Cтатья: Современный урок
методическая разработка по теме

Статья  раскрывает роль личностно-ориентированного обучения, дает информацию о методических приемах, позволяющих сделать урок личностно-ориентированным.  Содержит индивидуальную карту развития ученика.

Статья будет полезна не только учителям, работающим в рамках личностно-ориентированного обучения, но и всем, кто стремится сделать свой урок ориентированным на формирование личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok._vzglyad_v_budushchee.dzyuba_t.v..doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок в современной школе:

 взгляд в будущее

Автор:

 учитель физики высшей категории

МАОУ лицея  №28 г.Таганрога

Ростовской области

Дзюба Т.В.

         

          Высшая радость - открывать и творить. (Ф. Жолио - Кюри)

       Учебная деятельность, в её современном понимании, должна доставлять радость новых открытий, способствовать реализации потребности в творчестве всем участникам образовательного процесса. Критерием качества  образования являются положительные изменения в чувствах, мышлении, практической деятельности обучающихся, их комфортное состояние в учении и успешная социализация в обществе.

   Известный психолог А.В. Петровский отметил необходимость культивирования уникального опыта ученика, как способа развития личности.

 Традиционное обучение не является ведущим в  современном образовательном процессе. Его эффективно дополняют развивающее, проблемное, дифференцированное обучение; знаниевый подход сменяется компетнтностным.  Личностно-ориентированное образование выступает на  первый план.

 На смену знания – запоминания  приходит знание - открытие для себя и открытие в себе.

   Мой педагогический опыт, убеждает в том, что личностно-ориентированное образование формирует способности выбора ценностей, обеспечивает сумму знаний, самопознание и саморегуляцию, развивает творчество. Оно  природо  -   и  культуросообразно.

   Каждый  урок в  рамках личностно ориентированного образования должен иметь личностный смысл и ценность для учащегося, опираться на субъектный опыт ученика. Учителю важно  раскрыть содержание субъектного опыта учеников по изучаемой теме, согласовать его с новым знанием и перевести в соответствующее научное содержание.  Значимым условием является предоставление учащимся возможности выбора формы, уровня сложности  при выполнении заданий, решении задач.

  Современному учителю необходимо уметь ориентироваться в мире различных педагогических инноваций, выбрать тот путь, который приведёт его к цели образовательного процесса:  всестороннему развитию индивида.

Используя личностно - ориентированный подход к обучению, я преследую цель - опираясь на субъектный опыт и индивидуальные способности ученика, способствовать его развитию и саморазвитию.

  Для того чтобы реализовать на уроке личностно – ориентированный подход к обучению, необходимо специальное, отличающееся от традиционного,  построение образовательного процесса, а именно: использование метода эмоциональной остановки при работе с учебником,  особое  конструирование  учебного текста, контроль за развитием ученика на каждом этапе урока,  постоянная смена деятельности, применение разнообразных форм  (работа в парах, группах, система индивидуальных заданий) и методов обучения (исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения), большое количество дидактического материала и руководства по работе с ним для учащихся.

  В чём же преимущество использования новых методов?

  Метод эмоциональной остановки, используемый при работе с текстом для использования на уроках физики,  стал для меня интересным и полезным «приобретением». Внедрение этого метода в процесс обучения даёт учителю и ученику возможность создать для себя индивидуальное проблемное поле, осуществить взаимодействие с автором текста, почувствовать себя «в поле авторской мысли». Такая работа с текстом, развивает не только память учащихся, но и самостоятельность  мышления.  «Для того  чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать», - писал французский  философ и физик Рене Декарт. Метод эмоциональной остановки дает неограниченную свободу выбора, что является одним их основных принципов  личностно – ориентированного  подхода к обучению.

      Применение  на уроке метода эмоционально остановки  я осуществляю следующим образом. Учащимся предлагаю поработать  с текстом учебника или заранее подготовленным мною, используя  данную памятку:

Работа с текстом.

