Домашнее задание от счётчика до индивидуального маршрута
статья по теме

Статья ,посвящённая разработке путей оптимизации домашнего задания ,на основании диагностических выводов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnyy_produkt_na_konkurs.docx958.69 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный продукт: проект  «От счётчика домашнего задания до индивидуального маршрута».

1)Актуальность:  За последнее десятилетие школа претерпела большой ряд изменений. Главной задачей этих  преобразований  является подготовка к жизни современного человека: коммуникабельного, компетентного, творческого, инициативного, способного находить решения в нестандартных ситуациях  и, конечно, человека здорового. В Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, являющимися основными государственными  документами, определяющими развитие образования, сохранение здоровья является одной из главенствующих задач современного образования, т.о. создание комфортных здоровьесберегающих условий — становится одной из главных задач каждой современной школы.

 Домашнее задание – является одним из существенных факторов, оказывающих перманентное воздействие не только на физическое,  но и психологическое здоровье учащихся. Домашнее задание должно способствовать  достижению новой цели и задач образования. Проект оптимизации выполнения учащимися домашнего задания в современной школе, реализуется в нашей школе, как здоровьесберегающая технология.

Цель  проекта: выявить  проблемные направления домашнего задания  и  оптимизировать  их с целью сохранения здоровье сберегающих условий.

Указанная цель обусловила решение следующих задач:

  1. Проанализировать существующие  подходы к домашнему заданию, с целью преломления имеющегося опыта к условиям  современной школы, направленной на достижение новых целей образования;
  2. Провести диагностику, выявляющую  неблагополучную обстановку по целому спектру оснований, характеризующих оптимальность домашнего задания, сделав ученика субъектом полученных результатов;
  3. Создать индивидуальные, многовариантные маршруты, направленные на оптимизацию домашних заданий.
  4. Провести прогнозирование возможных результатов и рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта

Описание продукта: разработанный нами инструментарий оптимизации домашнего задания   включает в себя ряд последовательных шагов, позволяющих учителю «спуститься» к ребёнку и выбрать для него оптимальное домашнее задание по разным направлениям.

Пошаговое описание проекта оптимизирующего домашнее задание :

  1. Личностно-ориентированном подходе обучения

  1. Индивидуальном  и диффиринцированном подходе

  1. ориентации на новые стандарты образования

                                                                                Проект базируется на:I шаг

диагностика

Анкета «Счётчик домашнего задания»

                                                                                        

                                        

II    шаг                                           

   Выделение направлений в домашнем задании, требующих оптимизации.

 в домашнем задании ,

требующих оптимизации

                                                        

Многовариантность интерпритации анализа полученных результатов

III шаг

Выбор индивидуального  маршрута, направленного на оптимизацию домашнего задания

Индивидуальная «корзина»

оптимизации  д. з.

Возможные результаты и

риски

IV шаг

Оценка результативности,

коррекция

Здоровьесберегающая технология

I шаг –диагностика

Цель: выявить  в конкретном ученическом коллективе направлений нуждающихся в оптимизации д.з.

Анкета, разработанная нами,  «Счётчик домашнего задания» проводится в течение недели, сбор данных проходит ежедневно. Анкета направлена на выявление  целого спектра направлений, характеризующих оптимальность домашнего задания :

  1. время, которое учащиеся тратят на выполнение ими домашнего задания,
  2.  количество ежедневных предметных подготовок учащимися,
  3. объём,
  4.  сложность,
  5.  самостоятельность,
  6.  характер домашнего задания,
  7. его значимость для учащихся,
  8. участие родителей,
  9. владение учащимися «умными приёмами учения»  

« +» анкеты

«-»     анкеты

  1. ученик становится субъектом, диагностических результатов
  2. широкий спектр диагностируемых направлений д.з.
  3. анкетирование выступает  рефлексией  учащихся процесса выполнения ими д.з .
  1. перед  анкетированием требуется мотивация  учащихся на получение реальных результатов
  2. время затратная обработка результатов
  3. присутствует доля субъективности (т.к полученные диагностические результаты –это видение процесса учениками)

Параллельно с проведением анкеты «Счётчик домашних заданий» проводится сбор информации  о домашнем задании , задаваемом учителями ,а также результатах его выполнения . Помимо «Счётчика домашнего задания»,мы рекомендуем провести анкетирование педагогического коллектива анкетой: «» ,выявляющей степень готовности педагогов к  новациям в области домашнего задания и их видение проектируемой ситуации ,а также анкетирование родителей анкетой: «»,позволяющей выявить степень их участия в этом процессе. Проведение данных анкет позволит получить результаты процесса выполнения д.з. , субъектами которого будут выступать все участники образовательного процесса:   родитель ↔ ученик ↔ учитель.

