрессовые ситуации в семье и школе;

- несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

- недостатки в существующей системе физического воспитания;

- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.

Направления работы творческой группы по блокам:

1. Обучающий блок

  1. формирование умений по ведению мониторинга здоровья обучающихся
  2. изучение  требований к здоровьесберегающему уроку
  3. анализ методов и приёмов  здоровьесберегающих технологий
  4. проведение круглого стола по обмену опытом по теме «Динамические и релаксационные паузы, психогимнастические упражнения во время учебных занятий»
  5. проектирование учебных занятий  здоровьесберегающей направленности
  1. проведение методической ярмарки «Практическое  применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

2. Психологический блок

  1. изучение методик педагогической психотерапии
  2. изучение техник профилактики профессионального «выгорания» педагога
  3. организация работы с группами риска для повышения адаптивных возможностей и стрессоустойчивости обучающихся

/План работы  обучающего и психологического блоков см. в Приложении №1/

3. Социально - профилактический блок

  1. проведение профилактических прививок и медицинских осмотров  мед. работниками
  2. разработка медико-педагогических рекомендаций  для родителей по коррекции здоровья детей
  3. валеологическое образование родителей (выступление кл. руководителей,  медицинских работников на родительских собраниях)
  4. организация витаминизации  обучающихся (при согласии и финансировании со стороны  родителей)
  5. приобретение массажных ковриков в каждую классную комнату для коррекции и профилактики плоскостопия (при согласии и финансировании со стороны родителей или спонсоров)
  6. оформление «говорящей» стены по теме «Мы выбираем здоровье!»
  7. озеленение классных комнат

4. Педагогический блок

  1. организация работы  с обучающимися по направлениям:

- Загадки моего Я

- Дети + культура здоровья

- Мы за здоровую нацию!

- О здоровом образе жизни  на уроках

/план работы  прилагается, см. Приложение № 2/

5. Блок двигательной активности

  1. организация спортивных школьных соревнований (согласно плана школы)
  2. проведение дней здоровья   для обучающихся 1 – 11 классов с привлечением родителей 1 раз в четверть
  3. обязательное проведение динамических пауз, психогимнастических упражнений  на уроках с 1 по 11 класс
  4. организация динамических перемен

Приложение № 1

План организации работы  с педагогами /обучающий и психологический блоки/

№ п/п

Название мероприятия

Срок

проведения

1.

Организационное занятие:

- знакомство с программой работы;

- об актуальности здоровьесбережения в  условиях современной школы;

- реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с позиций здоровьесбережения.

Октябрь,

4 неделя

2.

Психолого-педагогический консилиум «Проблема школьной дезадаптации»

Ноябрь,

1 неделя

3.

Обучающий семинар «Мониторинг здоровья обучающихся»

Ноябрь,

1 неделя

4.

Обучающий семинар «Анализ методов и приёмов здоровьесберегающих технологий»

Ноябрь,

4 неделя

5.

Круглый стол «Динамические и релаксационные паузы, психогимнастические  упражнения во время учебных занятий»

Декабрь,

1 неделя

6.

Самостоятельное проектирование учебных занятий здоровьесберегающей направленности

 (со стороны Т. А. Удиловой – консультационная помощь)

Декабрь,

2 неделя – январь,

 1 неделя

7.

Открытые учебные  занятия здоровьесберегающей направленности

Январь – март

(согласно дополнительному графику)

8.

Мастер-класс Н. Н. Богатовой «Формирование стрессоустойчивости у младших школьников»

9.

Мастер-класс Т.А. Удиловой «Применение здоровьесберегающих технологий и активных форм обучения как средство формирования ключевых компетентностей»

Февраль

10.

Обучающий семинар «Изучение методик педагогической психотерапии»

Февраль,

 1 неделя

11.

Тренинг «Учительский стресс, или Как научиться не выгорать»

Март,

4 неделя

12.

Методическая ярмарка «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Апрель,

4 неделя

13.

