Интерактивные технологии в познавательной деятельности гимназистов
статья по теме
В статье раскрывается содержание понятий "педагогическая технология", "интерактивное обучение", описываются целевые ориентиры интерактивных методов и форм обучения, а также главные задачи интерактивного обучения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Н. Лабикова, к.п.н.
КОУ «Тарская гимназия №1 им.А.М. Луппова»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИСТОВ
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В последнее время интерес педагогов (Т.Ю. Аветова, Б.Ц. Бадмаев, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин, Е.Л. Руднева и др.) направлен на освоение интерактивных методов, форм и технологий обучения, что определяет возникновение различных подходов к трактовке их сущности, основных направлений и содержания.
Интерактивное обучение, по мнению Ю.Н.Емельянова, является одним из современных направлений активного социльно-психологического обучения и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.
Вслед за Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой под интерактивным обучением мы понимаем способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся (диалоговых (полилоговых) формах), когда все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие одноклассников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Так как, интеракция (от англ. interaction – взаимодействие) – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.
Анализ определений категории «педагогическая технология» (А.Н.Алексеев, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Г.Ю. Ксензова, Г.К. Селевко и др.) позволяет сделать вывод о неоднозначности рассматриваемой дефиниции. Данный феномен имеет несколько линий проявления и развития, и, следовательно, различные варианты толкования. Е.В. Коротаева справедливо замечает, что само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность: в отличие от конкретной частной методики, технология может быть применима на самых разных учебных предметах (Коротаева Е.В., 2002).
В данном исследовании под интерактивной технологией обучения мы будем понимать совокупность способов организации учебно-познавательного процесса (форм, методов, приемов и средств) или последовательность определенных действий, операций, связанных с организацией совместной деятельности обучаемых, при осуществлении постоянной смены ее режимов и основанных на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением или учебной средой, в которой участник находят для себя область осваиваемого опыта.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая предполагает «отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение» (Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова, 2008). Опыт и знания участников воспитательно-образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения, так как организуемая совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый имеет право высказывать свое мнение, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, что позволяет обеспечить взаимообогащение и коррекцию собственной позиции: от взаимопонимания – через взаимодействие – к взаимообогащению.
В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.
Интерактивные формы и методы (дискуссионные, игровые, тренинговые) нацелены на:
- активное освоение учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
- стимулирование учебно-познавательной мотивации;
- воспитание аналитического и критического мышления, развитие личностной рефлексии;
- развитие самостоятельности и активности;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие толерантности.
Интерактивное обучение одновременно решает три задачи: (1) учебно-познавательную; (2) коммуникативно-развивающую; (3) социально-ориентационную и позволяет достичь следующих результатов и эффектов:
- интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач; позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний;
- интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем; формирует способность мыслить неординарно;
- интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков и способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей;
Таким образом, интерактивные технологии обучения имеют большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивают максимальную активность обучающихся в учебном процессе.
Литература
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся. – М., 2002
- Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.звед. / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176с., С.8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Процесс обучения невозможен без положительной мотивации. В работе раскрываются педагогические технологии, применяемые на уроках химии для активизации познавательной деятельности....

Педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Основная задача учителя химии, активизация познавательной деятельности учащихся, так как я считаю активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленнос...

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литера...

Проблемне обучение как технология активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС ООО.
Проблемное обучение — это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные виды учебной работы учащихся и опр...

Использование деятельностных техник, приемов (интерактивных) для стимулирования познавательной деятельности учащихся с выходом на результат (из опыта работы).
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательн...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "...

Мастер-класс "Технологии активизации познавательной деятельности"
На мастер-классе был представлен формат игры "За семью печатями" по теме "Язык - творение и творец человека"...
