«Компетентностный подход в процессе образования»
статья по географии по теме

Колмакова Татьяна Вячеславовна

В данной статье рассматриваются понятия: «Компетентностный подход» и «ключевые компетентности».

 Дается характеристика ключевым образовательным компетенциям.,приведены отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного, а также алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentsiya.doc371.5 КБ
Файл kompeten._podkhod.ppsx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

№7 орта мектеп ММ

КГУ средняя школа № 7

Тема:

«Компетентностный подход в процессе образования»

«Бойынша педагогикалық қенес отырысындағы баяндама»

Выполнил:

Учитель

 информатики,

географии

Колмакова Т.В.

Петропавловск

Понятия – «Компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. Частные употребления термина:

Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
  3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании.

«Концепция модернизации  образования зафиксировали тенденцию к переводу содержания образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход приходит на смену знаниевому.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения.

Накапливается и осмысливается уже опыт решения не учебных, а жизненных задач. Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Жизненный опыт формируется планомерно. Оценивается не накопленный багаж дидактических единиц, а способность применить его в различных ситуациях. Школа должна готовить к решению жизненных проблем и полагаться на свою самостоятельность. И поэтому методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.

При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя следующие  этапы:

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:

  1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
  • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
  • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
  • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
  1. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
  2. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;
  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
  • Многообразие подходов и точек зрения;
  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Что даёт компетентностный подход?

  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,
  • Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,
  • Подготовку учащихся к успеху в жизни,
  • Повышает степень мотивации учения,
  • Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Учитель должен уметь:

  • Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.
  • Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.
  • Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.
  • Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.
  • Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
  • В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».
  • Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
  • Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
  • Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Не надо:

  • Считать себя единственным и главным источником знаний,
  • Передавать свой опыт жизни и воспитания,
  • Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем,
  • Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».

Вывод:

  • компетентностный подход усиливает практическую направленность процесса обучения включает в него ситуацию применения новых знаний и умений в конкретных жизненных условиях


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностный подход на уроках географии Учитель географии: Колмакова Т.В.

Слайд 2

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

Слайд 3

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. Частные употребления термина:

Слайд 4

Компете́нция Область компетенций — совокупность знаний и навыков человека или организации, которые они выполняют на высоком, конкурентном уровне. Профессиональная компетенция способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода

Слайд 5

Ценностно-смысловая компетенция. Общекультурная компетенция Учебно-познавательная компетенция Информационная компетенция

Слайд 6

Коммуникативная компетенция . Социально-трудовая компетенция . Компетенция личностного самосовер-ия .

Слайд 7

компетентностный подход приходит на смену знаниевому.

Слайд 8

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Слайд 9

Традиционный подход Компетентностный подход Цель обучения Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, Ориентация на практичес. составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность

Слайд 10

Основная формула результата образования Традиционный подход Компетентностный подход «Знаю, что» «Знаю, как»

Слайд 11

Характер образовательного процесса Традиционный подход Компетентностный подход Репродуктивный Продуктивный

Слайд 12

Традиционный подход Компетентностный подход Доминирующий компонент процесса Контроль Практика и самостоятельная работа

Слайд 13

Традиционный подход Компетентностный подход Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных достижений Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения )

Слайд 14

Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем Подготовку учащихся к успеху в жизни Повышает степень мотивации учения Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни. Что даёт компетентностный подход?

Слайд 15

Не надо: Считать себя единственным и главным источником знаний, Передавать свой опыт жизни и воспитания, Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем, Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».

Слайд 16

компетентностный подход усиливает практическую направленность процесса обучения включает в него ситуацию применения новых знаний и умений в конкретных жизненных условиях Вывод:

Слайд 17

Испарение Конденсация пара Осадки – дождь Осадки – снег Ветер Круговорот воды в природе – всемирный процесс Подземные воды Грунтовые воды Ледники Родник Реки Океан Суша кристализация Т Т Т

Слайд 18

Суха теория мой друг, но древо жизни вечно зеленеет. И.В.Гете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики.

Мировая педагогическая практика пока­зывает, что одной из образовательных тех­нологий, поддерживающих компетентност­ный подход в образовании, является метод проектов. Метод проекто...

Компетентностный подход к процессу обучения на уроках физики

Компетентностный подход к проведению внеклассных мероприятий по физике(в частности)...

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся иностранному языку

методическая статья, раскрывающая понятие компетентностного подхода в обучении...

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»

главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...