Использование ИКТ и медиаресурсов интернета как педагогический ключ успешного обучения учащихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Обобщение опыта работы, поиски эффективных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_russkogo_i_literatury.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование ИКТ и медиаресурсов интернета как педагогический ключ успешного обучения учащихся на уроках русского языка и литературы.

      В наши дни актуальна проблема повышения эффективности учебной деятельности учащихся и управления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача — обеспечить развитие школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. Процесс развития ребенка зависит от деятельности учителя, которая в своей основе является развивающей и управляющей.

       В условиях школы процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. Этому способствуют современные информационно-коммуникативные технологии.

        В  сети имеется большое количество материалов, адресованных преподавателям и учащимся. Для интеграции интернет-ресурсов созданы портал ФЦИОР (fcior.edu.ru),  информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Кроме того, сбор и систематизация образовательных ресурсов осуществлены на федеральных образовательных порталах, ведущим из которых является портал "Российское образование" (http://www.edu.ru).

         Эффективными ресурсами с точки зрения достижения целей образования являются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Практическая значимость этих ресурсов для подготовки и проведения занятий по гуманитарным дисциплинам очевидна, т.к. это открытый доступ к полнотекстовым электронным информационным ресурсам - учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, научно-популярным статьям. Умение постоянно пользоваться ими свидетельствует сегодня о должном уровне информационной грамотности  как учителя, так и учащегося.

Развитие интернет-технологий, мультимедийных сервисов Сети предоставляет возможности для организации виртуальных экскурсий в разнообразные музеи в России и за границей, в художественные галереи. Сочетание высококачественных изображений, музыкального сопровождения, содержательного комментария производит глубокое впечатление, позволяет получить эстетическое наслаждение, вызывает интерес к предмету, повышает учебную мотивацию.

 Использование образовательных ресурсов сети Интернет способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности. Учебная, внеучебная, исследовательская и организационная деятельность педагогов и учащихся во многих случаях становится более эффективной и адекватной, если ее информационное обеспечение выстраивается с применением компьютерной техники и телекоммуникационных технологий.

         На данном этапе  успешное обучение без использования ИКТ невозможно. Чтобы идти в ногу со временем, приходится постоянно искать новые пути, методы подачи материала, формы контроля и закрепления изученного. И конечно неоценимая помощь в этом отношении оказывается ресурсами Интернета. Они могут улучшить подготовку, существенно повысить эффективность обучения, предоставляют такие возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и видеоинформацией, содействуют  формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Благодаря этому, использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.

Так, на уроках русского языка я использую сайты «По уши в ГИА» и «Капканы ЕГЭ», где даются теоретические материалы для подготовки к экзаменам. В сети есть много ресурсов, дающих дополнительные сведения по подготовке к ЕГЭ, ГИА, содержащих  демонстрационные материалы, методику оценки ответов.

Использую лекции для конспектов, копирую схемы и таблицы и демонстрирую в качестве наглядных пособий. Предлагаю учащимся самостоятельно воспользоваться ресурсом, чтобы восполнить пропущенный материал, например, из-за болезни. Для закрепления использую интерактивные диктанты, звуковые диктанты, различные тесты,  видеолекции и видеоуроки, которые способствуют разнообразию видов деятельности на уроках. Осуществить контроль обученности мне помогает сайт «Захарьиной Е.А.», где представлена огромная коллекция тематических тестов по всем правилам русского языка, а также подбор тестов по каждому заданию ЕГЭ и ГИА и варианты экзаменационных работ. Постоянно добавляются новые разработки тестов. Сайт интересен тем, что работает в режиме он-лайн, учащийся после выполнения задания, имеет возможность проанализировать ошибки, сразу получает оценку. Учителю предоставляется возможность применить индивидуальный подход при работе с данным ресурсом.

Еще больше возможностей  реализация ИКТ получает на уроках литературы.

 На сегодняшний день собрала коллекцию презентаций по творчеству писателей, изучающихся в рамках школьной программы.