Практическая часть – реализация I этапа «диагностика»  (приложение №1)

II шаг -   Обработка данных. Выделение направлений в домашнем задании, требующих оптимизации.

Результаты анкет позволят проанализировать такие направления домашнего задания, как время, которое учащиеся тратят на выполнение ими домашнего задания, количество ежедневных предметных подготовок учащимися, объём, сложность, самостоятельность, характер домашнего задания, его значимость для учащихся, участие родителей, умение учащихся применять «умные приёмы учения». Все эти направления тесно связаны, низкие показатели по одному направлению, зачастую ведут к низким показателям по другим. Среди них можно выделить общие показатели, на которые влияют все остальные: время, объём. Чтобы  точнее выявить возможные причины выявленных проблем, необходимо сопоставить полученные результаты трёх анкет и сделать это должен педагог, который знает анкетируемый класс.

Практическая часть – реализация II этапа «Обработка данных. Выделение направлений в домашнем задании, требующих оптимизации.»  (приложение №2)

III шаг -   Выбор индивидуального  маршрута, направленного на оптимизацию домашнего задания.

Каждый маршрут  имеет три составляющие.

 

работа  с учениками                                       работа                         работа  с родителями

                                                                 с педагогическим

                                                                     коллективом

                                           

                групповая                                        коллективная                                  индивидуальная         

В нашем проекте мы предоставляем возможность составить индивидуальную «корзину» мероприятий, направленную на оптимизацию тех направлений, которые обозначились в каждом отдельном ученическом коллективе. Сделать это очень просто: положите в свою «корзину» оптимизации выявленных проблемных направлений домашних заданий яблоки содержащие цвет, соответствующий цвету корзины. Яблоки белого цвета подходят ко всем корзинам.  Оптимизация общих направлений домашнего задания, таких, как время и объём, станет следствием оптимизации таких направлений, как:

Личностная значимость  выполняемого домашнего задания

Степень   самостоятельности

выполнения домашнего задания

степень  трудности

домашнего задания

Использование учениками  «умных приёмов учения»

Участие родителей в  процессе выполнения домашнего задания детьми

Характер домашнего задания

                     Работа с учениками

Работа в малых группах со слабоуспевающими учениками

Круглый стол совместно с родителями:

« Что из изученного мне пригодилось?»

»

Ведение блогов  на школьном сайте учителями предметниками для болеющих учащихся

Круглый стол  совместно с выпускниками

« Что из изученного мне пригодилось?»

Классный час:

«Планирование

деятельности»

Круглый стол:

«Помощь взрослых  – это хорошо или плохо?»

Психологические тренинги по развитию психических процессов

Серия классных часов : «Умные приёмы учения»

(мнемотехника)

                                                                Работа с педагогическим коллективом

Психологические тренинги: «Как сделать родителя своим единомышленником»

Индивидуальные консультации  по

ведению  блога на сайте школы с ключами  к  д.з.

Мастерская «Выработка единых школьных  анкет-рефлексий учеников выполненных домашних заданий

Мастерские для методических объединений «Ключи от  д.з.»

Индивидуальное собеседование с учителями предметниками

«Планирование д.з нового поколения»

Проверка тетрадей с целью выявления у каждого учителя сильных направлений в д.з.,

с выходом на мастер-классы

Посещение уроков и самоанализ педагога  д.з. по разным направлениям

Семинары  по теме: « Д. з.- мощный инструмент обучения»

Работа  с родителями

Консультирование психолога  групп родителей, составленных по наличию одинаковых проблем у их детей

Ведение блогов  на школьном сайте учителями предметниками для болеющих учащихся

Психологические тренинги :

«домашнее задание – это  проекция трудовой деятельности»

Индивидуальное консультирование учителей предметников

Блок

15-минуток для родительских собраний  «Как помочь родителям своему ребёнку сделать д.з.?»

IVэтап -Оценка результативности

Аналоговый анализ

Печатные материалы.

