методические рекомендации по использованию технологии педагогической поддержки классу
материал (10 класс) на тему

Программа педагогической поддержки классу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_rekomendacii_po_ispolzovaniyu_tehnologii_o.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации по использованию технологии О. С. Газмана по оказанию педагогической поддержки классу .

Обычно в 10-м классе (где-то начиная со 2-го полугодия) происходит некоторое снижение успеваемости учащихся, значительно падает интерес учащихся к учебной деятельности, увеличивается количество пропусков уроков без уважительной причины. К 11-му классу всё это в большинстве случаев проходит – всё-таки впереди решающие экзамены, от которых многое будет зависеть в жизни выпускников. Но десятиклассникам это кажется нескорой перспективой. Как результат – снижение успеваемости, пробелы в знаниях, которые могут плохо сказаться на экзаменах. Поэтому была разработана программа педагогической поддержки класса. В результате реализации данной программы могут быть успешно решены многие проблемы и предупреждены намечавшиеся негативные тенденции в классе. Программа предполагает организацию работы в 4 этапа:                                                                                                                                                                                         1. Диагностический;                                                                                                                                                                          2. Подготовительный;                                                                                                                                                                           3. Активного взаимодействия с классом;                                                                                                                                  4. Административного контроля, управления и педагогической поддержки.

Диагностический этап

Цель этого этапа – выявить причины неблагополучия учащихся через опрос школьников и их родителей, а так же через беседы с учителями предметниками и школьным психологом.

Анкета для родителей (приложение №1);

Анкета для педагогов (приложение №2);

Анкета для учащихся(приложение №3).

Подготовительный этап

Цель этого этапа – разработка системы мер, направленных на поддержку и коррекцию развития класса. Он предполагает:

Работу с группой учителей предметников, работающих в классе;

 Формирование группы педагогической поддержки из администрации, педагогов и психолога, детальная разработка каждого дня периода активного взаимодействия с классом;

Этап активного взаимодействия с классом

Его цель – изменить отношение класса к учебе, к школе, пробудить социальную активность учащихся, их здоровое честолюбие, достоинство и желание самим организовывать жизнь по-другому. Он предполагает творческую работу педагогического коллектива, которые создадут у детей уверенное ощущение своей нужности, значимости, помогут поверить в свои возможности, создадут условия для самореализации, предъявят образец другой жизни

а) день классного руководителя (Классный час «Итоги полугодия»  (приложение №5)

б) день завуча (Презентация «Подготовка к  ЕГЭ. Из чего она складывается?»)

в) день куратора ( Встреча из цикла «И это всё о нём» с выпускницей гимназии, артисткой драматического театра им. Савина -  Марией Коровиной).

г) день воспитателя (Совместное  детско-родительское собрание  «Строим будущее сегодня» приложение №4)

е) день психолога ( Занятие «Кто мы? Какие мы?»)

ж) день подведения итогов (« Круглый стол « Кодекс успешного человека»   Памятка  «10 навыков, необходимых успешному человеку») - Приложение № 6

4. Административного контроля, управления и педагогической поддержки

Этот этап предполагает:

Малый педсовет по итогам взаимодействия с классом;

 Разработка рекомендаций по дальнейшему развитию классного коллектива и каждого воспитанника  в отдельности;

                                                                                                       Приложение №2.

Анкета для педагогов.

Просим Вас заполнить анкету с целью выявления причин низкой мотивации обучения воспитанников и для дальнейшей разработки системы мер, направленных на педагогическую поддержку и коррекцию развития 10 «в» класса.

Считаете ли Вы свой предмет трудным для изучения учащимися?

Назовите тех, кто успешен по вашему предмету.

Успешен по предмету в чем?

В исследовательской работе;

В решении конкретных заданий;

В овладении теоретических знаний;

В решении и выполнении творческих заданий;

В другом.

Назовите тех, кто испытывает трудности в изучении вашего предмета и почему? (отсутствие мотивации, слабые начальные базовые знания, отсутствие навыков самоорганизации ребенка, отношение ребенка к учителю как к носителю знаний, отсутствие контроля со стороны педагога, потенциальные возможности ребенка, другое.)?

