доклад на тему: "Компетентностный подход к процессу образования"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Каштановская СОШ»
Доклад
на тему: « Компетентностный подход к процессу
образования»
Учитель: Сафронова М.В.
2010г.
Введение
Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых -формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Естественно, что реализовываться данный подход должен как в начальной, так и в средней школе. Однако большинство школьных программ, используемых на современном этапе, создавались до появления компетентностного подхода. Поэтому большая часть работы по его внедрению в образовательный процесс ложится на педагогов общего и дополнительного образования, что не всегда бывает эффективным в силу разнообразных причин.
1. Понятия компетенции и компетентности
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.
В соответствии с принятым в настоящее время подходом ЮНЕСКО понятие образования включает в себя понятие компетентности: образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных, мировоззренческих компетенций. Компетенция -интеллектуальное качество личности. Использование же компетенций на практике принято называть компетентностью.
В рекомендациях ЮНЕСКО и в «Конвенции модернизации российского образования на период до 2010 г.» приводится состав ключевых суперкомпетентностей для школьной образовательной практики:
- математическая - умение работать с числами, числовой информацией;
- коммуникативная - умение вступать в коммуникацию, быть понятым,
непринужденно общаться;
- информационная - умение владеть информационными технологиями, работать со
всеми видами информации;
- автономизационная - способность к саморазвитию, самоопределению,
самообразованию, конкурентноспособность;
- социальная - умение жить и работать с людьми: с близкими, в трудовом
коллективе, в команде;
- продуктивная - умение работать и зарабатывать, способность создавать
собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная - готовность, способность и потребность жить по традиционным
нравственным законам.
Так как мы живем в мире веществ и материалов, а также непрерывно протекающих химических реакций, то, на наш взгляд, необходима также еще одна ключевая компетенция - химическая. Она включает в себя химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами, безопасное как для собственной жизни, так и для нормального, естественного функционирования окружающей среды.
К рассмотренной выше классификации близка позиция психолога И.А.Зимней, которая среди прочих выделяет компетенцию здоровьесбережения (знание и соблюдение здорового образа жизни, правил личной гигиены, понимание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни. Формирование этой компетенции немыслимо без химической компетенции) и компетенцию гражданственности (включает не только проявление любви к Отечеству, осознание долга перед ним и гордости за него, но и
2
материалами, осуществление химических реакций).
Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально -технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую».
1.1. Содержание ключевых образовательных компетенций
Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности.
Следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Компетенции для ученика - это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.
Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
К примеру, ученик осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует её компоненты уже после окончания школы, поэтому во время учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. А. В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
3
2. Развитие ключевых компетенций на уроках
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
У учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, и начинать их формировать можно с 5 класса.
Рассмотрим методы развития ключевых компетенций на уроках.
2.1. Ценностно-смысловая компетенция
Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы.
1. Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся
формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему»,
«как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не
остается без ответа. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они
будут изучать. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения
данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и
место материала этого урока во всей теме.
На каком-либо конкретном занятии учащиеся самостоятельно изучают отдельные параграфы учебника и составляют краткий конспект этого параграфа. Перед ними стоит задача - пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести....В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
Подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
2.2. Общекультурная компетенция
Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь ввиду не только использование материала из других наук на уроках данного предмета, но
4
учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации.
Эффективность работы в этом направлении возрастает при кооперации нескольких учителей по поводу одного предметного умения или при использовании методов одной науки в другой. Работа учителей состоит в создании условий для накопления опыта детей и его осмысления. Тренировки умений могут происходить в предметном или межпредметном поле.
Рассмотрим еще несколько способов формирования общекультурной компетенции.
Для формирования грамотной, логически верной речи можно использовать составление предметного словаря, написание диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление терминов.
В качестве дополнительного материала может использоваться написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы и на темы, предложенные детьми.
2.3. Учебно-познавательная компетенция
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов обучения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - «смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных заданий, а так же при проблемном способе изложения
5
новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка.
