ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
статья по теме

Сегодня  в жизнь выходит новое поколение россиян, родившихся в Суверенной России. А это значит, они должны  чувствовать ответственность за всё, что происходит в  стране и за её будущее. Молодежь должна быть готова понимать и содействовать решению тех острых проблем, с которыми столкнулось наше общество в столь непростое время укрепления основ новой российской государственности и возрождения патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценносОдной из наиболее востребованных инновационных образовательных технологий является проектная деятельность. Хотя сам метод проектов не является принципиально новым в педагогике, но в настоящее время возникла необходимость возродить и активно развивать именно проектную   технологию. Что дает  методика проектной деятельности для ее  участников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektna_deyatelnost_i_socializaciya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Романова Валентина Александровна,

Учитель истории и обществознания

МОУ-СОШ № 17 г.Клина

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

 Стремительно меняется общество, в котором  мы живем. Его глобальная компьютеризация, формирование новой информационной среды, развитие телекоммуникационных технологий создают новые условия для развития сферы образования. При этом меняется и роль школы. На первый план выходит задача создания условий для формирования личности.  В концепции модернизации российского образования говорится: «Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Сегодня  в жизнь выходит новое поколение россиян, родившихся в Суверенной России. А это значит, они должны  чувствовать ответственность за всё, что происходит в  стране и за её будущее. Молодежь должна быть готова понимать и содействовать решению тех острых проблем, с которыми столкнулось наше общество в столь непростое время укрепления основ новой российской государственности и возрождения патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценности.

Нельзя быть гражданином, не зная прошлого своего государства. Изменить  его уже нельзя, но прошлым можно гордиться, извлекать из его ошибок полезные  уроки. К оценке нашего исторического прошлого нельзя подходить с мерками: кто  «лучше или хуже», кто «передовой», а кто уже отжил свое. Иначе порвется « дней связующая нить». Этой нитью является культурная, нравственная, духовная преемственность, составляющая ядро патриотического воспитания. Одно поколение перенимает эстафету у другого, чтобы потом передать следующему.

Нравственно – патриотическое  воспитание молодежи  рассматривается Министерством образования Московской области как ключевое направление в работе по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Одним из важных путей возрождения и усиления патриотического воспитания молодого поколения является воспитание историей. При этом нельзя не учитывать, что благодаря программам «Электронное Подмосковье» и «Развитие образования в Московской области» с подключением школ к сети Интернет произошло формирование новой информационной среды. Это создает условия  для возможности использовать представленные материалы по внедрению в  образовательных учреждениях с целью кардинального улучшения качества  учебно – воспитательного процесса.

Сегодня одной из наиболее востребованных инновационных образовательных технологий является проектная деятельность. Хотя сам метод проектов не является принципиально новым в педагогике, но в настоящее время возникла необходимость возродить и активно развивать именно проектную   технологию.

Что дает  методика проектной деятельности для ее  участников?

1/ Обучение и воспитание по проектной методике основано на:

  1. умении принять чужую точку зрения и в поддержке друг друга;
  2. атмосфере, способствующей честности и открытости;
  3. поощрении и руководстве;
  4. полном согласии и доверии  учеников.

2/ Взрослые и подростки – части одной команды, они работают над достижением общей цели.

3/ Данные  методы и формы обеспечивают контакт, в котором участники сами могут найти решение.

4/ Методика проекта – это не способ для взрослого распространяться  о своей бесконечной мудрости или  читать нотации. Это возможность помочь учащимся найти себя, определить цели и способы их достижения.

5/ Отношения в проектной деятельности поддерживают классическую систему «взрослый – ребенок» в процессе самопознания и самокоррекции,  что повышает у них чувство уверенности в собственных силах.

6/ Эффективность отношений строится на вере в достоинство и ценность каждого ученика, в их способности быть независимым и ответственным.

7/ Благодаря занятию  проектной деятельностью  школьник учится выражать свою гражданственность только положительно, активизируя свою деятельность на созидательное благо, а не разрушительное и пагубное для всех насилие. Такой деятельно - личностный патриотизм, пропущенный через разум, и душу ребенка, поможет ему стать активным участником строительства новой России и хранителем материальных и духовных ценностей  нашего народа.

