Педагогический аспект формирования жизненных компетенций у старшеклассников с нарушениями интеллекта в процессе изучения курса «Социально-бытовая ориентировка»
учебно-методический материал на тему

Прилуцкая Наталья Петровна

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка. Эти специальные коррекционные занятия, направленны на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Представленная технология, направлена на формирование жизненных компетенций у учащихся с интеллектуальными нарушениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический аспект формирования жизненных компетенций у старшеклассников с нарушениями интеллекта в процессе изучения курса «Социально-бытовая ориентировка»

Проект программы (технологии) по формированию жизненных компетенций у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями в процессе реализации курса «Социально-бытовая ориентировка»

Главная задача школы для детей с ограниченными возможностями здоровья – подготовка учащихся  с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной жизни и их безболезненной интеграции в общество.

Разработан проект Концепции СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с возможностями детей с интеллектуальными нарушениями в данном проекте впервые для каждого уровня образования условно выделяются и чётко рассматриваются два взаимодействующих компонента: «академической» и «жизненной» компетенции. Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности.

Внедряемая с 2016 года система федеральных образовательных стандартов в области специального образования, устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями образовательной программы. Эта сумма личностных и предметных результатов и составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Овладение жизненными компетенциями способствует решению практико-ориентированных задач, что обеспечивает становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению, познанию и деятельности.

Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, но, к сожалению, семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример. Поэтому роль школы в организации системы социально-бытовой адаптации и ориентации детей с ограниченными возможностями развития крайне велика.

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка.

Эти специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.

Изучение социально-бытовой ориентировки начинается с 5 класса. Программа СБО составлена по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

Необходимость более эффективного использования данного предмета в процессе социализации и интеграции детей с интеллектуальными нарушениями обусловили обращение к теме программы.

Цель программы – практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и формированию жизненных компетенций, повышение уровня общего развития учащихся.

Задачи программы:

- систематизировать и совершенствовать у детей с интеллектуальными нарушениями необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем социуме;

- учить организации труда, экономному и бережному отношению к продуктам, строгому соблюдению правил безопасности и гигиены труда;

- развивать сенсорную основу, ловкость, скорость, внимание, смекалку, фантазии, интерес к национальным традициям;

 - формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, связи, медицинской помощи;

 способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей;

 -  формировать творческое отношение к домашнему труду;

- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры.

 Коррекционная работа включает следующие направления:

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

• Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Адаптированная образовательная программа составлена таким образом, что изучаемый материал опирается на ранее усвоенные сведения, а также подготавливает детей к изучению последующих тем.

Программа составляется на один учебный год. Основной формой организации обучения на уроках социально-бытовой ориентировки  учащихся является урок. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей. Программа содержит материал, помогающий обучающихся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

        Формирование социально-бытовой компетентности у учащихся с нарушениями интеллекта основано на системном подходе, учитывающем индивидуальные особенности каждого ребенка. Такая система позволяет обеспечить комфортные  и результативные  условия развития учащихся.

        Можно выделить следующие основные условия, способствующие эффективной работе на занятиях по социально-бытовой ориентировке:

- создание целенаправленной системы работы на каждом уроке;

- индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, включая выбор материала по теме урока и методов его подачи;

- направленность учеников на результат своей деятельности на занятии;

- сопровождение работы на уроке социально-бытовой ориентировки грамотно подобранным и дозированным наглядным материалом;

- стимулирование деятельности учащихся использованием игрового материала, одобрением, похвалой;

- постоянная работа по коррекции и развитию познавательной сферы у учеников;

- формирование положительного отношения к предмету для создания атмосферы психологического комфорта на занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Цель занятий по социально-бытовой ориентировке – формирование у учащихся жизненных компетенций, необходимых для социальной адаптации и интеграции каждого выпускника в общество, как самостоятельно действующей личности и гражданина. В реальной жизни они будут сталкиваться и с каждодневными бытовыми и домашними делами, взаимодействовать с   предприятиями различных сфер жизнедеятельности общества, что потребует коммуникативной активности, и с возможными ситуациями, когда   потребуется медицинская помощь, и с организацией своего экономико-бытового пространства, поэтому подготовить детей с нарушением интеллектуальной сферы ко всему этому – важнейшая задача, которая стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки.

