ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ. Доклад на Всероссийской дистанционной научно-практической конференции - вебинар «Интернет Технологии в образовании», г. Чебоксары
статья на тему

Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией.

Как реализуется в социальных сетях и блогах принцип эвристического обучения?

Cоциальные сети могут быть использованы в различных формах обучения и имеют некоторые преимущества.

Нельзя однозначно сказать: хорошо активное пользование социальными сетями  или плохо –ведь в любой ситуации есть свои плюсы и минусы, а использовать Интернет – ресурсы  с максимальной пользой для работы учителя с учениками просто необходимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozinet.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА

 В ОБРАЗОВАНИИ.

И.А. Савченко

МОУ «СОШ  №14 с  Углубленным Изучением Отдельных Предметов»,              г. Сергиев Посад, Московская область

 ivtsav@rambler.ru

В настоящее время уже практически не мыслима жизнь без Интернета. Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией. Можно смело утверждать, что с момента его появления в доме практически каждого человека, мир перешёл на совершенно новый уровень развития. Социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в Интернете.

Социальный интернет – совокупность социальных сетей.
Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п.
      В разных регионах популярность социальных сетей различна.

Так, сети MySpace, Facebook, популярны и распространены в Северной Америке.

Социальные сети Рунета

Одноклассники (odnoklassniki.ru) – название говорит само за себя. Об этой социальной сети знают даже те, кто не пользуется Интернетом. Изначально создана для поиска и общения с одноклассниками, но, как и другие социальные сети, со временем разрослась и обзавелась дополнительными функциями и возможностями.

В контакте (vkontakte.ru) – крупнейшая и самая популярная социальная сеть среди русскоговорящих пользователей Интернета. Клон Facebook, только со своими особенностями. Изначально Вконтакте была создана как социальная сеть для студентов, но со временем разрослась до невероятных масштабов. В феврале 2011 года ежедневная аудитория Вконтакте превысила 23 миллиона человек. Получила распространение в основном среди молодой части Интернетчиков - около 5% ее аудитории составляют дети в возрасте от шести до 14 лет. 

Мой Мир (my.mail.ru) – социальная сеть сайта Mail.ru. Помимо почты этот сайт предоставляет массу других возможностей: добавление фотографий, музыки и видео, поиск знакомых и друзей и так далее.

В целом все современные системы обеспечения работы социальных сообществ обладают несколькими общими чертами:

  1. в большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей (на каждого участника заводится учетная запись). При регистрации пользователь должен указать некоторую информацию о себе для идентификации, ввод адреса электронной почты и проверка его работоспособности. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника; 
  2. работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свой логин, пароль;
  3. помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы;
  4. социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных web-сервисов, объединенных общим названием «сервисы Web 2.0».

Такие сообщества имели особенности, обусловленные их техническим характером:

  1. как правило, пользователя в таком сообществе идентифицирует формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname — уменьшительное имя, прозвище, кличка). Один реальный пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько виртуальных персонажей;
  2. основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно и не всегда такой текст воспринимается одинаково, то со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, — смайлы (от англ. smile — улыбка);
  3. характерная особенность часто общающейся группы людей — накопление активно использующейся социальной истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания «свой — чужой». В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто — жаргона;
  4. стиль общения в таких средах, не в последнюю очередь из-за того, что общение ведется чаще всего от имени виртуального персонажа, не имеющего явно выраженного пола, возраста и социального статуса, более свободный, чем в обычной жизни.

Опрос (рис.1, рис.2)среднестатистической школы показывает, что:

  1. Статистика посещения сети:  90% регулярно посещают социальные сети, 44% несколько раз в день  и 35% ежедневно посещают сеть.
  2. Основными мотивами участия в сети являются поиск друзей, знакомство  общение с новыми людьми, развлечения (сетевые игры, музыка, фильмы, фото) – 58% опрошенных.
  3.  67% из них считают, что социальная сеть помогает им в организации личного досуга.

Рис.1 

   Рис.2  

Социальные сети оказывают заметное влияние на формирование речи детей. Свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.

Опасность виртуального совращения детей – это проблема, которая, наверное, особенно сильно волнует взрослых. Анонимность интернет-общения дает шансы сексуальным извращенцам безнаказанно пользоваться любопытством детей к взрослой теме и втягивать их в виртуальные интимные отношения.

Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются. Проблемы социализации, неумение общаться с взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка, и может сформироваться социофобическая, не приспособленная к реальной жизни личность.

Современные мониторы компьютеров практически безвредны для здоровья, но, тем не менее, проводя много времени онлайн, дети рискуют получить проблемы. Осанка и зрение страдают в первую очередь, а недостаток двигательной активности плохо сказывается на общем самочувствии.

