Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)
рабочая программа по теме

Ничкова Татьяна Анатольевна

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего

В школе я работаю 12 лет, из них 10 – на Крайнем Севере.  За это время на своем опыте убедилась, что сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

В настоящее время идея внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми не нова, однако до сегодняшнего дня аналогов работы с одаренными учащимися сельских школ-интернатов Крайнего Севера не было. В 2011 году творческой группой педагогов Панаевской школы-интерната: Ничковой Т.А., Дубниковой Е.В., Подгорных Н.А., Ничковым Н.В. – была создана и начала апробацию программа по организации работы с одаренными детьми «Экология одарённости: Покорители вершин» (внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми), ставшая победителем окружного конкурса инновационных программ. В ней рассмотрен процесс внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными учащимися сельских школ-интернатов Крайнего Севера.  Этим обусловлена новизна и актуальность данной программы - она призвана обеспечить ориентиры поступательного развития одного из направлений деятельности школы-интерната – работы с одаренными детьми посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий.

Данный документ подтверждает факт разработки программы  и тиражирования на институциональном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nichkova_panaevsk_pshi.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»

Ничкова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по методической работе

МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего

В школе я работаю 12 лет, из них 10 – на Крайнем Севере.  За это время на своем опыте убедилась, что сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Каждый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком, никому точно не известно. Ещё сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одарённых детей, и тех, кто к этому разряду не отнесён. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал села, города, области, государства. Образовательная практика показывает снижение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с одаренными учащимися.

Что же такое «одаренность», «одаренная личность»?

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего (по К. К. Платонову и А. М. Чередник).

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной.

Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

В настоящее время идея внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми не нова, однако до сегодняшнего дня аналогов работы с одаренными учащимися сельских школ-интернатов Крайнего Севера не было. В 2011 году творческой группой педагогов Панаевской школы-интерната: Ничковой Т.А., Дубниковой Е.В., Подгорных Н.А., Ничковым Н.В. – была создана и начала апробацию программа по организации работы с одаренными детьми «Экология одарённости: Покорители вершин» (внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми), ставшая победителем окружного конкурса инновационных программ. В ней рассмотрен процесс внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными учащимися сельских школ-интернатов Крайнего Севера.  Этим обусловлена новизна и актуальность данной программы - она призвана обеспечить ориентиры поступательного развития одного из направлений деятельности школы-интерната – работы с одаренными детьми посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий.

Применение дистанционных технологий для обучения и развития одаренных детей, может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. При этом значительно развиваются навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, коммуникативные навыки. Важнейшее достоинство дистанционного обучения заключается, прежде всего, в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития  творческого и организаторского потенциала изолированными сельскими одаренными и талантливыми  учениками.

Использование технологий дистанционного обучения позволит:

  1. снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  2. проводить обучение большого количества человек;
  3. повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  4. создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционные образовательные технологии эффективны и для повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Это и дистанционные конференции, дистанционный всероссийский педсовет, сетевые сообщества учителей-предметников и межпредметные сообщества работников образования (например, фестиваль "Содружество"); курсы и конкурсы федерации Интернет-образование, дистанционные проекты и олимпиады центра "Эйдос"; ДOO (дистанционная обучающая олимпиада по географии, информатике и т.д.), мастер-классы, профильные классы по предметам для учащихся; конкурс "Дистанционный учитель года" (Центр "Эйдос") и т.д.

Дистанционные проекты способствуют развитию творчества, инициативности, помогают осознать, сравнить свои собственные умения со способностями одноклассников, коллег. При этом среда дистанционных форм обеспечивает интенсивный образовательный рост, в некоторых случаях в условиях "повышенной сложности".

Главная идея  заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий, а также в оказании им  финансовой поддержки для развития  творческого потенциала.

        С горечью приходится констатировать, что, очевидно, современная средняя общеобразовательная школа в принципе не может решить задачу обеспечения полномасштабного развития творческих способностей одаренных детей, подготовки выпускника к вузу. Это не вина школы, а ее беда. Перегруженность школьных программ, не всегда достаточная квалификация учителей, а в некоторых  сельских школах и отсутствие учителей по ряду предметов – все это приводит к тому, что без дополнительной подготовки (в данном случае с применением ДОТ) выпускники средней школы не способны выдержать вступительные испытания в вузы и в дальнейшем успешно обучаться в них. Особенно это касается одаренных детей, которые нередко теряются в общей массе школьников и, не получая должного внимания, нередко оказываются безнадежно потерянными для развития интеллектуального потенциала России.         

