Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)
статья по теме

Ничков Николай Викторович

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской школы-интерната и будут  интересны ОУ района, округа, сельских поселений страны, оторванных от других населенных пунктов, где школа является основным, а порой и единственным, социокультурным центром.           Адресуется школам, для которых использование ДОТ для обучения и развития одаренных детей, может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития  творческого и организаторского потенциала изолированными сельскими одаренными и талантливыми  учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для первого выпуска электронного журнала «Образование Ямала»

Рубрика: ИННОВАЦИИ

Ничкова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по методической работе

Дубникова Елена Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе

Подгорных Нина Анатольевна, учитель географии и биологии

Ничков Николай Викторович, учитель технологии

МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»,

село Панаевск

Краткая аннотация

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской школы-интерната и будут  интересны ОУ района, округа, сельских поселений страны, оторванных от других населенных пунктов, где школа является основным, а порой и единственным, социокультурным центром.          Адресуется школам, для которых использование ДОТ для обучения и развития одаренных детей, может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития  творческого и организаторского потенциала изолированными сельскими одаренными и талантливыми  учениками.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего

В школе мы работаем в среднем более 15 лет, из них 10 – на Крайнем Севере.  За это время на своем опыте убедились, что сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Каждый ребёнок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком, никому точно не известно. Ещё сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одарённых детей, и тех, кто к этому разряду не отнесён. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал села, города, области, государства. Образовательная практика показывает снижение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с одаренными учащимися.

Что же такое «одаренность», «одаренная личность»?

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего (по К. К. Платонову и А. М. Чередник).

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной.

Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

В настоящее время идея внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми не нова, однако до сегодняшнего дня аналогов работы с одаренными учащимися сельских школ-интернатов Крайнего Севера не было. В 2011 году нашей творческой группой была создана и начала апробацию программа по организации работы с одаренными детьми «Экология одарённости: Покорители вершин» (внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми), ставшая победителем окружного конкурса инновационных программ (г. Салехард), победителем Всероссийского форума «Образовательный потенциал России-2012» (г. Обнинск), призером районного этапа I Всероссийского открытого конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования» и отмеченная особым мнением жюри на окружном этапе данного конкурса. В данной программе рассмотрен процесс внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными учащимися сельских школ-интернатов Крайнего Севера.  Этим обусловлена новизна и актуальность программы - она призвана обеспечить ориентиры поступательного развития одного из направлений деятельности школы-интерната – работы с одаренными детьми посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий.

Применение дистанционных технологий для обучения и развития одаренных детей, может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. При этом значительно развиваются навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, коммуникативные навыки. Важнейшее достоинство дистанционного обучения заключается, прежде всего, в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития  творческого и организаторского потенциала изолированными сельскими одаренными и талантливыми  учениками.

Использование технологий дистанционного обучения позволит:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционные образовательные технологии эффективны и для повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Это и дистанционные конференции, дистанционный всероссийский педсовет, сетевые сообщества учителей-предметников и межпредметные сообщества работников образования (например, фестиваль "Содружество"); курсы и конкурсы федерации Интернет-образование, дистанционные проекты и олимпиады центра "Эйдос"; ДOO (дистанционная обучающая олимпиада по географии, информатике и т.д.), мастер-классы, профильные классы по предметам для учащихся; конкурс "Дистанционный учитель года" (Центр "Эйдос") и т.д.

Дистанционные проекты способствуют развитию творчества, инициативности, помогают осознать, сравнить свои собственные умения со способностями одноклассников, коллег. При этом среда дистанционных форм обеспечивает интенсивный образовательный рост, в некоторых случаях в условиях "повышенной сложности".

Главная идея  заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий, а также в оказании им  финансовой поддержки для развития  творческого потенциала.

        С горечью приходится констатировать, что, очевидно, современная средняя общеобразовательная школа в принципе не может решить задачу обеспечения полномасштабного развития творческих способностей одаренных детей, подготовки выпускника к вузу. Это не вина школы, а ее беда. Перегруженность школьных программ, не всегда достаточная квалификация учителей, а в некоторых  сельских школах и отсутствие учителей по ряду предметов – все это приводит к тому, что без дополнительной подготовки (в данном случае с применением ДОТ) выпускники средней школы не способны выдержать вступительные испытания в вузы и в дальнейшем успешно обучаться в них. Особенно это касается одаренных детей, которые нередко теряются в общей массе школьников и, не получая должного внимания, нередко оказываются безнадежно потерянными для развития интеллектуального потенциала России.         

