Использование технологий академика В. М. Монахова при проектировании учебного процесса по математике в 7- 9 классах
материал по теме

В связи с переходом на компетентностно – ориентированное образование перед многими педагогами встала задача поиска инновационных технологий, способствующих качественному усвоению материала, формированию ключевых предметных компетентностей и ликвидации перегрузок учащихся. В процессе изучения теоретических основ различных технологий, я остановила свой выбор на педагогической технологии проектирования учебного процесса академика В. М. Монахова, которая по – моему мнению даёт свободу педагогического мышления и  профессионального действия, возможность получить более высокие конечные результаты и помогает снять  перегрузки у учащихся строгим дозированием домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_proekt.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Использование технологий

 академика В. М. Монахова при проектировании учебного процесса

по математике в 7-9 классах».

                                 Над проектом работала:

учитель математики

 Ражева О. С.

Тольятти

Пояснительная записка

Социальный и образовательный прогресс, актуальность которого резко возросла в настоящее время, перевел систему российского образования в новый режим развития и функционирования. Это определило необходимость поиска надежных и эффективных способов решения обострившихся проблем обучения молодежи, а также концептуального развития образовательной сферы в целом, включая и инновационно – моделирующую деятельность по проектированию образовательных процессов.

Последние годы российское образование охвачено глобальным процессом стандартизации всего образовательного пространства. Но для того, чтобы каждый ученик достигал уровня образовательного стандарта, современной школе необходим новый педагогический инструментарий вместо традиционной методики.

Качество образования с нашей точки зрения - это знание технологии организации учебного процесса, стандартизация и регламентация порядка проверки и оценки качества, соответствующее программное обеспечение.

 Сегодня мы знаем, что образование – это не цель, а средство решить профессиональные, экономические, личные проблемы человека. Задача учителя – подготовить успешными  наших детей в будущем. Как сделать знания действенными? Как создать продукт , пользуясь которым,  выпускник школы мог  бы всегда быть уверенным в своих знаниях и , благодаря им, защищенным в жизни? Как научить всех!? Да так, чтобы знания обучающихся соответствовали ГОСам и не навредили их здоровью. Как создать ситуацию успеха на уроке и добиться  хороших результатов?

Поиски единого эффективного подхода не прекращаются.  Для этого есть весомые причины. В современной педагогике ведутся поиски таких дидактических подходов и дидактических средств, которые могли бы превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. В поисках условий повышения эффективности методик обучения педагоги пришли к выводу, что некоторые из них можно довести до уровня педагогических технологий. В условиях государственных образовательных стандартов только технологии могут обеспечить высокий уровень качества образования.

Проблема: Функционирование педагогической технологии академика В. М. Монахова в учебном процессе, направленном  на повышение  качества обучения, создание условий для уровневой дифференциации процесса обучения с учетом  личностных особенностей учащихся.

Цель проекта: Оценить исследовательские функции педагогической технологии академика

                           В. М. Монахова.

Задачи проекта:

  1. знать сущность педагогического проектирования,
  2. иметь представление об объектах педагогического проектирования,
  3. уметь проектировать параметры учебного процесса,
  4. уметь составлять проект учебной темы,
  5. уметь проектировать информационную карту урока,
  6. уметь реализовывать проект учебного процесса на педагогической практике.

Этапы проекта:

1.    Пропедевтический (мотивационный) этап. 

         Цели этапа:

        -формирование мотивационной готовности к овладению проектировочной деятельностью,

        -освоение элементов технологии  при проектировании процесса обучения.

2.   Этап теоретического освоения.

         Цель этапа: теоретическое овладение вопросами проектирования и технологизации процесса обучения.

3.    Этап оценки и рефлексии проектировочной и конструкторской  деятельности.

         Цели этапа:

       - адаптировать проект учебного процесса к конкретным условиям (возрастным,    

         индивидуальным особенностям и интеллектуальным способностям учащихся),

        -обеспечивать взаимодействие всех объектов учебного процесса,

        -организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся в соответствии с проектом,

        -обеспечивать контроль диагностики достижения учащимися поставленных целей,

        -устанавливать отклонения в ходе реализации проекта и анализировать причины их    

         возникновения,

        -проектировать меры по устранения недостатков проекта.

