Формирование жизненных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках домоводства.
материал (7 класс)
Предварительный просмотр:
Доклад
Слайд 1. Тема : Формирование жизненных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках домоводства.
В настоящее время всё больше внимания уделяется созданию условий для полноценного участия детей с нарушениями интеллекта в образовательном процессе. Предмет «Домоводство» - это специальные коррекционные уроки, на которых обучающиеся получают знания, умения и навыки по приготовлению пищи, уходу за одеждой, обувью, жилищем. Дети учатся правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, у обучающихся закладываются основы нравственного поведения.
Слайд 2 Уроки домоводства, как один из ключевых компонентов общего образования, могут стать эффективной платформой для развития социальных навыков, необходимых для успешной интеграции детей данной категории в общество. Мы, педагоги, стремимся выявить особенности восприятия и усвоения учебного материала детьми с нарушением интеллекта, а также проанализировать, как уроки домоводства могут способствовать развитию социальных навыков у данной категории обучающихся. Мы подбираем те приёмы и методы, которые будут способствовать более эффективной социализации и адаптации детей с нарушением интеллекта.
Слайд 3. Целью обучения предмета «Домоводство» является повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно- бытовой деятельности, формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, навыков и умений, которые позволят им успешнее адаптироваться в социуме. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию и развитию у обучающихся:
● знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
● умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
● экономико-бытовых умений;
● умений организовывать свой досуг;
● умений общаться;
● представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.), накопление соответствующего опыта;
● волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
● познавательной деятельности;
На уроках домоводства приемлемыми методами обучения являются
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и др.);
- наглядные (дидактические пособия, карточки, рисунки, фотографии, книжные иллюстрации, репродукции картин, натуральные предметы , презентации и др.);
- практические (моделирование реальных ситуаций, тренировочные упражнения, уроки- практикумы, имитационные игры, задания-соревнования, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры и др).
Слайд 4 На уроках мы часто используем игры и урок делится на две части: теоретическую и игровую. Игра позволяет обучающимся познать самих себя, свои возможности. Выбор сюжета игры берется из реальной жизни и опирается на знания и возможности детей. Во время игры ученику дается выбор для принятия самостоятельного решения. В ходе игровой ситуации обучающиеся приобретают социально-бытовые навыки, а также положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Так, в ходе игры “Магазин”, дети знакомятся с многообразием магазинов, отделами магазинов, узнают о профессиях людей работающих в магазинах, учатся делать самые необходимые покупки, у детей формируются коммуникативные умения, умения различать денежные знаки и др.
Слайд 5В игровой форме также отрабатываются санитарно - гигиенические навыки.
Трудовые навыки: пришивание пуговиц, стирка носового платка, уход за комнатными растениями и домашними животными и другие.
При выполнении практических упражнений особое внимание уделяется индивидуальной работе. В результате практических упражнений не только формируется навык, который обучающиеся будут использовать в своей самостоятельной жизни, но и жизненно необходимые качества: терпение, усердие, доведение начатого дела до конца.
Слайд 6.Во время практической работы на уроках домоводства обучающиеся закрепляют теоретические знания, правильную последовательность действий при выполнении различных видов деятельности. У обучающихся с нарушением интеллекта часто возникают затруднения при выполнений практической работы. Для того, чтобы выполнить работу, им требуется помощь в виде технологической карты, анализа образца, помощь взрослого. В результате практических упражнений у обучающихся формируются необходимые практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Слайд 7Например, на практическом занятии по приготовлению пирожного "Картошка"педагогом использовались пошаговые инструкции в карточках - картинках, что особенно актуально для обучающихся не умеющих читать и безречевых детей.
Слайд 8
Перед практическим занятием проводилась предварительная работа и заключалась в следующем:
Слайд 9
1.Изучение продуктов питания.
2.Приобретение продуктов питания в магазине, что включало в себя: - составление списка продуктов
- выбор магазина для приобретения продуктов
- изучение этапов совершения покупок
- правила поведения в общественных местах и т.д.
3.Знакомство с электроприборами используемыми при приготовлении пирожных, техника безопасности при работе с ними.
4.Изучение санитарно - гигиенических требований при приготовлении пищи.
5.Сервировка стола и оформление блюда.
Уроки домоводства предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность может служить подсказкой ученикам при планировании самостоятельной деятельности. Слайд 10.Особое внимание на уроках домоводства, педагоги нашей школы уделяют использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений.
Так, в разделе «Покупки». Умение планировать покупки, ориентироваться в магазине (находить вход и выход, кассу, отдел), находить нужный товар в отделе, складывать покупки в пакет, раскладывать продукты в места хранения.
В разделе «Приготовление пищи». Различение кухонного инвентаря по его назначению, различение чистой и грязной посуды, подготовка и мытьё продуктов, чистка овощей, приготовление пищи, резание ножом, нарезание продуктов кольцами, натирание продуктов на тёрке, перемешивание продуктов ложкой.
В разделе «Уборка помещений и территорий». Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора, вытирание поверхности мебели, подметание пола.
В разделе «Уход за вещами». Умение мыть, чистить и сушить обувь из разного материала, пришивать вешалки и пуговицы к одежде, стирать и гладить, складывать одежду в шкаф, развешивать одежду на вешалках, чистить одежду.