Тем не менее, если ребенок проводит большую часть досуга в сети, если у него ухудшается зрение или осанка, если у него нет не виртуальных друзей, если он тратит существенные суммы денег на виртуальные развлечения, если у него появляются подозрительные личности в списке друзей, то любой их этих симптомов должен насторожить родителей.

Как же избежать интернет – зависимости в соц.сети?

Советы психологов и педагогов родителям.

  1. Распишите основные задачи, для которых ребенок использует Интернет. Помогите ему придерживаться намеченного расписания.
  2. Необходимы перерывы во время пользования Интернетом.
  3. Найдите ребенку время на интересы и увлечения помимо Интернета.
  4. Обращайте внимание на малейшее изменение в поведении, психологическом и эмоциональном отношении ребенка.
  5. Если все же вы замечаете некоторую агрессивность ребенка, если он долго находитесь не в сети, стали ухудшаться отношения с близкими, в таком случае обратитесь за квалифицированной помощью.

Еще не до конца изучен, но не подлежит сомнению феномен социальных сетей, при этом такой мощный ресурс мало используется в образовательных целях. А школа должна реагировать на новые тенденции в жизни подростков. Нередко от педагогов можно услышать негативное мнение о социальных сетях, Интернет – сообществах, об их вреде для детской психики, отрицательном влияние на учебу и т.д. Можно сказать, что школа сегодня не принимает потребностей общества, потребностей и возможностей современных школьников, не создает достаточных условий для адаптации детей и их успешной образовательной деятельности в новой коммуникационной среде.

Не отрицая ряда проблем, связанных с неорганизованным и бесконтрольным пребыванием школьников в сети, необходимо рассмотреть  новые образовательные возможности, которые появляются у учащихся в новых виртуальных средах. Важно отнюдь не запрет таких сервисов, а организацию продуктивной образовательной деятельности, тем более что такой позитивный опыт уже существует.

За рубежом Facebook давно используют как образовательную интернет–среду. Есть даже специальное руководство для преподавателей (англ.) – Facebook For Educators guide.

Как реализуется в социальных сетях и блогах принцип эвристического обучения?

  1. Каждый участник социальных сетей сам выбирает, примкнуть ли к тому или иному ресурсу, тому или иному интернет - сообществу. В зависимости от личных целей могут выбираться профессиональные сообщества, сервисы по интересам.
  2. Каждый участник соц. сети или блога только лично определяет степень своей активности, поддержку каких-либо сетевых проектов, участие в сетевых мероприятиях, формы реализации своих мыслей, идей и т.д. Каждый сам позиционирует себя, выбирает круг интересов, сам выстраивает взаимоотношения. Выбирая пути самодвижения в сети, каждый имеет возможность стать модератором, администратором, ведущим тематических рубрик и дневников.
  3. Участники для успешного существования в соц. сетях должны владеть метапредметными видами деятельности, прежде всего, обеспечивающих работу с информацией.
  4. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т.п.). Главный принцип эвристического обучения является, по сути, и главным принципом деятельности в социальных сетях и блогах. Активность пользователя характеризуется теми продуктами, которые он создает и представляет другим членами виртуальных сообществ. Первым продуктом является сам созданный профиль пользователя, а далее – его сообщения, статьи, голосования, списки друзей и т.д.
  5. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области. В социальных сетях все равны, это выражается, в том числе, в том, что нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей и т.д. Многие виды деятельности блогеров и участников виртуальных проектов как раз строятся на принципах сравнения собственно продукта с продуктами других участников виртуального пространства – именно на это построены голосования, «перепосты» сообщений и т.д.
  6. Ситуация постоянного самоопределения является нормой деятельности в социальной сети. Профиль каждого участника – уникальный контент, «списать» у товарища или ждать подсказки не имеет смысла. Каждый сам отвечает за свою страницу, решая как технические и организационные вопросы (сменить ли пароль, добавить ли друга, как ответить на спам), так и творческие (как ответить, чтобы заметили, какой вопрос задать), этические (как реагировать на неприятный текст, какой стиль общения выбрать, как вежливо отказать).
  7. Участники социальных сетей и блогов действуют в ситуации постоянной оценки со стороны других членов сообщества («нравится – не нравится», голосования, рекомендации и т.д.), вынуждены анализировать собственную деятельность, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы достижения нужного результата (как привлечь к странице больше одноклассников?).

Социальные сети и блоги – независимые ресурсы, открытые для пользователей. И участники здесь не просто гости, время от времени оставляющие сообщения, а постоянно действующие и видоизменяющиеся субъекты. Участник в чате виден только по своим сообщениям, участник в социальной сети виден даже тогда, когда отсутствует в ней. Это создает для каждого участника эффект личного пространства, защищенности. Дружественная среда – это не мало для успешного обучения.