Компетентность педагогов нашей школы и их личная состоятельность позволили быть готовыми к изменениям и активно участвовать в эксперименте «Педагогические технологии академика В. М. Монахова». Технология проектирования педагогической системы имеет два принципиальных момента: 1) эта технология - гарантированность конечного результата; 2) эта технология - проект будущего учебного процесса, траектории, методической системы обучения.

            Проектирование – это принципиально - активная мыследеятельность относительно своей практической деятельности, направленная на ее преобразование.

            Педагогическое проектирование – прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, направленная на решение задач развития, преобразования, совершенствования, модернизации педагогических процессов в конкретных условиях. А еще проектирование развивает особые деятельные умения – способности учителя: рефлексия, целеполагание, планирование, экспертирование.

Проектировочная деятельность учителя как подводная часть айсберга, она всегда скрыта от внешнего наблюдателя, однако именно она обеспечивает движение к поставленной цели и её достижение.

Таким образом, педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата (в данном случае – соответствие уровню Государственного образовательного стандарта).  

Смысл педагогической технологии заключается в том, что, во-первых, педагогическая технология переводит процесс обучения на путь предварительного проектирования, заранее определяя структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащегося и учебно-воспитательного процесса в целом. Во-вторых, в педагогической технологии важнейшим становится процесс целеобразования, рассматриваемый в двух аспектах: диагностическое целеобразование и объективный контроль качества освоения обучающимися учебного материала и развития личности в целом. При этом кардинально меняется роль преподавателя по отношению к учащимся: от обучающей к консультирующей и координирующей.

Установив смысл понятия «технология» и правомерность его применения в педагогике, познакомимся с педагогической технологией  В.М. Монахова, которую будем использовать при проектировании содержания учебных тем  курса.

Педагогическая технология В. М. Монахова

Педагогическая технология В. М. Монахова – это, прежде всего, продуманная во всех деталях деятельность педагога по проектированию учебного процесса, реализации проекта и осмыслению сделанного. Технология предоставляет возможность учителю не только овладевать новыми знаниями – в результате развиваются его творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, проявляется культура развития инновационных процессов. А главное, в этой технологии присутствует важный компонент педагогической деятельности – «способность к постоянному и системному методическому и дидактическому анализу».

С точки зрения В. М. Монахова технологический подход – это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики.

         Педагогическое проектирование как составная часть  профессиональной деятельности учителя предполагает определенное соотношение и интеграцию  традиций и новаторства, норматива и творчества. Проектирование всегда будет носить творческий характер, особенно в своем стремлении развивать и совершенствовать  как свой профессиональный опыт в этой области, так и  интегративный опыт сообщества педагогов,  методистов и учителей.

Приведем также еще три определения педагогической технологии из публикаций В.М. Монахова.

1. «Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связь со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов». В самом деле, чтобы достигнуть желаемых результатов в педагогическом процессе, надо всесторонне исследовать педагогическую систему, понять ее организацию.

2. «Под дидактической технологией мы понимаем трансформирование абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики преподавания в практической деятельности (процедуры, операции), перед выполнением которой обязательно ставится определенная дидактическая цель, при которой решается данная дидактическая задача». Здесь речь вновь идет о педагогической технологии, ибо дидактика – это часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения. Технологичность проявляется в переходе от абстрактных теоретических постановок к процедурам в практической деятельности.

3.Педагогическая технология – это иерархинизированная и упорядоченная система технологических процедур проектирования учебного процесса, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата (в частности – это государственный образовательный стандарт).

Обобщая изложенное, отметим характерные свойства технологии, принципиально отличающие  ее  от  традиционной  системы обучения, такие как:  1) диагностическое целеполагание; 2) гарантированность планируемого результата на всех этапах организации обучения; 3) тиражируемость  результата обучения и обучающих процедур; 4) оперативная обратная связь; 5) повышенная объективизация контроля за качеством  усвоения знаний и умений.

Диагностическое целеполагание (целеобразование) является основополагающей  процедурой педагогической технологии. Цель – основа функционирования любой технологии и основа управления учебным процессом.  Процесс целеобразования требует однозначного задания требуемого качества усвоения учебной информации. Известно, что проблема однозначного задания требуемого качества усвоения достаточно сложна. В современной педагогике существуют различные подходы к ее решению. Однако, несмотря на различия, все авторы сходятся на том, что характеризовать качество усвоения учебной информации, необходимо характеризуя деятельность, которую человек в состоянии выполнить по завершению того или иного этапа обучения. Этот тезис хорошо согласуется с положением психологии о том, что информация усваивается человеком в процессе собственной деятельности, а усвоенная информация проявляется им во внешнем  плане тоже через деятельность. Таким образом, диагностическое  целеполагание – это перевод на язык деятельности содержания обучения.