Сафаров М.А. Домашнее задание по обществознанию в старших классах: содержание и методика организации. // Образование в современной школе. -  М., 2006,  №7, с.17.

«Домашние задания при всей своей очевидной необходимости зачастую становятся в педагогике предметом дискуссий. Многие авторы, в основном придерживающиеся западных педоцентристских концепций обучения и воспитания, выступают за отмену домашних заданий, считая, что полное усвоение учебного материала должно происходить в школе при координирующем участии педагога, а домашние задания приводят к перегрузкам. Другие учёные – сторонники традиционной дидактики – считают домашнее задание необходимым условием закрепления изученного, определённой формой самостоятельной работы школьников».

Вербицкая Н., Бодряков В. Как управлять домашними заданиями. //Директор школы. – М., 1998, №3

«Как же управлять самостоятельной работой так, чтобы избежать перегрузок? В этом отношении наши дети остро нуждаются в индивидуальном подходе. Речь идет не только и не столько об индивидуализации содержания материала, предлагаемого для домашней работы, а о так называемой технологической индивидуализации, связанной с диагностикой и развитием темповых показателей учебной деятельности ребенка».

Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М., 2001, с.69-70

«…эффективнее задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале …чтобы ученики знали, каким временем они располагают».

«Домашние задания с урока на урок также возможны – как для всего класса, так и для отдельных учащихся или их групп».

Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. СПб, 2008, с. 140-141

«Включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов, дифференцированных подходов в отборе учебного материала, задаваемого на дом».

Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М., 2000, с. 53-53

«Многообразие домашних заданий – преграда одностороннему развитию личности. При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может преобразить не только домашний труд учеников, но и сам урок! При успешном использовании – сделать обучение по-настоящему личностным для ученика».

Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. СПб, 2005, с. 162, 166, 169

«Велико значение домашнего задания в процессе обучения».

«Домашние задания должны носить вариативный характер».

«Домашние задания необходимо индивидуализировать по характеру, объему, уровню сложности и срокам исполнения. Все это приводит к сокращению перегрузки, дает возможность выбора и вызывает определенный интерес к домашнему заданию».

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996, с. 35

«…давая задание на дом, необходимо четко указать, что требуется: выучить наизусть, пересказать своими словами… Работая дома над заданием, ученики должны иметь четкую целевую установку по организации деятельности усвоения».

Интернет-ресурсы (найдены в поисковой системе Яндекс)

http://noskova-matemat.ucoz.ru/index/domashnee_zadanie_kak_skolko_kogda/0-21 (персональный сайт учителя математики Носковой Н.В., город Кустанай)

«Хочу предложить несколько рекомендаций по выполнению домашних заданий:

   1. Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению.

   2. Обратить внимание на выполнение устных предметов.

   3. Научить работать с текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ.

   4. Творческие задания по возможности задавать на несколько дней и не требовать их точного выполнения на следующий день.

   5. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе.

   6. По возможности домашнее задание, дозировка его объёма должны быть дифференцированными (кому- то из ребят легче выполнять задания по русскому языку, кому – то по математике, кто – то медленно читает, и от этого разное время тратится на выполнение домашних заданий».

http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/roditeljam/domashnee_zadanie_trud_i_tvorchestvo/6-1-0-18 (сайт МОУ Пролетарская СОШ г. Пролетарска)

«Советы, вытекающие из ответов на основные вопросы, носят характер принципов, которыми следует руководствоваться при решении отдельных аспектов проблемы домашнего задания.

Совет 1. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.

Совет 2. При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

Совет 3. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания…».

http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-797 (Преподаватель Санкт-Петербургского Колледжа управления и экономики «Александровский лицей» Кольцова Л.А. Роль домашнего задания в учебном процессе.)

«Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков»

http://shkolnyk.ucoz.ru/load/uchiteljam/roditelskie_sobranija/roditelskoe_sobranie_quot_znachenie_domashnego_zadanija_v_uchebnoj_dejatelnosti_shkolnika_quot/16-1-0-68 (Э.Р. Крушина, учитель школы № 8, п. Буланаш Артемовского района Свердловской области)

Анкета для учащихся

Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?

4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?  

7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?  

9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?  

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком

у своих товарищей?

Сравнительный анализ аналогичных материалов и предлагаемого продукта.