        В сравнении с традиционным способом организации обучения дистанционные образовательные технологии оказываются значительно более эффективными. Их развитию способствует ряд факторов и, прежде всего, оснащение образовательных учреждений  мощной компьютерной техникой, спутниковым оборудованием и развитие сообщества сетей Интернет.

Цель: создание   современными средствами ИКТ условий для индивидуализации обучения, построение адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развитие творческого потенциала одаренного человека,  а также оказание финансовой поддержки одаренным детям, стремящимся развивать свой творческий потенциал.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. В целях создания оптимальных условий для реализации вышеназванных принципов в учебно-воспитательном процессе внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы (групповые занятия с одаренными учащимися),  участие в олимпиадах, работу по индивидуальным планам, исследовательскую деятельность, а также через работу кружков, секций, студии, научного общества учащихся, детских организаций. Особую значимость приобретают дистанционные образовательные технологии. Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Целесообразно условно распределить одаренных детей по 3 секциям: «ШКОЛЯРЫ», «ТВОРЧЕСКИЙ БОМОНД», «ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ». В основу необходимо положить многоуровневую работу с одаренными учащимися и систему накопления баллов. Каждый ребенок, обладающий теми или иными способностями, накапливает результаты своей деятельности: 1 уровень – работа педагогов с одаренными учениками внутри школы – институциональный, 2 уровень – муниципальный, 3 – региональный, 4 – всероссийский, 5 – международный. Таким образом, одаренный ребенок имеет возможность проявить себя, участвуя в мероприятиях различного уровня. В соответствии с рейтинговой системой он «зарабатывает» баллы, которые суммируются в течение одного учебного года. Обладатели наибольшего количества баллов получает денежное поощрение в виде индивидуального школьного Гранта. Размер Гранта варьируется в зависимости от количества победителей.

Для каждого уровня в соответствии с секцией должна быть разработана образовательная траектория, включающая список традиционных дистанционных мероприятий.

Секция «ШКОЛЯРЫ» строит свою работу согласно Плану проведения дистанционных олимпиад различного уровня, Плану работы НОУ и дифференцированному подходу к учащимся на уроке.

Главными отличительными особенностями психолого-педагогического портрета данной категории одаренных детей являются высокая мотивация к обучению и потребность в индивидуальной образовательной траектории. Это определяет наличие проблемы организации самостоятельной деятельности учащегося. Целью работы с одаренными детьми является максимальное раскрытие их творческих способностей, на этом основана специализация такой работы. Для этого необходимо создать особую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить полный доступ обучающегося к учебной информации. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер.

Специфика развития творческих способностей одаренных детей проявляется в том, что доля активных методов обучения в педагогической деятельности увеличивается.

Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Особое место займут продуктивные методы, основанные на активном участии обучающегося в учебно-воспитательном процессе. Активные методы по типу коммуникаций между преподавателем и учеником относятся к группе "многие многим" и подразделяется на ролевые игры, дискуссионные группы, форум, проектные группы и т.п. И в связи с этим следует отметить, что организация обучения в соответствии с указанными методами позволяет реализовать в педагогической деятельности такую специфическую особенность творческой личности ребенка, как потребность (и способность) углублять и развивать свои знания в условиях образовательного полилога.

Основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.

Учебно-познавательная деятельность с применением ДОТ осуществляется посредством следующих технологий:

1) педагогического общения преподавателя с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;

2) педагогического общения тьютора с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;

3) самостоятельной работы обучающегося с учебными материалами.

Секция «ТВОРЧЕСКИЙ БОМОНД» функционирует согласно программам дополнительного образования и дистанционным конкурсам изобразительного, вокального, танцевального творчества различного уровня, а также включает в себя работу органа школьного самоуправления,  детской организации, организации лидеров волонтёрского движения.

Работа с одаренными детьми данной категории предполагает создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит:

  1. конкурсная деятельность (дистанционная форма)
  2. деятельность научных обществ учащихся, ориентированных научно-техническое творчество школьников;
  3. социально-образовательные программы и проекты школы;
  4. областные, окружные фестивали детского художественного творчества;
  5. областные, окружные выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;
  6. физкультурно-спортивные соревнования;
  7. форумы победителей, форумы талантливых школьников;
  8. реализация специальных образовательных программ элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми (с применением ДОТ);
  9. реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;
  10. использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем  образовании.

Основным результатом деятельности учащихся будет являться некий продукт, который можно оценить.