Гарантированность планируемого результата на всех этапах обучения занимает первое место среди основных свойств технологии обучения (В.М. Монахов), которая достигается на основе строгого выполнения определенных  процедур на каждом этапе учебного процесса по определенному циклу: учение – диагностика – анализ – коррекция – измененное учение и так вплоть до полного усвоения.

Тиражируемость  результата обучения и обучающих процедур предполагает возможность повторения обучающих процедур другим преподавателем получением таких же результатов и обуславливается выполнением определенной последовательности действий и использования необходимых средств обучения (технолого-методическим обеспечением учебного процесса). Воспроизводимость процесса обучения и гарантированность его результатов – старая мечта дидактики, еще не воплощенная в жизнь. Развитие технологии обучения  создает для этого определенные предпосылки.

Обратная связь – это циркулирование информации о состоянии уровня знаний и умений учащегося в системе преподаватель – студент. Оперативность обратной связи, достигаемая благодаря системе диагностик, позволяет осуществлять своевременную коррекцию учебной деятельности учащихся. Заметим, что налаживание оперативной обратной связи невозможно без широкого использования технических средств обучения.

Повышенная объективизация  контроля – незаменимая  черта  технологии  обучения. Без объективизации процедуры контроля невозможна качественная оценка результатов учебной деятельности студентов. Объективизация достигается, во-первых, на основе диагностического целеполагания; во-вторых, использованием  тестового контроля. Благодаря диагностике учащийся заранее знает, что именно он должен знать и уметь на выходе (преподаватель не может в последний момент изменить вопрос или поставить другую задачу перед студентом). Тестовый контроль предполагает создание тестов в сочетании с эталонами к ним для всех уровней и этапов обучения.

В отличие от традиционной методики обучения в технологии ведущая роль отводится средству обучения: преподаватель скорее не обучает студентов, а выполняет функции консультирования, стимулирования, координации деятельности учащихся и управления средством обучения.

Особенности педагогической технологии академика В. М. Монахова:

  1. Доверие педагогическому профессионализму преподавателя;
  2. Гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса;
  3. Наличие четких ориентиров в работе преподавателя, не сковывающих творческую инициативу;
  4. Создание комфортных условий для учащихся (недопущение перегрузки учеников, разумная и корректная реализация Государственного образовательного стандарта);
  5. Организация комфортных условий преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности;
  6. Полное соответствие системе дидактических аксиом.

В основе  технологии лежит система дидактических аксиом, состоящая из трёх групп аксиом:

1 группа аксиом – аксиомы включения педагогической технологии в  единое образовательное пространство России:

 А1.1: Аксиома востребованности педагогической технологии в российском образовательном пространстве.

А1.2:Аксиома адекватности педагогической технологии системе «преподаватель», т.е. её готовности к профессиональному тиражированию.

А1.3 Аксиома универсальности педагогической технологии по отношению к предметным методическим системам.

2 группа аксиом – аксиомы моделирования:

А2.1: Аксиома параметризации учебного процесса, когда выбранные автором параметры образуют информационную модель учебного процесса – основу педагогической технологии.

А2.2: Аксиома целостности и цикличности модели учебного процесса.

А2.3: Аксиома технологизации информационной модели учебного процесса.

3 группа аксиом – аксиомы нормализации:

А3.1: Аксиома технологизации профессиональной деятельности преподавателя.

А3.2: Аксиома нормирования проекта учебного процесса.

А3.3:Аксиома формирования рабочего поля, в котором нормально функционирует педагогическая технология, гарантируя конечный результат при нормальных и комфортных условиях обучения.

Прокомментируем аксиомы 2 и 3 групп аксиом.

А2.1: Аксиома параметризации учебного процесса. В педагогической технологии В.М. Монахова информационная модель учебного процесса формируется параметрически. В качестве параметров, наиболее целесообразно, универсально и адекватно отражающих и представляющих закономерности учебного процесса выбраны целеполагание, диагностика, дозирование самостоятельной деятельности учащихся, логическая структура и коррекция.