Не последнюю роль в образовательных возможностях современных коммуникативных сервисов играет техническая сторона. Популярные сети – мощные в технологическом плане Интернет-ресурсы, медийные среды, в отличие от тех же форумов и чатов. Они значительно расширяют возможности представления информации и работы с ней, разрешая размещать, просматривать, комментировать видео, использовать дополнительные приложения – игры, голосования, доски граффити и т.д. Таким образом, педагог получает в пользование оснащенную мультимедийную площадку для своих дистанционных занятий.

В социальных сетях существует возможность организовывать временные сообщества, как открытые, так и с ограниченным доступом. Благодаря этому можно эффективно организовывать работу групп и секций, координировать работу над совместными образовательными проектами.

Педагоги могут приглашать к обсуждению авторитетов в своей области, учащихся и педагогов, ученых; непосредственными участниками образовательных и культурных мероприятий в Интернете могут стать родители учеников, их братья и сестры; наконец, сами внутренние границы школы размываются – на занятиях, виртуальных конференциях и семинарах могут одновременно присутствовать участники из разных классов, разных параллелей. Таким образом, от личного профиля к социальной сети можно выстроить путь к образовательному (научному) виртуальному сообществу.

Cоциальные сети могут быть использованы в различных формах обучения и имеют некоторые преимущества:

  1. Внутриорганизационное обучение – использование социальных сетей в целях информирования учащихся и оперативного решения задач. Высокий уровень взаимодействия преподавателя и ученика обеспечивает непрерывность учебного процесса;
  2. Формализация структурированного обучения – возможность учителям, а также ученикам использовать социальные сети в рамках получения образования и профессиональной подготовки;
  3. Групповое обучение – возможность использования социальные сетей для работы и учебы вместе как группы людей (группы проектов, учебных групп);
  4. Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др.; 
  5. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных технологий, оценки   результатов работы каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество;
  6. Персональное обучение – использование социальных сетей учащимися для собственного (самостоятельного) личного или профессионального обучения;
  7. Случайное обучение – возможность отдельных лиц с помощью социальных сетей получать что-то новое, не подозревая об этом сознательно.

Дневник – школьная социальная сеть.

С течением времени все привычное для нас обретает более автоматизированный вид. Представьте, что весь процесс учебы ребенка размещен в интернете и для родителя видны все подробности касающиеся школьной жизни. Подобная возможность реализована в «Дневнике» - школьной социальной сети.

Сайт Дневник.ру разработан в интересах всех участников образовательной системы. Для учеников, он полезен тем, что здесь выкладываются все расписания, литература, входящая в школьную программу, словари и объявления. Кроме этого, ученики имеют возможность общения между собой на форуме, помогая друг другу советами, обмениваться фотографиями и другими данными. Директорам и педагогам Дневник, как школьная социальная сеть гарантирует общение и объединение учащихся по интересам, и прямую связь с родителями. Также, учителям тоже предоставлен свой кабинет, под названием «Учительская». Это только часть возможностей из огромного количества функций сервиса. Доступ к аккаунтам осуществляется по выданным всей школе активационным кодам. Дневник является молодой школьной социальной сетью, но активно развивается в организации и обеспечении прозрачности школьной жизни. Несомненно, данный сервис в итоге даст школам порядок и отдача от нее будет исключительно положительной.

Нельзя однозначно сказать: хорошо активное пользование социальными сетями  или плохо – ведь в любой ситуации есть свои плюсы и минусы, а

использовать Интернет – ресурсы  с максимальной пользой для работы учителя с учениками просто необходимо.

Источники:

  1. Сеймур Паперт. Подключенная семья: правильный путь к цифровому поколению.
  2. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум дистанционного обучения. - М.:ИОСО РАО,2000.
  3. http://molod.karelia.ru/portal
  4. http://proall.ucoz.ru/publ/socialnye_seti
  5. http://www.ddriver.ru
  6. http://www.eidos.ru/journal
  7. http://www.genon.ru/
  8. http://www.neumeka.ru
  9. http://www.proton.org.ua
  10. http://www.znaikak.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. VIII окружная научно-практическая конференции педагогов «ОТК-2015. Образование. Технологии. Качество» Центральное управление Самарская область

Цель данной работы поделиться опытом использования метода проекта в деятельности педагога на уроках литературы.В связи с поставленными целями выделяем следующие задачи:1.   Проанализировать ...

Сборник. III Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция для педагогов «Совершенствование учебно-воспитательного процесса»

Сборник. III Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция для педагогов «Совершенствование учебно-воспитательного процесса»...

Статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанционного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

III Всероссийская дистанционная научно-практической конференции школьников и студентов «МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ»

Направление работы (секция): Физическая культура тема работы участников конференции: «Незаконченная Олимпиада Хельсинки 1952г.» Проектная деятельность....

ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ для студентов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Актуальные проблемы образования: взгляд современного ученика»...