ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ЗАДАНИЙ.
статья по английскому языку

Основные виды функциональной граммотности на уроках иностранного языка, обучение детей работе с формулировками заданий для успешного достижения цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volodina_t.a.funkts.gr_.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ЗАДАНИЙ.

                                                

1. Что такое функциональная грамотность.

Функциональная грамотность - это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность включает в себя:

  • Математическую
  • Финансовую
  • Естественнонаучную
  • Глобальные компетенции
  • Читательскую  
  • Креативное мышление
  • Компьютерная
  • Коммуникативная

На уроках иностранного языка большая часть времени отводится на формирование читательской и коммуникативной грамотности, но следует отметить, что глобальные компетенции необходимо тренировать на любом уроке, так как они отвечают за эффективность обучения, способность ученика понять задание, произвести анализ ситуации и поиска способа решения. Остальные компоненты функциональной грамотности имеют меньший приоритет на уроках иностранного языка, так как для их формирования есть другие специализированные предметы.

2. Цель обучения

У любого обучения есть своя цель. Чтобы достичь нужного результата с наименьшими затратами сил необходимо научить детей понимать эту цель, то есть уметь работать с заданиями, чётко знать, что от них требуется в том или ином случае. Важно донести до учеников следующий алгоритм: 1-внимательно слушаем/читаем задание, если прослушали/невнимательно прочли, дальнейшие действия с наибольшей вероятностью будут не эффективны и задача не будет решена, 2-ищем пути решения задачи всеми доступными способами, 3-решаем, достигнут ли нужный результат, можно ли было решить проблему иначе.

Таким образом, если мы научим детей понимать цель задания, они смогут сосредоточиться на его выполнении с осознанием того, какие действия приведут их к успеху. Часто дети теряют баллы при выполнении тестовых заданий именно из-за непонимания этого самого задания, а младшие школьники часто предпочитают его вообще не читать, а сразу приступать к выполнению. Например, надо заполнить анкету, прочитав текст о ребёнке. И часть школьников торопыг вписывают в анкету свои данные, а потом искренне удивляются: «А что, текст читать надо было?» Или надо по картинке в предложения вставить предлоги, при этом одно из слов уже использовано в образце. Внимательный ученик это слово заметит и не будет использовать в дальнейшем, а невнимательный умудриться записать дважды, некоторые дети могут вообще половину слов заменить своими, объясняя потом, что не увидели слова для подстановки. Как итог, у них куча ошибок, плюс затраты времени и сил непропорциональны результату, отсюда разочарование, неуверенность в своих способностях.

При работе с любым заданием важна осмысленность действий. При работе с текстами мы обычно хотим получить какую-то информацию, именно от этой информации будет зависеть степень нашего внимания и усилия, которые придётся приложить для её поиска, достаточно будет понять общее содержание или придётся вникать во все тонкости. Поэтому для эффективного овладения навыком смыслового чтения необходимы предтекстовые задания. Учебники английского языка начальной школы не всегда могут похвастаться наличием таких заданий. Для ребёнка такое предложение, как «Послушай и прочитай диалог» или «Спой песенку, сопровождая её движениями» не может стать значимой целью чтения. Поэтому учителю необходимо самому давать задание, которое настроит детей на решение конкретной, достижимой для них задачи. Надо заставлять ребёнка думать, вовлекать в учебный процесс, тогда и запоминание материала будет идти легче и скучать будет некогда.  Предлагаю давать детям сперва задание на внимание, которое заставит их искать необходимую информацию, а уж потом заниматься отработкой техники чтения. В качестве примера приведу диалог из учебника 3 класса первый урок в году.

Chit-Chat

Hello, Rosie! Nice to see you again!

Hellо, Jake! Nice to see you too!

Задания как такового к диалогу не прилагается, подразумевается, что это образец для составления собственного высказывания. И тут начинаются проблемы. За лето многое забылось, навык чтения ухудшился, незнакомые слова опять же: again, nice to see, а учитель ждёт, что ученик с ходу повторит это всё, для слабого ученика страх и ужас! Гораздо эффективнее будет предложить детям сначала прослушать диалог и ответить на вопрос, это первая встреча детей или нет, доказать свою точку зрения. Выясняем, что дети знакомы, они знают имена друг друга, попутно разбираем трудные слова, again также будет аргументом знакомства детей ранее. После того как мы сняли все трудности легко организовать устную работу в классе, предложив поприветствовать одноклассников после летних каникул.