  1. «Целеполагание» - представляет информацию о цели и направленности учебно-воспитательного процесса в виде определённой системы микроцелей.
  2. «Диагностика» - даёт управленческую информацию о фактах достижения  или недостижения конкретной микроцели.
  3. «Дозирование» - формирует содержательную и количественную информацию об объёме, характере, особенностях самостоятельной деятельности учащихся, достаточной для гарантированного и успешного прохождения диагностики.

            4. «Логическая структура» - содержит многоаспектную информацию о переводе методического замысла преподавателя в целостную и логически наглядную модель учебного процесса; позволяет встраивать в неё методические программы развития. Работа с ним означает верх технологического и педагогического мастерства преподавателя. Этот параметр - не просто фотография логической структуры учебного процесса, а специально формируемое рабочее поле, где всё представляется в удобном технологическом виде и может быть существенно улучшено и оптимизировано по определённым технологическим процедурам. Профессиональная деятельность преподавателя - это настоящая технология в действии.

           5.«Коррекция» - предоставляет информацию о педагогическом браке и предлагает пути его исправления.

А2.2: Аксиома целостности и цикличности модели учебного процесса. Основным объектом технологизации учебного процесса является учебная тема. Границы учебной  темы -  от минимальной 6 часов до максимальной 24 часа. Именно  такая длительность учебной темы обеспечивает целостность её восприятия обучаемыми. Процесс изучения темы, заданный с помощью пяти параметров, обеспечивает цикличность технологических процедур и позволяет использовать данную педагогическую технологию при изучении любых предметов.

А2.3: Аксиома технологизации информационной модели учебного процесса

Информационной моделью учебного процесса в педагогической технологии  В.М. Монахова является технологическая карта (ТК), составляемая на каждую учебную  тему, (ИКУ) - информационная карта урока, (ИКР) - информационная карта развития профессиональной компетентности.. ТК является своеобразным паспортом проекта учебного процесса по данной теме. В ней представлены все пять параметров учебного процесса и их взаимосвязи. ТК– это проектная документация преподавателя по учебной теме.

А3.1: Аксиома технологизации профессиональной деятельности преподавателя. Эта аксиома касается в первую очередь следующих пяти инновационных компонентов профессиональной деятельности преподавателя:

            1. Выражение педагогического замысла проекта на весь год в виде последовательности микроцелей, реализация которых приводит учащихся к реализации требований ГОС.

            2. В процессе составления последовательности микроцелей преподаватель сталкивается с реструктуризацией традиционных учебных тем.

            3. Проектирование ТК – воплощение преподавателем своего видения учебного процесса.

            4. Конструирование ИКУ не менее значимо, ибо совокупность ИКУ для данной учебной темы является конкретизированным проектом будущего учебного процесса.

            5. Профессиональное сравнение двух педагогических объектов: проекта учебного процесса в виде ТК и системы ИКУ, а также результатов конкретного учебного процесса  в данном классе – даёт возможность корректировки дальнейших педагогических действий.

А3.2: Аксиома нормирования проекта учебного процесса. Для окончательной доводки проекта учебного процесса в виде ТК необходимо произвести расчёты учебного времени и времени, выделяемого на методические программы развития обучаемых в границах данной темы.

А3.3:Аксиома формирования рабочего поля, в котором нормально функционирует педагогическая технология. Любая педагогическая технология должна удовлетворять требованиям этой аксиомы и по учебной нагрузке учащихся и по общей нагрузке: внутри ИКУ необходимо строго соблюдать нормы основных видов учебно-познавательной деятельности учащихся. Это же относится и к соблюдению психолого-педагогических и физиолого-гигиенических нормативов.

Технология проектирования образовательного процесса.

Центром приложения прогностических идей в  ежедневных хлопотах учителя является урок в учебном процессе. Чтобы достичь стабильного успеха, гарантированного результата, необходимо научиться заранее знать, к чему приведёт тот или иной вариант педагогического процесса. Нужно тщательно проектировать не только конечный результат, но и ход урока, все его элементы и составные части. Смысл прогнозирования урока - в предварительном расчёте его эффективности по установленным критериям. Однако легко обсуждать идею «в принципе». Но идеи, даже самые лучшие, результатов не дают. Надо суметь воплотить их в конкретные формы, разработать практические процедуры, подкрепить организацией и средствами - это и будет технология.