        В сравнении с традиционным способом организации обучения дистанционные образовательные технологии оказываются значительно более эффективными. Их развитию способствует ряд факторов и, прежде всего, оснащение образовательных учреждений  мощной компьютерной техникой, спутниковым оборудованием и развитие сообщества сетей Интернет.

Цель: создание   современными средствами ИКТ условий для индивидуализации обучения, построение адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развитие творческого потенциала одаренного человека,  а также оказание финансовой поддержки одаренным детям, стремящимся развивать свой творческий потенциал.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. В целях создания оптимальных условий для реализации вышеназванных принципов в учебно-воспитательном процессе внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы (групповые занятия с одаренными учащимися),  участие в олимпиадах, работу по индивидуальным планам, исследовательскую деятельность, а также через работу кружков, секций, студии, научного общества учащихся, детских организаций. Особую значимость приобретают дистанционные образовательные технологии. Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Целесообразно условно распределить одаренных детей по 3 секциям: «ШКОЛЯРЫ», «ТВОРЧЕСКИЙ БОМОНД», «ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ». В основу необходимо положить многоуровневую работу с одаренными учащимися и систему накопления баллов. Каждый ребенок, обладающий теми или иными способностями, накапливает результаты своей деятельности: 1 уровень – работа педагогов с одаренными учениками внутри школы – институциональный, 2 уровень – муниципальный, 3 – региональный, 4 – всероссийский, 5 – международный. Таким образом, одаренный ребенок имеет возможность проявить себя, участвуя в мероприятиях различного уровня. В соответствии с рейтинговой системой он «зарабатывает» баллы, которые суммируются в течение одного учебного года. Обладатели наибольшего количества баллов получает денежное поощрение в виде индивидуального школьного Гранта. Размер Гранта варьируется в зависимости от количества победителей.

Для каждого уровня в соответствии с секцией должна быть разработана образовательная траектория, включающая список традиционных дистанционных мероприятий.

Секция «ШКОЛЯРЫ» строит свою работу согласно Плану проведения дистанционных олимпиад различного уровня, Плану работы НОУ и дифференцированному подходу к учащимся на уроке.

Главными отличительными особенностями психолого-педагогического портрета данной категории одаренных детей являются высокая мотивация к обучению и потребность в индивидуальной образовательной траектории. Это определяет наличие проблемы организации самостоятельной деятельности учащегося. Целью работы с одаренными детьми является максимальное раскрытие их творческих способностей, на этом основана специализация такой работы. Для этого необходимо создать особую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить полный доступ обучающегося к учебной информации. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер.

Специфика развития творческих способностей одаренных детей проявляется в том, что доля активных методов обучения в педагогической деятельности увеличивается.

Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Особое место займут продуктивные методы, основанные на активном участии обучающегося в учебно-воспитательном процессе. Активные методы по типу коммуникаций между преподавателем и учеником относятся к группе "многие многим" и подразделяется на ролевые игры, дискуссионные группы, форум, проектные группы и т.п. И в связи с этим следует отметить, что организация обучения в соответствии с указанными методами позволяет реализовать в педагогической деятельности такую специфическую особенность творческой личности ребенка, как потребность (и способность) углублять и развивать свои знания в условиях образовательного полилога.

Основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.

Учебно-познавательная деятельность с применением ДОТ осуществляется посредством следующих технологий:

1) педагогического общения преподавателя с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;

2) педагогического общения тьютора с обучающимся в аудитории или с использованием электронных средств связи;

3) самостоятельной работы обучающегося с учебными материалами.

Секция «ТВОРЧЕСКИЙ БОМОНД» функционирует согласно программам дополнительного образования и дистанционным конкурсам изобразительного, вокального, танцевального творчества различного уровня, а также включает в себя работу органа школьного самоуправления,  детской организации, организации лидеров волонтёрского движения.

Работа с одаренными детьми данной категории предполагает создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит:

конкурсная деятельность (дистанционная форма)

деятельность научных обществ учащихся, ориентированных научно-техническое творчество школьников;

социально-образовательные программы и проекты школы;

областные, окружные фестивали детского художественного творчества;

областные, окружные выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;

физкультурно-спортивные соревнования;

форумы победителей, форумы талантливых школьников;

реализация специальных образовательных программ элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми (с применением ДОТ);

реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;

использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем  образовании.

Основным результатом деятельности учащихся будет являться некий продукт, который можно оценить.

Секция «ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ». Основная составляющая одаренности данной категории детей – креативность. Она охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Креативность – это способность порождать необычные и оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы.

К началу XXI века сложилось три основных варианта самореализации людей, способных генерировать новые идеи

1. Вы придумывайте и реализуете свою идею сами;

2. Вы придумывайте и в соавторстве реализуете идею;

3. Вы продаете идею другим людям.