Так как уровень развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья разный, то работа учителя по социально-бытовой ориентировке должна быть направлена в первую очередь на достижение каждым учеником с нарушением интеллекта максимально возможного уровня сформированности жизненных компетенций.

Цели и задачи мероприятий по формированию жизненных компетенций у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями
в процессе реализации курса «Социально-бытовая ориентировка»

Компетенции

Мероприятия

Цели, задачи

Коммуникативные,

здоровьесберегающие,

социально-бытовые,

трудовые

Уроки социально-бытовой ориентировки

Практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду; формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации; повышение уровня
общего развития учащихся.

Самостоятельная работа

Применение сформированных навыков в реальных жизненных ситуациях.

Использование игровых технологий

Активизация познавательной деятельности школьников; развитие умения работать в группе;  преодоление  учащимися собственной неуверенности;

Внеклассные мероприятия по социально-бытовой ориентировке

Совершенствование знаний и навыков детей, успешное применению их и перенос в другие ситуации; привитие интереса к предмету.

Проект «Мастерская полезных дел»

«Журналы полезных дел»

Взаимосвязь с родителями; закрепление полученных навыков в домашних условиях; оценивание деятельности родителями

Мероприятия в рамках социального партнерства

Экскурсии и встречи с представителями среднеобразовательных профессиональных учреждений, принимающих выпускников школы для дальнейшего профессионального обучения

Проведение профориентационной работы для дальнейшего трудового самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями по выходу из школы.

Основным условием эффективности учебно-воспитательного процесса является активность учащихся на занятиях, ее непременная и постоянная  поддержка в течение всего времени проведения работы. Активность учащихся заключается в выполнении заданий и работе на уроке с желанием, в оперировании предметами, муляжами, схемами и  таблицами, применяемыми на занятиях, во включении в различные виды игр и игровых ситуаций на уроке. Поэтому активность детей на уроках и во внеурочной деятельности по социально-бытовой ориентировке должны иметь положительную мотивацию, дети должны проявлять интерес к выполняемой работе и ощущать чувство удовлетворения при получении результата своего труда.

Решение этой задачи на уроках социально-бытовой ориентировки возможно при использовании правильно подобранных оптимальных методов, приемов и средств обучения.

Кроме стандартных методов, приемов и средств обучения, используемых на занятиях по социально-бытовой ориентировке, необходимо включать более активные формы организации учебного процесса:

  • загадки, ребусы, кроссворды;
  • игры и игровые ситуации;
  • моделирование реальных ситуаций;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • опора на межпредметные связи;
  • включение в систему работы над курсом занятий по социально-бытовой ориентировке взаимодействие с семьей учащихся.

При использовании таких форм работы на уроках учитываются индивидуальные возможности каждого ученика, подбирать задания, учитывая их целесообразность этапу урока, теме занятия, их сочетаемость и уместность, чтобы они не потеряли свою ценность образовательного, коррекционного и педагогического воздействия.

Учитывая качественное воздействие разработанной технологии, направленной на формирование жизненных компетенций у учащихся с интеллектуальными нарушениями, нами был создан проект программы по социально-бытовой ориентировке «Мастерская полезных дел».

Проект «Мастерская полезных дел» с использованием активных форм организации учебного процесса на уроках социально-бытовой ориентировки расширяет рамки учебного процесса курса «Социально-бытовая ориентировка», так как главной её задачей является выработка практических умений и навыков, составляющих жизненную компетенцию. У детей идет формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и  навыков ориентировки в социуме. Они учатся  пользоваться услугами предприятий торговли, транспорта, связи, медицинской помощи, учреждений и организаций. Вырабатывают  морально-этические нормы поведения и  навыки общения. Усваивают знания о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о культуре питания. Учатся следить за своим здоровьем и соблюдать гигиенические нормы. А также воспитывают в себе трудовую культуру.