Расширенный методический совет «Влияние психологической атмосферы на уроке на уровень эмоционального отношения обучающихся к учению»

Май,

2 неделя

Приложение № 2

План организации работы  с обучающимися

по направлению « Загадки моего Я»

№ п/п

Название мероприятия

Класс

Срок выполнения,  ответственные

1.

Социометрия

2 – 11

I   и IV четверть, психолог + кл. рук.

2.

Мои жизненные ценности  /диаграмма/

2 – 11

I   и IV четверть, кл. рук.

3.

Сочинение – рассуждение  «Что такое здоровье? Как его сохранить?»

2 – 11

II четверть, кл. рук.

4.

Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»

2 – 10

Апрель, кл. рук.

5.

Тестирование  для определения уровня тревожности

5 А,Б

Октябрь, психолог

6.

Изучение лидерских качеств учащихся

2 – 11

Декабрь, кл. рук.

7.

Изучение творческих способностей учащихся

2 – 11

Январь, кл. рук.

8.

Изучение общеучебных умений и навыков

2 – 11

Ноябрь, апрель,

кл. рук.

9.

Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»

5 – 8

Март,

кл. рук

10.

Тестирование «Стессоустойчивость»

2 – 8,10

Февраль, кл. рук.

11.

Мониторинг здоровья «Самооценка  факторов риска ухудшения здоровья»

2 – 11

Ноябрь, май

кл. рук. + обучающиеся

План организации работы  с обучающимися

по направлению «Дети + культура здоровья»

№ п/п

Название мероприятия

Класс

Срок выполнения, ответственные

1.

Информационные пятиминутки здоровья /по материалам прессы о ЗОЖ/

1 - 11

1 раз в месяц,

кл. рук. + пропагандисты ЗОЖ

2.

Конкурс рисунков о ЗОЖ с экспонированием лучших работ

1 – 10

Ноябрь, кл. рук. + учитель ИЗО

3.

Конкурс кроссвордов  о витаминах с экспонированием лучших работ

5 – 6 ,

7 – 8

Март,

уч. биологии

4.

Конкурс рекламных проспектов «Здоровье России начинается с моего здоровья» с экспонированием лучших работ

5 – 11

Конец апреля

И. В. Рубцова, Н. А. Шарапова, Т. А. Удилова + кл. рук.

5.

Брейн-ринг «В здоровом теле – здоровый дух»

7 – 10

Апрель,

уч. биологии

6.

Заочная интеллектуальная викторина «В плену вредных привычек»

5 – 10

Январь,

кл. рук.

+  Т. А. Удилова

7.

Тренинг «Разрешение конфликтов без насилия»

5 – 10

Апрель,

кл. рук.

+  Т. А. Удилова

8.

Тренинг «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»

9, 11

Апрель,

Кл. рук. + психолог

9.

Классный час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!»

1 – 5

Декабрь, кл. рук

10.

Классный час «Строим дом своего здоровья»

6 – 8, 10

Декабрь, кл. рук.

11.

Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека»

5 – 11

Май, кл. рук.

12.

Беседа мед. работника «Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья»

9 – 11  

Февраль,

Кл. рук. + медсестра

13.

Классный час «Возможности человеческой памяти»

5 – 10

Январь, кл. рук.

14.

Классный час «Что значит учиться мыслить?»

5 – 10

Февраль, кл. рук.

15.

Классный час «Что мы едим?»

5 – 10

Март, кл. рук

16.

Беседа инспектора ПДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ»

8 – 11

Ноябрь, инспекция ПДН + кл. рук

17.

Тренинг по развитию толерантности

 «Урок взаимопонимания»

5 – 9

Ноябрь, кл. рук.

План организации работы  с обучающимися

по направлению «Мы за здоровую нацию!»

№ п/п

Название мероприятия

Класс

Срок выполнения, ответственные

1.

Организация работы клубов:

- «Клуб нелюбителей курения,  алкоголя, наркотиков»: проведение социальных акций

- Антинаркотический урок «Как научиться говорить НЕТ» ;

- Социологический опрос населения по теме «Ваше отношение к ВИЧ-инфицированным людям?»