Настоящим открытием для меня были материалы, размещенные на  Ю-ТУБе. Замечательные лекции, продолжительностью 20-25 минут, ведущих кандидатов и докторов филологических наук Д.Бака и Л. Соболева, которые раскрывают идею произведения, рассказывают о жизненном пути автора. Выступления сопровождаются фрагментами кинокартин,  демонстрациями портретов, фотографий, высказываниями литературных критиков.  Так, на свои уроки я использовала материал по творчеству И.Гончарова ,А. Чехова, Л.Толстого, Ф.Достоевского, М.Горького и других. Причем учащимся предлагается не просто прослушать, а ставится задача - составить и записать  конспект лекции. Или заранее составляю вопросы, на которые нужно ответить в ходе просмотра материала. Таким образом, реализуется еще  поисково-исследовательский метод. Расширение информационного пространства урока, привлечение дополнительного "живого" материала открывает перед учителем новые возможности по созданию проблемных ситуаций. Различные точки зрения на одну и ту же проблему побуждают ученика к самостоятельному мышлению, формированию собственной позиции, ее обоснованию и аргументации. На основе выявления личностно значимых для учащихся проблем организуется проектная деятельность. Метод проектов позволяет органично соединять поисковую, исследовательскую деятельность в процессе решения проблемы и достижения определенного реального результата

  Анализ проверочных работ показывает, что уровень усвоения материала выше при использования ИКТ по сравнению с традиционными методами подачи материала. В изучении лирики нахожу видеоклипы с актерским исполнением поэтических произведений. Так, никого не оставило равнодушным стихотворение С.Есенина «Письмо женщине» в исполнении заслуженного артиста России С.Безрукова, «Пророк» А. Пушкина в исполнении И. Смоктуновского. Опять же в клипе прочтение стихотворения сопровождается музыкальным оформлением, художественной интерпретацией.

Конечно же повышению мотивации обучения способствует и просмотр фрагментов экранизации изучаемых литературных произведений. Здесь важно произвести предварительный отбор материала и донести до внимания детей только самый значимый, самый яркий эпизод. На своих уроках я использовала этот метод при изучении следующих произведений: «Мертвые души», «Судьба человека», «Гроза», «Война и мир», «Обломов», «Отцы и дети», «Преступление и наказание» и другие. Например, на заключительном уроке по М.Шолохову «Судьба человека»,  после просмотра фрагмента, где Ванюшка бросается на шею главному герою со словами «Папка! Родненький!», у некоторых ребят заблестели в глазах слезы. А это значит, что главная задача изучения литературы – воздействовать не только на ум, но и на чувства, душу подрастающего поколения, была выполнена.

На самостоятельно разработанные презентации хоть и уходит много времени, но зато их можно разместить как авторский проект на различных сайтах. В «Открытом классе»  есть мои работы «С.Довлатов», «Сравнительный анализ «Пророков» Пушкина и Лермонтова» и др.

Участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала.  Неоднократно учащиеся становились лауреатами и призерами региональных дистанционных конкурсов «Современные писатели. Выдающиеся лингвисты», «Пословица- душа народа» , «Уж небо осенью дышало», «Живи, Земля.», филологический мегапроект «Науки юношей питают» и другие.

Сеть Интернет не только предоставляет современному учителю практически неограниченные возможности, но и предъявляет к нему новые требования. Он должен знать документы по модернизации системы образования, по профильному обучению, стандартам базовой и профильной школы, разнообразные программы. Для учителей-предметников в сети представлены методические разработки уроков с использованием инновационных методик. В рамках различных программ проводятся конкурсы среди образовательных учреждений, учителей на лучшие методические разработки, лучшие планы уроков с использованием интернет-ресурсов. Дважды принимала участие в конкурсе «Методическая шкатулка» в номинации «Урок с использованием ИКТ».