Ф.И. воспитанника

проблема

Средства решения

Выскажите свое мнение о классном коллективе как учебной группе в целом.

Ф.И.О. преподавателя, учебный предмет.

                                                                                                      Приложение  №1.

Анкета для родителей.

Просим Вас заполнить анкету с целью выявления причин низкой мотивации обучения воспитанников и для дальнейшей разработки системы мер, направленных на педагогическую поддержку и коррекцию развития воспитанников 10 «в» класса.

Делится ли ваш ребенок с вами своими переживаниями по поводу жизни в гимназии.

Ощущаете ли Вы влияние школы на развитие, образование и воспитание своего ребенка?

В чем, по-вашему, оно выражается?

С каким настроением едет ребенок после каникул в гимназию?

Что бы Вы хотели изменить в жизни класса? Как?

Как ваш ребенок ощущает себя в классном коллективе?

Какие учебные предметы для вашего ребенка являются сложными? Почему?

Какие предметы являются любимыми? Почему?

Как вы предпочитаете решать проблемы ребенка?

Пусть решает самостоятельно

Решаем совместно

Обращаемся за помощью

Ваши пожелания и советы

Гимназии

Классному руководителю

Учителю

Воспитателю

Куратору.

Какие дополнительные консультации нужны вашему ребенку?  Почему?

Ф.И.О родителя (Ф.И.О ребенка, дата заполнения)

                                                                                                  Приложение №3.

Анкета для учащихся.

Просим Вас заполнить анкету с целью выявления причин низкой успеваемости и для дальнейшей разработки системы мер, направленных на повышение успеваемости.

Какие предметы, на Ваш взгляд, являются трудными для изучения?  

Какие предметы являются не трудными для изучения?

В чем причина неспешности по каждому из предметов?

Как можно решить эти проблемы?

Кто может Вам в этом помочь?

Ф.И. учащегося. Дата заполнения.

                                                                                                      Приложение №4.

Совместное детско- родительское собрание «Строим будущее сегодня»

Цель – оказание педагогической поддержки классу.

Задачи:

вовлечение родителей в процесс организации жизни класса,

 выработка основных принципов и правил жизни классного коллектива,

определение путей улучшения успеваемости воспитанниками.

Оборудование и инвентарь:

          Листы ватмана, заготовки для работы с экспресс - газетами, маркеры, фломастеры, ножницы, клей.      

Участники:

             Родители, учащиеся, классный руководитель

Предварительная работа:

Проведено классное собрание, на котором каждый сектор Совета класса определил, какие актуальные проблемы будут вынесены на совместное родительское собрание. Каждый сектора сформировал группу помощников для подготовки материала и представления его на совместном родительском собрании.

Классный кабинет оформляется экспресс газетами, плакатами, лозунгами.

Оформляются первые листки индивидуальных дневников «Несколько слов о себе». Ход собрания:

Выступление.

Ничего не откладывай –

Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь,

Что она, как река,

А она, как ручей,

После таянья льдов, -

Протечет, не оставив следов.

Комплимент – момент.

Ребятам вместе с родителями предлагается в первом разделе личного дневника продолжить фразу «Я могу похвалить себя за то, что…». Желательно зачитать несколько вариантов.

Определение жизненных целей.

Вечный вопрос: «В чем смысл жизни?». И то, что никто не знает верного ответа – не беда наша, а благо, так как каждый имеет право выбора своего собственного ответа. Мы имеем право определить свои цели и ценности и имеем право изменить их, когда в этом возникает необходимость.

Представим себя парусником в бушующем море. Стихия может с нами сделать что угодно : пощадить, уничтожить. А чтобы справится с ней мы превращаемся в капитана корабля. Он стоит на мостике и уверен в себе: «Я знаю, куда я пойду и как надо действовать. Я справлюсь с любым штормом и верю, что сделаю это. У меня есть мощный инструмент – моё сознание и со мной высшие силы. Я достигну результата в соответствии с моими целями и моей верой.»