Сходства

Различия

  1. Домашнее задание является необходимым условием успешного обучения и развития ученика.
  2. Отсутствие нормативов домашнего задания (кроме норм СанПиН 2.4.2.2821-10 п.10.31.
  3. Характеристики  домашнего задания: объем, вариативность, самостоятельность, личностная значимость для ученика, сложность, участие родителей.
  4. Признание наличия проблем, связанных с дифференцировкой и уровнем самостоятельности домашних заданий.
  5. Рекомендации для учащихся, родителей и учителей.

1.Анкета «Счётчик домашнего задания», разработанная нами, позволяет диагностировать целый спектр направлений и выделить те, которые требуют оптимизации.

2. Анкета «Счётчик домашнего задания» позволяет увидеть ситуацию глазами ученика, т.е. ученик становится субъектом , а анкетирование выступает  не только средством диагностики ,но и рефлексией  учащихся процесса выполнения ими домашнего задания.

3.Диагностика всех участиков образовательного процесса:   родитель ↔ ученик ↔ учитель.

4.Проект предусматривает вариативность выбора мероприятий , направленных на оптимизацию отдельных направлений домашнего задания и включает мероприятия «нового»поколения(с использованием современных информационных технологий)

13)Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта.

Кадровые ресурсы

Методические ресурсы

Материальные ресурсы

  1. учителя- предметники открытые к новациям в области домашнего задания;
  2. школьный психолог;
  3. школьный логопед;
  4. классные руководители , готовые содействовать реализации проекта
  5. завуч по воспитательной работе средней школы , готовый содействовать реализации проекта
  1. Компьютерные курсы (с акцентом работы в интернете по ведению блогов)
  2. Курсы  «домашнее задание – мощный инструмент»
  1. Ксерокс  (для распечатки анкет и прочего раздаточного материала)
  2. Достаточное компьютерное оснащение школы

14.Технология внедрения инновационного продукта: что? для чего и зачем? для кого? как?

Актуальность внедрения проекта:

За последнее десятилетие школа претерпела большой ряд изменений. Главной задачей этих  преобразований  является подготовка к жизни современного человека: коммуникабельного, компетентного, творческого, инициативного, способного находить решения в нестандартных ситуациях  и, конечно, человека здорового. В Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, являющимися основными государственными  документами, определяющими развитие образования, сохранение здоровья является одной из главенствующих задач современного образования, т.о. создание комфортных здоровьесберегающих условий — становится одной из главных задач каждой современной школы. Домашнее задание – является одним из существенных факторов, оказывающих перманентное воздействие не только на физическое,  но и психологическое здоровье учащихся.  Внедрение проекта оптимизации выполнения учащимися домашнего задания в современной школе, способствует реализации  новых целей образования, работая не только на качество знаний , но и на сохранение здоровья учащихся.

Цель внедрения проекта: выявить  проблемные направления домашнего задания  и  оптимизировать  их с целью сохранения здоровьесберегающих условий.

Задачи внедрения проекта: 

  1. Задача проекта не научить заново учащихся делать домашнее задание, а выявить направления домашнего задания, которые оказались с низкими показателями в результате диагностики, чтобы в дальнейшем  организовать и реализовать посильную работу по оптимизации конкретных направлений д.з. в конкретном ученическом коллективе;
  2. Добиваться оптимальности домашнего задания не за счёт изменения его содержания, а  путём  изменения  способов организации ученического труда;
  3. Снизить эмоциональную напряжённость учащихся, вызванную процессом или результатом

выполнения домашнего задания;

  1. Повысить качество знаний «не зубрёжкой», а за счёт использования мнемотехники, способствующей  развитию творческих способностей;
  2. Сделать домашнее задание одним из мощных  инструментов достижения новых стандартов образования;

Проект рассчитан для  учащихся 6-7  классов. С переходом в среднюю школу, у учащихся увеличивается количество  учебных предметов, а следовательно и возрастает количество предметных подготовок  домашнего задания, учащиеся сталкиваются с различными требованиями педагогов, в отличие от начальной школы , где домашнее задание, как правило, задаётся одним учителем . В 5 классе, на наш взгляд, не желательно использовать данный проект, т.к. учащиеся только адаптируются к новым условиям, требованиям по разным учебным  предметам, к новому педагогическому составу. В 8 классе и классах более старших, у учащихся, как правило, уже складывается убеждения, как  им стоит выполнять домашнюю работу, возраст  учащихся 6-7 классов  более сензитивен для принятия и овладения новыми способами организации учебной деятельности.