Периодически проходят сетевые мероприятия, информация о которых размещается на официальных сайтах федеральных образовательных порталов, ведущих педагогических университетов. В Сети проводятся интернет-педсоветы, интернет-семинары. Их материалы размещаются в открытом доступе. Участвовала в конференциях «Развитие языковой компетенции на уроках русского языка», «ЭОР на уроках» и др. Мой доклад по использованию ИКТ размещен ведущими конференции в журнале « Интернет и образование». Ресурсы сети Интернет позволяют учителю постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, получать консультации коллег, методистов. Так , в дистанционном режиме прошла обучение  в мастер-классах «ЭОР на уроках русского языка и литературы» и получила сертификаты и свидетельство о повышении квалификации. Интернет-семинары, теле- и видеоконференции дают возможность в режиме реального времени общаться с авторами учебников, ведущими методистами, учеными-педагогами. Задать вопрос, высказать собственное мнение, предложение возможно в рамках сетевых мероприятий для педагогического сообщества. Вместе с тем каждый учитель имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, поделиться накопленным опытом, опубликовать методические разработки в электронных изданиях и на секциях интернет-педсовета, найти единомышленников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образовательные ресурсы сети Интернет  по предметам образовательной программы  (русский язык, литература)

Примерные программы и государственные стандарты

http ://www. mon.gov. га/ work/obr/ dok

Книжная поисковая система eBdb

http: //www.ebdb. ru

Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам

http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка

http://www.slovari.ru/default. aspx?p=2572

Малый академический словарь (MAC)

http://feb-web.ru

Машинный фонд русского языка

http://cfrl.ru

Национальный корпус русского языка

http://www.ruscorpora.ru

Орфография и пунктуация

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl42/01/index.html

Правила русской орфографии и пунктуации

http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

http://www.natahaus.rn/index.php7newsicH 1146086920

Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя

http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html

Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова

http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru

Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"

http://slovari.gramota.ru

Частотный словарь русского языка С.А. Шарова

http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp

Этимологический словарь М.Р. Фасмера

http://vasmer.narod.ru

Автоматическая обработка текста (АОТ)

http://www.aot.ru/onlinedemo.html

Анаграммы

http://www.blues.ru/fedor/anagrams.asp

http://tramvision.ru/words/ana.htm

"Балда" на "Грамоте.ру"

http://igra.gramota.ru
Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру"        \

http://www.spravka.gramota.ru/buro.html

"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)

http://starling.nnet.ru/cgi-bin/morphque.cgi?encoding=win

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://vip.km.ru/vschool

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

http://rus.rusolymp.ru

Говорим и пишем правильно

http://community.livejournal.com/pishu_pravilno

Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сен

http://rus. lseptember.ru

Журнал "Язык человека"

http://www.philol.msu.ru/~humlang

Коллекция интерактивных диктантов

http://learning-russian.gramota.ru/idictation.html

Конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех"

http: //www. rm. kirov. ru

Крупнейший мировой ресурс по лингвистике

http://linguistlist.org

Лингвомания

Методические разработки, предполагающие использование компьютерных  технологий (ИКТ) на уроках русского языка

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

НП "Телешкола"

http ://www. i nternet-school. ru

Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку

http: //www.svetozar. ru

Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)

http://www.spravka.gramota.ru/blang.html

Портал "Культура письменной речи"

http://www.gramma.ru

Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

http://learning-russian.gramota.ru

Синтаксис современного русского языка

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html7part-029.htn

Слова-палиндромы

http://tramvision.ra/words/pal.htm

Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl07/01/index.html

Справочно-информационный портал "Грамота.ру"

http://www.gramota.ru

CTEHГA3ETA.NET (лингвистические задачи)

http://www.stengazeta.net

Стилистика русского языка: Учебное пособие

http ://www. hi -edu. ru/e-books/xbook02 8/01 /index, html

Теория текста

http://evart ist. narod. ru/text 14/01. htm

Учебник грамоты

http://learning-russian.gramota.ru

Электронные лингвокультурологические курсы: риторика, культура речи, лингвокультурология

http://learning-russian .gramota.ru

Этимология

http://community.livejournal.com/etymology_ru

Язык русской деревни (диалектологический атлас)