  1. Просмотрите  текст, не читая.
  2. Внимательно рассмотрите рисунки  в тексте и постарайтесь определить их роль в данном тексте.
  3. Прочтите текст,  выбрав и выписав для себя самое значимое в его содержании.

     (Если возникнут затруднения, просмотрите материал предыдущих параграфов).

  1. По окончанию работы, покажите учителю сигналом о своей готовности работать дальше.

      Желаю успеха!

      Для организации личностно – ориентированного обучения  учителю необходимо  знание особенностей мыслительной деятельности  каждого ребёнка. Это предполагает  реконструкцию содержания образования учителем. Одним из способов такого преобразования  является метод графических образов, предложенный  М.С. Атаманской, который позволяет соединить, казалось бы, не соединяемое: модель и рисунок, слово и образ, знак и символ. Конструкции, названные графическими образами, согласуют субъектный опыт, особенности мышления ученика  с содержанием учебного материала. Данный метод позволил мне проектировать учебный диалог и, эффективно встраивая в него «неверные ответы» учащихся, переходить от незнания к знанию. Это способствует присвоению  учениками знаний, их глубокому осмыслению и, как следствие, полному усвоению новой информации.

     Таким образом, методы графических образов и эмоциональной остановки, позволяют мне совершенствовать формы совместной деятельности, управлять развитием учащихся,  способствовать  реализации принципов  личностно - ориентированного обучения.

  Для интеллектуального становления учащихся необходимо не только развитие логического, но и образного мышления. Учитывая это, на уроке предлагаю учащимся  зафиксировать результаты работы любым удобным способом: тестом, рисунком, формулой, графиком, прошу изобразить определения, правила, увиденные опыты,  физические законы в виде рисунка, схемы, таблицы.

  В связи с вышесказанным  на уроке у детей необходимо  формировать следующие умения:

  1. решать задачи, используя образы;
  2. фиксировать образы в виде чертежей, схем, графиков, рисунков;
  3. представлять явления или объекты в виде абстрактных образов – моделей;
  4. создавать и преобразовывать образы, возникающие при восприятии демонстрационных экспериментов,  опытов;
  5. делать прогноз о результатах опыта, используя воображаемые образы.

     Учитывая психологические особенности учащихся на каждом этапе усвоения знаний, например, для выполнения теста, предлагаю ученикам одно и тоже задание:   для ребёнка, с преобладанием образного мышления вначале даю «образ» в вид рисунка, чертежа, схемы, а затем – вопрос; для ученика с преобладанием логического мышления -  задание в словесной формулировке. Для проверки знаний по теме «Закон сохранения импульса» можно предложить следующее задание: «вставьте недостающие слова или символы, используя либо текст, либо рисунок».

Закон сохранения импульса.

Вариант 1.

ТЕКСТ.

  1. Систему тел, на которую действуют внешние тела,  называют ___________________________системой.
  2. Взаимодействие двух пластилиновых шаров можно назвать ______________________________.
  3. В результате столкновения абсолютно упругих  тел равной массы, движущихся навстречу с одинаковыми по модулю скоростями, равными  2 м/с, модуль скорости первого тела станет равен ______, а второго _______.
  4. Векторная сумма импульсов замкнутой системы тел с течением времени при любых взаимодействиях  этих тел _____________.
  5. Математическая запись закона сохранения импульса для двух пластилиновых шаров массами m1 и m2, движущихся  друг за другом со скоростями  V1  и  V2 имеет вид, при условии, что первый догонит второй:

m1V1+m2V2 = ___________________

РИСУНОК

1.

Изображенную на рисунке систему тел называют _____________.

2. 2 м/с

Взаимодействие   человечков на рисунке  можно считать _______________.?

?

3.2 м/с         2 м/с        

р1 + р2   ?   р1' + р2'  ,         ( смотри  рисунок   из  пункта 3)

     

                                         

                                             m1V1+m2V2 =_________

4.

5.