Пути внедрения проекта:

  1. В  учебном процессе в рамках школы.
  2. В воспитательном процессе в рамках школы.
  3. В процессе учения (выполнения домашнего задания).

  1. Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта.

Реализация проекта позволяет:

 Оптимизировать направления домашнего задания, выявленных в диагностике, как неэффективных, по индивидуальному маршруту, сконцентрированном на конкретном направлении домашнего задания: степени трудности, самостоятельности, личностной значимости задания для учащихся, степень участия родителей , характера домашнего задания; вследствие оптимизации направлений домашнего задания, удаётся  :

на уровне ученика:

на уровне учителя:

на управленческом уровне:

  1. сделать учащихся субъектом процесса выполнения домашнего задания;
  2. повысить качество знаний;
  3. снизить эмоциональную напряжённость учащихся;
  4. сэкономить время при  выполнении домашнего задания на личный досуг  не в ущерб качеству знаний, а благодаря  использованию рациональных приёмов организации ученической деятельности;
  5. развивать психические процессы: мышление, память, воображение, внимание, восприятие;
  6. способствовать выявлению физиологических проблем ;
  7. создавать условия для сохранения психического, эмоционального , физического и социального здоровья

  1. осуществить индивидуальный  и дифференцированный подход к учащимся в оптимизации конкретно их домашнего задания;
  2. использовать современные информационные технологии, повышающие результативность процесса оптимизации домашних заданий;
  3. изменить традиционную роль учителя «задающего» домашнее задание на учителя «помогающего»
  1. достичь большего взаимопонимания  в схеме учитель↔родитель
  2. способствовать профессиональному росту учителя;
  3. включить в процесс оптимизации домашнего задания учащихся в период непосещения школы по болезни, по средствам использования  блогов учителей-предметников на школьном сайте;
  4. способствует диссеминации педагогического опыта
  1. организовать систематическое получение обратной связи учителем -анкет-рефлексий учеников выполненных  ими домашних заданий;
  2. выработать единые требования  педагогов к домашнему заданию;
  3. поднять сотрудничество школы и семьи на новую ступень развития ;
  4. способствует развитию педагогического коллектива, как коллектива единомышленников современной школы, ориентированных на достижение новых стандартов  образования

16)Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

 

Возможные сложности и риски при использовании продукта

Возможные пути их преодоления

На I  шаге – Диагностика

При сборе данных анкеты «счётчик домашнего задания».  Не все учащиеся могут добросовестно отнестись на протяжении всей недели, вне школы, фиксировать достоверные показатели выполняемого им домашнего задания.

  1. перед анкетированием познакомить учащихся с анкетой, с целью её проведения, замотивировать  учащихся на заполнение анкеты достоверной информацией ;
  2. проводить ежедневный сбор данных и осуществлять раздачу чистых бланков на 1 день;
  3. при сборе анкеты проверять всё ли указано в бланке анкеты, подписана ли анкета;
  4.  активное участие классного руководителя  в процессе сбора данных анкеты

На II  шаге –   Выделение направлений в домашнем задании, требующих оптимизации

В  результате диагностики проблемными направлениями домашнего задания, требующие оптимизации  могут оказаться все или почти все

  1. при анализе данных , полученных в результате диагностики,  строить  предположения о причинах  возникновения, выявленных проблем, учитывая не только общие результаты диагностики, но и учитывая результаты каждой отдельной анкеты, т.к. общая картина не всегда показывает наличие проблемы, являясь средним арифметическим показателем;
  2. стараться увидеть взаимосвязь в полученных результатах по разным направлениям домашнего задания, пытаясь увидеть причину и следствие;
  3. выделить 1-2 направления домашнего задания  оптимизация которых станет первоочередной, и ещё 1-2 направления оптимизация ,которых станет сопутствующей;

Интерпретировать данные анкеты можно многовариантно,

затруднена задача выделения первоочередных направлений (которые являются причинами низких показателей  других направлений), требующих оптимизации

  1. провести анализ анкетных данных несколькими участниками  педагогического процесса (желательно психологом, классным руководителем и учителем – предметником , работающим в этом классе)