Секция «ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ». Основная составляющая одаренности данной категории детей – креативность. Она охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Креативность – это способность порождать необычные и оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.

К началу XXI века сложилось три основных варианта самореализации людей, способных генерировать новые идеи

1. Вы придумывайте и реализуете свою идею сами;

2. Вы придумывайте и в соавторстве реализуете идею;

3. Вы продаете идею другим людям.

В рамках внедрения новых стандартов образования основная цель подготовки школьников - создание конкурентоспособной модели выпускника. Одаренные дети, имеющие креативное мышление, должны не только научиться пользоваться своей интеллектуальной собственность, но и развивать её.  Особенность этой группы детей состоит в том, что творят они легко, помногу и на лету. Конечно, «генераторы идей» нередко изобретают «велосипеды» или рожают проекты, неспособные себя окупить. Однако при фильтрации в осадке все равно остается столько продуктивных идей, сколько не способна «переварить» ни одна корпоративная структура – ни «своя», ни «чужая» (исключения только подтверждают правило). Поэтому активному генератору идей непросто самореализоваться в своем деле и ребенку в последующем правильно выбрать  профессию. Самое главное для таких детей создать условия, в которых генераторы идей будут чувствовать себя, как рыба в воде, и смогут реализовать свой недюжинный потенциал.

От того как правильно построится работа с детьми в данной группе, зависит их дальнейшее развитие. Развитие и изобретения, совершаемые в каждой отрасли нашей жизни, строятся на потенциале таких одарённых детей. Использование дистанционных технологий позволяют уже сейчас проявить себя в новой так называемой информационной нише, которая набирает все больше оборотов в настоящее время.

Экономический  кризис дал толчок к распространению такого вида деятельности, как  телеработы. Сейчас нет необходимости тратить деньги на поездку и представление своих работ на конкурсах и конференциях, дистанционные задания дают возможность свободного и творческого представления своего труда. Именно поэтому данная группа учащихся имеет неограниченные возможности для представления своих идей.

Сегодня, не имея мощных лабораторий и научной базы, не составляет большого труда найти нужную информацию воспользоваться окружающей каждого учащегося техникой: персональным компьютером, ноутбуком, нетбуком, смартфоном и т.д., и оформить свою идею в виде мультимедийной презентации, проектов, информационной  продукции (буклетов, брошюр, эл. писем и т.д.). Взяв за основу уже существующую элементную базу, подбирается набор функций, разрабатывается конструктивная схема, дизайн, придумываете свою «изюминку» – и вскоре можно демонстрировать готовый продукт в компьютерной прессе

        Школьный сайт — универсальное и эффективное средство, позволяющее донести до аудитории необходимую информацию — расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций. Школьный сайт является институциональным публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим

        

Модель взаимодействия организаторов и пользователей школьного сайта

Куратор

Локальная сеть

Администратор сайта, «МАРС»

Одаренный ребенок

Гостевая сайта

Получает письма

Подтверждает ОД получение

Отправляет письмо по локальной сети куратору

Отправляет ответы куратор ОД

Ведет статистику

Тестирование

Ресурсы ДО

Форум

УМКД

Ответственный за ДО

в ПШИ

База

Куратор пишет ответы ОД:

  1. в виде текста
  2. в виде нескольких файлов
  3. напрямую по адресу ОД
  4. действует по схеме в обратном порядке через администратора сайта

                    - локальная сеть школы-интерната

                     - Интернет

                     - готовит куратор

                     - контроль

ОД – одаренные дети

ДО – дистанционное обучение

«МАРС» - младшие администраторы работы сайта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)

Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...

Руководство для работы начинающему воспитателю с одаренными детьми в школе-интернат

Данное руководство разработано мною для работы начинающему воспитателю с одаренными детьми в школе-интернат....

Контрольная работа "Дистанционные образовательные технологии в практике учителя в соответствии с ФГОС"

ДОТ в практике учителя. Отчет о создании дистанционного курса по истории....

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми

Информационный материал, помогающий в работе с одаренными детьми...

Содействие сохранению здоровья учащихся в рамках традиционного обучения и с применением дистанционных образовательных технологий (из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество»)

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по работе с детьм...

"Внедрение дистанционных образовательных технологий из опыта работы учителя английского языка ГБОУ ЦО №167 Красовской Светланы Аликовны"

Внедрение дистанционных образовательных технологий из опыта работы учителя английского языка ГБОУ ЦО №167 Красовской Светланы Аликовны...