http://www.gramota.ru/book/village

       Рейтинг литературных сайтов

      http://rating.rinet.ru/

       "Букинист" - поисковая система. Описание языка запросов

http://bukinist.agava.ru/

Кладовка - коллекция ссылок

      http://sci-fi.hut.ru/

       Новая литература. Литературно-художественный журнал

http://newlit.ru/

XX век Авторский сайт Леонида Каганова

http://lleo.aha.ru/

Александр Зорич - творчество писателя

http: //www. zorich.ru/

Александр Левин - музыка, стихи, компьютеры

http://levin.rinet.ru/

Андрей Кивинов - официальный сайт писателя

http://www.kivinov.ru/

Андрей Константинов - официальный сайт

     http://www.akonstantinov.spb.ru/

    Анна Ахматова. Царственное слово

http://www.akhmatova.ru/

Борис Акунин. Сочинения

http: //www. aku n i n. га/

Даниил Андреев - биография и архив поэта

http://www.urania.ru/fond/biography.html

Открытый архив Даниила Андреева в Интернете

http://www.urania.ru/Archive

Иван Бунин. Рассказы и стихотворения

http://geocities.com/SoHo/Village/4988/bunin

Макс Фрай - страница писателя

http://www.frei.ru/

Народная библиотека Максима Горького. Подборка статей о писателе

http://maximgorkiy.narod.ru/

Творчество В. Пелевина

http://pelevin.nov. га/

Творчество Ю. Мориц

      http://www.owl.ru/morits

Фандорин - представление литературного героя

http://www.fandorin.ru/

"Вавилон" - современная русская литература

http://www.vavilon.ru/

Литературное кафе в Интернете

      http://www.tema.ru/rrr/litcafe

     Поэзия и проза участников последних войн

http:/ /www. a rtofwa г. spb. ru

"Русский переплет" - литературный интернет-журнал

http://www.pereplet.ru/

Серебряного века силуэт...

http ://www. silverage. ru/

     Булат Окуджава. Стихи и песни

http://frol96.narod.ru/library/okujava/okujava.htm

Высоцкий: время, наследие, судьба

http://otblesk.com/vysotsky

Иосиф Бродский

http://www.bz.spb.su/brodsky

Иосиф Александрович Бродский - материалы о поэте

http://brOO.narod.ru/

Иосиф Бродский - тексты стихотворений поэта

http://josephbrodsky.narod.ru/

Марина Цветаева. Стихотворения 1909-1941

http://www.crea.ru/cvetaeva

Мир Марины Цветаевой

http://www.ipmce.su/~tsvet

Николай Гумилев: электронное собрание сочинений

http ://www.gu m i le v. ru/

Осип Мандельштам

http://mndlstam.chat.ru/

Расул Гамзатов - произведения поэта

http://www.dgu.ru/~rasul

"Vivos Voco!" - Борис Слуцкий

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LlTRA/SLUOO.HTM

"Артикул" - электронная библиотека поэзии

http://www.ipmce.su/~igor

"Ковчег" - русская и советская поэзия

http://poetry.hl.ru/

Лаборатория рифмы - все о рифме и стихосложении

     http://rifma.com.ru/

     "Мастера и Маргарита" - о русских поэтах XX века

     http://malinsk.narod.ru/

     Орден куртуазных маньеристов

     http://www.okm.ru

     Поэзия Московского университета

http://www.poesis.ru/

"Поэзия.ру" - литературно-поэтический сайт

http://www.poezia.ru/

Рисунок акварелью - поэзия Серебряного века

http://risunok.kulichki.net/

Русская поэзия XIX и XX веков

http://www.fplib.ru/

Русская поэзия шестидесятых годов

http://www.ruthenia.ru/60s

Современная русская поэзия

http://poet.da.ru

"Стихи.ги" - коллекция современной русской поэзии

http://www.stihi.ru/

Стихотворение на каждый день

http://www.yabloko.ru/News/p-9805.html

Центр русской поэзии

http://crp.rmc.spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.

Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих  уроках....

Педагогический ключ успешного обучения учащихся коррекционной школы.

В материале прописаны факторы, способствующие успеху умственного действия: мотивация учения, условия ученической деятельности, психологический климат.......

Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...