Самообразование педагога
материал по теме

Дорогова Елена Николаевна

В статье  "Самообразование педагога" обсуждается проблема необходимости совершенствования профессионализма в свете повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_pedagoga-statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

       

«Самообразование педагога- основа повышения квалификации и успешности в работе»

                                                                                                                         Дорогова Е.Н.

учитель  истории и обществознания

МОУ «СОШ №61»  г.Саратова

        

                                                     Саратов  2012

       Коренные изменение в социокультурной  и экономической жизни общества, происходящие в последние годы в стране, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональной деятельности, развития  оперативности и мобильности учителя. В качестве основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность учителя. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в  обществе, образовательном пространстве города, региона, страны. Конкретного ученика воспитывает конкретный учитель, а значит, качество знаний каждого ученика будет зависеть от качества профессиональной подготовленности  и мастерства каждого учителя. Результативность деятельности учителя  определяется  его профессиональной компетентностью.

         Профессиональная компетентность - многофакторное явление.  Ее составляющими являются  не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, которые являются ядром профессионализма, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, ценностных  ориентаций, представления о смысле  своей  деятельности и себе как специалисте, готовность к постоянному повышению профессионального мастерства.

 Самообразование педагога - непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение  всей педагогической деятельности. Известно, что педагог может называться педагогом с большой букв, если  учится сам. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня педагога.  Способность понимать своих воспитанников, положительно  воздействовать на их духовный мир, уважение и доверие к ним, способность к импровизации и умение нестандартно решать самые сложные педагогические ситуации, владение педагогической техникой, широкая гуманитарная культура - главные профессионально-значимые качества учителя, в том числе и преподавателя литературы.  

     Непрерывное образование и самообразование учителя  должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанализу и самооценке, а не только на сугубо профессионально значимые знания и умения  по теории и методике предмета, хотя они база для всех решений учителя.

     Наиболее действенной и распространенной формой непрерывного образования является участие учителей  в  работе методических  объединений, предметных  недель,  научных конференций, семинаров,  круглых столов. В нашей школе достаточно много молодых учителей. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий стало доброй традицией. Начинающие учителя с удовольствием посещают уроки более опытных коллег, учатся нюансам мастерства. Очень тесные отношения сложились  между коллегами в МО учителей гуманитарного цикла. Здесь у нас есть учителя-наставники Мишагина О.В.-учитель немецкого языка, Зверева В.С.- учитель русского языка и литературы. Их уроки всегда  интересны и полезны для начинающих учителей. Хорошая организация обучения- отсюда и высокие результаты на ГИА и ЕГЭ. Уже несколько лет  ребята сдают экзамены без «2» достаточно хорошо.

     Важен, конечно, не только методический опыт коллег (хотя это, наверное, наиболее значимое для начинающего педагога), но и знание новых тенденций развития отрасли. Этой познавательной задаче служат семинары, на которых коллеги выступают с презентациями и докладами, круглые столы, где мы обсуждаем новые веяния в образовании.  Помогая друг-другу, мы выходим на более высокий уровень развития профессионализма.

     Развитие профессиональной компетентности учителя - залог успеха его самого и его учеников. Профессиональная же некомпетентность специалистов является фактором риска для общества. Применительно к работе учителя - это фактор риска не только для культуры целых поколений, но и для судеб конкретных людей, обучаемых и воспитываемых нами.