Патриотизм и гражданственность в понимании современных подростков
статья по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации, является формирование гражданско-патриотических качеств личности, которые  можно формировать средствами музейного краеведения

Журнал "Педагогическое образование в России", 2012 №5 С.227-230

Скачать:


Предварительный просмотр:

Черкесова Екатерина Владимировна

Аспирант Ульяновского педагогического университета Им. И.Н. Ульянова (УлГПУ)

Г. Ульяновск

ВАК 13.00.01

Патриотизм и гражданственность в понимании

современных подростков

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, ценности,  качества личности.

Аннотация: Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации, является формирование гражданско-патриотических качеств личности, которые  можно формировать средствами музейного краеведения

KEY WORDS: a citizenship, patriotism, values, the qualities of the personality.

ABSTRACT. One of the most important features of the modern person, its internal core influencing on valuable orientations is the formation of patriotic qualities of the personality which can be formed by the means of the Museum of local lore.

Общественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непреходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определяемые Президентской инициативой «Наша новая школа», а также  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования является формирование гражданско-патриотических качеств личности [5].

Различные аспекты формирования гражданских и патриотических качеств личности школьника мы находим в работах А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского,  В.И. Лутовинова, А.Н.Тубельского и др. Так В.А.Сухомлинский считал, что необходимо развивать «гражданские чувства», которые «возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость». Он замечал, что у молодых людей следует развивать «гражданское видение мира», что «гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты» [3; с.268  ].  

Теоретические и практические педагогические наработки, необходимые для исследования социально-педагогических проблем развития гражданских и патриотических ценностей, качеств у школьников находим в работах: Ф. Адлер (воспитание гражданственности в условиях социально ориентированной школьной практики), Л.Кольберг (формирование морального сознания человека для проявления нравственных качеств); В.Крысяк (воспитание гражданственности как интегративной характеристики личности); А.Н.Тубельский (воспитание гражданских качеств, гражданской позиции, универсальных компетенций в условиях демократического уклада школы); Г.Н.Филонов (феномен гражданственности в структуре личностного развития); И.Д.Фрумин (формирование демократических ценностей в современном образовании как основы для гражданского становления личности).

Исследуя педагогические условия формирования гражданско-патриотических качеств у подростков средствами музейного краеведения,  мы рассматриваем гражданственность как социальную ценность, важную для  государственности как социального института общества и самого человека, а патриотизм как нравственную характеристику, основанную на чувстве принятия Родины, и ценность, которая сложилась исторически в обществе.

В исследовании мы предположили, что в подростковом возрасте, на протяжении всего этого периода, у школьника  наблюдается изменяющееся понимание сущности гражданственности и патриотизма, а формирование гражданственности предстает как проявление более развитой интегративной характеристики патриотизма, которая наступает уже в позднем подростковом возрасте. Для подтверждения или опровержения своих предположений мы провели следующую диагностику, которая проходила в несколько этапов. И  представляла собой анкеты с открытыми ответами. В диагностическое исследование, которое проводилось на базе гимназии № 30 г. Ульяновска, участвовало 396 подростков  в возрасте от 10 до 17 лет. Репрезентация осуществлялась по трём параметрам: пол, возрастные группы, национальность.  

Основываясь на классификации подросткового возраста, данной  Д. Б. Элькониным [2, с.135], мы выделяем младший подростковый возраст и старший подростковый возраст, отдельно выделяя в группу детей кризиса подросткового возраста. Согласно этому делению, известно, в каждом возрасте доминирует определенный вид деятельности: личностное общение  – ведущая деятельность для младших подростков, учебно-профессиональная деятельность – для старшего подросткового  возраста.  В процентном соотношении дети младшего подросткового возраста в нашем исследовании составили  36 %, учащиеся переходного возраста  – 18 %, старшего подросткового возраста – 46 %.

Ответ на вопрос «кто является для тебя образцом поведения?» более 78%  назвали родителей. Этим самым подтверждаются некоторые особенности этого возраста, связанные с тем, что для младшего подросткового возраста более значим эмоциональный компонент, а знаниевый компонент второстепенен. Все суждения и само мировосприятие младшего школьника идет через чувства. На этом жизненном этапе огромную роль  в формировании личностных характеристик и ценностей характеристик играют родители.  Но именно в этом возрасте трудно говорить о патриотизме и гражданственности как о развитых характеристиках личности школьника. Здесь целесообразнее говорить о формировании патриотизма как чувстве принятия Родины.  Особенностью младшего подросткового возраста является принятие ценностей родителей. А родина и микросоциум отождествляются у младшего подростка с мамой, папой, бабушками и дедушками, и тем, что их окружает рядом и сейчас. Это связано во многом еще с механизмами подражания учащихся и в поведении, и в ценностных оценках своим родителям.  

По выбору ответа на вопрос: «как ты понимаешь, что такое патриотизм?» 57% младших подростков ответили «любить нашу Родину», а на второе место по рейтингу вышел ответ «хорошо учиться 42%». Это может быть связано с тем, что часть учащихся видят свой долг в том, чтобы хорошо учиться, и именно этим по их представлению можно проявлять любовь к родине, а может быть, – со сложным для их восприятия слова «патриотизм».