Так же одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста. Кроме того, решение тестов на уроках позволяет выявить слабые места в оформлении заданий. Важным является то, что чем раньше мы начнём устранять ошибку, тем проще ученику будет перестроиться под новые требования.
2.4. Информационная компетенция
Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.
Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы.
1. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают
различные определения понятий.
2. Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при
подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только
ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.
4. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте».
Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира.
Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. На этом этапе целесообразно использовать задания прикладного характера. Тогда у учащихся будет не только формироваться информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт.
2.5. Коммуникативная компетенция
Этот вид компетенции не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные
6
приёмы активно используются в современной школе и им посвящено множество исследований.
2.6. Социально-трудовая компетенция
Данный вид компетенции предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Развитию способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию.
Примеры формирования компетенций на разных этапах урока
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности |
Проверка | Цель: активировать умственную | Рецензирование ответов |
домашнего | деятельность учеников, развивать | (домашнего задания) |
задания | критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции |
Цель: развивать самостоятельность | Химический диктант |
мышления, формировать гибкость и | (по страницам домашнего |
точность мысли, развивать внимание и | задания с ограничением |
память Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования | времени решения) |
Объяснение | Цель: учить исследовательской работе | Доказательство |
нового материала | Результативность: формирование | химических свойств |
общекультурной компетенции | веществ, составление химического словаря и т.п. |
Цель: учить краткой рациональной | Лекция с использованием |
записи, отрабатывать умение делать | приобретенной |
выводы и обобщения Результативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции | учениками информации |
Цель: учить оперировать знаниями, | Коллективная |
развивать гибкость | экспериментальная |
использования знаний Результативность: формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной | работа, исследование |
Физкульт- | Цель: развивать эмоциональность речи, | Игры-физкультминутки, |
минутка | творческую деятельность | сюда же можно отнести и |
7
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности |
(перерыв) | Результативность: формирование | написание сказок. |
компетенций личного самосовершенствования и общекультурной | фантастических историй |
Закрепление, | Цель: изучить свойства вещества, и т.п. | Учебная самостоятельная |
тренировка, | Результативность: формирование | работа |
отрабатывание | учебно-познавательной, ценностно- |
умений и навыков | смысловой компетентности |
Цель: закрепить полученные знания о | Исследование различных |
вещества, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования, социально-трудовой, ценностно-смысловой | видов памяти |
Цель: закрепить умение записывать | Запись уравнений |
уравнения реакций Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий | реакций с комментариями |
Цель: закрепить знания учеников, | Химическая эстафета и |
формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование учебно-познавательной, общекультурной и коммуникативной компетентций | др. |
Цель: развивать личную позицию | Решение задач |
учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции и компетенции личного самосовершенствования | несколькими способами |
Цель: обучать работе с информацией; | Работа с учебником |
закрепить знание текста, понимание темы | (учебная практическая |
Результативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенциии | работа) |
Творческая работа | Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование общекультурной компетенции | Создание проектов |
Цель: учить учеников на основе своих | Заседание химического |
знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование общекультурной, коммуникативной и информационной компетенций | кружка |
8
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности |
Контроль | Цель: учить детей воображению и | Создание рекламы |
умению абстрагироваться | (презентации) изучаемой |
Результативность: формирование | темы (урока), работа в |
коммуникативной, учебно- | группах с взаимной |
познавательной, информационной компетенций | оценкой |
Цель: учить детей, опираясь на | Самостоятельная работа с |
полученные знания, самостоятельно | взаимопроверкой; |
работать | дифференцированная |
Результативность: формирование социально-трудовой компетенции | контрольная работа |
Домашнее | Цель: проверить усвоение материала | Составить вопросы, |
задание | урока, формировать умение подбирать | задачи и примеры по теме |
примеры Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования | урока |
Цель: проверить знания учеников | Разноуровневые задачи: |
согласно их уровню подготовки | репродуктивные, особой |
Результативность: формирование | сложности, на |
социально-трудовой, ценностно- | сообразител ьность. |
смысловой компетенций, а также других различных видов компетенций, в зависимости от подобранных задач | логику, и т.п. |
Диагностика предметных образовательных компетенций на уроках
Одно из главных отличий компетентное тою подхода в образовании - изменения в системе оценивания учебных достижений. В чем же они заключаются? Объект оценивания. Знания и умения выступают не сами по себе, а как показатели компетенций учащихся. В этих условиях критерии «знает» и «умеет» не стоят на одном уровне. Ученик может знать теоретический материал, но не умеет применить знания в практической ситуации. Возможны и другие варианты: учащийся не смог решить задачу, так как имеет слабую теоретическую подготовку. Однако при этом у него хорошо развиты ключевые компетенции, что позволило ему самостоятельно найти необходимый учебный материал, осознать его и применить для решения поставленной проблемы. Поэтому оценивать компетенции мы будем по конечному результату (сумел или не сумел выполнить задание).
