ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
статья на тему

Тарасова Оксана Сергеевна

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены   на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование готовности у обучающегося и способности самостоятельно, творчески осваивать и строить другие способы действий в любой сфере человеческой культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Оксана Сергеевна Тарасова

учитель химии первой категории

МОУ «Усть-Карская СОШ» Сретенского района

        Исследовать окружающий мир ребёнок начинает с самого рождения. В начале становления личности ребенка на раннем этапе развития исследовательская деятельность протекает с целью познания  окружающего мира и закрепления общечеловеческих навыков, необходимых для жизни и нового исследования. Я так считаю, что в результате даже простых бессмысленных действий дитё получает почву для новых познавательных интересов. И так продолжалось бы всю жизнь! Но  ведь и маленький ребенок, ломая или разбирая какую-нибудь игрушку, ставит перед собой цель, он мыслит.

        Время идёт, ребенок научился говорить, он получает знания, формируются навыки и умения, к своей деятельности он начинает подходить осознанно. Самое главное, необходимо оказаться рядом и помогать направлять его действия в нужное русло. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построены         на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование готовности у обучающегося и способности самостоятельно, творчески осваивать и строить другие способы действий в любой сфере человеческой культуры. Условием развития человека помимо реальности самой природы является созданная им реальность культуры. Культура – явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме [1]. И ребенок в исследовательской деятельности выступает как субъект и активный участник реальности и культуры.

        Мне хочется рассказать об исследовательской деятельности обучающихся в нашей школе, как мне удается создать ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.  В организации исследовательской и проектной деятельности я преследую не только формирование исследовательских навыков, но и  социализацию и наработку социальной практики средствами исследовательской деятельности.

        Конечно, мне было очень трудно перестроится на уроки с использованием технологии проектной и исследовательской деятельности, но познакомившись с системно-деятельностным подходом в обучении, особенностями возраста подростков 21 века, я поняла, что элементы проектов и исследований должны присутствовать практически  на каждом уроке химии и вне. Проект и исследование – это самостоятельное целенаправленное приобретение знаний, умений и навыков. При исследовательской и проектной деятельности нет готовых эталонов знаний, ведь просто услышанное и увиденное не запоминается и не вписывается в сознание современных подростков, а требует самостоятельного поиска, анализа и синтеза.

        Дети сейчас более раскрепощенные, свободно выдвигающие и  высказывающие свои идеи, мысли, гипотезы… «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту»[2, 97]. Конечно, не все 100% сидящих в классе, да этого и быть в принципе не должно. Все люди на земле не могут быть двигателями прогресса, иначе был бы хаос. Есть инициаторы идей, есть учащиеся, которые создают и выдвигают проблемы, формулируют цель и предлагают как действовать, видят конечный результат. То есть это дети, которые запускают механизм исследования, а остальные – исполнители, наблюдатели. Это как во взрослой жизни.

        Особенно хорошо можно это можно использовать на практических занятиях. Вспомните, как вы оформляли работу по химии, биологии или физике: тема, цель, оборудование (и реактивы), ход работы и вывод. Но чем вам не проект или исследование? А если добавить проблему, объект и предмет исследования, задачи, теоретическое обоснование? Вот вам яркое применение технологии метода проектов и исследовательской деятельности. Вот вам и научная статья. Здесь можно и обучить ребят делать ссылки на используемую литературу и другие источники информации (пусть пока это будут учебники разных авторов, которые найдутся в кабинете учителя химии, Интернет ресурсы). Можно и найти время на озвучивание результатов, не просто сделать анализ выполненных работ учителем, а предложить самим ребятам лучших работ рассказать об исследовании, а в это время другие учащиеся могут рефлексировать свою деятельность.

        Учитель при такой работе находится в режиме делового общения с детьми, должен иметь собственное стремление к исследовательской деятельности. Именно учителем задаются формы и условия исследовательской и проектной деятельности, благодаря которым у подростка формируется мотивация.

         Конечно, это займет немного больше времени, когда всё это вводишь в свою практику, но результат не заставит себя долго ждать: к концу 9 класса большинство учащихся свободно ориентируются в постановке проблемы исходя из темы, умеют формулировать цель, ставить задачи, предлагать ход работы и предвидеть результат. Вот тогда можно и приступать уже к долгосрочным, более научным проектам и исследованиям.