В рамках внедрения новых стандартов образования основная цель подготовки школьников - создание конкурентоспособной модели выпускника. Одаренные дети, имеющие креативное мышление, должны не только научиться пользоваться своей интеллектуальной собственность, но и развивать её.  Особенность этой группы детей состоит в том, что творят они легко, помногу и на лету. Конечно, «генераторы идей» нередко изобретают «велосипеды» или рожают проекты, неспособные себя окупить. Однако при фильтрации в осадке все равно остается столько продуктивных идей, сколько не способна «переварить» ни одна корпоративная структура – ни «своя», ни «чужая» (исключения только подтверждают правило). Поэтому активному генератору идей непросто самореализоваться в своем деле и ребенку в последующем правильно выбрать  профессию. Самое главное для таких детей создать условия, в которых генераторы идей будут чувствовать себя, как рыба в воде, и смогут реализовать свой недюжинный потенциал.

От того как правильно построится работа с детьми в данной группе, зависит их дальнейшее развитие. Развитие и изобретения, совершаемые в каждой отрасли нашей жизни, строятся на потенциале таких одарённых детей. Использование дистанционных технологий позволяют уже сейчас проявить себя в новой так называемой информационной нише, которая набирает все больше оборотов в настоящее время.

Экономический  кризис дал толчок к распространению такого вида деятельности, как  телеработы. Сейчас нет необходимости тратить деньги на поездку и представление своих работ на конкурсах и конференциях, дистанционные задания дают возможность свободного и творческого представления своего труда. Именно поэтому данная группа учащихся имеет неограниченные возможности для представления своих идей.

Сегодня, не имея мощных лабораторий и научной базы, не составляет большого труда найти нужную информацию воспользоваться окружающей каждого учащегося техникой: персональным компьютером, ноутбуком, нетбуком, смартфоном и т.д., и оформить свою идею в виде мультимедийной презентации, проектов, информационной  продукции (буклетов, брошюр, эл. писем и т.д.). Взяв за основу уже существующую элементную базу, подбирается набор функций, разрабатывается конструктивная схема, дизайн, придумываете свою «изюминку» – и вскоре можно демонстрировать готовый продукт в компьютерной прессе

        Школьный сайт — универсальное и эффективное средство, позволяющее донести до аудитории необходимую информацию — расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций. Школьный сайт является институциональным публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим

При подведении промежуточных итогов реализации данной программы можно отметить, что она реально работает:  

1.        Улучшилась общая успеваемость по школе-интернату

2.        Произошло повышение % качественной успеваемости по школе-интернату

3.        Наметилось увеличение доли одаренных детей, получающих  образование и творческое развитие посредством применения ДОТ

4.        Увеличился охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности с применением ДОТ состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях

5.        Виден рост продуктивной активности личности в образовательной среде: положительная динамика процента участников и призеров дистанционных конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня (в том числе ОД)

6.        Произошло увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью

- (в рамках НОУ)

- (в рамках спец. кусов по ФГОСНОО) и экспериментальной площадки

7.        Повысилась ИКТ-компетентность и уровень информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя: вырос % использования в работе с ОД ИКТ.

8.        Произошло увеличение доли педагогических работников ОУ,    прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми

9.        Увеличилась доля педагогов от количества участвовавших, ставших победителями и призерами конкурсов профессионального мастерства, в том числе по реализации работы с ОД

10.        Идет развитие, работа, численное увеличение посещений школьного сайта «Покорители вершин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Система методической работы с педагогами по внедрению новых образовательных технологий (из опыта работы школы)

Внедрение новых образовательных технологий тем эффективнее, чем больше педагогов активно применяют их в своей практике. Найдите единомышленников и внедряйте НОТ в соответствии с предложенной в статье ...

Руководство для работы начинающему воспитателю с одаренными детьми в школе-интернат

Данное руководство разработано мною для работы начинающему воспитателю с одаренными детьми в школе-интернат....

Контрольная работа "Дистанционные образовательные технологии в практике учителя в соответствии с ФГОС"

ДОТ в практике учителя. Отчет о создании дистанционного курса по истории....

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми

Информационный материал, помогающий в работе с одаренными детьми...

Содействие сохранению здоровья учащихся в рамках традиционного обучения и с применением дистанционных образовательных технологий (из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество»)

На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по работе с детьм...

"Внедрение дистанционных образовательных технологий из опыта работы учителя английского языка ГБОУ ЦО №167 Красовской Светланы Аликовны"

Внедрение дистанционных образовательных технологий из опыта работы учителя английского языка ГБОУ ЦО №167 Красовской Светланы Аликовны...