Объектом является образовательный процесс. Впервые на достаточно наглядном уровне дается абстрактное представление о процессе в виде проекта.  Отдельно  исследуется сам проект (а не реальный учебный процесс) и  возможно, получение новой информации.

Принципиально новая информация получается при сравнении параметров проекта с реальным учебным процессом. Дальнейшее исследование педагогической технологии на наш взгляд связан не столько совершенствованием основных компонентов ТК (микроцели, диагностика, коррекция, дозирование, логическая структура) сколько с выявлением глубинных закономерностей между ними, следовательно, особое внимание нужно обратить на следующие отношения:

Цель            диагностика              коррекция

 

                    дозирование

                    домашнего задания.  

Например, отношение: диагностика – дозирование  высвечивает новую проблему:  правильное дозирование - гарантия успешной    диагностики; цель – диагностика = исследуется насколько точно диагностика, как эталон учебно-познавательной деятельности ученика, отражает сущность микроцели; диагностика – коррекция = исследуется, как завышенный уровень  диагностики увеличивает число учащихся, не прошедших диагностику.

Центральное понятие технологии - это модель учебного процесса, состоящая из пяти параметров: целеобразование, диагностика, дозирование, как некая нормирующая самостоятельная деятельность обучаемого, а также логическая структура самого учебного процесса (который не может проходить вне пространства и времени) и коррекция. В виду инструментальности технологии, проект целостного учебного процесса, возможно, оптимизировать и зафиксировать в виде Технологической карты.

Порядок  построения ТК неслучаен: именно при нем лучше всего прослеживается влияние блоков Целеполагание, Диагностика и Дозирование на Логическую Структуру; Диагностики на Коррекцию; взаимное влияние Целеполагания и Диагностики, Диагностики и Дозирования.

Проектирование ТК – главный объект проектирования в технологии. Содержание учебной темы компактно укладывается в ТК темы. Учебная тема, выступающая как часть учебного курса, становится универсальным, независимым от субъективной точки зрения компонентом образовательного пространства. В технологии  В.М. Монахова  такой компонент называется инвариантом. Раскроем содержание каждого блока технологической карты:

  1. «Целеполагание». Проанализировав требования ГОС ВПО к данной теме, содержание действующей образовательной программы и личный методический опыт, выбирается оптимальный вариант последовательности введения и определения понятийного аппарата данной учебной темы. Результатом рассматриваемой процедуры является построение системы микроцелей данной учебной темы. Обозначим их В1, В2,  … ,Вn.
  2. «Диагностика». При составлении этого блока преподаватель фактически переводит требования ГОС  на язык содержания проверочной самостоятельной работы. Для каждой микроцели составляется свой образец самостоятельной работы, диагностирующей достижение данной микроцели учениками: Д1, Д2, . . .,  Дn  .   Число самостоятельных работ совпадает с числом микроцелей. Необходимо проанализировать соответствие между содержанием В1 и  Д1 ,  В2 и  Д2 и т. д.
  3. «Дозирование самостоятельной работы». Тут необходима дифференциация заданий по трём уровням: «стандарт», «хорошо», «отлично». Выполнение учеником этого задания должно гарантировать успешное прохождение им диагностики.
  4. «Логическая  структура». Число и содержание микроцелей определяет число зон ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждого из них. В заключении  каждой из зон учащиеся выполняют самостоятельную работу. Особое внимание в этом модуле уделяется  встраиваемым программам развития.
  5. «Коррекция». Этот блок рассчитан на учащихся, не прошедших диагностику. В нём выделяют три составляющие: возможные затруднения, с которыми обычно сталкиваются учащиеся; наиболее часто встречающиеся ошибки; система мер учителя, выводящая ученика на стандарт.

Общий вид ТК приведён на рис.1.

Технологическая карта

Логическая структура:     ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○

Целеполагание

Диагностика

Коррекция

В1

Д1

К1

В2

Д2

К2

Дозирование домашнего задания

Стандарт

хорошо

отлично

Дз1

ДЗ1

Дз1

Дз2

Дз2

Дз2

Рис.1. Общий вид ТК.

Пять блоков ТК однозначно представляют пять параметров учебного процесса. Все они органично взаимосвязаны:

  1. содержание микроцели определяет содержание диагностики, а содержание диагностики проверяет полноту представления микроцели;
  2. диагностика определяет содержание, объём, трудность и  сложность дозирования домашних заданий, а содержание дозирования проверяется как достаточное или недостаточное при проведении диагностики;
  3. логическая структура    - это органичное и динамичное единство содержательного, процессуального и мотивационного в проекте.
  4. коррекция – это программа работы учителя с учащимися, не прошедшими диагностику.