8/ Работа над проектами дает общие представления и знания для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Овладение методом проектной деятельности создает базу для последующего профессионального образования учителя и учащихся.

             Показателем результативности воспитательных усилий школы и ее педагогов является гражданская зрелость  ее выпускников, разносторонность их интересов, умение правильно воспринимать и оценивать сложные жизненные процессы, вносить в них новое.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОЕКТНОЙ  МЕТОДИКИ  В  СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   Патриотическое воспитание- это непрерывный процесс, осуществляемый не только на уроке, но и вне его.  

   Практика показывает, что сегодня востребован опыт работы с учащимися в условиях  появления модели «школ полного дня» по различным программам дополнительного образования. Каждый педагог  понимает, насколько остро  стоит проблема занятости детей во внеурочное время. С одной стороны, нередко  можно наблюдать подростков, которые  часами стоят в подъездах, бродят с алкоголем и сигаретами по улицам. А с другой  - в условиях современного общества образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько разносторонним развитием его личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс  должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей и качеств.

  Не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети должны иметь возможность сами выбирать то, что близко им по природе, что отвечает их потребностям и интересам.

  Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков. Оно стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

       Основное и дополнительное  образование существуют в неразрывной связи, обогащая друг друга. при их взаимодействии важна слаженная работа всего педагогического коллектива.

      Организация дополнительного образования в школе имеет немало проблем в связи с отсутствием специалистов-профессионалов, недостаточной материальной базой и скудным финансированием. Неоднозначно отношение и учителей к  дополнительному образованию.  Одни считают, что оно- прерогатива специализированных детских учреждений, другие утверждают, что в нем вообще нет необходимости, третьи сводят его только к кружковой работе.

      Каждый современный учитель, участвующий в реализации  приоритетного национального проекта «Образование» должен понять, что дополнительное образование нужно не педагогам, ни министерству, а детям, которые не менее 150 дней в году свободны от уроков.  Но нет детей свободных от самих себя.  Растущий человек ждет от мира разнообразия возможностей в выборе и смене видов деятельности.

        Дополнительное образование строится на особом характере взаимоотношений ребенка и педагога. Его основу составляет сотрудничество и сотворчество, индивидуальный подход. Кроме того, благодаря этой системе  школьники  получают допрофессиональную подготовку.

ПОМОГАЕТ  ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ, СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

ИЗУЧАЕТ ЯРКИЙ,  ПОЗНАВАТЕЛЬ-НЫЙ МАТЕРИАЛ,

НЕ ВХОДЯЩИЙ В ПРОГРАММУ

ДОПОЛНИТЕЛЬ-

НОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РЕШАЕТ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ

 ОСНОВНОГО  И  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАСШИРЯЕТ КРУГОЗОР, УГЛУБЛЯЕТ

ЗНАНИЯ, ФОРМИРУЕТ УМЕНИЯ,

 ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК,

ДУХОВНО ОБОГАЩАЕТ УЧАЩИХСЯ,

ПОМОГАЕТ РАСТИТЬ ПАТРИОТОВ РОССИИ

РАБОТА СИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ,

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ, РЕФЛЕКСИЯ,

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

НА ИГЗ, ДНЕ НАУКИ, и т. д.

           

           

 Значение дополнительного образования  связано с тем, что оно интегрировано, т. е. создает единое образовательное пространство;  решает в комплексе задачи воспитания и образования, реализации индивидуальных креативных возможностей учащихся. Оно компенсационное / гарантирует успех/,   рекреационное /обеспечивает детям содержательный досуг; позволяет в комплексе решать проблемы  самообразования, профориентации и  самореализации подростков.

        В нашей школе дополнительное образование представлено целым рядом направлений, среди которых патриотическое воспитание является приоритетным. Живой отклик и интерес у учащихся вызывают  занятия проектной деятельностью на занятиях кружков «Никто не забыт, ничто не забыто», «Историческое краеведение», лекторской группы, которая готовит экскурсоводов для школьной Комнаты Боевой Славы, ИГЗ / индивидуально - групповые занятия/  для реализации  новых  проектов, посвященных памятным датам Российской истории / например,  к юбилею Отечественной войны 1812 года /.

