Методические аспекты преодоления формализма в знаниях старшеклассников
статья по теме

Вахтомин Алексей Владимирович

Методическая статья для педагогов старшей школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.В. Вахтомин,

заместитель директора по информационным технологиям

МКУ ОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Методические аспекты преодоления формализма в знаниях старшеклассников

Что должен знать современный учитель об ученике? Такой вопрос можно задать любому учителю и получить предсказуемый ответ, как из большой энциклопедии. И все, что будет вложено в ответ, в большинстве случаев, можно «обозвать» одним словом «ВСЁ». Что кроется за понятием «…знать все об ученике»? Наверное, его задатки, способности, интересы, увлечения, социальное положение и т.п. Но есть нечто большее, что должен учитывать педагог сегодня. То, что сегодня мы называем формализмом! Да, да формализмом! Совсем не новая проблема, но сегодня стоит взглянуть на неё с другой стороны…

Фактические пробелы в знаниях подрастающего поколения не всегда являются следствием систематической неподготовки к урокам в школе. Тенденции к ослаблению прочных знаний в различных областях науки, в частности, математики, физики, химии порой объяснить очень сложно. Современный учитель вынужден не просто классически преподносить материал, а импровизировать, превращаться в мага, чародея или клоуна, чтобы как-то вызвать интерес школьников к своему предмету. Создавать условия для самостоятельного поиска, саморазвития, исследования проблемы учащимися. А достаточно ли этого?

Модернизация системы образования в нашей стране в рамках внедрения стандартов второго поколения и апробации стандартов третьего поколения есть вынужденный шаг. Стоит заметить, что нет результата при реализации стандарта первого поколения, нет результата и не будет. Та же учесть будет и у ФГОС второго поколения. Система Российского (советского) образования долгое время, как мы знаем, развивалась обособленно. Нет ничего в этом плохого – все вспоминают тот непревзойденный научный потенциал и глубокие знания детей, начиная с дошкольного возраста. Сделав нашу систему открытой для мировой дидактики, увы, мы не учли тот факт (не ожидали), что перемены будут настолько быстры. Слишком медленная модернизация Российского образования, обреченная на длительные эксперименты, не имеющая согласованности ни в социально-экономическом, ни в материально-техническом плане,  делает шаг в строну ученика, но ученик за это время успевает сделать два, а  в отдельных случаях больше шагов. Мы пишем новые теории, разрабатываем, как нам кажется, новые методики, но забываем, что они уже давно не новы, и, как следствие, максимум к чему приводят, так это к увеличению формализма в знаниях подрастающего поколения. Особенно это остро наблюдается в старшей школе.

Поверхностные знания, если их можно так назвать, у школьников старшей школы – панацея для учителя. Как с ней бороться и стоит ли вообще бороться? В методической статье «Новая педагогическая технология – «иллюзия современности» я уже говорил том, что сегодня знания учащихся имеют только тогда практическую ценность, если они призваны искать новые знания. Вот отсюда и надо начинать поиск решения проблемы.    

Учитель в школе должен серьезно задуматься о механизме создания информационного поля ученика с позиции современных ценностей. Информационное поле ученика чаще всего шире, чем у учителя – не многие «стажисты» могут похвастаться мобильностью собственных знаний. Сегодня грань в области некоторого знания между учителем и учеником очень тонкая. Пока можно с уверенностью сказать, что основное отличие учителя от ученика заключается в том, что учитель должен, я подчеркиваю, должен  знать чуточку больше, чем ученик. А на практике часто бывает наоборот.

Что считать формальными знаниями учащихся, а что не считать – в этом надо разобраться. Безусловно, без базовых знаний в старшей школе ученику делать нечего, но на что тогда должно быть направлено внимание учителя? Во-первых, нужно понимать, что формализм в знаниях учащихся проявляется, если ребенок не может сформировать причинно-следственные связи, установить связь между понятиями и практической их значимостью. Во-вторых, формализм, как отрицательный элемент, неизбежен, и исключить его полностью невозможно. В-третьих, нужно быть очень осторожным в требованиях к обучающемуся, так как определить отсутствие знаний у него с позиции современной дидактики не так уж просто.

Старшекласснику совершенно не нужны глубокие познания, например, в механизме сложных ядерных превращений или запоминать длинные математические формулы, табличные значения. Но как же в этом случае оценивать его знания, как проверить требования стандарта? Отсутствие этих знаний – чистый формализм, но если цепочка выводов ученика приводит нас к тому, где найти ответ на поставленный вопрос – это назвать формализмом с современной точки зрения нельзя. В этом и заключается основная идея преодоления формализма в преподавании отдельных предметов в старшей школе. Учитель должен быть настроен на формирование у учащихся поискового механизма в большом информационном поле. Сегодня мозговую деятельность ученика можно сравнить с поисковыми сервисами сети Интернет. «Не сама информация, а где её найти»  - вот на что должен быть направлен в какой-то степени урок современного учителя!

В итоге мы получаем, что обмануть время нам не удастся, модернизация образования не сможет защитить педагога от волны вопросов о качестве образования. Остается перестроиться на совершенно другое видение проблемы, тем более, что большинство педагогов так и делают, просто не всегда осознают это. Таким образом, преодоление формализма заключается не в буквальном привитии прочных практических знаний учащимся, а в построении механизма, в рамках которого формализм исчезает. И это не искусственное исправление ситуации, а вполне реальное временное событие.

В заключение хочется добавить, что сегодня мозг современного школьника можно назвать «сплошным списком  гиперссылок для работы с облачными сервисами». И это не только надо знать, но и к этому надо стремиться, как к спонтанному и неизбежному явлению.



 

Комментарии

Вахтомин Алексей Владимирович

Один из взглядов на проблему формализма в знаниях