С простым списком слов можно поступить следующим образом: «Послушайте слова, назовите те, которые по-русски и по-английски звучат похоже», «Послушайте слова, назовите те, в которых есть немые буквы/определённый звук», «Послушайте слово и найдите его перевод». В последнем случае слова диктуются не по порядку и предполагает наличие картинок к словам. Наша задача организовать многократность повторения, чтобы новый материал прочно осел в головах учащихся, это легко сделать изменяя цель задания.

Слова по теме еда 4 класс: lemon, beans, mango, butter, coconut, flour, pineapple, olive oil, sugar, salt, pepper, tomato. Задание в учебнике - «Listen and repeat», на мой взгляд скучное. Разнообразим работу со словами. Вначале определяем созвучные на русском и английском слова, дети быстро выбирают tomato, lemon, mango и обычно пропускают olive или называют целиком olive oil, объясняем, что второе слово на русское масло совсем не похоже, а вот salt угадать довольно легко и его также можно внести в список похожих слов. Далее предлагаем найти слова, в которых прячутся ещё слова по нашей теме еда – pineapple, яблоко все знают, а вот nut называют реже. Соревновательный момент заставляет детей тщательно просматривать слова по нескольку раз и слушать ответы одноклассников. Вот теперь можно послушать и повторить слова и на последок новая цель – прочесть слова без ошибок/с наименьшим количеством ошибок. Детям нравится задание «Читаем до первой шибки, кто дойдёт до конца». Послушав 3-4 человек, слабые ученики имеют возможность показать себя. Как результат, каждое слово прозвучит раз десять, в добавок многократно прочитано каждым учеником про себя и вслух и итогом хорошее запоминание лексики.

3. Учимся понимать задания

Тренируем произвольное внимание

Понимание – главное условие коммуникации. Мы можем не реагировать вербально, а использовать письменность, жесты и мимику, действие, но если понимания нет, то желаемого взаимодействия не получиться. На уроках стоит целенаправленно учить детей работе с формулировками заданий, как в устной форме, так и в печатной. Для хорошего понимания устных команд в первую очередь необходимо развивать произвольное внимание, легче всего это сделать в форме игры, хорошо использовать в начале урока для концентрации внимания и настройку на учёбу. Самое простое – берём две команды “Hands up” и “Hands down”. Выполняем с детьми и диктуем им действие, допускаем ошибки, делаем достаточно быстро, голосом выделяем первое слово hands, делаем маленькую паузу и добавляем up/down. Далее количество команд увеличиваем, но лучше больше четырёх не брать, а менять набор действий. Здесь наша цель заставить детей слушать полагаясь на себя, а не ориентироваться на зрительную опору в лице учителя, который старается запутать учеников. Другой вариант, когда просим выполнять команды girls or boys. Boys, jump. Girls, clap your hands. Обычно бывает много смеха, когда командуешь: «Girls, sit down, boys, sit down», а несколько человек остаются стоять – прослушали. При этом масса положительных эмоций, невнимательные стараются реабилитироваться в ходе игры, внимание повышается, а у учителя есть возможность для диагностики учеников, отследить тех, кто не собран и учесть это на уроке.

Анализ заданий

Для формирования читательской грамотности обычно чаще всего используются вопросы к тексту. Здесь надо научить детей различать общие и специальные вопросы, это позволит правильно оформить ответ. Нередки случаи, когда ученик правильно сделал перевод, нашёл ответ в предложении, но не смог выбрать главное или пропустил часть информации, если она содержалась в нескольких фразах. Простой анализ поможет понять, что если вопрос начинается со вспомогательного глагола, то нужно искать подтверждение или опровержение фактов, достаточно yes/no. Если на первом месте видим вопросительное слово, то нужно искать конкретную информацию. Особенно это удобно в задании на установлении соответствий. Учим обращать внимание на предлоги, отсутствие их может искажать смысл ответа. Например: Where is the hotel? Часто дети пишут просто the little river, такой ответ недопустим, так как является ответом на вопрос What? Правильный ответ near the river.

