Формирования функциональной грамотности обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения
консультация

Прокофьева Елена Витальевна

В публикации описываются некоторые приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования функциональной грамотности обучающихся с   нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения

Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности обучающегося. Требования ФГОС таковы, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Для учителей русского языка и чтения этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и чтения, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Академик Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.

Одним из важных учебных предметов гуманитарного и естественно-научного циклов в образовательной системе является русский язык и чтение.

     Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие  ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Первое, чему мы должны научить обучающихся - это умение вдумчиво читать, так как это залог успешного усвоения знаний. Поэтому начальным этапом  функциональной является читательская грамотность. Это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. К настоящему времени накоплен значительный опыт оценивания читательской грамотности. Однако есть ряд проблем, которые  существуют в оценивании читательской грамотности обучающихся с нарушением интеллекта. Обучающимся с нарушением интеллекта достаточно трудно формировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приёмы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

Говоря об основных подходах к формированию и оценке читательской грамотности, нужно сказать что, итоговая работа по оценке предметных результатов обучающимися с нарушением интеллекта русского языка и чтения в девятом классе, которая стартует с этого учебного года, предполагает комплексную работу с текстом.

Существует  4 основных  читательских умения, которые необходимы для формирования функциональной грамотности:

1.Находить и извлекать информацию.

2.Интегрировать и интерпретировать.

3.Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

4.Использовать информацию из текста.

Существуют ряд приемов, основанных Бенджамином Блумом, которые можно использовать в своей деятельности

Прием «Кубик Блума» заключается в следующем: после прочтения произведения обучающимся на кубике выпадает задание (на гранях записаны слова, которые являются началом предложений или заданиями для работы с текстом). Далее необходимо ответить на вопрос или придумать продолжение. Эффективность приема возрастает, если бросать кубик несколько раз.

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Лепесток-вопрос.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».

Ромашка Блума» («Ромашка вопросов») на уроках русского языка.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие - это самостоятельная часть речи?»

Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

 Большое значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи или отдельные элементы

Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тема: «Текст».

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Обучающимся предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания дети могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости обучающиеся могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

«Письмо с дырками (пробелами)». 

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Пример. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам.

Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

В предложении имя существительное выполняет синтаксическую роль …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения, если… .

«Верите ли вы, что …». 

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Пример. Знакомство с глаголом (5 класс):

Глагол - это самостоятельная часть речи.

Глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы изменяются по временам.

«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок». 

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста можно использовать задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:

а) составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его;

б) принять участие в «конкурсе шпаргалок».

в) конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий);

лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Таким образом, уроки русского языка и чтения  содействуют  развитию функциональной грамотности у обучающихся путём: формирования знаний о правилах, нормах чтения, письма, общения, создания текста; развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её при помощи правил или обращения к учебнику или справочнику; создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста; развития универсальных способов деятельности для решения различных коммуникативных задач.

  Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника к постановке проблемы // Начальное образование. 2017. № 3. С. 3–7.

2. Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 35–45.

3. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения // Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 2011.  

4.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла/ под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003.С.35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....

Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...

«Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»

Выступление на тему: «Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»....

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ЗАДАНИЙ.

Основные виды функциональной граммотности на уроках иностранного языка, обучение детей работе с формулировками заданий для успешного достижения цели....

Формирование функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности при обучении иностранному языку.

Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению. На примере работы театрального...

Формирование функциональной грамотности через освоение метапредметных навыков на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Формирование успешности каждого ученика не...