       В отличие от урока  занятия в системе дополнительного образования имеют свои особенности:

  1. если урок является обязательной формой обуче ния, регламентирован временем, то внеклассная работа носит добровольный характер и время ее проведения определяется учи телем. Это возмож ность организовать деятельность учащихся по интересам, что способ ствует развитию индивидуальных наклонностей, инициативы и познавательной самостоятельности учеников;
  2. при внеклассной работе учитель относительно свободен в выборе содержания, тогда как содержание уроков определено государственными программами и стандартами;
  3. создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников за счет использования более разнообразных форм работы над проектами.
  4. учащиеся могут более широко применять такие современные методы  такие проектной деятельности, как изучение научных источников, диагностика мнений одноклассников, интервью  с земляками, анализ и проектирование, театрализация выбранной ситуации.
  5. проекты  во внеклассной работе открывают   более широкие  возможности для  формирования интеллектуальных и практических умений школьников за счет использования элементов научно-исследовательской работы в архивах, библиотеках, музеях, дают  опыт публичных выступлений на «Дне науки»;
  6. шире, чем на уроке, осуществляется связь с происходящими в мире и стране событиями.

    В патриотическом воспитании по системе дополнительного образования  были выбраны три    приоритетных направления:

  1. военно – патриотическое,
  2. историко -  краеведческое,
  3. нравственно – патриотическое.

            Первая составляющая – военно-патриотическое  воспитание – является  традиционным. Быстрее и осознаннее почувствовать себя полноценным гражданином своей страны ребятам помогает участие в военно-патриотической программе «Память», акциях «Рубежи славы», «Подарок и письмо ветерану».

          На протяжении многих лет  наша школа дружит с ветеранской организацией завода «Термоприбор». Ребята каждого класса хорошо знают своих подшефных ветеранов,  бывают у них дома; с восхищением и слезами  на глазах  беседуют  с ними на классных часах. Ветераны – самые дорогие и желанные гости нашей школы  в   День  пожилого человека, День учителя, День освобождения  г. Клина, День защитника Отечества, День Победы. Несмотря на возраст, ранения и болезни  наши ветераны раскрывают перед ребятами свою душу, чтобы поколение, не знающее тягот и бедствий войны, помнило, кому оно обязано жизнью. После таких встреч на уроках и в сочинениях наши ученики  с гордостью рассказывают о подвигах своих родных, о семейных «архивах», где хранятся их боевые награды, фотографии, реликвии военных лет. На основе воспоминаний ветеранов была составлена «Летопись», которая хранится в комнате боевой славы школы. Глубокий след в душах  детей оставляют  совместные экскурсии с представителями совета ветеранов по  экспозиции школьной комнаты боевой славы, посвященной памяти погибших героев Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, среди которых есть и ученики нашей школы  - Редянов Александр и Распопов Дмитрий.  Все это стало основой для создания  проекта «Память, опаленная войной».

                   Любовь к  своему Отечеству, как правило, начинается с любви к своей малой родине.  Знать историю своего края, чтить традиции, хранить память о дедах, помнить имена и подвиги известных и неизвестных героев, гордиться достижениями своих современников, любоваться красотами природы, беречь все то, что тебя окружает, видеть перспективы развития родного края – именно эти идеи  лежат в  основе второй составляющей патриотического воспитания – исторического краеведения. Региональные и районные программы по внедрению краеведческого компонента в систему исторического образования оказывают неоценимую помощь в организации исследовательской работы и научно-познавательной деятельности учащихся

           Огромный интерес вызвал у ребят проект «История родного города через историю родной улицы» в рамках районного конкурса, объявленного районным краеведческим музеем.   В ходе работы ребята побывали в администрации Клинского района,  городском архиве, краеведческом музее, архиве, архитектурном центре, ГУ- пенсионного фонда, Районном Совете и Доме ветеранов, военкомате. Они брали интервью у  ветеранов войны и труда, детей и пенсионеров, директоров и муниципальных чиновников. В проекте принимали деятельное участие краеведы, родители, учителя истории, музыки, МХК, родители. Школьники узнали много нового, интересного, систематизировали уже известную информацию, глубже осознали, что история Клинского края, его становление и развитие неразрывно связаны с историей России и Подмосковья.