У каждого из нас есть возможность быть тем, кем мы хотим быть, надо только знать, чего мы хотим.

Ребятам предлагается познакомить родителей с записями в индивидуальном дневнике и определить свои цели в соответствии со следующей классификацией интересов:

Работа\карьера

Быт\имущество

Взаимоотношения (родственники, семья, друзья)

Самовыражение в творчестве (работа, хобби)

Свободное время\путешествия

Воспитание личности\образование

Школа

- учеба,

- взаимоотношения с классным коллективом,

- внеклассная деятельность (свободное время. Самовыражение в творчестве).

Записи производятся в индивидуальном дневнике. После этого необходимо рассмотреть жизненные цели в ракурсе сегодняшнего дня.

Работа учебного сектора.

Перечисляются учебные проблемы, которые были определены на классном собрании.  С помощью родителей разрабатываются пути их решения, которые заносятся в газету «Всё в твоих руках».

Работа редколлегии.

Члены редколлегии производят презентацию экспресс газеты «Общение: проблемы и золотые правила». Производится опрос среди родителей и детей по определившимся проблемам общения. Оформляется еще одна экспресс газета «Родители советуют».

Работа трудового сектора.

Перечисляются возможные проблемы работы трудового коллектива. Разрабатываются пути их решения. В целях формирования в коллективе деловых отношений обсуждаются и принимаются правила трудовой деятельности, заполняются правила дежурства.

Работа организаторов.

По результатам проведенных дел сообщаются самое главное мероприятие, самооценка коллектива, впечатления. Организаторы зачитывают предложенные ребятам дела на ближайшее время и, в том числе, на каникулы с привлечением родителей. План обсуждается, дополняется и принимается.

Итог работы.

Классный руководитель подводит итог работы, благодарит всех за участие и  приглашает познакомиться с наработанными материалами .

Рефлексия  

                                                                                           

                                                                                                                       

                                                                                                                           Приложение №5

Классный час «Итоги полугодия»

Цель – коррекция поведения через изменение структуры мысли на свои возможности и перспективы.

Задачи – самоанализ итогов успеваемости;

              - определение путей улучшения собственных результатов;

.Информация по теме – итоги четверти

Я - позиция. Причина Я – позиции.

Педагог формулирует вопросы к учащимся, на которые отвечает каждый по кругу:

Удовлетворены ли Вы своими результатами? Почему?

Что каждому из вас мешает лучше учиться?

Кто лучше всего может помочь Вам в учебе?

 Я – позиция и общественная норма. (работа учащихся в группах по 4 человека)

Группам дается задание подготовить ответы на вопросы:

Выразите своё отношение к правилам для учащихся:

А) на уроке необходимо быть старательным, внимательным, не мешать своим поведением учителю и товарищам выполнять указания учителя;

Б) соблюдайте культуру взаимоотношений и общения.

Укажите 2-3 причины , мешающие Вам лучше учиться.

Что надо делать чтобы лучше учиться? (2-3 совета)

Дисскусия (разворот учащихся в круг)

Учащиеся высказывают свои точки зрения и отвечают оппонентам.

Рефлексия

На вопросы педагога отвечает каждый учащийся по кругу:

Как изменилась Ваша точка зрения на причины не удовлетворенности результатами полугодия и способами её улучшения?

Что для Вас стало новым открытием при обсуждении?

Что понравилось? Почему?

Что не понравилось? Почему?

Свободный выбор

Педагог подводит итоги:

Каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное желание. Труднее решить эту задачу. Можно работать так же как раньше, а можно последовать выбранным советам. Я уверена, что если Вы это сделаете, то ваши результаты станут такими, какими Вы их хотели бы получить.

Стимулирование.(деятельность педагога после классного часа)

Поддержка вниманием, помощью, заботой учащихся, которые захотели изменить ситуацию к лучшему.

Реальный результат

Изменения в поведении и успеваемости учащихся к лучшему.

                                                                                                                     

                                                                             

                                                                                    Приложение №6.

Памятка «10 навыков, необходимых успешному человеку».