В 9 классе предлагаю в рамках предпрофильной подготовки элективный курс «Металлы нашего организма», в основе которого лежит изучение влияния ионов металлов на организм человека. Продуктом элективного курса у ребят стало исследование почвы и воды реки Кара. Дело в том, что Усть-Карск – золотодобывающий поселок. В верховьях реки Кара добывают золото (а река Кара впадает в реку Шилка и протекает практически через весь поселок), а, как известно, что золото сопровождают ионы тяжелых металлов. Дети берут пробы почвы и воды и исследуют на присутствие таких ионов. Доказали, что ионы тяжелых металлов (свинец, ртуть и др.) присутствуют. Это кропотливый и довольно сложный метод работы на определение ионов металлов в растворе, но они относятся к этому очень ответственно, аккуратно работаю с реактивами, внимательно слушают и выполняют все инструкции. Причем на занятия они приходят готовы: поиск информации в Интернете – один из ведущих видов деятельности.

Большую роль играет и оснащенность исследовательской деятельности. В прошлом году в школу поступил кабинет химии. Сколько появилось желающих заниматься такой работой, ведь они же дети и всё новое и неопознанное их привлекает: мини-лаборатории, наличие мелкой, стеклянной  посуды, реактивы и т.п.

        И тут у них родилась идея: а как влияют ионы тяжелых металлов на рост и развитие растений? А ведь не зря? Потому что водой из реки Кара люди поливают свои растения в огороде.

        Посадка культур, приготовление нужного раствора, и поливка, наблюдение и фиксирование наблюдений – для детей это становится привычным делом. В процессе этой деятельности они общаются, спорят, удивляются, а это уже другой уровень общения. Вот именно в таких ситуациях происходит развитие личности в двух направлениях: личностном и социальном. Ребята имеют свой собственный экспериментальный материал, на основании которого они делают анализ и выводы, открывают новые возможности для развития своей личности.

        В процессе такой деятельности учащиеся должны уметь работать с рекомендованной литературой и средствами массовой информации, должны уметь разобраться и найти практическое подтверждение и объяснение. Один из внутренних мотивов, который побуждает к работе с Интернет источниками: действительно ли в Интернете достоверная информация?

        Конечно, на этом исследования не заканчиваются. Ежегодно со своими работами вместе с другими учащимися школы выступают: на школьном уровне конкурс исследовательских и творческих работ «Вместе мы – сила!»,  на поселковом уровне конференция  «Усть-Карск: проблемы и решение» (этот уровень для них важнее, чем какой либо другой, ведь здесь их могут услышать и увидеть не только родители, но и другие родственники и соседи!), муниципальный конкурс «Химия и жизнь».

        Одна исследовательская деятельность порождает другую. И вновь у ребят родилась идея. У нас в поселке отходы после стирки, мытья посуды обычно выливают в огород: а как же в этом случае? Влияет ли на рост и развитие огородных культур синтетические моющие средства?

Девушек волнует качество косметики, средств личной гигиены. Дети создали проблемы и попросили помочь в её решении.

        Естественно, объективно нового результата дети не получают, но они приобретают функциональные навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации позиции учащегося на основе самостоятельно полученных знаний. Эти знания для детей являются действительно новыми и значимыми.

        Я  согласна с А.В. Леонтович, что исследование имеет высокую ценность для современного образования: исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Но я бы добавила: и не только в деле развития творческих способностей, но и в развитии коммуникативных умений и навыков.

        Больше в своей практике использую  работу в группах. Исследовательской деятельностью у меня занимаются как мальчики, так и девочки. Наблюдаю, что мальчишки большие генераторы идей и способов действовать, а девчонки, как правило – реализуют! Впрочем, получается хорошо, они находят общий язык!!! А я считаю, что это один из путей вхождения в подростковую и взрослую культуру.

        Д.И. Фельдштейн отметил, что подросток занимает объективное место в системе общественных связей, имеет внутреннюю позицию по отношению к разным сферам социальной и культурной действительности. Общаясь, она превращается в «устойчивую жизненную позицию» подростка, которая выступает «субъектом собственной активной деятельности» [3]

Литература        

  1. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.-Воронеж, 1999. - С. 80.
  2. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1994. – С. 205.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся, как один из фрагментов экологического воспитания школьников.

Изучение экологии сегодня включает не только экологическое образование, но и экологичесчкое воспитание. Нет придела человеческому любопытству, а следовательно можно разработать для учащихся огромное к...

Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности на уроках географии

Современное общество требует от школы подготовки подрастающего поколения ,способного самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, проявлять социальную активность, осмысливать события ,критиче...

ЭКОЛОГО-ГРАЖДАНСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИЛИ КАК ВОСПИТАТЬ ЭКОЛОГИЮ ДУШИ?

Социализация - процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, наиболее интенсивно протекающий в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются о...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - путь творческого развития личности

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятель...

Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности на уроках географии

География — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже гло...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности"

         Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи не...