         «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»  серьезной проблемой считает духовное  здоровье подрастающего поколения. Вопрос  о нравственности – это вопрос выживаемости нашего общества. Если у человека нет духовного стержня, если страсти и пороки его будут разжигаться Интернетом, и телепрограммами,  это приведет к потере личности,  общества  и государства. Поэтому третьей составляющей патриотического воспитания должна быть нравственность.

       Областная целевая программа «Духовно – нравственное здоровье детей и молодежи  Московской области на 2005 – 2010 гг.»  поставила задачу  поиска путей по преодолению нынешний духовно-нравственного кризиса, может ли гражданин  вернуть в  жизнь граждан, особенно молодого поколения тех идеалов и ценностей, которыми веками руководствовались многие поколения россиян. Известный русский историк В.О. Ключевский писал, что «…политическая крепость государства… держится на силе нравственной, чтя имена, которые выходят за границы времени… и   становятся   для   новых   поколений  носителями  национальной идеи, национальным идеалом».

       В условиях НТР крайне важными задачами являются с одной стороны, умение использовать потенциал новых современных образовательных, в том числе инновационных и мультимедийных технологий, а с другой – сохранения в человеке человеческого, воспитание патриота, гражданина, личности.

        Навстречу 1010 –летия крещения Руси была организована работа над проектами, посвященными Православному Клину, который,  как и любой древний город Подмосковья невозможно представить без храмов. Каждый из них по-своему уникален.  Храм Успения Божьей Матери /на улице Папивина / - удивительный и неповторимый памятник древнерусской архитектуры, элементы которой не   встречаются больше нигде в Подмосковье. Он объявлен памятником русского зодчества ХУ1 века  республиканского значения. Его история связана с событиями опричнины эпохи первого русского царя Ивана 1V Грозного. Троицкий соборный комплекс вместе с колокольней был главным украшением города и местом главных городских событий в Х1Х – начале ХХ вв. Храм Успения в бывшей усадьбе Демьяново /оказавшейся ныне в черте города/  связан с именами выдающихся представителей русской истории и культуры – Г.Р. Державина и А.С. Пушкина,            А.Н. Скрябина и П. И. Чайковского, сестер Гнесиных, семьи Танеевых, А.Белого, А.М.Васнецова. Скорбященская церковь никогда не закрывалась. Она была единственно действующей городской церковью клина в годы Советской власти.

      Свято – Тихоновская  церковь – это первый и единственный храм в России, освещенный в память  Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, образа утраченного единственного единства Русской православной церкви. Проект «Дорога к храму»  Китаниной Анастасии, ученицы 10 класса, занял 1 место  на районном «Дне науки».

  Патриотизм – это одна из форм духовных ценностей, которая  является зеркальным отражением тех условий, в которых сегодня живет и развивается наше общество. Отличительной особенностью современного патриотизма является его преимущественно политическая направленность, связь с идеей национальной госу дарственности. Любовь к «большой и малой  родине» пронизана личностным началом и  немыслима без личности патриота.  Уверена, что  только  такой деятельный, пронизанный личностным началом патриотизм  помогает сохранить «дней  связующую нить», чтобы передавалась эстафета памяти от одного поколения  клинчан к другому. Ведь, всех нас  объединяет главное – чувство любви к России и желание вернуть ее на высоту исторического прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколого-образовательные проекты во внеурочной деятельности как фактор социализации подростков

В статье отражен опыт работы по организации эколого-образовательных проектов, как фактора успешной социализации подростков....

Социальное проектирование как фактор социализации подростков.

Данный материал может использоваться педагогами для подготовке к педогогическим советам, МО....

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ.

Социально-педагогическая поддержка вписывается в систему учебно-воспитательной работы школы: уроки, факультативы культурологического направления, предметные кафедры, кружки спортивной и творческой нап...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

laquo;Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены   на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовател...

Развитие критического мышления как фактор социализации и формирования законопослушного поведения детей и подростков

Данная статья посвящена технологии развития критического мышления (ТРКМ) как инструмента формирования законопослушного поведения и успешной социализации детей и подростков....

«КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Современные школьники в быстро меняющемся мире, не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Очень важно применять  эти знания на практике, уметь работать с информ...