Преимуществом  подхода к проектированию содержания учебных тем курса  по технологии В.М.Монахова, когда вся работа начинается с целеполагания, является рациональность как построения, так и реализации учебного процесса. Сначала выстраивается цепочка микроцелей по всем разделам курса (рис.2). После этого вычёркиваются «тупиковые» микроцели (не ведущие к достижению стандарта) (рис. 3). Затем производится перестановочное комбинирование (исходя из соображений  целесообразности подачи материала, меняются местами некоторые микроцели) – рис.4. Следующие шаги: исключение дублирующих микроцелей, укрупнение микроцелей, их доопределение и переопределение. В итоге получается органичный, взаимосвязанный и рациональный сценарий учебного процесса – рис.5.

      В1    В2              В3      В4             В5    В6      В7     В8               В9   В10     В11

    Тема 1                 Тема 2                           Тема 3                          Тема 4

Рис. 2. Первоначальный вариант последовательности микроцелей курса.

      В1    В2              В3      В4             В5    В6    В7       В8               В9     В10    В11

    Тема 1              Тема 2                           Тема 3                              Тема 4

Рис.3. Вычёркивание тупиковых микроцелей.

      В1     В2              В3      В4             В5     В6              В8               В9     В10    

  Тема 1                Тема 2                              Тема 3                             Тема 4

Рис.4. Замена местами некоторых микроцелей.

      В1     В2       В3             В4     В5      В6               В8       В9    В10    

         Тема 1                          Тема 3                            Тема 4

Рис.5. Окончательный вариант последовательности микроцелей курса.

Не исключено, что содержание и последовательность микроцелей не раз будут изменяться. Это может привести к нарушению логики изложения материала. Поэтому необходимо проводить экспертизу логической структуры понятийного аппарата темы.

Разработанные проекты изучения тем - технологические карты, выдаются учащимся на первом уроке по текущей теме. Имея на руках технологические карты, учащиеся могут планировать свою деятельность, выбирать уровень обучения, на занятиях не тратить время на запись домашнего задания.

Проведенная экспериментальная работа показала, что учащиеся быстро приобретают навыки работы с технологической картой, особый интерес вызывает у них то, что они сами определяют свое дальнейшее развитие и образование за счет выбора определенного уровня подготовки по общеобразовательному предмету. Каждый ученик  обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или остановиться на этом уровне, или двигаться выше.

Реализация компонентов методической системы обучения математике в объектах педагогической технологии.

Объекты ПТ. Компоненты МСО математики

Технологическая карта (ТК)

Информационная карта урока (ИКУ)

Информационная карта развития учащегося (ИКРУ)

Цели

Целеполагание

Ориентиры развития

Содержание математической коммуникативной деятельности

Диагностика.

Коррекция.

Дозирование домашнего задания.

Содержание учебно-познавательной деятельности.

Коррекция.

Содержание развития

Учащийся

Исполнитель – субъект образовательного процесса

Педагог

Проектировщик – субъект образовательного процесса

Оргформы,  методы и средства организации коммуникативной деятельности

Логическая структура

Методический инструментарий учителя

Ориентиры развития

Учебный процесс

Присутствует имманентно

Присутствует имманентно

управление

Осуществляется через компоненты «цель», «методы - оргформы», «учитель»

Осуществляется через компоненты «цель», «методы – оргформы», «учитель»

Технологические процедуры проектирования методической системы обучения математике.

Государственный образовательный стандарт по математике

Логико-методический анализ учебного материала

Целеполагание

Технологическая карта темы № 1 (ТК № 1)

ТК № 2

    ТК № 3

ТК № 4

ТК № 5

Атлас технологических карт

Информационная карта урока № 1 (ИКУ № 1)

ИКУ № 2

ИКУ № 3

ИКУ № 4

ИКУ № 5

Атлас информационных карт уроков

Информационная карта развития учащегося № 1 (ИКРУ № 1)

ИКРУ № 2

ИКРУ № 3

ИКРУ № 4

ИКРУ № 5

 Исследовательские возможности педагогической технологии.