Субъект оценивания. В традиционном обучении контролирующую функцию осуществляет учитель. При компетентностном подходе данную задачу могут выполнять педагогический и ученический коллективы, сам учащийся. Причем способность к самооценке - это необходимое условие и признак компетентности в данной области. Следовательно, на процессе обучения школьников навыкам индивидуальной и коллективной самооценки следует обращать большое внимание. В отдельных случаях
9
целью можно включать в состав экспертных групп при анализе проектной деятельности, исследовательских работ, а также предусмотреть возможности публичного оценивания ответов на уроке.
Форма оценивания. Изменение формы оценки привело к переходу от традиционной системы контроля к аутентичной, основными особенностями которой являются использование контекстных и ситуационных заданий, измерение комплексных умений, оценка динамики индивидуальных достижений учащихся (например, с помощью портфолио).
При компетентностном подходе требуется расширить шкалу оценок, сопроводив оценку словесными пояснениями, комментариями, рекомендациями. Учителю при оценивании работ учащихся полезно будет иметь следующую таблицу признаков компетентности учащихся, разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.
Признаки компетентности учащегося
Вид компетенции | Признак того, что учащийся компетентен |
- Способность видеть и понимать окружающий |
мир, ориентироваться в нем |
Ценностно-смысловая | - Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий |
- Умение принимать решение |
- Умение планировать свою деятельность |
- Обладает познаниями и опытом деятельности |
- Осведомлен в особенностях национальной и |
Общекультурная | общечеловеческой культуры, духовно-нравственной |
основе жизни человека и человечества, отдельных |
народов, основ семейных, социальных, |
общественных явлений и традиций и т.д. |
- Самостоятельная познавательная деятельность |
- Знания и умения целеполагания, планирования. |
анализа, рефлексии, самооценки учебно- |
познавательной деятельности |
- Владение креативными навыками продуктивной |
Учебно-познавательная | деятельности - Владение приемами действий в нестандартных |
ситуациях |
- Умение отличать факты от домыслов |
- Владение измерительными навыками |
- Использование вероятностных, статистических и |
иных методов познания |
- Умение самостоятельно искать, анализировать и |
отбирать необходимую информацию |
Информационная | - Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию |
- Демонстрирует понимание предложенной |
информации |
10
Вид компетенции | Признак того, что учащийся компетентен |
- Делает выводы и принимает решения в ситуации |
неопределенности |
- Навыки работы в группе |
- Знание необходимых языков (в том числе |
математический) |
- Владение различными социальными ролями в |
Коммуникативная | коллективе |
- Умение представить себя -написать письмо, |
анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. - Работа с вопросами на уточнение |
- Владение знанием и опытом в гражданско- |
общественной деятельности (выполнение роли |
гражданина, наблюдателя, избирателя) |
- Владение знанием и опытом в социально- |
трудовой сфере (права потребителя, покупателя. |
клиента, производителя) |
- Владение знанием и опытом в области семейных |
Социально-трудовая | отношений и обязанностей, в вопросах экономики и |
права, в профессиональном самоопределении. |
- Умение анализировать ситуацию на рынке труда |
- Умение действовать в соответствие с личной и |
общественной выгодой |
- Владение этикой трудовых и гражданских |
взаимоотношений |
- Развиты способы физического, духовного и |
интеллектуального саморазвития, эмоциональная |
саморегуляция и самоподдержка |
- Владение способами деятельности в собственных |
интересах и возможностях |
Личного | - Непрерывное самопознание, развиты |
самосовершенствования | необходимые современному человеку личностные |
качества |
- Сформирована психологическая грамотность, |
культура мышления и поведения, внутренняя |
