Проблема оценивания вшколе
статья по теме

Проблема оценки и оценивания сегодня является одной из самых актуальных.

В образовательных учреждениях помимо 5-балльной вводят и другие, по мнению педагогов, объективные системы оценивания.

Но, несмотря на их применение, конфликтов из-за субъективного выставления учителем той или иной оценки в школе не уменьшилось.

Эта статья посвящена этой проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема оценивания в школе.

Проблема оценки и оценивания сегодня является одной из самых актуальных. В образовательных учреждениях помимо 5-балльной вводят и другие, по мнению педагогов, объективные системы оценивания. Но, несмотря на их применение, конфликтов из-за субъективного выставления учителем той или иной оценки в школе не уменьшилось.

Само понятие «оценка» - это, скорее всего, мнение о качестве и ценности чего-либо или кого-либо. А понятие «оценивание» - это, видимо,  установление  степени знаний  учащегося. В школе происходит соединение этих двух понятий в одно, то есть ученик получает и «оценку-цифру» и  сопроводительное мнение о своих знаниях.

Оценка всегда затрагивает  ученика с психологической точки зрения, в первую очередь это - мотивация. Каждый ученик нуждается в оценке своей деятельности. И чем ниже возраст ученика, тем острее его потребность в оценивании. Ученикам 1-4 классов необходимо похвала за каждое действие, также, собственно, как и школьникам из 5-7 классов, когда они ждут оценку за каждое свое усилие. Что касается учащихся 8-9, 10-11 классов, то для них важна  не столько  оценка-цифра, сколько оценивание их значимости в глазах сверстников.

Оценка многопланово влияет на ребенка.  Когда он получает «Пятёрку», то  переживает успех, чувствует себя полноценным, утверждается в глазах своих одноклассников и учителя, в семье и среди друзей  пользуется уважением. Таким образом, у ребенка появляется  желание испытать всё это повторно, и он начинает к этому стремиться.

Если ученик получил «Четвёрку», то здесь важно определить  какая она: выше ли она «Тройки» - тогда это  достижение ребенка,  или ниже «Пятёрки» - значит это снижение его результата.

Что значит в нашей школе «Тройка»? На самом деле – это оценка вызывающая у ребенка безразличие, отсутствие желания что-либо исправлять. Иногда, правда, эта оценка перерастает в привычку, как у учителя, так и у ученика. Они оба начинают просто спокойно существовать: «стремиться не к чему, да и следующая оценка уже очевидна». И родители равнодушны – и хвалить ребенка не за что, и ругать тоже.

«Двойка» в сегодняшней школе – это последняя оценка, самая отрицательная.  Тот ребенок, кто её получает, испытывает   всё самое негативное,  внутреннее чувство неполноценности, угнетенное положение в классе, конфликтная ситуация в семье. И предмет становится ненавистен, и школа становится уже неприятным местом в его жизни.

Про «Единицу» нечего и говорить, видимо потому, что она уже давно не является школьной оценкой.

Система  школьных оценок устарела,  она не дает возможности объективно оценить ученика. Так что трудно по оценкам понять, как развивается ученик. Пятибалльной  системы недостаточно, учителя прибавляют к оценкам плюсы и минусы. Один  ребенок сделал всего две ошибки – это почти  «пятерка», а у другого почти «тройка». Оба получили  «четыре» - как-то несправедливо, значит нужно чем-то эти оценки отличить, вот здесь появляются плюсы и минусы. Зачем? В журнал-то выставят все без отличительных знаков, дети это знают.

Оценка – это, на мой взгляд, самое мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого.  Но при этом использоваться она должна  грамотно.

Первое, оценка должна быть справедлива, то есть,  оправдана с точки зрения качества ответа.  Необходимо уметь объяснить ученику,  почему он получил именно эту оценку, значит необходимо иметь четкие требования к выполнению каких-либо письменных заданий или контрольных работ, а также критерии оценивания  устных  ответов. Также очень важно при оценивании учесть  индивидуальные особенности ученика,  найти верный тон высказывания оценки. И, на мой взгляд, одобрение  ребенка всегда более мощное средство воздействия, чем порицание.  

Второе, нельзя сравнивать одного ребенка с другим, надо научиться сравнивать ребенка только с ним самим, при этом важно акцентировать  внимание ученика на его качественный рост. Каждому школьнику важно знать насколько он продвинулся или отстал по сравнению со своим уровнем, который был вчера или неделю назад. Конечно, это не значит, что сам ученик не должен сравнивать себя с другими.  Важно то, насколько его сегодняшний уровень высок по отношению к уровню других учеников.  Хвалить  учащегося перед классом  можно, ругать - нельзя.

Но самый плохой вид оценки – это её отсутствие, потому что «неоценивание» ученика – это формирование  у него неуверенности в себе и осознания своей неполноценности.

Для того чтобы оценка была объективной и действительно отражала уровень знаний ребенка, необходимо проводить как устный опрос, так и письменный, при чем разноуровневый (так как один и тот же ученик может ответить по-разному в разных системах опроса и выйти на совершенно другой  уровень оценки). На уроках нужно организовывать не только фронтальный контроль, но и индивидуальный, групповой, парный, оценивать работу  в микрогруппах.

Система оценивания должна быть такой, чтобы помочь ребенку обрести, с одной стороны, уверенность в себе, с другой стороны, самокритичность.

Научить качественной и объективной (честной) самооценке школьника — одна из главных задач школы, которая ставит своей целью формировать у детей умение учиться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"

Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит  проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...

Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения

Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....

Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».

К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знан...

Проблема цели и проблема смысла

Рассуждения о причинах нигилизма подростков, поисках смысла жизни....

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс

Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...

Проблема малой реки моего села-наша общая проблема.

Работа направлена на  экологическое воспитание детей . ...