На III шаге - Выбор и реализация         индивидуального  маршрута, направленного на оптимизацию домашнего задания

Организационные:

  1. выделить время проведения мероприятий во внеурочное время

  1. организовать ряд мероприятий с привлечением родителей

  1. определить ответственных  за проведение каждого мероприятия по оптимизации домашнего задания

Методические  

  1. разработать мероприятия предложенной тематики в проекте для конкретного ученического коллектива

  1. во время классных часов

  1. использовать возможности связи с родителями, занятых на работе, по Интернету (skype и т.п. ресурсы)

  1. при реализации проекта в параллели 1 педагог может провести  одно мероприятие во всех  классах этой параллели ;
  2. при реализации проекта в параллели несколько педагогов  могут  провести   мероприятие одновременно для  всех  классов этой параллели

  1. провести  с учителями – предметниками, работающими в анкетируемом классе, мастерские: « мнемотехника на моём уроке»,
  2. организовать методическую копилку разработок мероприятий, направленных на оптимизацию домашнего задания
  3. для реализации данного проекта ежегодно выбирать одну параллель (н-р: 6-ых  классов)

На IV шаге  - Оценка результативности

В результате реализации проекта оптимизации домашнего задания  вторичная  диагностика может показать  в общем невысокую динамику результатов

  1. Провести индивидуальный анализ анкет и выявить учащихся, у которых после проведения ряда мероприятий по оптимизации выделенных направлений домашнего задания, коллективного и группового характера ,  динамики результатов по оптимизируемым направлениям не произошло;
  2. Составить индивидуальный маршрут  для таких учащихся с привлечением специалистов: школьного психолога, социального педагога, логопеда, невропатолога, педиатра ;
  3. Провести промежуточную диагностику,

с целью выявления учащихся нуждающихся в дополнительной поддержке специалистов на более раннем этапе, чтобы в дальнейшем можно было вести групповую , коллективную и индивидуальную работу по оптимизации  выделенных направлений домашнего задания параллельно.

Приложение №2

Цель исследования:  выявить степень загруженности учащихся домашними заданиями ,владение ими  приёмами облегчающими процесс  учения, проанализировать целесообразность  проделываемой работы учащимися , с целью  разработки системы мероприятий , направленных на оптимизацию по разным направлениям одного из важнейших режимных моментов школьника- «Выполнение домашнего задания» .

Методы и приёмы :  развёрнутое анкетирование учащихся 7 «Г» класса анкетой:  «Счётчик недельного домашнего задания», анкетирование учащихся  7 «Г»,  7  «Б» и 7 «А» анкетой:  «Режим дня», социологический опрос родителей «Целесообразность домашнего задания»,психологическое тестирование «Выявления психологической напряжённости» и «агрессивности»

Данные полученных в результате анкетирования «Счётчиком домашнего задания»

Время, затрачиваемое учащимися на выполнение домашнего задания

Личностная значимость выполняемого домашнего задания

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

выходные

Ср.балл

Личностная значимость

проделанной

работы

(по 10 балльной шкале)

8,4

9,3

7,4

7,6

8,2

9

8,3

Количество предметов, по которым учащиеся ежедневно выполняют домашнее задание

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

выходные

Ср.количество

3,9

2,9

2,5

3,4

4

4

3,45

Степень самостоятельности выполнения домашнего задания

Характер домашнего задания

Степень трудности домашнего задания

На вопрос: «Что Вам  позволило выполнить домашнее задание быстрее ?», были получены следующие ответы: хорошо слушал на уроке, тетрадь с классной работой, интернет, умение быстро писать, хорошая память, родители, хорошо слушал на уроке, ничего, ведение словаря с терминами.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования «Счётчиком домашнего задания»