Слайд 11.Почти каждый раздел программы домоводства требует выполнения практических работ обучающихся, направленных на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. В 6-ом классе ребята уже учились готовить завтраки (бутерброды, варить яйца), стирать носовые платки, носочки, в 7 – ом классе готовить гарниры, варить компоты, делать влажную уборку, пользоваться утюгом, в 8 классе занимаемся выпечкой, учимся пользоваться стиральной машиной. В 9-ом классе обучающиеся готовят фруктовые десерты, обучаются фигурной нарезке овощей и фруктов и идет практическое повторение ранее изученных тем. Ученикам нравится готовить, сервировать стол и пробовать свои блюда. Слайд 12. Только на уроках домоводства многие обучающиеся с нарушением интеллекта научились подметать полы, мыть посуду. Многие первые на уроке познакомились с бытовыми электроприборами. Дети научились работать со стиральной машиной, подбирать и выставлять режимы стирки, пользоваться миксером, блендером, тостером и другими электроприборами. Слайд 13.Формирование и развитие жизненных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта происходит на протяжении всего процесса обучения в школе, но важное место в этом процессе занимает учебный предмет «Домоводство» Слайд 14. В заключение предлагаю рекомендации, для педагогов и специалистов, при организации уроков домоводства.
Слайд 15. Благодарю за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся с нарушением интеллекта, т. к. для ребёнка с ОВЗ важно не только овладение академическими знаниями, но и развитие жизненного опыта, возможность стать активным и независимым в реальной каждодневной жизни. Дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно освоить образцы социальных и бытовых задач. Эти задачи, главным образом, решаются на уроках домоводства. Поэтому время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать обучающихся к реальной жизни.
Целью обучения предмета «Домоводство» является повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно - бытовой деятельности, формирование у каждого ребенка необходимого запаса знаний, навыков и умений, которые позволят им успешнее адаптироваться в социуме. Задачи обучения: Формирование знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода); Формирование умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта; Формирование экономико-бытовых умений; Формирование умений организовывать свой досуг; Формирование и развитие умения общаться; Формирование представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.), накопление соответствующего опыта; Развитие волевых качеств, веры в свои силы и возможности; Развитие познавательной деятельности;
Игры на уроках домоводства В ходе игровой ситуации обучающиеся приобретают социально-бытовые навыки, а также положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
В игровой форме также отрабатываются санитарно - гигиенические навыки . Трудовые навыки: пришивание пуговиц, стирка носового платка, уход за комнатными растениями и домашними животными и другие.
У обучающихся с нарушением интеллекта часто возникают затруднения при выполнений практической работы. Для того, чтобы выполнить работу, им требуется помощь в виде технологической карты, анализа образца, помощь взрослого. В результате практических упражнений у обучающихся формируются необходимые практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
Например, на практическом занятии по приготовлению пирожного "Картошка" педагогом использовались пошаговые инструкции в карточках - картинках, что особенно актуально для обучающихся не умеющих читать и безречевых детей .
Перед практическим занятием проводилась предварительная работа и заключалась в следующем: 1.Изучение продуктов питания. 2.Приобретение продуктов питания в магазине, что включало в себя: - составление списка продуктов - выбор магазина для приобретения продуктов - изучение этапов совершения покупок - правила поведения в общественных местах и т.д. 3.Знакомство с электроприборами используемыми при приготовлении пирожных, техника безопасности при работе с ними. 4.Изучение санитарно - гигиенических требований при приготовлении пищи. 5.Сервировка стола и оформление блюда.
Особое внимание на уроках домоводства, педагоги нашей школы уделяют использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений.
Почти каждый раздел программы домоводства требует выполнения практических работ обучающихся , направленных на формирование и закрепление умений , необходимых в самостоятельной жизни .
Формирование и развитие жизненных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта происходит на протяжении всего процесса обучения в школе, но важное место в этом процессе занимает учебный предмет «Домоводство»
Рекомендации для педагогов и специалистов 6 Постоянный мониторинг прогресса учащихся позволяет вносить необходимые изменения в образовательный процесс. Это помогает достичь лучших результатов. Мониторинг и корректировка Родители играют ключевую роль в процессе обучения. Их поддержка и участие повышают мотивацию детей. Роль родителей К а ждый у ч е н и к индивидуален , поэтому важно адаптировать методы обучения под его особенности. Это способствует более глубокому пониманию материала. Индивидуальный подход Уроки домоводства должны быть организованы с учетом интересов учащихся. Практические занятия помогают развивать жизне н ные компетенции . Уроки домоводства Необходимо вовл е кать обучающихся в коллективные активности для их социализации. Это способствует развитию социальных навыков. Социализация
Благодарю за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...

Педагогический аспект формирования жизненных компетенций у старшеклассников с нарушениями интеллекта в процессе изучения курса «Социально-бытовая ориентировка»
Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка. Эти специальные коррекционные занятия, направленны на практическую п...
Доклад на МО "Формирование жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на уроках ПТО"
В докладе представлены материалы по формированию жизненных компетенций у обучающихся на уроках слесарного дела....

Тема: «Создание педагогами условий для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе деятельностного подхода».
Обучающиеся на коррекционных занятиях получать знания о профессиях, и как добросовестно трудиться .(повар, кондитер, швея, столяр)....

Формирование социальных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта.
Формирование социальных компетенцийу обучающихся с нарушением интеллекта....

Формирования функциональной грамотности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения
В публикации описываются некоторые приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения....
Формирование навыков самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках профильного труда как важнейшее средство социализации личности
В статье представлен материал из опыта работы....