      Значимую роль в развитии образного мышления играет учебный физический эксперимент. В связи с недостаточным количеством необходимого лабораторного оборудования, учитель не всегда имеет возможность провести необходимую демонстрацию или лабораторную работу. На помощь современному педагогу приходит виртуальный эксперимент. На своих уроках я активно использую информационные технологии: провожу виртуальные лабораторные работы, использую учебные презентации, составленные мной и учащимися, как творческий проект. При этом ребята, не только с интересом создают презентации по изучаемым темам, выполняют виртуальные лабораторные работы в школе, и дома, но и участвуют в создании исследовательских научных проектов. Таким образом, реализуется принцип учения без принуждения.

      Использование описанных мною методов не вполне эффективно, если вместе с  интеллектуальной не изучать эмоциональную и волевую сферу личности ребенка в учебной дечтельности, его отношение к полученным результатам, допущенным ошибкам.

      В связи с этим, на  каждом этапе урока я включаю рефлексию действий, мыслей, чувств, учитывая, что путь к истинному знанию лежит через осознание трудностей, возникающих в процессе приобретения этих знаний, и способов преодоления этих трудностей, ведь «осознанная ошибка - это наука, помогающая нам двигаться вперёд». Рефлексия помогает своевременно учащимся обнаружить свои ошибки,  не допустить их повторения. Её можно проводить в виде устной беседы, попросив ученика рассказать, что он делал на уроке или выполнении домашней работы, всё ли удалось, какие при этом возникли трудности и,  как он их преодолел. Кроме беседы я использую  эффективный метод послойного среза -  «светофор». Суть его в том, что каждый учащийся может с помощью карточек красного и зелёного цвета  в любой момент продемонстрировать учителю своё «самочувствие» на  данном этапе урока. Так, например, поднятая зелёная карточка означает «с заданием справился, готов  работать дальше» или ответ «да» на вопрос учителя, красная – «не понял, нужна помощь» или ответ «нет».  Кроме этого в начале и в конце урока каждый ученик заполняет индивидуальную карту развития,  которая способствует не только формированию способности учащихся  к  саморефлексии, но и помогает учителю в работе с  конкретным учеником.

Индивидуальная карта развития ученика (цы) _________________________

Тема урока

Мои действия на уроке (слушал, выполнял эксперимент, общался… )

Я на уроке научился, узнал…(оценивать свои действия, приобретать знания самостоятельно…)

В чем ценность урока для меня?

Что вызвало затруднения и почему?

Свою работу я оценил бы на оценку… потому, что…

Группа выставила мне за работу оценку…

Меня порадовало

(огорчило).

      На личностно – ориентированном уроке ученик  не боится  допустить ошибку,  так неправильных ответов НЕТ! Он учится её не допускать! 

     Учащиеся  понимают, что «умён, не тот, кто не делает ошибок, а тот, кто извлекает из своих ошибок уроки».

     Личностно – ориентированный  подход в обучении мною впервые был реализован   при конструировании урока   для 9 класса  по теме «Закон сохранения импульса».  Урок рассчитан на 90 минут и проводится  в компьютерном классе, так как в основе урока – виртуальная лабораторная работа по изучению закона сохранения импульса, подводящая учащихся к самостоятельному его открытию.  Работа в  малых группах сменного  состава  чередуется с индивидуальной работой.

    Особенностью урока является предоставление учащимся выбора на каждом этапе их деятельности:

  1. Выбор групп на протяжении всего урока;
  2. Выбор формы деятельности (индивидуальная работа с текстом учебника или в группе с виртуальным экспериментом);
  3. Выбор варианта виртуальной лабораторной работы;
  4. Выбор теста (в виде текста или иллюстраций);
  5. Выбор способа оформления выводов группы (с помощью текста, рисунков, формул);
  6. Выбор понравившихся выводов для индивидуальной записи в тетрадь;
  7. Выбор темы при изучении применения закона сохранения импульса (космос, техника, спорт, литература);
  8. Выбор задания при работе в группе (качественная задача, расчетная задача, объяснение иллюстраций);
  9. Выбор домашнего задания (составить и решить задачу, подготовить сообщение по теме урока, описать мир, в котором закон сохранения импульса не выполняется.)