Что такое успех и каковы его составляющие? Нужно ли работать над собой, чтобы стать успешным? Эти вопросы давно будоражат умы. Есть и ответ: чтобы стать успешным в какой-либо конкретной области, нужны определенные навыки. Однако есть общие навыки, помогающие достичь вершин успеха.

1
. Ораторское искусство. Чрезвычайно важный фактор успеха, нужен каждому человеку, желающему преуспеть. Рано или поздно вам придется говорить на публике, и будет очень нехорошо, если вы не сможете внятно объяснить смотрящим на вас людям, что вы хотите и для чего. Постоянно развивайте свое искусство говорить, если вы чересчур стеснительны, попробуйте говорить для самого себя, затем произнесите речь перед знакомыми, ну а потом уже можно запускать тяжелую артиллерию и ораторствовать перед незнакомой публикой;

2. Письменные навыки. Для того, чтобы внятно излагать свои мысли на бумаге, нужно логично мыслить. Но если вы изложите свои мысли доступно и красиво, то все равно, вряд ли кто сможет нормально прочитать написанное, если у вас «докторский» почерк. Логика и каллиграфия – составляющие данного навыка.

3. Самодисциплина. Другими словами, сила воли. Для того, чтобы работать, нужно быть достаточно дисциплинированным человеком, и поменьше откладывать на потом. Потом ничего не будет, кроме разочарования, если вы не выполните свою работу здесь и сейчас.

4. Умение работать в команде. Здесь не обязательно имеется в виду какой-либо офис. Даже если вы профи-одиночка, все равно вам необходимо уметь привлекать заказчиков, сотрудников, коллег и просто знакомых, которые смогут вам помочь в реализации замыслов.

5. Критическое мышление. Оптимизм – очень хорошая черта, однако не нужно путать оптимизм с «розовыми очками». Трезво оценивайте свои идеи – и вы сможете стать успешным человеком. Иначе рискуете надорваться еще в начале пути.

6. Принятие решений. Все, что описано выше, актуально только в одном случае – если вы умеете принимать решения и выполнять их. Можно напланировать груду дел на день или на год. Все они так и останутся на бумаге, если вы не умеете выполнять то, что запланировали.

7. Математический склад ума. Вам не обязательно уметь высчитывать в уме матрицы или тройные интегралы, однако быстро работать с цифрами нужно уметь, если вы хотите чего-нибудь достичь в этой жизни.

8. Поиск. Новые идеи никогда не появятся, если вы не будете искать новую информацию, полезную для вашей текущей деятельности. Обязательно нужно искать что-то новое, и креативные идеи появятся в тот же момент.

9. Расслабление. Успешный человек должен уметь расслабляться. Можно быть успешным в течение пяти лет, а потом надорваться и «сгореть» на работе. Вас такое устраивает? Вряд ли, поскольку успех очень приятен, и им можно наслаждаться бесконечно долго. Человек, умеющий работать, должен уметь и расслабляться.

10. Базовые финансовые навыки. Никто не заставляет вас в течение трех секунд подсчитывать годовой бюджет корпорации Майкрософт, но все же вы обязаны знать азы экономики, если хотите преуспевать.

Это действительно базовые навыки, навыки первой необходимости. Владея ими всеми, без сомнения, вы сможете стать успешным человеком. Когда – это более сложный вопрос, поскольку удача, к сожалению, к навыкам не относится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках экономики

В работе раскрывается сущность метода  игровых технологий, целесообразность использования их в системе начального профессионального образования, технология и методика проведения дидактических и и...

Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию

На уроках и во внеурочной деятельности применяю проектную технологию, которая способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят ...

методические рекомендации по использованию технологии "Песочная терапия"

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому  песочницу можно использовать в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истор...

Возможность использования средств педагогической поддержки в педагогической деятельности по преодолению неуверенности у подростков.

Педагогическим средством является то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели.При решении конкретной проблемной ситуации, педагог использу­ет одну из так...

методический семинар на тему:ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

Все учителя мечтают о высоких результатах своих учеников на государственной итоговой аттестации.  Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном о...

Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы

Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит в...

Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"

quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение  педагогической  компетентности  родителей"...