    Можно выделить несколько подходов к постановке заказа на проектировочную деятельность. Во-первых, продуктивный подход, который ориентируется на конечный результат и оформляется как траектория движения к идеальной модели системы. Во-вторых, процессуальный подход, который ориентируется на построение и организацию оптимального преобразования блоков и конструирования их сочетаний, предполагает ответственность не только за конечный результат, но и за процесс его получения исходя из зависимости между согласованностью аксиоматического построения теории технологизации проектирования, процедур с результатом. В-третьих, вариативный подход, который ориентируется на организацию хода изменений и трансформаций объекта на отдельных этапах. В-четвертых, саморазвивающийся подход, где всеми участниками проектировочной деятельности принимается необходимость брать на себя функции управления развитием системы, а проектировщик обеспечивает приобретение умений к реализации технологических механизмов.

Анализ результатов инновационных  процессов привел нас к пониманию, что необходим новый тип учителя, способного работать в современном образовательном пространстве, нетрадиционно подходить к решению педагогических ситуаций,  проектировать процесс обучения в целом и на разных этапах, на основе рефлексии постоянно и своевременно  корректировать результаты своей профессиональной деятельности. Овладение педагогическим проектированием, как видом профессиональной деятельности, позволил нам прогнозировать возможные изменения в структуре и содержании учебного процесса, целенаправленно использовать педагогические инновации. Хотя при работе мы столкнулись с проблемой: недостаточной разработанностью  теоретических основ методической системы обучения проектировочной деятельности учащихся, позволяющей  учителю проектировать учебный процесс согласно поставленным целям и реализовывать его на практике.

Успех реализации проекта во многом зависит от этапов проектирования. Практически в любой области проектирование включает такие этапы, как определение цели, научные исследования, формулировка задания, поиск идей, выработка концепции, анализ, эксперимент, решения и т. п.

Этапы проектировочной деятельности (В.М. Монахов):

1. Профессиональное понимание разработки педагогического замысла и моделирование  распределения и включения ресурсов:

  1. Профессионально-деятельностное понимание замысла.
  2. Процессуальность и структурность представления о деятельности.
  3. Экспертиза степени реализуемости педагогического замысла: педагог, поняв, что он должен делать для реализации замысла, должен представлять себе любой из необходимых для этого ресурсов.
  4. Модель включения ресурсов в будущую профессиональную деятельность учителя. Главное увидеть, как новые ресурсы трансформируют начальный педагогический замысел, как соотносятся новый (процессуальный) проект и конечный результат.

        Дидактический комментарий: Понимание педагогического замысла как формирование представления педагога-управленца о конечном результате проектирования. Учитель становится управленцем будущей деятельности, он должен фиксировать в проектировочной деятельности не только то, что есть сегодня в действительности, но и то, что должно приводить к желаемому результату (не случайно).Следует иметь в виду не только конструирование результата, но и его реконструирование в аспекте совершенствования.

2. Анализ затруднений в проекте как дидактическая проблема:

  1. Фиксация затруднений, возникающих (или могущих возникнуть) в связи с получением конечного результата, то есть перечень-протокол затруднений и возможного изменения дидактических условий.
  2. Анализ затруднений и формирование соответствующего рабочего поля(арена действия нового инструментария педагога) и его профессиональной компетентности. Востребованность новой культуры понятийного мышления педагога как условие ясного представления дидактических проблем.
  3. Проектирование выходов из затруднительных ситуаций, организация и развитие нового управленческого мышления (прообраз "управленческого функционала"). контуры программы деятельности.

3. Оформление продуктивной программы проектировочной деятельности:

  1. Педагог-управленец видит весь процесс, его детали и особенности в проекте; этого достаточно, чтобы приступить к организации и реализации проекта.
  2. Адекватное обеспечение такой деятельности ресурсами. Педагог отбирает только ту часть ресурсов, которая соответствует программному содержанию и достаточна для достижения конечного результата

4. Проектирование системы контроля деятельности:

  1. Проектирование и реализация технологического мониторинга.
  2. Два представления об учебном процессе - основа мониторинга: нормативное представление как должно быть "идеально" и рефлексивное представление "как происходит на самом деле".
  3. Критерий контроля - согласование (соответствие) двух указанных представлений D = Ридеал - Ррефл (если D больше или равно 0, то процесс идёт нормально).
  4. Формирование у учителя критической рефлексии несоответствия деятельности норме.