В адаптированную образовательную программу по социально-бытовой ориентировке гармонично вливается проект «Мастерская полезных дел», имеющий своей целью, как и любая реальная мастерская, создание продукта деятельности. По этой программе тематические разделы, составляющие курс «Социально-бытовой ориентировки», преображаются в филиалы «Мастерской полезных дел», имеющие свою специализацию:

Тематический раздел

Филиалы мастерской

1

Питание

Вкусное ремесло/ Кулинарная лаборатория

2

Личная гигиена

Профессионалы чистоты

3

Одежда и обувь

Швейное ателье /Ателье мод

4

Жилище

Школа домашнего уюта

5

Семья

Бюро добрых услуг

6

Культура поведения

Класс этикета и хороших манер

7

Транспорт

Клуб участников дорожного движения

8

Торговля

Школа покупателя

9

Средства связи

Команда связи

10

Медицина

Отряд юных спасателей

11

Экономика домашнего хозяйства

Семейный кошелек

12

Трудоустройство

Мастера своего дела

Использование на уроках социально-бытовой ориентировки активных форм обучения повышает эффективность процесса формирования социальной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта.

Включение в систему образовательного процесса внеклассных мероприятий по предмету помогает учащимся апробировать усвоенные знания и умения в новых ситуациях, воспитывает самостоятельность и интерес к предмету.

Для каждого тематического раздела по работе в филиалах Мастерской полезных дел постоянно ведётся Словарь полезных терминов и понятий, а также Журнал полезных дел, в котором осуществляется взаимосвязь с семьей каждого ребёнка.

Словарь полезных терминов и понятий представляет собой словарик, в который, практически, на каждом уроке записываются понятия при изучении новых тем или поясняются уже известные термины и понятия, если они на этом уроке использовались в другом лексическом значении, чем на предыдущих занятиях.

Журнал полезных дел представляет собой тетрадь взаимосвязи с родителями учащихся. В процессе работы над тематическим разделом курса «Социально-бытовая ориентировка» учащиеся по мере изучения определённого умения или навыка получают задание –  повторить его в домашних условиях. Задача родителей – написать отзыв на выполнение работы и оценить получившийся результат практической работы. Свой отзыв они записывают в Журнал полезных дел. Приветствуется подтверждение полученного результата фотографией и красочное оформление записи отзыва.

Данная работа позволяет не только вырабатывать умения и навыки, входящие в жизненную компетенцию, а также имеет очень положительное влияние и на учащегося, который получает удовлетворение от выполненной работы и близкого участия в этом своих родных,  и на родителей, которые сближаются со своими детьми и строят отношения со школой на доброжелательных партнерских условиях.  

В.А. Сухомлинский писал, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах.

Работа педагогов с семьей является одним из приоритетных направлений  деятельности нашей школы, так как достичь результата можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающихся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

У детей идет формирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и навыков ориентировки в социуме. Они учатся  пользоваться услугами предприятий торговли, транспорта, связи, медицинской помощи, учреждений и организаций. Вырабатывают  морально-этические нормы поведения и  навыки общения. Усваивают знания о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о национальных кухнях, о культуре питания. Учатся следить за своим здоровьем, оказывать первую медицинскую помощь и соблюдать гигиенические нормы. Вырабатывают экономические навыки ведения хозяйства, ориентацию в мире профессий. А также воспитывают в себе трудовую культуру, навыки безопасной работы.

При подборе учебного материала учитывалась мотивация изучения учебной дисциплины, способствующая наилучшей социальной реабилитации  обучающихся. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.  

Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционного развития является ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков»

С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоват...

Коррекционная работа по теме: " Формирование жизненных компетенций у детей нарушением интеллекта на уроках СБО", 2018 год

Коррекционная работа по формированию жизненных компетенций учащихся с нарушением интеллекта...

Формирование жизненной компетенции на уроках математики у детей с нарушением интеллекта

Формирование математической компетенции является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта. Практика показывает, что многие выпуск...

Формирование социальных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта.

Формирование социальных компетенцийу обучающихся с нарушением интеллекта....

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...