Среднее время , затрачиваемое учащимися на выполнение домашнего задания в среднем не превышает двух часов. На первый взгляд не настораживающие  показатели усреднённого времени, которое учащиеся тратят на выполнение д.з., скрывают за собой  проблему,   выявляемую  в индивидуальном анализе каждой анкеты . По результатам анкетирования учащихся можно разделить на две группы: первая- затрачивает ежедневно очень много времени на домашнее задание 3-4 часа, вторая группа, напротив , мало- 20-40 минут.  К сожалению, такая экономия времени образовалась не за счёт использования «умных приёмов учения»-мнемотехники, а вследствие не выполнения второй группой учащихся  домашнего задания по ряду учебных предметов, этот факт повлиял на результат ,получившихся ежедневных подготовок – в среднем 3,5 ,а при рассмотрении анкет индивидуально : у одних учащихся –это 1-2 ежедневных подготовки ,а у других  5-6 . Интересно, что  при этом  личностная значимость выполняемого домашнего задания у «добросовестной» группы учащихся варьируется от 1 до 10, а у второй группы  , задания сделаны далеко не все, но зато ,те которые выполнены , имеют личностную значимость не меньше 8. Анализируя общий результат и каждую анкету индивидуально , в целом , можно сделать вывод ,что данное направление домашнего задания : «Личностная значимость выполняемого домашнего задания» имеет положительные результаты и в дальнейшей работе по оптимизации домашнего задания может не учитываться , разве только  в индивидуальном порядке с конкретными учащимися.

Степень самостоятельности  выполнения учащимися домашнего задания  с одной стороны радуют, т.к   68% анкетируемых учащихся  выполняют домашнее задание самостоятельно, но при сопоставлении этих результатов с результатами  анализа результативности ,выполненного задания , можно сформулировать причину , сложившейся картины с ежедневными подготовками : «зачем делать самостоятельно домашнее задание, если результат окажется низким?». Результаты такого показателя ,как  «Степень трудности домашнего задания» показывают, что суммарная часть задания трудного и очень трудного составляет около 20% ,а если посмотреть на очень низкие  результаты , полученные по направлению : « Участие взрослых в процессе выполнения учащимися домашнего задания», то большинству  учащимся не предоставляется  никакой  возможности  верно выполнить эти 20 % домашнего задания.

К сожалению, показатели по такому направлению домашнего задания , как «использование умных приёмов учения» ,дали практически нулевые показатели, не смотря, что анкетирование проводилось в 7 классе, и к этому времени у учащихся должна быть  копилка таких приёмов.

Анализ   направления «Характер домашнего задания»  показал, что практически ежедневно учащиеся выполняют 50-60% заданий репродуктивного уровня, интересно, что некоторые учащиеся домашнее задание репродуктивного характера наполняют творчеством, так , что их глазами оно становится  творческим или 50на50.

Таким образом, в результате анализа данных , полученных результатов анкетирования  можно выделить направления домашнего задания , требующие оптимизации в конкретном ученическом коллективе.

Направления , требующие оптимизации, в первую очередь:

  1. степень трудности домашнего задания
  2. участие взрослых в процессе выполнения домашнего задания

Направления выделенные для оптимизации, как сопутствующие первоочерёдным :

  1. Использование «умных» приёмов учения
  2. Характер домашнего задания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ.

В данной разработке представлены домашние задания по следующим темам:Кинематика.Динамика.Законы сохранения в механике.Элементы статики.Задачи ориентированы на учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев,Н.Н. С...

индивидуальные домашние задания по физкультуре

индивидуальные домашние задания по физкультуре для тех учащихся , которые освобождены от урока .  для тех учащихся которые освобождены от урока для ...

Индивидуальное домашнее задание по теме "Умножение многочленов"

Материал  для индивидуального домашнего задания состоит из  26 различных вариантов. Каждая карточка состоит из 4 заданий....

Индивидуальное домашнее задание по теме "Умножение многочленов"

Материал  для индивидуального домашнего задания состоит из  26 различных вариантов. Каждая карточка состоит из 4 заданий. Разработка учителя математики Савельевой О.В., МКОУ СОШ № 1 г....

индивидуальное домашнее задание по физике 7 класса по учебнику Н.С. Пурышевой

В данной работе рассматривается тема "Плотность вещества": перевод из одной единицы измерения в другую, нахождение плотности вещества. массы и объема тел....

Индивидуальное домашнее задание "Неравенства и их системы" 9 класс

В данной работе представлено 26 вариантов. задания могут использоваться как самостоятельная работа на уроке, и как индивидуальные карточки для работы дома и в классе. могут использоваться для подготов...

Создание интерактивных заданий и работа с виртуальным классом (индивидуальное и дифференцированное домашнее задание) с помощью ресурса LearningApps.org

Текст выступление на МО учителей информатики города Тюмени. Представлен опыт использования интерактивных заданий  ресурса  LearningApps.org на уроках, а также использование  ресурс...