- фотоохота «Алкоголь и человек»

- «Мода и здоровье»: проведение НПК по актуальным темам:

-«Модная фигура и здоровье»

-«Курение – модная привычка или болезнь?»

-«Любовь и мода»

- «Клуб экологов»:

- забота о комнатных растениях классных комнат;

- экологическое воспитание малышей;

7 – 10

1 раз во II, III, IV четверти,

Т. А. Удилова,

И. Н. Кутькова,

И. В. Рубцова,

Н. А. Шарапова

+ кл. руководит.

2.

Парад спортивных достижений «Слабо!?» /с привлечением родителей/

5 – 11

Декабрь,  Н. А. Квочкина, кл. рук.

3.

Конкурс сочинений: «Невыдуманные истории о настоящем спорте», «Мой спортивный кумир»

5 – 10

Март,

Н. А. Квочкина, кл. рук.

4.

Футбол на снегу «Детки – предки»

5 – 6,

7 – 8,

9 – 10

Февраль,

 Н. А. Квочкина, кл. рук.

5.

Спортландия «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Нач. кл

Март,

Н. А. Квочкина,

  + кл. рук. начальных кл.

6.

Круглый стол – дискуссия «Согласны ли вы с тем, что в жизни надо пробовать все?»

7 – 10

Апрель,

Т. А. Удилова,

И.Н. Кутькова,

 И.В. Рубцова,

Н.А. Шарапова

7.

Интеллектуальный марафон «Будь здоровым и живи в радости»

6 – 8

Апрель,

уч. биологии

8.

Школьные олимпийские игры «Сильные, ловкие, дружные, смелые»

/с привлечением родителей/

1 – 8, 10

Май,

кл. рук. +

Н. А. Квочкина +

И. В. Рубцова, Н. А. Шарапова

План организации работы  с обучающимися

по направлению

«О здоровом образе жизни  на уроках»

№ п/п

Название мероприятия

Класс

Срок выполнения, ответственные

1.

Уроки природоведения:

-  «Закаливание организма»;

- «Питание и здоровье человека»;

-  «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека»;

- «Гигиена и здоровье»;

- «Здоровье и движение»;

- «Как вести себя, чтобы осанка была правильной»;

- «Почему устают глаза, и снижается острота слуха» и др.

Нач. кл.

Согласно тематическому планированию, учителя нач. классов

2.

Уроки литературы / внеклассное чтение/:

- «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного)

- Н. В.Гоголь «Ревизор» (опьянение Хлестакова)  и др.

1 – 11  

Согласно тематическому планированию,

уч. литературы

3.

Уроки биологии

5 – 11

Согласно тематическому планированию,

уч. биологии

4.

Уроки ОБЖ

8, 10  

Согласно тематическому планированию,

А. Н. Королёв

5.

Уроки физкультуры

1 – 11

В течение года,

Н. А. Квочкина

6.

Уроки экологии человека

8 А,Б

В течение года,

Т. А. Удилова

7.

Уроки физики

- о влиянии на здоровье человека физических параметров окружающей среды (шум, температура, электромагнитное излучение, радиация)

7 – 11

Согласно тематическому планированию,

Е. В. Маркус

8.

Уроки химии

- о влиянии химического загрязнения среды на здоровье человека

8 – 11

Согласно тематическому планированию,

С. И. Рац,

 А. Н. Королёв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы творческой группы классных руководителей

Данный план работы будет полезен для руководителей творческих групп классных руководителей, работающих в вечерней школе. План включает в себя не только тематику заседаний, но и содержит цели проведени...

Анализ методической работы творческой группы _ Титовой ЕГ

Краткий анализ методической работы творческой группы учителей истории, биологии, географии. Главное -результаты!...

Организация работы творческой группы педагогов

В статье рассказывается об организации работы районного профессиональого объединения учителей русского языка и литературы - творческой группы педагогов в течение трех лет. Проблемные творческие ...

Проблематика работы творческой группы.

На наш взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать...

Скриншот электронного письма о работе творческой группы

данное письмо подтверждает мое включение в сотав творческой группы по создании олимпиадных и конкурсных заданий для учащихся школ....