экологическая культура, половая грамотность, забота |
о собственном здоровье. |
Компетентностный подход дает понимание того, что каждый ребенок по мере взросления овладевает не только конкретными предметными, но и универсальными умениями, позволяющими действовать в ситуации неопределенности (эвристических, ситуациях риска, активного выбора), каких становится все больше. Понятия «компетенция», «компетентность» указывают на способность учащегося к:
междисциплинарному анализу;
отвлеченным размышлениям, не привязанным к непосредственному школьному опыту;
обнаружению неявной информации;
11
пониманию, осмыслению, интерпретации и рефлексии текстов и визуальных изображений в контексте;
ответственному выбору одного или нескольких предложенных вариантов решения.
Проектируемое на компетентностной основе образование обеспечит целостное развитие личности. Образовательные компетенции будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Достижение целей образования, призвано обеспечить успех современного выпускника школы, вступающего во взрослую жизнь. Это возможно при условии, что цели образования станут личностно значимыми, будут включены в собственную систему ценностей и представлены следующим образом:
Я должен уметь сам видеть проблемы в окружающей действительности и научиться находить способы их решения.
Мой успех в жизни зависит не только от знаний, которые я получаю в школе, но и от умения самостоятельно учиться, поскольку мне придется постоянно повышать квалификацию по избранной специальности, а возможно, и быть готовым сменить профессию.
Я должен уметь сам разбираться в ситуации, проблемах, иметь собственную точку зрения, которая, быть может, не всегда будет совпадать с точкой зрения моего учителя или автора учебника.
Я должен знать, зачем мне нужны знания, которые я получаю в школе, где и как я смогу их применить в жизни.
Я понимаю, что мой успех в жизни во многом зависит от моего умения общаться с людьми - если нужно, подчиниться руководителю, уметь стать лидером, быть коммуникабельным со сверстниками и коллегами, убеждать других и уважать чужое мнение.
Мне необходимо научиться культуре общения.
Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством содержания образования, применения педагогических технологий, самим стилем жизни учебного заведения, типом взаимодействия между учителями и учащимися и между самими учащимися.
12
Литература.
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - [Режим доступа: НИр:/Ау\улу.е1(1о5.ги/)оигпа1/1
Габриелян О. С. Компетентностный подход в обучении химии. Химия в школе. № 2 2007г.
Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. - № 1. - С. 16-20.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"
статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики" содержит личное отношение к реализации компетентностного подхода в образовании, основные идеи, методы и способы реализации на п...
статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики"
статья на тему "компетентностный подход в преподавании математики" отражает личное суждение о внедрении компетентностного подхода, его сути. приводятся приемы, формы, методы работы, пояснения по внедр...
Доклад на тему "Компетентностный подход в обучении"
Данный доклад предназначен для выступления на заседании методического объединения учителей математики и отражает основные положения компетентностного подхода в обучении....
«Компетентностный подход в процессе образования»
В данной статье рассматриваются понятия: «Компетентностный подход» и «ключевые компетентности». Дается характеристика ключевым образовательным компетенциям.,приведены отличия компетентностно...
Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»
главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...
Открытое занятие для городского семинара на тему: «Компетентностный подход в дополнительном образовании».Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».
Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и строить квадрат пешки....
ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...