Тема «Психопрофилактическая система обучения математике».
статья на тему

Щербинова Наталья Николаевна

Краткое описание сущности педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_ped.opyta_.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание сущности педагогического опыта.

     Тема, над которой я работаю,  называется  «Психопрофилактическая система обучения математике».

     Задачи, поставленные мной:

  1. создавать условия комфортного окружения для учащихся с целью сохранения здоровья;
  2. адаптировать технологию дифференцированного обучения  с учетом индивидуальных характеристик учащихся;
  3. создать возможность учащимся для проявления творческой активности;
  4. осуществлять анализ результативности  на основе мониторинга успешности обучения и воспитания.

     Основная цель – отслеживание общей результативности проводимых мероприятий, их конечного эффекта. При правильной организации преподавания предмета характеристики интеллектуального и психического здоровья должны иметь тенденцию к улучшению.

     В «Концепции модернизации российского образования»  зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

     Диагностика анализа здоровья показывает, что неспособность справиться с учебной нагрузкой является одной из наиболее распространенных психотравмирующих (трудных) ситуаций, приводящих к хроническому утомлению и усталости. Как показал опрос среди детей и родителей к психотравмирующим ситуациям чаще других относятся конфликты со сверстниками, конфликты со взрослыми, состояние публичного выступления (концерты, спортивные соревнования и другие). Долговременное воздействие таких ситуаций в виде непрерывных стрессовых перегрузок вызывает истощение нервной системы, ведет к различным психосоматическим и нервно-психическим расстройствам. Происходит деформация мотивационной сферы: учебные, познавательные мотивы перестают быть ведущими в структуре учебной деятельности, что, в свою очередь, приводит к искажению самой учебной деятельности. Таким образом, система обучения в принципе может быть психотравмирующей и привести к ухудшению состояния здоровья учащихся. Необходима психопрофилактика (психотерапия) педагогического процесса, факторами которого является комфортное общение со сверстниками, педагогами, получение ситуации успеха, творческие аспекты учебной деятельности и т. д., то есть все то, что вызывает положительные эмоции.  Моя задача, как педагога и классного руководителя, - построить систему преподавания, формирующую и укрепляющую психическое здоровье учащихся.

     Мой опыт работы в этом направлении  выявил основные компоненты системы обучения, направленные на психопрофилактику учащихся:

  1. Учет индивидуальных характеристик каждого учащегося.
  2. Дифференциация обучения.
  3. Создание возможностей для проявления творческой активности.
  4. Использование нетрадиционных, игровых форм проведения урока, их вариативность.
  5. Создание комфортного окружения для учащихся.

В ходе работы над данной темой мною были изучены современные педагогические технологии, психолого-педагогическая литература. Я пришла к выводу, что  наиболее благоприятные условия создают технологии дифференцированного обучения.     Дифференциация учащихся осуществляется на уровне класса (по интересам и способностям) и групп (с опорой на оценку успешности усвоения учебного материала каждым учеником и реагирования на интеллектуальную нагрузку). Использование нетрадиционных форм проведения урока стимулирует восприятие и усвоение  учебного материала, усиливает интерес к предмету, способствует возникновению положительных эмоций. Создаю на уроках атмосферу творчества. Труд  в условиях креативности позволяет получить доступ к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость, снизить закомплексованность, избежать негативного влияния стресса и т.д. Творчество, как деятельность, устремленная в будущее, эмоционально связана с радостью и смехом. Технология проведения уроков может быть разной, варьируемой в зависимости от учебного периода, особенностей ученического контингента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".

Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....

Доклад "Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике"

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентировать...

Блочная система обучения математике

Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их инт...

Система обучения математике

Основные задачи образования сегодня – сформировать у ученика умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и само...

Урок как целостная методическая система обучения математике

В материале рассматриваются вопросы целеполагания и содержания современного урока математики, его структура и  условия проектирования....

Статья на тему:"Вальдорфская система обучения"

Цель данной разработки-познакомить с вальдорфской системой обучения...

Модульно – блочная система обучения математики в школе

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.Вудро Вильсон Хорошо известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, далеко не всегда оказы...