 5. Корректировка программы (проекта) по результатам критической рефлексии. Возможные  варианты исхода:

  1. Повторить деятельность, не повторяя старых ошибок.
  2. Изменить программное содержание, но результативная компонента - неизменна!
  3. Если под сомнение ставится достижимость конечного результата, то меняется педагогический замысел (коррекция замысла-заказа).

Выделим общие этапы проектирования: определение замысла, выбор условий и средств  проектирования, программа проектировочной деятельности, анализ затруднений, коррекция результатов. Педагог должен ориентироваться на субъект познавательной деятельности; диагностично ставить цели с учётом возможностей изучаемой темы; обеспечивать целостность  содержания учебных предметов через единство знаниево-ориентированного, операционно-деятельностного и   личностно-ценностного компонентов; выявлять связь содержания материала учащихся с прошлым опытом учащихся; определять степень и глубину раскрытия обучаемыми сущности, содержания понятий, фактов, явлений, закономерностей, идей и имеющихся между ними взаимосвязей; учитывать научно-практические и логико-дидактические внутрипредметные и межпредметные связи в разделах, темах предметов.

Выводы:

 1. Перевод профессионального учителя на деятельный технологический уровень проектирования учебного процесса и затем  реализация этого проекта делает учителя высокопрофессиональным, больше раскрепощает личность учителя, выступает альтернативой формального образования, учитывает значительное усиление роли обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества учителя – автора  проекта, а это уже новая роль функции современного учителя.

2. Все описанные выше процедуры, по сути, являются структурным программированием учебного материала. В итоге достигаются точность и ясность в требованиях учителя по данной теме и приходим к получению важных результатов:

- учитель отходит от тематического планирования и «видит» проект будущего учебного процесса в виде системы микроцелей, что является началом нового методического мышления;

- для ученика выстраивается четкая и рациональная система требований  к его знаниям и умениям, реально выполняется принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся (всеобщее достижение уровня «стандарт» в обычном классе, «хорошо» - в гимназическом классе).

3. Педагогические технологии помогают существенно усилить роль обучаемых в учебном процессе, а также реализовать на практике личностно-ориентированную систему обучения.

4. Технологические карты указывают не только на те знания, которые необходимо сформировать, но и на те проблемы, которые могут при этом возникнуть, как их скорректировать  и как предотвратить возможные затруднения.  

5. В условиях государственных образовательных стандартов только технологии могут обеспечить высокий уровень качества образования.

Конечно, проектирование учебного процесса и моделирование уроков по технологическим картам, разработанным В. М. Монаховым, дело новое и непростое, но сегодня это – требование времени. Учитель демонстрирует разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована  в третьем тысячелетии – учиться непрерывно, всю жизнь.

         Что дает нам, как учителю эта технология?

           Свободу педагогического мышления и  профессионального действия, возможность снять перегрузки у учащихся (строгим дозированием домашнего задания) и получить более высокие конечные результаты.

Литература:

  1. Монахов В.М. Технологическая карта - паспорт учебного процесса. М.: Новокузнецк, 1996. 72 с.
  2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Пере-мена, 1995. 152 с.
  3. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический подход)// Школь-ные технологии. № 3. 2000.
  4. Монахова Г.А. Проектирование учебного процесса и технологических учебников// Школьные технологии. № 1. 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование учебного процесса по физике на основе модульной педагогической технологии В.М. Монахова /презентация/

Презентация, в которой рассказано об основных действиях по планированию процесса обучения на основе педтехнологии В.М. Монахова....

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами   перспективного и текущего планирования у...

Технологический подход к проектированию учебного процесса по английскому языку в школе

Технология проектирования учебного прцесса как способ реализации основных принципов педагогической техники:-принцип свободы выбора-принцип открытости-принип деятельности-принцип сотрудничества....

Технология проектирования учебного процесса В.М.Монахова

Статья представляет собой краткое описание данной технологии и её применение на уроках английского языка....

Статья "Проектирование учебного процесса в информационной среде"

Участие в I Международной дистанционной научно-исследовательской конференции "Педагогический поиск"-очень престижно!...

Использование технологии академика В.М. Моховнаа при проектировании учебного процесса по математике в 11 классе при подготовке к ЕГЭ

Технология обучения: личностно-ориентированное обучение  (технология В.М. Монахова с использованием ИКТ)....