Различия в понимании патриотизма современного и старшего поколения подмечает Т. Черникова в  своих размышлениях о патриотизме в подростковом и юношеском возрасте [4;с. 48], В.А. Караковский считает,  что новое поколение школьников выросло в иных условиях, чем их старшие братья и сестры, не говоря уж о родителях [3; с.94.].

Несколько меняется эталон подражания в период кризиса подросткового возраста.  Здесь уже меньшее количество учащихся обращаются к образу родителей, а формирующим фактором выступает информация, которая чаще всего воспринимается из СМИ и интернета. В процентном отношении учащихся в возрасте 13-14 лет составили 18 %. И вот из них более 52% считают, что на их информированность влияет телевидение, 43% – интернет. Старшие подростки способны уже осмысливать информацию, идущую не от учителя, не от родителей. Но вместе с тем, следует признать, что эта информация зачастую предъявляется и воспринимается ими еще в несколько иллюстрированном, наглядно-образном виде, иногда воспринимается в качестве некоего примера отношения к родине.

В старшем подростковом возрасте средством формирования качественных характеристик выступает микросоциум: одноклассники, друзья, сверстники, но уже не родители. Основу для формирования ценностных и качественных характеристик личности составляют знания. В этом возрасте учащиеся вступают в стадию самоопределения: личностного, гражданского, профессионального. И уже здесь сложно говорить не только о патриотизме как чувстве, но и о гражданственности как позиции. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства. Это возраст начала собственного осознанного выбора.

Для нас показателен и интересен не просто факт выбора, а то, что старшие подростки осознанно проводят связь своей жизни  с государством, в котором живут. На все перечисленные процессы мало влияет пол учащихся, а вот национальная страта несет высокое влияние. Так надо отметить, что те учащиеся, которые уже в старшем подростковом возрасте стали гражданами РФ, мало идентифицируют себя с государственностью нашего государства (32%), а учащиеся, которые прошли через систему начальной школы, вступили в подростковый возраст, будучи гражданами, они воспринимают и проявляют (различают) чувство родины и чувство гражданственности (18%). Следует заметить, что настораживает тот факт, что большая часть учащихся, которая приняла гражданство РФ в старшем подростковом возрасте, не относит себя ни к какому государству, чем являет некий маргинальный характер своей «гражданственности».

В ходе исследования мы обратили внимание, что и в понятие патриотизма и гражданственности учащиеся вкладывают разные смыслы. Фактором, влияющим на разные взгляды подростков и патриотизме и гражданственности, выступают не только возрастные, но и личностные особенности: ценностный, мотивационный, нравственный и знаниевый. Поэтому мы предложили учащимся выполнить следующие задания: для детей младшего и старшего подросткового возраста сформулировали всего один вопрос, но механизм его выполнения был различный. Вопрос звучал так: «для меня любить Родину это…? «

Для младшего подростка была предложена целая система утверждений, которые мы разделили на блоки: историческо-культурологический, экологический, правовой, морально-нравственный.  В результате анкетирования оказалось: утверждения, которые содержали исторический и культурологический аспект доминируют, но нельзя сказать что преобладают (42% из опрошенных), второе место занимает морально-нравственное понимание патриотизма  (38%). Самыми низкими по популярности оказались экологический (12%) и правовой блоки (8%). Полученные данные иллюстрируют, что формирование патриотизма через знания об истории и культуре своего государства  может выступать одним из важнейших (или предпочитаемых детьми) педагогических условий, а музей – как хранитель культурно-исторического достояния – быть средой воспитания. Мы наблюдаем, что традиционное понимание патриотизма как нравственной категории, не теряет своей актуальность. А вот экологический и правовой компонент не пользуются популярностью в связи с низким уровнем экологической и правовой культуры взрослого поколения, которое воспитывалась в другой социальной общности.

Для старших подростков ситуация выбора в анкетах отсутствовала, им было предложено написать пять характеристик в продолжение ответа. Анализ выявил тенденцию, что понимание любви к Родине в данном возрасте базируется на правовых аспектах, которые мы считаем синонимом государственности (34%), но также как и для младших подростков остается важным и культурно-исторический аспект понимания патриотизма. Вероятно, это связано с  тем, что наша система образования по-прежнему строится с преобладанием знаниевого компонента, содержание которого строится на доминировании  принципа историзма.

Таким образом, понимание патриотизма и гражданственности является важной стороной формирования гражданско-патриотических качеств у подростков и актуальной образовательной задачей для педагога. Гражданско-патриотическое воспитание подростков предполагает использование образовательных возможностей микросоциума, в частности,  в лице музея с тем, чтобы культурно-историческое наследие малой родины работало на комплексное формирование гражданских и патриотических качеств личности подростка.

Литература

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека./ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюницкий – Москва: издательство «Академический проспект», 2001 г. – 420 с.

Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский – Москва: «Просвещение», 1990. – 210 с.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.// В.А. Сухомлинский- М., 1977 -375 с.

Черникова, Т. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте/ Т. Черникова// Воспитательная работа в школе. – 2011. – №5. – С. 47-58.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы// Режим доступа: http: //www.fcpro.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.

Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания....

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота, это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе....

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в условиях введения ФГОС в практике работы учителя истории сельской школы.

Материал посвящён опыту работы учителя истории сельской школы по патриотическому воспитанию в условиях введения ФГОС ООО....

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...