Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.
методическая разработка по физике на тему

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пещеркина Валентина Валентиновна.

Раздел: «Традиции и инновации в системе школьного физического образовании»..

 Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Компетентностный подход в образовании рассматривается в настоящее время как способ построения новой образовательной парадигмы.

Для реализации компетентностного подхода в образовании необходимо руководствоваться философией конструктивизма, одним из положений которого является вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность через  создание мотивации к  изучению физики.

Воспитание мотивации к изучению физики лучше начинать с раннего возраста. С целью создания мотивации к изучению физики и приобретению практических навыков работы с физическим оборудованием в каждом классе начальной школы  мною были проведены уроки под названием «Физический фейерверк». Эти уроки были призваны сформировать интерес к изучению этой увлекательной дисциплины.

На уроке учащиеся познакомились с некоторыми методами научного познания. Они наблюдали физические опыты, делали выводы, производили измерения таких физических величин как масса и время, получая при этом практические навыки работы с физическими измерительными приборами: динамометром, электронным секундомером и электронными весами.

Начало урока было посвящено теме «Атмосферное давление». Учащиеся познакомились с прибором «барометр» и приняли активное участие в опыте с «магдебургскими полушариями». Самым сильным учащимся не удалось преодолеть силу атмосферного давления и разорвать полушария, но самые слабые лёгким движением разъединили их после того, как внутрь попал воздух.

Особый восторг ребят вызвал опыт со сдутым шаром, помещённым под стеклянный купол, из-под которого с помощью насоса был откачан воздух. По мере уменьшения внешнего давления яркий красный шар увеличивался в объёме. После соединения купола с атмосферой шар принял прежние размеры.

Во время опыта по нагнетанию воздуха в бутылку, соединённую с насосом через манометр, учащиеся с помощью электронных секундомеров измеряли интервал времени от начала накачивания бутылки до момента её взлёта, после чего пришли к выводу, что газ совершил работу.

Вторая серия опытов, проводимых на уроке, была посвящена теме «Электричество». Учащиеся узнали, что при работе электрофорной машины происходит разделение электрических зарядов, они самостоятельно заряжали и разряжали электроскоп, увидели разряды в газах и колебания электростатического маятника. Ребята познакомились с принципом работы генератора переменного тока и убедились в том, что при вращении рамки в магнитном поле в ней вырабатывается электрический ток.

Следующий этап урока был посвящён практическим занятиям. На столах заранее было подготовлено оборудование: электронный секундомер, динамометр, набор грузов по механике, электронные весы, набор из 3-х брусков, изготовленных из различных веществ. С помощью трубчатых динамометров учащиеся определяли массу грузов (на динамометрах имеются 2 шкалы: для измерения силы в ньютонах и массы в граммах). После этого на электронных весах были определены массы трёх тел.

Заключительный этап урока был посвящён подведению итогов занятия. Учащиеся пришли к выводу, что физика изучает явления природы, открывает законы, которые человек использует в механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании и в других областях. При изучении явлений природы физики прибегают к физическому эксперименту, в ходе которого производят измерения и вычисления.

На мой вопрос, хотелось бы учащимся самостоятельно изучать физические явления и производить измерения с помощью физических приборов, я заручилась их согласием. Такие уроки, проведённые с учащимися начальной школы, являются первым этапом на пути формирования интереса к изучению физики. У ребят появилась мотивация к работе с физическим оборудованием.

Для дальнейшего развития интереса к физике для учащихся 6-х классов мною был организован спецкурс, на котором ребята получили практические навыки при работе с физическими приборами и начальные знания, которые пригодились им в 7-ом и 8-ом классах при выполнении лабораторных работ, а также способствовали более глубокому изучению физики в средней школе. Спецкурс был организован в рамках дополнительных образовательных услуг в 2008-2009 учебном году  на базе 6 класса и проводится по настоящее время. Тематическое планирование приводится ниже.

Спецкурс включает в себя фронтальные опыты и лабораторные работы, при выполнении которых происходит первичное знакомство с приборами и методами измерения физических величин. Под контролем учителя на спецкурсе  учащиеся приобретают экспериментальные умения и навыки. Показателем результативности является выполнение учащимися следующих действий:

  1. определение цены деления прибора, определение предела измерений, снятие показаний;
  2. выполнение работы по подробной письменной или устной инструкции учителя;
  3.  оформление отчёта о работе согласно требованиям учителя;
  4. знание и выполнение правил работы в лаборатории.  

На своём опыте я убедилась в том, что развивать у учащихся интерес к изучению физических явлений и предмету «физика» нужно как можно раньше, начиная с начальной школы, продолжая затем в среднем звене.

В 7-м классе у группы учащихся, посещавших спецкурс, наблюдается устойчивый интерес к предмету, они уверенно работают с оборудованием, правильно определяют цену деления прибора,  легко справляются с лабораторными работами и с интересом осваивают новый материал.

         Таким образом, в процессе совместной деятельности учитель вовлекает учащихся в проблемно-ориентированную исследовательскую и познавательную деятельность и придаёт процессу обучения практическую направленность, создаёт у учащихся мотивацию к получению знаний, развивает интерес к своему предмету, а также формирует в процессе обучения физике индивидуальность человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики.

Мировая педагогическая практика пока­зывает, что одной из образовательных тех­нологий, поддерживающих компетентност­ный подход в образовании, является метод проектов. Метод проекто...

Компетентностный подход к процессу обучения на уроках физики

Компетентностный подход к проведению внеклассных мероприятий по физике(в частности)...

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся иностранному языку

методическая статья, раскрывающая понятие компетентностного подхода в обучении...

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

Системно-деятельностный подход в обучении физики МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».

  Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деяте...