При работе с лексико-грамматическими упражнениями важно научить детей внимательно читать задание к ним, это позволит сузить круг выбора используемой лексики и грамматических правил. При работе с лексикой на начальном этапе слова для подстановки обычно представлены в задании и выделены жирным шрифтом или курсивом. Нужно обращать внимание детей на этот факт, не все понимают, что работаем с предложенным набором слов и подставляют свои. В таких заданиях необходимо указывать, что если количество слов и пропусков в тексте совпадает, то каждое слово можно использовать только раз. Иногда слов больше и у детей возникают затруднения. Но если обратиться к классу с этим вопросом, кто-нибудь обязательно заметит, что лишние слова использованы в образце, значит и писать их больше нельзя и лучше сразу вычеркнуть. Также целенаправленно работаем над заданиями с картинками. Отмечаем, что такие изображения не для красоты, а несут значимую информацию и выполнение задания требует обращение к этим картинкам. Некоторые дети испытывают трудности с определением единственного/множественного числа в таких случаях как: mum and dad, Mike and Dan. Но если научить их выстраивать соответствие между печатным словом и изображением, эта проблема уходит. При выполнении упражнений для всех важен результат, при этом достигнутый с наименьшими затратами усилий. При обучении детей работе с формулировками заданий это является решающим фактором, показываем им, как быстро и легко, не тратя много времени достигнуть нужного результата.  На начальном этапе обучения задания часто выглядят так: «Read and complete.» Далее обычно следует образец, из которого легко понять, что делать, добавляем суффикс, окончание или вспомогательный глагол. На среднем этапе обучения формулировки заданий усложняются, в тоже время внося конкретику: «Put the verbs in the brackets into the present simple or the present continuous», «Complete the gaps with the past simple form of the verb in brackets». Сразу понятно с какими временами работаем и выбираем нужную форму глагола.

4. Как понять сбой в понимании

Важно проверять понимание задания детьми. Очень часто происходит сбой понимания: на просьбу ответить на вопрос ученик начинает читать текст, просишь прочесть, а он читает явно другой номер. В таком случае ругаться бесполезно, наша цель достичь результата, научить, поэтому уточняем у ребёнка, что надо было сделать. Ответы впечатляют своим разнообразием, ребёнок может сам себе придумать задание и выполнять в зависимости от своей, не нашей цели. Выяснив место сбоя коммуникации, просим одноклассников объяснить задание по новой. Попутно можем выяснить, что и одноклассник понял неправильно, спрашиваем дальше, пока не услышим правильный ответ. Это полезно делать время от времени для контроля понимания как дети приняли задачу. Каждый человек интерпретирует услышанное по своему, а есть такие дети, которые не удерживают цель и им надо напоминать её. Другая проблема – ребёнок не следит, отвлекается. Таких детей легко подловить, попросив продолжить чтение или дать ответ на заданный вопрос раз или два, обычно происходит заминка, попытка чтения не с того места или неправильный ответ. Не ругаем ребёнка, в случае с чтением спрашиваем, какая страница у нас, какой номер, строка, то есть ищем место сбоя. Я по взгляду вижу детей, которые не поняли задание. Вся группа работает с определённым номером, ищет ответ на вопрос, все смотрят, например, на левую страницу, а какой-нибудь Ярик на правую. Причём бывает забавно, когда спрашиваешь, какой у нас всех номер страницы, он отвечает правильно, задумывается на секунду и переводит взгляд на нужную и на лице облегчение – нашёл! Если не нашёл, снова обращаемся к классу с просьбой подсказать, иногда после этого перелистываются 3-4 страницы. В случае с неудачными ответами спрашиваем ученика, почему он не справился, наверное было очень сложно или он прослушал задание? Опять же все спокойным тоном, после нескольких таких ситуаций дети сами говорят, что прослушали. А почему прослушал? Чем ты занимался? Тебе не нравится, когда у тебя всё легко получается, поэтому ты решил себе усложнить задачу? Как правило ученик затихает и начинает прислушиваться к ходу занятия.

Принять цель, которая стоит в задании – это 90 % успеха в его выполнении. Ученик понимает, что от него требуется, начинает думать, как реализовать цель, какие знания потребуются, что, возможно, у него их недостаточно и потребуется помощь. Задача учителя – подсказать, где можно найти нужную информацию, это может быть грамматический справочник, словарь, предыдущие упражнения, правило в рамочке и даже совет соседа. Необходимая информация всегда есть в учебнике, а то и на самой странице упражнения, и если мы научим детей находить эту информацию, а главное – правильно определять цель, то процесс обучения будет приносить им удовлетворение и они порадуют вас своими успехами.

 

                                                                        Володина Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

Формирование функциональной грамотности у студентов технической специальности при изучении иностранного языка.

В наше время  в  методике  преподавания  иностранных  языков    происходят  значительные  изменения.  В  процесс  обучения  ...

Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку.

Данный материал поможет вам  сделать урок английского языка  интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся....

Типология заданий по формированию познавательных УУД на начальном этапе обучения 2 ИЯ

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.Общеучебные универсальные действия:·самостоятельное выделение и формирование позна...

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнут...

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...