     Важным моментом является использование учителем для контроля уровня усвоения знаний на каждом этапе метода послойного среза с использованием сигнальных карточек – «светофора». Прочесть текст учащимися предлагается методом эмоциональной остановки с использованием памятки. Контрольный тест, образец которого приведён выше,  позволяет проверить учащимся уровень понимания и усвоения нового материала, провести самоанализ, самооценку, а также способствует развитию как  логического, так  и образного мышления.

    Обязательным условием реализации целей и задач урока  является организация учителем рефлексии на каждом этапе урока, заполнение учащимися индивидуальной карты развития.

    В конце урока необходима положительная оценка не только результатов деятельности учащихся, но и их стремление выполнить предлагаемые задания, т.е. оценка процесса учения.

    Важно, чтобы каждый ребенок, допуская и исправляя свои ошибки, справляясь с трудностями, поверил в свои возможности. По словам Антуана  де Сент-Экзюпери:  -   «человек раскрывается в борьбе с препятствиями …».

Чтобы урок из традиционного превратился в личностно – ориентированный, учитель должен соблюдать 10 правил:

  1. Использовать современные педагогические приёмы, методы  и формы обучения, направленные в первую очередь на развитие личности учащегося: интерактивные методы(мозговой штурм, мозговая атака, метод проектов), методы эмоциональной остановки и графических образов, предложенные  М.С. Атаманской, метод послойного среза, индивидуальные карты развития, информационные технологии и другие.
  2. Признать приоритет личности каждого конкретного ребёнка над коллективом.
  3. Осознавать,  что учитель и ученик  являются равноправными членами  образовательного процесса.
  4. Предоставлять возможность для проявления самостоятельности ученика на уроке, направляя его деятельность  а,  не диктуя свои способы  её осуществления. Перейти от монологического общения к учебному диалогу, взаимообучению.
  5. Признать за учеником права на его собственную образовательную траекторию.
  6. Предоставлять школьнику свободу выбора на уроке. Формировать навыки осуществления осознанного выбора.
  7. Самосовершенствоваться, признавая, что ученик может знать что-то лучше учителя.
  8. Создать на уроке комфортные психологические условия для развития личности школьника. Оценивать не только результат учебной деятельности ребенка,  но и  сам процесс учения,  стремление ученика выполнить задание. Помнить, что похвала -  мощный стимул к дальнейшей работе.
  9. Контролировать и координировать  процесс развития личности каждого ученика, оказывать своевременную педагогическую помощь.
  10. Помнить о необходимости межпредметной интеграции,  способствующей целостному восприятию мира.

Личностно – ориентированное обучение можно реализовать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, например, при  конструировании классных часов, проведении психологических тренингов, ролевых игр. Особенно актуально использование личностно – ориентированного подхода  к обучению  в рамках   предпрофильных и профильных курсов.

     По-моему мнению, использование личностно – ориентированного подхода:

  1. Обеспечивает  развитие и  саморазвитие личности каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности,  интересы, склонности, ценностные ориентации и  субъектный опыт.
  2. Предоставляет возможность  к самореализации.
  3. Обеспечивает формирование ключевых компетенций ученика.
  4. Повышает мотивацию к обучению.
  5. Развивает способность самостоятельного решения проблем на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта.
  6. Ставя на  первое место  личность ребёнка, как субъекта образовательного процесса, позволяет реализовать основную цель современного образования: создание условий для саморазвития личности, проявления познавательной активности.

     Таким образом, реализация личностно – ориентированного обучения   является эффективным способом формирования молодого человека, успешно социализирующегося в современном  постоянно изменяющемся мире.

     Но для того, чтобы учитель стал работать в рамках личностно-ориентированной дидактики, он, прежде всего, должен изменить себя,  понять и принять  новую технологию, научиться действовать в ситуации полной неопределённости и научить этому своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Cтатья по теме: «Современный урок как эффективное методическое средство формирования учебной позиции».

Урок – клеточка педагогического процесса.В нем, как солнце в капле воды, отражаетсявсе его стороны. Если не вся, то значительнаячасть педагогики концентрируется в уроке....

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...